Решение (комиссия) №043/10/18.1-1153/2023 1. Признать необоснованной жалобу ООО «Облбытгаз» на действи... от 21 ноября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

21.11.2023                                                                                                       № 043/10/18.1-1153/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России,

членов Комиссии:

<...>. – начальника отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,

<...>. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,

с участием:

<...>. – представителя НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» по доверенности от 31.05.2023 № 19,

<...> – представителя ООО «Облбытгаз» по доверенности от 01.07.2022,

рассмотрев жалобу ООО «Облбытгаз» № 043/10/18.1-1153/2023 (далее – Заявитель, Общество) по признакам нарушения Организатором торгов – НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (далее – Организатор торгов, Фонд) порядка организации аукциона в электронной форме на оказание услуг по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (номер извещения 204050000012301121 на сайте zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион),

У С Т А Н О В И Л А:

В Кировское УФАС России 01.11.2023 поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации аукциона в электронной форме.

По мнению заявителя, Организатором торгов допущены следующие нарушения:

1) положение технического задания (далее - ТЗ), которое входит состав аукционной документации, о том, что подрядчику необходимо получить технические условия у заказчика противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», поскольку Фонд не является лицом, правомочным выдавать технические условия подключения (технологического присоединения), указанные технические условия не приложены к закупочной документации;

2) в аукционной документации Фондом рекомендуется согласовать проектную документацию на соответствие выданным техническим условиям, в то же время п. 16, п. 15 Технического задания и п. 2.2 проекта договора содержат императивное условие о необходимости согласования и соответствия разработанного проекта рекомендациям и замечаниям согласующих лиц и инстанций, что противоречит ч. 16 ст. 48 ГрК РФ;

3) положением п. 13 Технического задания о том, что подрядчик в случае наличия нескольких вариантов проектных решений по определенному строительному элементу МКД, должен согласовать их с заказчиком, не определяется, кто должен выявлять возможность разработки нескольких вариантов проектных решений, не установлены условия и критерии, на основании которых заказчик согласовывает либо не согласовывает вариант проектного решения.

Заявитель просит рассмотреть жалобу, выдать предписание об устранении допущенных нарушений, привлечь виновных лиц к ответственности.

Рассмотрение антимонопольным органом жалобы на нарушение процедуры торгов осуществляется в соответствии и в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Рассмотрение жалобы было назначено на 10.11.2023 в 10 час. 36 мин. Кировским УФАС России в адрес Заявителя, Организатора торгов направлено уведомление о рассмотрении жалобы.

У Организатора торгов истребованы письменные пояснения по доводам жалобы с приложением подтверждающих документов.

В своих письменных пояснениях Организатор торгов сообщил, что согласно ст. 52.1 ГрК РФ при исполнении договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с региональным оператором, должны использоваться технические условия подключения (технологического присоединения) для определения максимальной нагрузки и сроков подключения, Фондом заблаговременно запрошены технические условия у газораспределительной организации и при заключении договора Фонд передаст их подрядной организации, условие о согласовании технических условий с газораспределительной организацией имеет рекомендательный характер, а наличие технических условий подключения (технологического присоединения) газораспределительной организации, исключает необходимость, предусмотренную техническим заданием, о согласовании с Организатором торгов проектных решений, в случае наличия нескольких вариантов их исполнения.

Фонд извещен о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, явку представителей не обеспечил.

Присутствовавший на заседании Комиссии представитель Заявителя доводы жалобы поддержал, просил признать ее обоснованной и выдать Организатору торгов предписание.

В связи с необходимостью получения дополнительных пояснений и документов от Организатора торов, рассмотрение жалобы было отложено на 21.11.2023 в 10 час. 36 мин.

У Фонда запрошены следующие сведения и документы:

- документы, подтверждающие наличие у Организатора торгов технических условий подключения (технического присоединения) на момент проведения Аукциона;

- пояснения о наличии расхождения положений п. 13 и 15 ТЗ в части согласования проектной документации на соответствие выданным техническим условиям;

- пояснения о том, как технические условия исключают наличие нескольких вариантов проектных решений;

- содержат ли технические условия проектное решение (представить выписку из технических условий).

На заседании Комиссии Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Фонда на заседании Комиссии представил письменные пояснения и запрошенные документы, а также устно пояснил, что в техническом задании указаны технические условия на капитальный ремонт системы газоснабжения в многоквартирном доме, выданные АО «Газпром газораспредление Киров», расхождения между п. 13 и 15 технического задания отсутствуют, т.к. согласование проектной документации относится к случаям необходимости замены вводно-распределительного устройства системы электроснабжения, системы горячего водоснабжения и системы теплоснабжения. Технические условия не исключают наличие нескольких проектных решений, а задают необходимые инженерно-технические требования для разработки проектной и сметной документации с целью обеспечения необходимых условий по обеспечению безопасного и качественного функционирования системы газоснабжения. Если проектная организация имеет два варианта разработки проектно-сметной документации, заказчик должен согласовать тот или иной вариант.

Представитель Фонда просил признать жалобу необоснованной.

Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав доводы представителей Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

Организатором торгов 28.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (Киров г).

Наименование электронной площадки - АО «Сбербанк-АСТ».

Адрес электронной площадки в сети «Интернет» - http://www.sberbank-ast.ru.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 07.11.2023 11:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок – 10.11.2023.

Дата проведения электронного аукциона – 13.11.2023.

Виды работ в соответствии с ч.1 ст. 166 Жилищного кодекса - 1 Ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 180 и ч. 5 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для реализации вышеуказанных норм жилищного законодательства Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Положение № 615).

Абзацем 6 пункта 78.1 Положения № 615 определено, что оказание услуг и (или) выполнение работ осуществляются в соответствии с техническим заданием на оказание услуг и (или) выполнение работ, содержащим требования к оказанию услуг и (или) выполнению работ по оценке технического состояния многоквартирного дома или конструктивных элементов лифтовой шахты, по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов или ремонт (замену, модернизацию) лифтов, по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов или ремонту (замене, модернизации) лифтов, а также к установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности составу заключения по итогам оценки технического состояния общего имущества многоквартирного дома или конструктивных элементов лифтовой шахты, проектной и сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов или ремонт (замену, модернизацию) лифтов.

Разделом XII аукционной документации является Техническое задание на оказание услуг по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Пункт 13 Технического задания устанавливает качественные и количественные характеристики оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Подпунктом 3 п. 13 «Инженерно-конструктивная часть» установлено требование дополнительно при разработке проектной документации газоснабжения (в случае, если это предусмотрено приложением № 1 к техническому заданию) получить технические условия у заказчика.

Комиссия, изучив представленные Организатором торгов документы: письмо Фонда в АО «Газпром газораспределение Киров» о выдаче технических условий для разработки проектно-сметной документации ремонта сетей газоснабжения по программе капитального ремонта с указанием адресов многоквартирных домов, в том числе по адресам, указанным в разделе X аукционной документации, а также технические условия на капитальный ремонт системы газоснабжения в многоквартирных домах, пришла к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее - сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные особенности не применяются в случаях технологического присоединения объектов электроэнергетики к электрическим сетям.

В силу с ч. 2 ст. 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемые в целях архитектурно-строительного проектирования (далее - технические условия), определяются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - правила подключения (технологического присоединения), и являются обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - договоры о подключении (технологическом присоединении), заключаемым лицом, указанным в части 5 или 6 настоящей статьи, с лицом, владеющим соответствующей сетью на праве собственности или ином законном основании (далее - правообладатель сети инженерно-технического обеспечения).

Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее - Правила № 1547), определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения.

Согласно пункту 41 Правил № 1547, исполнитель определяет технические условия: а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения; б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения; в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

В понятии Правил № 1547 "Исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов (абзац 8 пункта 2 Правил № 1547).

Предусмотренные Техническим заданием технические условия от 31.03.2023 на капитальный ремонт системы газоснабжения в многоквартирных домах выданы Фонду газораспределительной организацией АО «Газпром газораспределение Киров», имеют срок действия 3 года, предусматривают инженерно-технические требования к проведению капитального ремонта систем газоснабжения существующих многоквартирных домов, газифицированных природным газом, и не являются техническими условиями подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, представленными материалами подтверждается пояснение Организатора торгов о наличии у него на дату проведения торгов рассматриваемых технических условий, предусмотренных Техническим заданием.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода о противоречии установленной Техническим заданием необходимости получить технические условия у заказчика положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Кроме того, Положением № 615 обязанность Организатора торгов прилагать к аукционной документации указанные технические условия не предусмотрена. В связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Относительно довода Заявителя об установлении в аукционной документации требования о согласовании проектной документации Комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 16 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Кодексом, не допускается.

Подпунктом 3 п. 13 «Инженерно-конструктивная часть» Технического задания установлено, что дополнительно при разработке проектной документации газоснабжения (в случае, если это предусмотрено приложением № 1 к техническому заданию) рекомендуется согласовать проектную документацию на соответствие выданным техническим условиям с газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которым планируется подключение.

Пунктом 15 «Особые условия при оказании услуг и (или) выполнении работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» Технического задания среди прочего установлено, что в случае необходимости замены вводно-распределительного устройства системы электроснабжения, системы горячего водоснабжения, системы теплоснабжения – получить технические условия в ресурсоснабжающей организации.

Согласовать проектную документацию на соответствие выданным техническим условиям (в том числе выданным Заказчику).

Подпунктом 1 п. 16 «Требования к выполнению работ, безопасности выполнения работ и безопасности результатов работ» Технического задания предусмотрено, что проектная документация, являющаяся результатом выполнения работ по настоящему Договору, должна соответствовать техническим, экономическим и другим требованиям СП, ТУ, СНиП, ГОСТ и других действующих нормативных актов Российской Федерации и Кировской области, рекомендациям и замечаниям согласующих лиц и инстанций, а также указаниям Заказчика, условиям настоящего Договора в части состава, содержания и оформления проектной документации, включая техническое заключение и сметную документацию.

Разделом XIV аукционной документации является Проект договора на оказание услуг по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Согласно п. 2.2 указанного Проекта договора проектная документация разрабатывается Подрядчиком на основании Технического задания, Технической политикой некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» в области проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, которые могут финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (утверждена распоряжением министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 9 от 05.02.2019), которыми определяются содержание, объем и порядок выполнения работ.

Проектная документация, являющаяся результатом выполнения работ по настоящему Договору, должна соответствовать техническим, экономическим и другим требованиям Технического задания, ТУ, СНиП и других действующих нормативных актов Российской Федерации и Кировской области, рекомендациям и замечаниям согласующих лиц и инстанций, а также указаниям Заказчика, условиям настоящего Договора в части состава, содержания и оформления проектной документации, включая техническое заключение и сметную документацию.

Подрядчик выполняет работы в соответствии с техническими, экономическими, экологическими и иными требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к данным работам, техническим заданием (Приложение № 1), требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области строительства, технических регламентов, СП, СНиП, ГОСТ и иным нормативным правовым и техническим актам РФ, условиям Договора, в части состава, объема, содержания и оформления результатов работ.

Из вышеназванных положений следует, что согласование проектной документации на соответствие выданным техническим условиям с газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которым планируется подключение, установленное п. 13 Технического задания, носит рекомендательный характер. Согласование проектной документации, установленное п. 16 Технического задания, относится к случаям необходимости замены вводно-распределительных устройств иных систем многоквартирного дома. Обязанность такого согласования не следует ни из пп. 1 п. 16 Технического задания, ни из п. 2.2 Проекта договора.

Проанализировав указанные положения аукционной документации, в том числе в их взаимосвязи, пояснения Организатора торгов, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в положениях аукционной документации нарушения ч. 16 ст. 48 ГрК РФ. Данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

Пунктом 13 Технического задания установлено, что в случае наличия нескольких вариантов проектных решений по определённому строительному элементу МКД, проектное решение согласовывается с заказчиком.

Довод заявителя о том, что заказчик в аукционной документации не указывает кто должен выявлять возможность разработки нескольких вариантов проектных решений, не указаны условия и критерии, на основании которых заказчик согласовывает тот или иной вариант проектного решения, какие именно вариантные разработки ему понадобятся, Комиссия находит необоснованным, поскольку заказчик в данном пункте аукционной документации не устанавливает условие о разработке более одного варианта проектного решения по определенному строительному элементу конкретного многоквартирного дома в качестве обязательного.

Более того, как следует из пояснений Фонда, заказчик должен согласовать тот или иной вариант проектно-сметной документации лишь в том случае, если проектная организация имеет два ее варианта.

Пунктом 140 Положения № 615 предусмотрено, что подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций, вправе направить оператору электронной площадки, на которой планируется проведение электронного аукциона, запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе. Таким образом, при наличии сомнений Заявитель вправе обратиться к Фонду с запросом о предоставлении разъяснений положений документации относительно доводов, изложенных в жалобе. В отношении рассматриваемых доводов Заявитель к Организатору торгов не обращался.

Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства, а также сослаться на нормы права, которые нарушены Организатором торгов. Как следует из материалов дела, Заявителем документов, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Организатора торгов нарушений действующего законодательства Российской Федерации помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

Оценив представленные материалы, комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях Организатора торгов нарушений порядка организации и проведения торгов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, частью 1 статьи 23, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Облбытгаз» на действия Организатора торгов – НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» при организации аукциона в электронной форме на оказание услуг по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (номер извещения 204050000012301121 на сайте zakupki.gov.ru).

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

Заместитель председателя комиссии <...>

Члены комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны