Предупреждение б/н о прекращении действий (бездействия), которые содержат призн... от 3 марта 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Кировское УФАС России) поступило заявление АО «Ново-Вятка» от 05.12.2022 № НВ38-06194 (вх. № 7281 от 08.12.2022) по вопросу нарушения, по мнению заявителя, антимонопольного законодательства Российской Федерации по факту размещения на сайте novo-vyatka.kirv.ru информации о реализуемой продукции с использованием юридического адреса, фирменного наименования заявителя и товарного знака № 765436, правообладателем которого является АО «Ново-Вятка».

Оценив представленные в антимонопольный орган документы и сведения, Кировским УФАС России установлено следующее. 

АО «Ново-Вятка» является правообладателем товарного знака («НОВО ВЯТКА») по свидетельству № 765436, зарегистрированного 03.07.2020 (дата приоритета от 11.06.2019), в отношении товаров и (или) услуг 06, 07, 08, 09, 11, 20, 21, 28 классов МКТУ. Указанный товарный знак представляет собой словесный элемент «НОВО», выполненный белыми заглавными буквами на черном фоне, под словесным элементом «НОВО» размещен словесный элемент «ВЯТКА», выполненный белыми буквами с черным контуром, слева размещено графическое изображение плиты, выполненное в черно-белом цвете.

Вместе с тем, на сайте novo-vyatka.kirv.ru размещено обозначение сходное с товарным знаком «НОВО ВЯТКА», представляющее собой словесный элемент «НОВО», выполненный красными заглавными буквами на черном фоне, под словесным элементом «НОВО» размещен словесный элемент «ВЯТКА», выполненный белыми буквами с черным контуром, слева размещено графическое изображение плиты, выполненное в красном цвете. Также на указанном сайте размещены сведения о юридическом адресе и фирменное наименование АО «Ново-Вятка» (акт осмотра сайта novo-vyatka.kirv.ru от 31.01.2023).

На сайте novo-vyatka.kirv.ru в разделе «Контакты» указаны сведения о юридическом лице – ООО «Вятка Индустрия» (ИНН: 4345510070; КПП: 434501001) и контактные данные (номера телефонов).

Исходя из информации, представленной ПАО «МегаФон», номера телефонов, размещенные на сайте novo-vyatka.kirv.ru, выделены физическому лицу -<…>.

В свою очередь, согласно информации, содержащейся в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Вятка Индустрия», <…> является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (директор), и единственным учредителем ООО «Вятка Индустрия».

В письме б/д б/н (вх. № 742 от 13.02.2023) ООО «Вятка Индустрия» сообщило, что сайт novo-vyatka.kirv.ru был создан для информационной помощи владельцам плит марки «Ново-Вятка» в ремонте и приобретении запасных частей.

В письме б/д б/н (вх. № 1068 от 28.02.2023) <…> сообщил, что он является фактическим владельцем сайта novo-vyatka.kirv.ru, в подтверждение чему представлена копия договора на оказание услуг от 10.03.2019 № 0025548, заключенного между ООО «Интернет-Столица» (Исполнитель) и <…> (Заказчик). Предметом указанного договора является предоставление Исполнителем заказчику по возможности получения доступа к сайту в сети «Интернет» по адресу: novo-vyatka.kirv.ru.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

Критерии отнесения лиц к одной группе установлены пунктами 1 - 9 части 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции» группой лиц признается юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.

Группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект, имеющий единые экономические интересы, на который распространяются запреты и ограничения, связанные с исполнением требований антимонопольного законодательства; понятие юридической аффилированности не требует доказывания того, что участники одной группы формализовали свою деятельность как осуществляемую от имени «единого хозяйствующего субъекта» (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства», Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2016 № 308-ЭС16-1475).

Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» группа лиц рассматривается как один участник рынка.

ООО «Вятка Индустрия» и <…> составляют группу лиц по основанию, указанному в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку <…> является единственным учредителем ООО «Вятка Индустрия», обладающим долей 100% в уставном капитале Общества, и директором ООО «Вятка Индустрия», что подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Вятка Индустрия». Следовательно, <…> является физическим лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа ООО «Вятка Индустрия».

Соответственно, так как ООО «Вятка Индустрия» и <…> входят в одну группу лиц, следовательно, действия каждого из лиц, входящих в такую группу, рассматриваются как действия, направленные на достижение общих экономических интересов всех членов группы.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют антимонопольному органу сделать вывод о том, что поскольку <…>, как лицо, фактически использующее сайт novo-vyatka.kirv.ru, является единственным учредителем и руководителем ООО «Вятка Индустрия», рассматриваемые действия ООО «Вятка Индустрия» были совершены в составе группы лиц по смыслу пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Согласно части 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Понятие конкуренции установлено пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом согласно пункту 4 вышеуказанной статьи Федерального закон «О защите конкуренции» товарный рынок – это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности потребитель может приобрести товар.

В соответствии с п. 9 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса, пункты 7 и 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя.

Статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям пункта 2 статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) в качестве недобросовестной конкуренции предусмотрен всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Кировским УФАС России установлено, что АО «Ново-Вятка» осуществляет хозяйственную деятельность на рынке по реализации запасных частей и комплектующих к бытовым плитам «Ново-Вятка», что подтверждается товарной накладной от 15.09.2022 № 1832 и приходным кассовым ордером от 15.09.2022 № 20.

Разместив на сайте novo-vyatka.kirv.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для потенциальных покупателей коммерческие предложения о продаже товара (запасных частей и комплектующих к бытовым плитам «Ново-Вятка»), ООО «Вятка Индустрия» совершило действия по введению товара в гражданский оборот (Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2015 по делу № 304-КГ15-8874, А67-4453/2014).

Таким образом, АО «Ново-Вятка» и ООО «Вятка Индустрия» являются конкурентами на товарном рынке по реализации запасных частей и комплектующих к бытовым плитам «Ново-Вятка».

Географические границы товарного рынка – Кировская область.

Продуктовые границы товарного рынка – реализация запасных частей и комплектующих к бытовым плитам «Ново-Вятка».

Действия ООО «Вятка Индустрия» по размещению на сайте novo-vyatka.kirv.ru обозначения «НОВО ВЯТКА», сходного с товарным знаком № 765436, правообладателем которого является АО «Ново-Вятка», фирменного наименования заявителя и сведений о юридическом адресе АО «Ново-Вятка» способны оказать влияние на состояние конкуренции за счет перераспределения спроса на товарном рынке по реализации запасных частей и комплектующих к бытовым плитам «Ново-Вятка» путем оттока потребителей от деятельности конкурента – АО «Ново-Вятка». Рассматриваемые действия ООО «Вятка Индустрия» способны причинить убытки и (или) нанести вред деловой репутации заявителя в случае реализации товара, не отвечающего заявленным характеристикам.

Поведение ООО «Вятка Индустрия» имеет целью получение необоснованных преимуществ перед другим хозяйствующим субъектом – конкурентом (АО «Ново-Вятка») при осуществлении хозяйственной деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами и противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Действия ООО «Вятка Индустрия» по размещению на сайте novo-vyatka.kirv.ru перечня реализуемых товаров (запасных частей и комплектующих к бытовым плитам «Ново-Вятка») с использованием обозначения «НОВО-ВЯТКА», сходного с товарным знаком № 765436 («НОВО ВЯТКА»), правообладателем которого является АО «Ново-Вятка», фирменного наименования заявителя и сведений о юридическом адресе заявителя позволили (могли позволить) Обществу получить необоснованное преимущество при осуществлении коммерческой деятельности, поскольку в результате такого использования у потребителей может создаться впечатление, что организация-продавец (ООО «Вятка Индустрия») является официальным дистрибьютором (дилером) продукции, в то время как это не соответствует действительности.

Рассматриваемые действия ООО «Вятка Индустрия» противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, имеют целью получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счет деловой репутации АО «Ново Вятка» в виде привлечения клиентов (покупателей) конкурента, что приводит (может привести) к перераспределению спроса на соответствующем товарном рынке, причиняет (может причинить) убытки АО «Ново-Вятка» и наносит (может нанести) вред деловой репутации заявителя.

Таким образом, в действиях ООО «Вятка Индустрия» усматриваются признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2, статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Частью 2 указанной статьи Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В Кировское УФАС России не представлены документы, свидетельствующие о прекращении нарушения.

С учетом изложенного и на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает ООО «Вятка Индустрия» (ИНН: 4345510070; ОГРН: 1214300003587; юридический адрес: 610008, Кировская область, г. Киров, тер. Слобода Сошени, ул. Трактовая, д. 4, этаж 3, офис 25) о необходимости прекращения в десятидневный срок с момента получения настоящего предупреждения указанных действий путем:

- прекращения размещения на сайте novo-vyatka.kirv.ru обозначения «НОВО-ВЯТКА», сходного с товарным знаком № 765436 («НОВО ВЯТКА»), правообладателем которого является АО «Ново-Вятка», фирменного наименования АО «Ново-Вятка» и сведений о юридическом адресе АО «Ново-Вятка».

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В силу части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с положениями части 7 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны