Решение б/н 1. Признать ненадлежащей рекламную информацию с заголовком: ... от 13 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е:

по делу № 043/05/8-106/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2022 года                                 

В полном объеме решение изготовлено 13  мая 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>,

<…>,

рассмотрев материалы дела № 043/05/8-106/2022, возбужденного в отношении:

- <…>;

- <…>,

в присутствии:

 - <…>;

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление физического лица <…> по вопросу распространения на Интернет - странице https:// <…>/ рекламной информации с заголовком: «6 тысяч пробников духов: как не ошибиться в выборе парфюма и сэкономить на покупке», содержащей, по мнению заявителя, нарушение рекламного законодательства.

Из информации, размещенной на сайте https:// <…>/, следует, что учредителем СМИ «www.gorodkirov.ru» является ООО «Фогран». ООО «Фогран»  в письме от 28.12.2021  сообщило, что в соответствии с п. 1.3. Устава редакции средства массовой информации сетевого издания «WWW.GORODKIROV.RU» от 02.11.2021 г. редакцией СМИ является <…>,  который заключает договоры на размещение материалов.

Определением от 11.02.2022 было возбуждено дело № 043/05/8-106/2022 в отношении <…> по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 10.03.2022.

В рекламной статье с заголовком: «6 тысяч пробников духов: как не ошибиться в выборе парфюма и сэкономить на покупке», размещенной на Интернет - странице https:// <…>/, указан абонентский номер 8-<…>. Кировским УФАС было установлено, что абонентский номер 8-<…> выделен ООО «НОВОСИСТЕМ»  по агентскому договору <…>, заключенному с ПАО «Ростелеком» <…>. ООО «НОВОСИСТЕМ» в письме <…> сообщило, что указанный абонентский номер принадлежит с 25.01.2018 по настоящее время <…>.

Определением от 10.03.2022 рассмотрение дела было отложено на 25.04.2022 в связи с необходимостью привлечения к рассмотрению дела № 043/05/8-106/2022 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, <…>.

На заседании Комиссии 25.04.2022 г. <…> поддержал позицию по рассматриваемому делу, представленную письмом <…>.

<…>, уведомленный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела № 043/05/8-106/2022, на заседании Комиссии не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял, письмом <…> представил запрошенные определением документы.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Спорная информация содержит все юридически значимые признаки рекламы, поскольку такая информация:

- распространена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на Интернет - странице https:// <…>/;

- адресована неопределенному кругу лиц, т.е. тем лицам (потребителям), которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (интернет-магазину «АллюрПарфюм» и реализуемой в нем продукции). 

Как следует из ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недостоверной рекламой согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федеральный закон «О рекламе» является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Как разъяснено в пункте 29 Постановления N 58, при решении вопроса о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре, его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Рассматриваемая реклама содержит в том числе следующую информацию: «У многих из нас есть свои любимые ароматы, но найти идеальный парфюм не так-то просто. Что делать, если не хочется часами бродить по магазину и разочароваться, рассказала наша читательница Екатерина...«Поделилась с коллегой историей о неудачной покупке, а она мне рассказала про интернет-магазин «АллюрПарфюм». Я зашла на сайт и не поверила своим глазам…«АллюрПарфюм» - просто находка для любителей парфюмерии! Лучший помощник в выборе аромата!».

При этом, в реклама не приведен критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что фраза «АллюрПарфюм» - просто находка для любителей парфюмерии! Лучший помощник в выборе аромата!»  представляет собой выражение субъективного мнения и взгляда потребителя о деятельности интернет -магазина «АллюрПарфюм». Указанные в рекламной статье суждения являются оценочными и выражают мнение потребителя.

В связи с чем,  Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в вышеуказанной рекламе нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О рекламе», в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Исходя из информации, распространенной на Интернет - странице https:// <…>/ сведения о продавце не указаны.

В силу части 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Аналогичное определения продажи товаров дистанционным способом даны в статье 26.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Продажа рекламируемого товара осуществляется дистанционным способом (посредством интернет - магазина «АллюрПарфюм» по адресу https:// <…>/).

В данном случае ознакомление потребителем с предложенными продавцом товарами происходит посредством изучения каталогов и фотоснимков, исключается возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора Решение о выборе конкретного товара из представленного ассортимента и совершении покупки покупатель принимает до оформления заказа, его доставки и оплаты.

Соответственно, рассматриваемая информация является рекламой товаров при дистанционном способе продажи.

В спорной рекламе, распространенной на Интернет - странице https:// <…>/, отсутствуют сведения о продавце, реализующем свои товары дистанционным способом, а именно не указаны фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что нарушает требования ст. 8 Федерального закона «О рекламе».

 В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований законодательства РФ о рекламе по статье 8 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из представленных в материалы дела документов и сведений, следует, что спорная рекламная информация была размещена по заявке <…> от 17.09.2021, направленной в адрес <…>, в рамках договора <…>. По указанному договору исполнитель <…> по заявлению заказчика <…> публикует рекламные и/или информационные материалы на своих онлайн-ресурсах.

Фактическое исполнение договора <…> подтверждается счетом <…>, актом <…>, платежным поручением <…>.

Таким образом, Комиссией Кировского УФАС России установлено, что рекламодателем спорной рекламы является <…>, а рекламораспространителем <…>, которые несут ответственность за нарушение требований ст. 8 Федерального закона «О рекламе».

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила).

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, на момент вынесения решения доказательств устранения нарушения требований ст. 8 Закона о рекламе <…> представлено не было.

В связи с чем, Комиссия считает целесообразным выдать <…> предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <…> и  <…>.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламную информацию с заголовком: «6 тысяч пробников духов: как не ошибиться в выборе парфюма и сэкономить на покупке» размещенной на Интернет - странице https:// <…>/, так как она противоречит требованиям статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать <…> предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <…> и  <…>.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           

Связанные организации

Связанные организации не указаны