Решение №№ 043/07/3-330/2021 Признать необоснованной жалобу ООО «Юникон-ЗСК» на действия ... от 13 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«13» мая 2021 г.                                                                         № 043/07/3 – 330/2021

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе:

Зам. председателя комиссии:

 

Членов комиссии:

 

в присутствии:

 

при участии посредством ВКС:

 

рассмотрев жалобу ООО «Юникон-ЗСК»,

 

У С Т А Н О В И Л А:    

 

20.04.2021 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Юникон-ЗСК» (далее – Заявитель) на действия Заказчика – «Кировский» ПАО «Т Плюс» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг 9156675 «Внутритрубная диагностика тепловых сетей робототехническим комплексом» для нужд Кировской теплоснабжающей компании филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» в 2021 году (2633116) (номер извещения 32110172491).

Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявитель считает, что закупочная документация содержит нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в части:

 - нарушения принципа равноправия, справедливости, поскольку Техническое задание разработано с учетом получения выгоды определенного подрядчика. Об этом говорит, в том числе требование Заказчика об использовании методов (видов) неразрушающего контроля. Также п. 1.1. и 1.2, п. 2, п. 3 раздела 4, п. 1, п. 1.4 раздела 7 Технического задания учитывают интересы определенного участника, в приложении № 4 к Техническому заданию (таблица № 2) указанное значение погрешности полностью совпадает с соответствующим метрологическим параметром определенного участника закупки.

- требования Технического задания противоречат нормативно-технической документации (ГОСТ, ФНП), а именно: п. 2 и 3 раздела 4 Технического задания  п. 3. 17 ГОСТ Р 58399-2019 и ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования под избыточным давлением», а применение метода магнитного контроля не предусмотрено данным ФНМ.

- в п. 5 раздела 7 Технического задания указано требование к материально техническому обеспечению участника, ограничивающее права других участников.

- требование п. 1.3.2. Раздела 7 Технического задания является избыточным и необоснованным.

Лицам, участвующим в деле, направлено уведомление о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика запрошены необходимые документы по исследуемой закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрение жалобы назначалось на 29.04.2021 года, откладывалось на 13.05.2021 года.  Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.

Заказчик на заседании Комиссии Кировского УФАС России подтвердил письменные пояснения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными на основании следующего:

  1. Заявитель ошибочно полагает, что при формировании закупочной документации Заказчиком нарушены принципы необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки на рынке услуг внутритрубной диагностики.

Заказчик формирует Техническое задание в соответствии с собственными потребностями, которые являются определяющим фактором при установлении им требований к объекту закупки.

  1. Заявитель жалобы ошибочно считает, что требования Технического задания противоречат требованиям нормативно технической документации, в связи с чем необходимо внести соответствующие изменения.

Проведение диагностирования трубопроводов совокупностью методов является требованием Заказчика, которое основывается на п.6 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 №478, а именно:

Необходимость и требования к проведению визуального и измерительного контроля определена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 №535 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила осуществления эксплуатационного контроля металла и продления срока службы основных элементов  котлов и трубопроводов тепловых электростанции» (далее - Приказ Ростехнадзор от 15.12.2020 №535), а также Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 №536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее - Приказ Ростехнадзор от 15.12.2020 №535).

В соответствии с требованиями п.40 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 №535 визуальный и измерительный контроль приводят невооруженным глазом или (и) с применение оптических и иного принципа действия средств и приборов, а так же с использованием измерительных инструментов, мер, калибров, шаблонов и прочих подобных средств.

Таким образом, роботизированные внутритрубные дефектоскопы (приборы), использующие в своем составе телевизионные камеры с функцией измерения, полностью соответствуют требованиям ФНП и обеспечивают проведение визуального и измерительного контроля.

На основании требований ТЗ (пункта 1.1 раздела 4) при обследовании внутренней поверхности участков трубопроводов должно быть выполнено  измерение параметров (длина, ширина, глубина) оптически открытых дефектов сварных соединений.

Данное требование относится к выявлению и измерению параметров оптически открытых дефектов, на поверхности которых отсутствуют отложения, и удаления загрязнений с поверхности контроля не требуется (п.3 раздела 4 ТЗ «Объем работ» содержит сведения о максимальной высоте отложений (до 15мм), при этом, исходя из опыта вскрытия трубопроводов, отложения имеют неравномерную толщину, включая наличие участков без отложения, т.е  оптически открытых.

  1. Участник ошибочно полагает, что заказчиком установлены излишние требования к материально-техническому обеспечению, опыту участника.

Требование пункта 5 раздела 7 технического задания об аттестации персонала на право производства работ с подъемными механизмами предъявляется к тем исполнителям, которые используют при загрузке диагностического робота в трубопровод подъемные механизмы.

Обращает внимание, что данные работы выполняются на глубине более 2 метров от уровня поверхности земли (раскопка тепловых камер). Спуск необходимого оборудования для внутритрубной диагностики на такую глубину без грузоподъемных механизмов не возможен.

Предоставление сведений о верификации работ по ВТД позволит Заказчику оценить фактическую эффективность и достоверность выявления измерения параметров дефектов технологиями ВТД, предлагаемых участниками закупки. Информация о верификации дополняет информацию, зафиксированную при испытаниях в целях утверждения типа средства измерения.

  1. Основной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей  юридических лиц  в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств Заказчика (п.1 ст.1 Закона о закупках).

Заказчик, установив данные требования, действовал в соответствии с Положением о закупках и нормами законодательства, регламентирующими закупки и сферу теплоснабжения, а так же исходил из своих потребностей и специфики закупки.

Кроме того, ООО «ЮНИКОН-ЗСК»  не направил запрос разъяснений оспариваемых положений технического задания, не просил внести изменения в закупочную документация.

Более того, ООО «ЮНИКОН-ЗСК» подал заявку на участие, в которой в технико-коммерческом предложении от 19.04.2021 №02/147 (прилагается) выразил согласие со всеми условиями проекта договора и технического задания; указал, что условия проекта договора и технического задания ими изучены и являются понятыми по всем пунктам, а также обязуются в случае принятия их заявки осуществить выполнение работ в строгом соответствии с техническим заданием и проектом договора.

В адрес закупочной комиссии также представлено письмо (исх. №02/147-1 от 21.04.2021- прилагается)  с просьбой о проведении процедуры переторжки.

Таким образом, Заявитель направил жалобу не  с целью защиты своих нарушенных прав, а с целью создать препятствия Заказчику в осуществлении хозяйственной деятельности, затянуть определение победителя по результатам закупочной процедуры и заключения договора.

Просит признать жалобу необоснованной.

Заслушав доводы Заявителя, Заказчика, исследовав представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

08.04.2021 г. Заказчиком в единой информационной системе опубликовано извещение № 32110172491 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по внутритрубной диагностики тепловых сетей робототехническим комплексом для нужд Кировской теплоснабжающей компании филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» в 2021 году (2633116). Начальная (максимальная) цена договора - 10 074 012,00 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно п. 1.3.2 Раздела 7 Технического задания верификация должна включать полное вскрытие обследованного трубопровода и независимое подтверждение результатов ВТД снаружи сприменением методов неразрушающего контроля.

Согласно п. 5 раздела 7 Технического задания персонал Исполнителя должен быть аттестован на право производства работ с подъмными механизмами в соответствии с требованиями  действующего законодательства - минимальное количество аттестованного персонала ___3__ специалистов (Участник предоставляет копии протоколов/удостоверений аттестованного персонала).

В соответствии с п. 1 раздела 4 Технического задания работы по ВТД проводятся с использованием робототехнического комплекса обеспечивающего возможность диагностирования трубопроводов совокупностью методов (видов) неразрушающего контроля (далее - НК):

- визуальный и измерительный контроль с применением телевизионных камер;

- магнитный метод контроля основного металла труб.

Данные виды методов контроля применяются на основании п. 5 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 N 478 (далее – Приказ).

В силу п. 6 Приказа выбор методов, видов НК или их совокупности, а также технологий, объемов, последовательности и средств НК, осуществляется исходя из условия применения наиболее эффективных методов, видов НК, обеспечивающих выявляемость недопустимых отклонений (дефектов, несоответствий) в каждом случае его проведения. Ответственным лицом за применение конкретных методов, видов контроля является руководитель работ по контролю - руководитель лаборатории (подразделения, осуществляющего НК).

Согласно п. 7 Приказа необходимость применения НК (случаи проведения НК) и используемые при этом методы (виды), объемы, последовательность и средства НК, нормы оценки (критерии технического состояния) определяются с учетом требований к объектам контроля, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, проектной (конструкторской), технической и технологической документацией, с учетом анализа рисков и возможностей, связанных с НК.

При рассмотрении жалобы представители Заказчика указали, что многолетний опыт применения технологии ВТД в филиалах ПАО «Т Плюс» подтверждает эффективность требования о применении указанных в Техническом задании методов контроля. Кроме того, на момент исследований у Заказчика нет потребности в иных методах исследования.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, Заказчик формирует техническое задание Документации в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемых товаров с учетом требований Закона о закупках.

В Документации отсутствует указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара.

Закон о закупках не обязывает заказчика при определении характеристик предмета закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем техническим возможностям участников закупок, не предусматривает ограничения по включению в Документацию требований к техническим характеристикам, оказываемой услуги, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к данным характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Включение в Документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в оказываемой услуги вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.

При этом установление методов неразрушающего контроля, в равной мере применяются ко всем участникам закупки, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребности заказчика.

Требования к опыту выполнения внутритрубного диагностирования установлены с целью выявления подрядной организации, которая обладает наиболее высокой квалификацией и успешным опытом внутритрубного диагностирования. Более опытный исполнитель, ранее успешно выполнявший подобные работы, в т.ч. на более крупных объектах, способен быстро и качественно выполнить задание заказчика. Соответственно, требование к наличию опыта выполнения подобных работ соответствует потребностям заказчика в качественном результате работ и является обоснованным.

В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности.

Таким образом, Документация в части описания объекта закупки составлена Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке.

Довод Заявителя не обоснован.

Кроме того, в соответствии с протоколом заседания комиссии по вскрытию конвертов, поступивших на запрос предложений № 2633116 от 21.04.2021 г. ООО «ЮНИКОН-ЗСК» (Участник 2) подало заявку 20.04.2021 в 14:55:52 на сумму 10 060 311,35 руб.

Реализуя свое право на участие в закупке, ООО «ЮНИКОН-ЗСК», согласившись на условия проведения процедуры, подало соответствующую заявку.

Следовательно, Заявитель, подавая заявку на участие в закупке, выразил свое согласие на оказание услуг в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком в Документации.

Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы Заявителя у Комиссии отсутствует информация о нарушении прав третьих лиц, с учетом того что Заявителем подана заявка на участие в данной закупке, Комиссии не представляется возможным сделать вывод об ограничении права Заявителя на участие в закупке.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Юникон-ЗСК» на действия Заказчика – «Кировский» ПАО «Т Плюс» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме 9156675 «Внутритрубная диагностика тепловых сетей робототехническим комплексом» для нужд Кировской теплоснабжающей компании филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» в 2021 году (2633116) (номер извещения 32110172491).

2. Отменить приостановление заключения договора.

Связанные организации

Связанные организации не указаны