Решение б/н 1. Признать необоснованной жалобу ООО «Горизонт» на действия... от 26 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

«26» октября 2021 г.                                                    № 043/07/3 – 889/2021

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе:

Зам. председателя комиссии:

Мищихиной И.А. – зам. руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России;

Членов комиссии:

Беликовой Н.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;

Рожковой М.А. – ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;

в присутствии (ВКС):

Золотаревой Е.В., Логиновских П.И., Полушина М.В. – представителей Кировского филиала ПАО «Т Плюс», по доверенностям,

рассмотрев жалобу ООО «Горизонт»,

 

У С Т А Н О В И Л А:    

 

07.10.2021 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Горизонт» (далее – Заявитель) на действия Заказчика – «Кировский»  филиал ПАО «Т Плюс» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на уборку помещений для нужд филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» в 2022-2024 годах (номер извещения 32110659171).

Заявитель считает, что Заказчиком указаны противоречивые нормы технического задания и требования к исполнителю, а также отсутствует исчерпывающий перечень копий документов, необходимых для признания участника закупки соответствующим требованиям документации.

 Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

          Лицам, участвующим в деле, направлено уведомление о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика запрошены необходимые документы по исследуемой закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрение жалобы назначалось на 18.10.2021, откладывалось на 22.10.2021 года, на 26.10.2021 года. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.

В жалобе Заявитель указывает, что противоречивые требования конкурсной документации между приложениями № 1 и № 3 к документации в части установления требований к квалификации и численности работников, достаточных для исполнения договора, а также отсутствие в разделе 7 технического задания документации о закупке перечня документов, которые обязан предоставить участник, нарушают требования Закона о закупках и вводят участников закупки в заблуждение. Заявитель просит провести проверку действий Заказчика и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении конкурса в электронной форме не признали, указав на необоснованность доводов заявителя: Требования установлены не к участникам, а к лицу, который непосредственно будет оказывать услуги по договору – к Исполнителю, и необходимы для оказания услуг; во исполнение требований Закона о закупках приложение № 3 документации о закупке (Требования к Участникам закупки (заявке на участие в закупке)) не содержит требований к участникам закупки в части квалификации; пунктом 7 раздела 8 Технического задания установлено, что лицо, с которым заключается договор, обязано предоставить Заказчику копии подтверждающих документов в соответствии с Разделом 7 "Требования к Исполнителю" Технического задания в течение 10 календарных дней после размещения результатов конкурентной закупки в единой информационной системе в сфере закупок; Положения документации о закупке сформированы во исполнение требований Закона о закупках (ч. 19.1., ч. 19.2., ч.19.3. статьи 3.4.). Данные требования установлены не к участникам, а к Исполнителю – лицу, с которым заключается договор. Установленные требования разграничены в отношении участника и Исполнителя по договору и не противоречат друг другу. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что требование документации о закупке о предоставлении Исполнителем (лицом, с которым заключается договор) копий документов, подтверждающих соответствие требованиям Технического задания, влечет ограничение количества участников закупки.  Согласно п. 1.4.6.4 документации о закупке у потенциальных участников есть право обращаться к Организатору закупки с запросами о разъяснении извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке в письменной форме либо в электронном виде, а также просьбой о внесении изменений в документацию о закупке в части продления установленного срока подачи заявок на участие в закупке, однако, ООО «Горизонт» данным правом не воспользовалось. Подача же Заявителем жалобы в этой связи представляется намеренным созданием Заказчику препятствий в осуществлении им хозяйственной деятельности.

Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы после её отложения, на заседание комиссии не явился, дополнительных доводов не направлял.

Изучив доводы Заявителя, пояснения Заказчика, исследовав представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках (или) порядка подготовки и (или) осуществление закупки, содержащегося в подтвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На основании части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчиком 21.09.2021 года на электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» www.roseltorg.ru, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32110659171 о проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на уборку помещений для нужд филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» в 2022-2024 годах. Копия извещения опубликована на сайте ПАО «Т Плюс» www.tplusgroup.ru «Закупки» в разделе «Закупки ЕЭТП». Срок приема предложений до 14-00 (МСК) 11.10.2021 года (06.10.2021 года продлен по запросу потенциальных участников). Уведомление о продлении срока приема предложений было опубликовано на ЭТП Росэлторг и Единой информационной системе.

Заказчик - ПАО «Т Плюс» в своей деятельности руководствуется Положением о закупках ПАО «Т Плюс» (далее – Положение о закупках), которое регламентирует проведение закупок различными способами, в т.ч. способом «открытый конкурс». Указанное Положение о закупках утверждено и размещено в Единой информационной системе (далее – ЕИС).

Закупка «Уборка помещений» для нужд филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» в 2022-2024 годах утверждена способом «открытый конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства».

Открытый конкурс проводился на основании разрешения ЗК Филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» (Протокол ЗК от 20.09.2021 года №50300-18-20/045).

Требования к участникам закупки определены п.6 Технического задания документации, а также в Приложении № 3 к Документации.

Согласно Приложению № 1 к Документации, указаны требования к исполнителю, а именно: требование о количестве сотрудников, привлекаемых к оказанию услуг по предмету закупки (п. 2 раздела 8 Требование к Исполнителю) не менее 107 чел., в том числе привлекаемых на 8 часовой рабочий день не менее 105 человек; требование к квалификации сотрудников исполнителя.

          Согласно Приложению № 3 к Документации Заказчиком установлены требования к квалификации участника, а именно: НЕ ТРЕБУЕТСЯ сертификатов, допусков специалистов. Документы требуются для исполнения договора (копия, заверенная участником). То есть требования к квалификации отсутствуют.

         Пунктом 1 Технического задания конкурсной документации определено, что предоставление услуг и работ по обеспечению и непосредственному выполнению комплексной уборки внутренних помещений в административных зданиях, производственных помещений и прилегающей (закрепленной) территории в соответствии с ГОСТ Р 51870-2014, ГОСТ 58394-2019, ГОСТ 57582-2017, Методическими рекомендациями MP 3.1/2.2.0172/5-20 "Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 20 апреля 2020г.), а также другими нормативными актами РФ.

         Согласно п. 7 раздела 8 Технического задания установлено, что в течение 10 календарных дней после размещения результатов конкурентной закупки в ЕИС, лицо, с которым заключается договор обязано представить Заказчику копии подтверждающих документов в соответствии с разделом 7 «Требования к Исполнителю» Технического задания. Непредставление копий документов в сроки, указанные в документации о конкурентной закупке являются основанием для признания лица с которым заключается договор, уклонившимся от заключения договора в соответствии с пп. «д» пункта 5.9.8 Инструкции (Приложение № 2  к Положению о закупках).

По доводу Заявителя о том, что приложения № 1 и № 3 к документации противоречат друг другу в части установления требований к квалификации и численности работников, достаточных для исполнения договора, Комиссия установила следующее.

Разделом 8 Технического задания установлены требования к Исполнителю, в частности:

1. Персонал Исполнителя должен быть обучен по охране труда в соответствии с «Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утверждённым постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29, мерам пожарной безопасности в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденным приказом МЧС РФ от 12.12. 2007 г. № 645, пройти проверку знаний и иметь соответствующие удостоверения;

2. Количество сотрудников, привлекаемых к оказанию услуг по предмету закупки, за исключением управляющего персонала, не менее 107 человека, в том числе привлекаемых на 8 часовой рабочий день не менее 105 человек.

3. Для оказания услуг по уборке внутренних помещений в административных зданиях, производственных помещений Исполнитель должен иметь кадровые ресурсы, поименованные данным пунктом.

В ходе заседания Комиссии, представители Заказчика пояснили, что требования о наличии у работников допуска по электробезопасности основаны на пункте 8.5 ГОСТ Р 51870-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия", согласно которому при эксплуатации электрооборудования должны быть соблюдены требования электробезопасности согласно ГОСТ 27570.0, а также положения законодательства в области охраны труда и техники безопасности, в т.ч. правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.

Наличие требования по группе электробезопасности не ниже I обусловлено требованиями Приказа Минтруда России от 15.12.2020 № 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», п.2. Приложения №1: «Группа I по электробезопасности распространяется на неэлектротехнический персонал (не относящийся к электротехническому и электротехнологическому персоналу)».

        Также п. 7 раздела 8 Технического задания установлено, что в течение 10 календарных дней после размещения результатов конкурентной закупки в ЕИС, лицо, с которым заключается договор обязано представить Заказчику копии подтверждающих документов в соответствии с разделом 7 «Требования к Исполнителю» Технического задания. Непредставление копий документов в сроки, указанные в документации о конкурентной закупке являются основанием для признания лица с которым заключается договор, уклонившимся от заключения договора в соответствии с пп. «д» пункта 5.9.8 Инструкции (Приложение № 2  к Положению о закупках).

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Кировского УФАС России отмечает, что требования, определенные приложениями № 1 и № 3 Документации, установлены не к участникам закупки, а к исполнителю – лицу, с которым заключается договор, в связи с чем, данный довод заявителя Комиссия признает несостоятельным.

По доводу заявителя о том, что в разделе 7 Технического задания документации о закупке отсутствует перечень документов, которые обязан предоставить участник закупки, Комиссия установила следующее.

Пунктом 7 раздела 8 Технического задания конкурсной документации установлено, что для подтверждения соответствия Исполнителя требованиям технического задания исполнителю необходимо предоставить копии подтверждающих документов (соответствующие удостоверения, приказы, протоколы, справки о кадровых ресурсах, об обеспеченности МТР и пр.) до заключения договора. В течение 10 календарных дней после размещения результатов конкурентной закупки в единой информационной системе в сфере закупок, лицо с которым заключается договор, обязано предоставить Заказчику копии подтверждающих документов в соответствии с Разделом 7 "Требования к Исполнителю" Технического задания. Не предоставление копий подтверждающих документов в сроки указанные в документации о конкурентной закупке, является основанием для признания лица, с которым заключается договор, уклонившимся от заключения договора в соответствии с подпунктом «д» пункта 5.9.8. инструкции (приложение №2 к Положению о закупках ПАО «Т Плюс») и направления в антимонопольный орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и осуществляющий ведение реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), сведений об участнике закупки, уклонившимся от заключения договора.

Таким образом, требования, установленные подпунктом 7 раздела 8 Технического задания конкурсной документации относятся к лицу, с которым заключается договор, а не к потенциальному участнику закупки.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно пункту 1.4.6.4 конкурсной документации участники закупки в праве обращаться к Организатору закупки с запросами о разъяснении извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке в письменной форме либо в электронном виде, а также просьбой о внесении изменений в документацию о закупке в части продления установленного срока подачи заявок на участие в закупке, однако, заявитель данным правом не воспользовался.

Кроме того, Заявитель на заседании Комиссии явку полномочного представителя не обеспечил, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своих доводов, не представил, а также не подтвердил подачу заявки на участие в данном конкурсе, а следовательно и наличие правовых оснований для обжалования требований, предъявляемых заказчиком к исполнителю договора, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.

 На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Горизонт» на действия Заказчика – «Кировский»  филиал ПАО «Т Плюс» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на уборку помещений для нужд филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» в 2022-2024 годах (номер извещения 32110659171).

 2. Отменить приостановление заключения договора.

Связанные организации

Связанные организации не указаны