Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела от 22 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 043/01/10-1134/2021

 

от «22» сентября 2022 года                                                                                       г. Киров

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела № о 043/01/10-1134/2021нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;

Членов комиссии:

главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий;

В присутствии представителей ответчика:

представителей заявителя:

 

Рассмотрев дело № 043/01/10-1134/2021 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889, 105005, Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б) в лице Жилищной коммунальной службы № 15 (г. Сарапул) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Центральному военному округу) (далее - ЖКС № 15) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,   выразившегося в установлении ЖКС № 15 монопольно высокой стоимости 1 Гкал тепловой энергии для Научно-исследовательского центра (войсковая часть 23527, г. Киров) 48 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации (далее - 48 ЦНИИ) на 2 полугодие 2021 года,

Руководствуясь статьей  48.1  Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

48 ЦНИИ обратился в Кировское УФАС России с заявлением от 30.09.2021 № 3109 (вх.№ 6241 от 30.09.2021) об установлении ЖКС № 15 высокой стоимости 1 Гкал тепловой энергии на 2021 год.

В ходе рассмотрения заявления в действиях ЖКС № 15 установлены признаки нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом от 27.12.2021 г. № 80 возбуждено дело № 043/01/10-1134/2021 по признакам нарушения ЖКС № 15 п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела № 043/01/10-1134/2021 определениями об отложении рассмотрения дела от 09.02.2022 (исх. № 550/02 от 14.02.2022), от 04.03.2022 (исх. № 923/02 от 10.03.2022), от 27.04.2022 (исх. № 1928/02 от 04.05.2022), от 26.05.2022 (исх. № 2215/02 от 31.05.2022), от 29.06.2022 (исх. № 2719/02 от 04.07.202) у сторон были запрошены необходимые документы и информация.

Документы и информация, полученные антимонопольным органом, приобщены к материалам дела.

Комиссией Кировского УФАС России было установлено следующее.

На территории военного городка № 51 по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, 119 расположена котельная № 500. Предназначение указанной котельной – производство технологического пара для нужд объектов 48 ЦНИИ.

Оперативное управление и эксплуатацию котельной № 500 осуществляет ЖКС № 15. 

В соответствии с п. 5(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075), соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с настоящим документом и Правилами регулирования цен (тарифов), определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

а) цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, в отношении теплопотребляющих установок потребителей, потребляющих тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара;

б) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

в) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или на ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) на ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Указанные в п. 5 (1) цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с 01.01.2019 г.

Котельная № 500 ЖКС № 15 соответствует условиям, предусмотренным пп. в п. 5(1) Основ ценообразования № 1075 и, соответственно, с 01.01.2019 г. исключена из перечня котельных, производство тепловой энергии на которых подлежит государственному регулированию в части установления тарифов.

Таким образом, до 01.01.2019 г. тарифы на тепловую энергию в паре, поставляемую котельной № 500 ЖКС № 15 в адрес 48 ЦНИИ, подлежали государственному регулированию и были установлены решением правления РСТ Кировской области от 27.02.2018 № 6/3-тэ-2018. С 01.01.2019 г. указанные тарифы являются нерегулируемыми и устанавливаются хозяйствующим субъектом самостоятельно.

В рамках антимонопольного регулирования Кировское УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги) в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

По результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг по отпуску тепловой энергии в паре от котельной № 500 ЖКС № 15 для 48 ЦНИИ доминирующее положение с долей 100% занимает ЖКС № 15 в границах присоединенных сетей.

Следовательно, на ЖКС № 15 распространяются запреты, установленные п.1. ч.1. ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В связи с тем, что хозяйствующие субъекты на рынке услуг по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем занимают доминирующее положение с долей 100 % в границах расположения технологической инфраструктуры (своих сетей), находящиеся в состоянии конкуренции сопоставимые товарные рынки с товарным рынком услуг по отпуску тепловой энергии в паре в границах присоединенных сетей котельной № 500 ЖКС № 15 отсутствуют.

При выявлении в действиях ЖКС № 15 наличия / отсутствия признаков нарушения п. 1 ч. 1. ст. 10 Закона о защите конкуренции Кировским УФАС России использовался затратный метод (оценка обоснованности расходов, включенных в цену услуги, а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта). Исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

В соответствии с представленными ЖКС № 15 документами, стоимость 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, составляла:

С 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. – 4375,5 руб/Гкал (в соответствии с решением РСТ Кировской области от 27.02.2018 № 6/3-тэ-2018);

С 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. – 4510,60 руб/ Гкал (в соответствии с решением РСТ Кировской области от 27.02.2018 № 6/3-тэ-2018);

С 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. – 4510,60 руб. /Гкал (в соответствии с решением РСТ Кировской области от 27.02.2018 № 6/3-тэ-2018);

С 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г. – 5282,27 руб. /Гкал (переход на нерегулируемые цены);

С 01.01.2021 г. по 30.06.2021 г. – 5282,27 руб. /Гкал;

С 01.07.2021 г. по 31.12.2021 г. – 18751,13 руб./ Гкал.

Таким образом, стоимость 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, на второе полугодие 2021 года по сравнению с первым полугодием 2021 года выросла на 254,98%.

Кировское УФАС России исследовало обоснованность включаемых ЖКС № 15 в стоимость 1 Гкал тепловой энергии в паре на 2 полугодие 2021 года расходов по каждой статье затрат.

 

Сведения об объемах производства и полезном отпуске тепловой энергии по  котельной № 500 ЖКС №15.

Согласно калькуляции стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре на 2021 год, объем полезного отпуска тепловой энергии в паре на 1 полугодие 2021 года составил 436,295 Гкал, на 2 полугодие 2021 года – 491,352 Гкал.

Плановый полезный отпуск тепловой энергии в паре рассчитан ЖКС № 15 исходя из среднего значения полезного отпуска за 3 предыдущих года (объемы отпуска тепловой энергии за 2018-2020 годы определены в соответствии с решением Арбитражного суда Кировской области по делу А28-8722/2019, постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции по делу А28-17908/2019, решением Арбитражного суда Кировской области по делу № А28-8389/2021).

 

В калькуляцию стоимости отпущенной тепловой энергии по котельной № 500 ЖКС № 15 на 2021 год включены следующие статьи затрат:

Таблица 1.

Сведения о статьях расходов, включенных в калькуляцию стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, расположенной по адресу: г. Киров, Октябрьский пр-т, д. 119 (в тыс. руб.)

Наименование статьи затрат

Расчет на 2021 год

1 полугодие 2021 года

2 полугодие 2021 года

Изм.

2 полугодие / 1 полугодие 2021 года

Расходы на материалы (реагенты), в тыс. р

35,24

17,62

17,62

+0,00%

Расходы на эл. энергию

227,27

102,76

124,51

+21,17%

Расходы на покупную тепловую энергию

136,87

75,97

60,90

-19,83%

Расходы на топливо (газ)

902,75

413,11

489,64

+18,53%

Расходы на холодную воду

70,48

33,31

37,17

+11,59%

Оплата труда

2279,30

1122,81

1156,49

+3,00%

Отчисления на социальные нужды

688,35

339,09

349,26

+3,00%

Ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом

238,39

100,26

138,13

+37,78%

Расходы на водоотведение

56,68

26,78

29,90

+3,12%

Общехозяйственные и общепроизводственные расходы

1879,18

72,92

1806,25

+1477%

Выпадающий доход за 2019 год

3586,08

--

3586,08

--

Выпадающий доход за 2018 год

1417,46

--

1417,46

--

Необходимая валовая выручка

11518,03

2304,63

9213,41

+299,78%

Полезный отпуск (Гкал)

927,647

436,295

491,352

 

Тариф на 1 Гкал тепловой энергии

12416,40

5282,27

18751,13

+254,98%

 

1. Расходы на материалы (химические реагенты)

Расчет нормативной потребности в химических реагентах произведен ЖКС № 15 на основании технического описания «Котельные установки и тепловые сети» Минобороны СССР от 1988 (книга 5, часть 1, Таблица 30) с приложением выписки из Технического описания и товарной накладной на поступление соли технической марки А. Расходы на материалы являются документально подтвержденными.

 

2. Расходы на электрическую энергию.

Объем покупной электрической энергии рассчитан ЖКС № 15, исходя из среднего значения за 3 предшествующих года (2018, 2019, 2020 годы).

В обоснование объема покупной электрической энергии МУП ЖКС № 15 представлены в Кировское УФАС России справки по объемам потребленной электрической энергии в сфере теплоснабжения по котельной № 500 и копии актов приема-передачи электрической энергии, выставленных ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ЖКС № 15.

Таким образом, расходы на электрическую энергию являются документально подтвержденными.

В соответствии с плановым расчетом затрат на электрическую энергию на 2 полугодие 2021 года объем потребленной электроэнергии составил 15,33 тыс. кВтч, а сумма затрат на электроэнергию – 124,51 тыс. руб.

При этом согласно копиям актов приема-передачи электрической энергии, выставленных ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ЖКС № 15 за 2 полугодие 2021 года,  плановые расходы на электрическую энергию превысили фактические расходы за 2 полугодие 2021 года на 14,86 тыс. руб. (фактический расход электрической энергии за 2 полугодие 2021 года составил  13,84 тыс. кВтч, а сумма затрат – 109,65 тыс. руб).

 

3. Расходы на покупную тепловую энергию.

Объем покупной тепловой энергии на тепловую энергию в горячей воде рассчитан ЖКС № 15, исходя из среднего значения за 3 предшествующих года (2018, 2019, 2020 годы) на 1 полугодие 2021 года – 46,21 Гкал, на 2 полугодие 2021 года – 35,8 Гкал.

Представлены расчеты объема расхода тепловой энергии за 2018-2021 годы копии расчетных ведомостей и счетов–фактур за теплоэнергию в горячей воде, выставленных Филиалом «Кировский ПАО «Т Плюс».

На 1  и 2 полугодие 2021 года тарифы на покупную тепловую энергию, учтенные ЖКС №15 в Калькуляции стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, соответствуют фактически действующим тарифам в «Кировский ПАО «Т Плюс» (1644,05 рублей за Гкал на 1 полугодие 2021 года и 1726,43 - на 2 полугодие 2021 года ).

Расходы на покупную тепловую энергию являются документально подтвержденными.

 

4. Расходы на топливо.

Объем топлива (газ горючий природный) рассчитан ЖКС № 15, исходя из среднего значения за 3 предшествующих года (2018, 2019, 2020 годы).

При расчете договорной цены на газ природный горючий на 2021 год цена топлива принята ЖКС 15, исходя из средней цены топлива за 9 месяцев 2019 года, проиндексированной на 4%. Цена топлива на 2 полугодие 2021 года принята, исходя из плановой цены на 1 полугодие 2021 года, проиндексированной на 3%.

ЖКС № 15 представлены копии счетов-фактур и товарных накладных за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2021 г.

Согласно плановому расчету затрат объем потребленного газа на 2 полугодие 2021 года составил 85 тыс. м3, а сумма затрат на газ - 489,64 тыс. руб.

При этом согласно копиям счетов-фактур на покупку газа горючего природного от ООО «Газпром межрегионгаз Киров» плановые расходы на газ превысили фактические расходы за 2 полугодие 2021 года на 105,2 тыс. руб. (фактический расход газа за 2 полугодие 2021 года составил 66,2  тыс. м3, а сумма затрат – 384,42 тыс. руб).

 

5. Расходы на холодную воду (водоснабжение и водоотведение).

Расходы на холодную воду рассчитаны, исходя из среднего значения за 3 предшествующих года (2018-2020 годы), по фактическим показаниям приборов учета. ЖКС № 15 представлены копии актов снятий показаний приборов учета и сводные справки по расходам за 2018-2020 годы, а также 1 полугодие 2021 года, копия контракта № 42-5200 холодного водоснабжения и водоотведения с МУП «Водоканал» на 2021 год, копия контракта № 42-5200 холодного водоснабжения и водоотведения с МУП «Водоканал» на 2020 год, копия единого типового договора № 42-5200 холодного водоснабжения и водоотведения с АО «ККС» на 2019 год.

Тарифы на водоснабжение/водоотведение, учтенные ЖКС №15 в Калькуляции стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500, соответствуют фактически действующим тарифам в МУП «Водоканал»:

- на 1 полугодие 2021 года - 24,27 руб. за куб.м (без НДС) – на водоснабжение, 18,64 руб. за куб.м (без НДС) – на водоотведение;

-  на 2 полугодие 2021 года – 25,30 руб. за куб.м (без НДС) – на водоснабжение, 19,45 руб. за куб.м (без НДС) – на водоотведение.

Расходы на холодную воду и водоотведение являются документально подтвержденными.

Вместе с тем согласно актам об оказании услуг на водоснабжение, водоотведение от МУП «Водоканал» плановые расходы на холодное водоснабжение на 2 полугодие 2021 года превышают фактические на 9,06 тыс. руб.

В целом за 2021 год плановые расходы на услуги холодного водоснабжения превысили фактические расходы на 14,7 тыс. руб.

 

6. Расходы на оплату труда.

По представленным ЖКС № 15 сведениям и документам (анализ начисленной заработной платы за 2020 год), при расчете договорной цены на 2021 год численность основного производственного персонала принята на уровне фактической среднесписочной численности за 2020 год, рассчитанной исходя из фактического рабочего времени, поделенного на фонд рабочего времени в 2020 году.

Средний размер заработной платы принят ЖКС № 15 в размере 23391,79 рублей на 1 полугодие и 24093,54 рублей на 2 полугодие на основании данных анализа фактической заработной платы за 2020 год без учета фонда оплаты труда начальника котельной с индексацией            на 2 полугодие 2021 года в размере 3%.

Численность основного персонала по котельной № 500 рассчитана в соответствии со сборником штатных перечней и штатных нормативов Министерства обороны РФ «Штатный норматив № 265-КЭУ эксплуатационного персонала, обслуживающего коммунальные сооружения (оборудование) военных городков Министерства обороны Российской Федерации (утв. 31.12.1997 г.), разработанный

на основе межотраслевых нормативных материалов по труду.

Расходы на оплату труда    подтверждены расчетами и первичными документами (анализом заработной платы, выгруженной из программы 1С) за 2020-2021 годы.

 

7. Ремонт основных средств.

При расчете стоимости 1 Гкал тепловой энергии расходы по статье «Ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом» учтены ЖКС № 15 в размере:

- на 1 полугодие 2021 года   - в сумме 100255,59 руб. (за январь 2021 года – 22,500 руб. без НДС – согласно приложению № 3 к заключенному контракту от 25.12.2020 № ТХ1812-2021, за март-июнь 2021 года – в сумме 77755,59 руб. без НДС, согласно приложению № 5 к заключенному контракту № 0632400001321000016-696-595 на оказание услуг по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению газопроводов и сооружений на них, газового оборудования объектов теплового хозяйства с ООО «ГТИ»);

- на 2 полугодие 2021 года – в сумме 138133,42 без НДС согласно приложению № 5 к заключенному контракту № 0632400001321000016-696-595 на оказание услуг по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению газопроводов и сооружений на них, газового оборудования объектов теплового хозяйства с ООО «ГТИ».

Расходы на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом, являются документально подтвержденными.

 

8. Затраты по статье «Общехозяйственные и общепроизводственные расходы».

Из содержания письма ЖКС №15 от 20.12.2021 № 370/У/3/15/9325 следует, что расходы по статье «Общехозяйственные и общепроизводственные расходы» рассчитаны в соответствии с Учетной политикой Учреждения исходя из данных 2020 года:

92988927,90 руб. (общие расходы по оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ) по счету 109.80 и ОВС по счету 109.70) * 1,96% (доля фонда оплаты труда основного производственного персонала без учета фонда оплаты труда начальника котельной к общему фонду ОПП по ЖКС №15 (согласно выписке из ОСВ 109.60 за 2020 год)=1824442,77 руб. с индексацией на 3% (итого – 1879176,05 руб.).

Вместе с тем общая сумма общехозяйственных и общепроизводственных расходов распределена неравномерно по полугодиям:

1) в 1 полугодии 2021 года – 72,92 тыс. руб;

2) во втором полугодии 2021 года – 1806,25 тыс. руб.

Таким образом, сумма общехозяйственных и общепроизводственных расходов во 2 полугодии 2021 года в 25 раз превосходит сумму общехозяйственных и общепроизводственных расходов, учитываемую ЖКС№ 15 в 1 полугодии 2021 года.

Данное распределение общей суммы общехозяйственных и общепроизводственных расходов по полугодиям значительно увеличивает суммы необходимой валовой выручки во втором полугодии 2021 года и является необоснованным.

9. Суммы выпадающего дохода за 2018 и 2019 год.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Согласно Основам ценообразования № 1075, в 2018 году тарифы на тепловую энергию в паре, отпускаемую котельной № 500 ЖКС № 15 для 48 ЦНИИ, подлежали государственному регулированию.

В соответствии с п. 9. Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Органы регулирования в соответствии с методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций. При установлении подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не учитываются прибыль и убытки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, которые возникают в связи с производством и реализацией товаров, оказанием услуг в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон.

Согласно пунктам 11 и 12 Основ ценообразования № 1075, раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

Перенос суммы выпадающих доходов, образовавшихся в ЖКС № 15 при осуществлении регулируемого вида деятельности по отпуску тепловой энергии в паре за 2018 год, на нерегулируемый тариф по отпуску тепловой энергии в паре на 2 полугодие 2021 года противоречит принципу раздельного учета затрат по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности.

Кроме того, как следует из письма РСТ Кировской области от 25.04.2022 № 575-66-01-02, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические показатели. Необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитывается по формуле 26 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее – Методические указания).

Формула корректировки не содержит постатейного расчета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов. При определении фактической величины необходимой валовой выручки подконтрольные расходы не пересчитываются, а принимаются к учету, исходя из уровня базовых значений (формула 27 Методических указаний), с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов.

Пунктом 33 Методических указаний определено, что базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования, в течение такого времени не изменяется и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний.

Отпуск тепловой энергии в 2018 году и в 2019 году осуществлялся ЖКС № 15 по ценам, соответствующим тарифам, установленным решением РСТ Кировской области от 27.02.2018 г. № 6/3-тэ-2018 на основании заключения экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области.

В соответствии с заключением экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области по установлению тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2018-2021 годы, величина необходимой валовой выручки ЖКС № 15 на 2018 год определена в размере 4974,1 тыс. руб., из них:

- 2583,9 тыс. руб. – операционные расходы;

- 699,4 тыс. руб. - неподконтрольные расходы;

- 1503,4 тыс. руб. – расходы на энергетические расходы;

- 187,4 тыс. руб. расчетная предпринимательская прибыль.

При этом в состав операционных расходов включены:

- расходы на сырье и материалы;

- расходы на оплату труда;

- расходы на оплату иных услуг и работ, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг.

Расходы на ремонт основных средств, общехозяйственные и общеэксплуатационные расходы, относящиеся к операционным расходам, не были заявлены ЖКС № 15 при определении базового уровня операционных расходов для установления тарифа на тепловую энергию на долгосрочный период 2018 - 2021 годы.

Вместе с тем ЖКС № 15 в расчеты выпадающих доходов включены статьи затрат на ремонт основных средств (в расчете за 2019 год), а также общехозяйственные и общеэксплуатационные расходы (в расчете за 2018 и 2019 года), которые не были заявлены при установлении тарифа на тепловую энергию потребителям ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на долгосрочный период 2018-2021 годы.

Включение затрат на ремонт основных средств, общехозяйственные и общеэксплуатационные расходы в расчеты выпадающих доходов за 2018 и 2019 годы влечет за собой увеличение базового уровня операционных расходов, который, по условиям п. 33 Методических указаний определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение такого времени не изменяется.

Заявленный в письме от 18.05.2022 № 370/У/3/15/3175 довод ЖКС № 15 о том, что рассчитать выпадающие доходы в соответствии с Методическими указаниями не представляется возможным в виду особенности поставки не коммунальной услуги технологического пара, является несостоятельным по следующим основаниям.

Пунктом 2 методических указаний предусмотрено, что настоящие указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - федеральный орган регулирования), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования), органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - регулируемые организации), для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с п. 5(1) Основ ценообразования № 1075 цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, в отношении теплопотребляющих установок потребителей, потребляющих тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара до 01.01.2019 г. подлежали государственному регулированию.

Указанные тарифы устанавливались органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями. Иного способа расчета тарифов на тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара, подлежащих государственному регулированию, законодательством РФ не предусмотрено.

С учетом изложенного, расчет выпадающих доходов за 2018 год и 2019 год, произведенный ЖКС № 15 и включенный в калькуляцию стоимости отпущенной тепловой энергии по котельной № 500 ЖКС № 15 на 2021 год, является некорректным и противоречащим условию пункта 33 Методических указаний.

В соответствии с заключением экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области по установлению тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2018-2021 годы, величина необходимой валовой выручки ЖКС № 15 на 2018 год определена в размере 4974,1 тыс. руб., на 2019 год – в размере 4994,3 тыс. руб.

Размер необходимой валовой выручки, установленный РСТ Кировской области на 2018 год и на 2019 год, ЖКС № 15 не оспаривался.

В соответствии с письмом 48 ЦНИИ от 07.09.2022 № 2360, отношения между ЖКС № 15 и 48 ЦНИИ по поставке и оплате тепловой энергии в 2019 году регламентированы условиями государственного контракта на теплоснабжение № 03-04-43-01-51 от 08.08.2019 и решениями судебных органов Кировской области по делу: А28-17908/2019. За тепловую энергию, потребленную в 2019 году, Центр перечислил: - 48916116,83 руб. – по условиям Контракта в течение 2019 года;

- 240759,54 руб. - оплата задолженности по исполнительному листу серия ФС № 036534399 от 02.07.20211 г.

Общая сумма перечисленных в пользу ЖКС № 15 за 2019 год денежных средств составляет 5132376,37 руб., что зафиксировано Соглашением о расторжении Контракта. Кроме того, на основании решения судебных органов Кировской области по делу № А 28-17908/2019 48 ЦНИИ оплачена неустойка в сумме 83827,90 руб.

Таким образом, сумма денежных средств, полученных ЖКС № 15 за произведенную в 2019 году тепловую энергию, превышает размер необходимой валовой выручки, установленный в заключении экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области по установлению тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на 2018 – 2021 годы.

Из вышеизложенного следует, что в Калькуляции стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре, отпускаемой котельной № 500 ЖКС № 15, на 2 полугодие 2021 года суммы выпадающих доходов за 2018 год и за 2019 год, рассчитанные ЖКС № 15 в разрез с Методическими указаниями, являются необоснованно включенными.

С учетом необоснованного включения сумм выпадающих доходов за 2018 и 2019 годы в Калькуляцию стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре на 2 полугодие 2021 года плановая себестоимость 1 Гкал тепловой энергии является завышенной.

Включение в стоимость 1 Гкал отпущенной тепловой энергии необоснованно включенных и экономически не обоснованных сумм выпадающих доходов за 2018 год  и 2019 год свидетельствует о превышении суммы необходимых для оказания услуги по отпуску тепловой энергии расходов и прибыли, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дела № 043/01/10-1134/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ЖКС № 15, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услугу по отпуску тепловой энергии для 48 ЦНИИ на 2 полугодие 2021 года, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны