Решение б/н 1. Признать Администрацию МО Советское городское поселение С... от 28 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28.09.2022 г.                                                                                             № 043/01/17-386/2022

Р Е Ш Е Н И Е

 

     Резолютивная часть решения оглашена 15.09.2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 28.09.2022 г.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

 

При участии:

                   рассмотрев дело № 043/01/17-386/2022 по признакам нарушения Заказчиком – Администрацией МО Советское городское поселение Советского района Кировской области (ИНН 4330005389, ОГРН 1054310512288), Подрядчиком - ООО «СКП Плюс» (ИНН 4330008710, ОГРН 1194350007037) пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

установила:

В Кировское УФАС России от ... поступила информация о признаках нарушения антимонопольного законодательства РФ.

По итогам исследования поступивших документов (информации) и документов, полученных из открытых источников (сайт Единой информационной системы в сфере закупок), из представленных сторонами по делу документов, приказом УФАС России по Кировской области от 04.05.2022 года № 20 возбуждено дело № 043/01/17-386/2022 по признакам нарушения Администрацией МО Советское городское поселение Советского района Кировской области, ООО «СКП Плюс» пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 17.05.2022 года дело № 043/01/17-386/2022 назначено к рассмотрению на 15.06.2022 года.

На заседании комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Заказчика устно пояснил, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, подписав контракты Заказчик действовал в интересах муниципалитета. Устно представитель Заказчика указал только на нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Представитель ООО «СКП Плюс» устно указал, что не знали о необходимости декларировать наличие факта конфликта интересов ввиду близкого родства, а также о самой невозможности участия в указанных закупках.

КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» представлены пояснения, из которых установлено, что при оценке заявок комиссией из представленных участником документов не было выявлено конфликта интересов между заказчиком и участником.

Определением от 15.06.2022 года рассмотрение дела отложено на 30.06.2022 в связи с необходимостью получения письменных пояснений по доводам, озвученным в заседании от 15.06.2022 года.

На заседание 30.06.2022 Заказчик не явился, направив ходатайство об отложении рассмотрения дела для представления письменной позиции по делу. Заявитель, Подрядчик, Заинтересованное лицо подтвердили ранее изложенные доводы

Определением от 30.06.2022 года рассмотрение дела отложено на 09.08.2022 года в связи с необходимостью получения от Заказчика и заинтересованного лица дополнительной информации.

На заседании 09.08.2022 всеми сторонами были поддержаны доводы, изложенные ранее в пояснениях. Подрядчиком дополнительно представлены Акты выполненных работ.  Представитель Заказчика озвучил письменные пояснения, согласно которым признает факт нарушения Закона о контрактной системе при подписании контрактов между родственниками, факт нарушения антимонопольного законодательства не признается.

        Заинтересованное лицо, представив дополнительные пояснения, указало, что у комиссии не было оснований не допускать единственную заявку на участие в оспариваемых аукционах ввиду ее соответствия требованиям документаций. Комиссия не имеет полномочий по проверке возможных связей, связанных с конфликтом интересов.

Выслушав доводы представителей сторон, ознакомившись с материалами дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о достаточности доказательств для вынесения решения по делу № 043/01/17-386/2022.

В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В целях предоставления возможности лицам, участвующим в деле, представить комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, рассмотрение дела
№ 043/01/17-386/2022  определением от 09.08.2022 года отложено на 15.09.2022 г.

Заключение по делу было подготовлено 15.08.2022 года, направлено сторонам на ознакомление, получено сторонами (по электронной почте, по почте России согласно информации почтовых идентификаторов).

Администрация МО Советское городское поселение Советского района Кировской области и ООО «СКП Плюс», извещенные о дате и времени рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили, ходатайств не направили.

Письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела от сторон не поступили. Представители Заявителя и Заинтересованного лица поддержали ранее заявленные позиции.

Комиссия приходит к выводу о возможности окончания рассмотрения дела № 043/01/17-386/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

Выслушав доводы Заявителя, Уполномоченного учреждения, изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. 16 июля 2021 года Администрацией МО Советское городское поселение Советского района Кировской области размещено извещение № 0340200003321007920 о проведении электронного аукциона на обустройство спортивной площадки на ул. Солнечная в г. Советск Кировской области. Заказчиком по данному аукциону является администрация МО Советское городское поселение Советского района Кировской области. НМЦК – 1 037 191,20 руб.

          Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.07.2021 года, аукцион на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) признан несостоявшимся. На основании п. 4 ч.1 ст.71 Закона о контрактной системе контракт заключается с единственным участником закупки – ООО «СКП Плюс» (ИНН 4330008710), в связи с признанием его заявки соответствующей требованиям документации.

          09.08.2021 года Заказчиком и единственным участником аукциона – ООО «СКП Плюс» подписан муниципальный контракт № 03402000033210079200001 на обустройство спортивной площадки на ул. Солнечная в г. Советск Кировской области с ценой контракта 1 037 191,20 руб.

2. 16 июля 2021 года Администрацией МО Советское городское поселение Советского района Кировской области размещено извещение № 0340200003321007921 о проведении электронного аукциона на обустройство детской игровой площадки по адресу: г. Советск ул. Заводская. Начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) - 1 203 223,20 руб.

          Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.07.2021 года, аукцион на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) признан несостоявшимся. На основании п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе контракт заключается с единственным участником закупки – ООО «СКП Плюс» (ИНН 4330008710), в связи с признанием его заявки соответствующей требованиям документации.

          09.08.2021 года Заказчиком и ООО «СКП Плюс» подписан муниципальный контракт № 03402000033210079210001 на обустройство детской игровой площадки по адресу: г. Советск ул. Заводская с ценой контракта 1 203 223,20 руб.

3. 12 августа 2021 года Администрацией МО Советское городское поселение Советского района Кировской области размещено извещение № 0340200003321008993 о проведении электронного аукциона на строительство наружных сетей инженерно-технического обеспечения и устройства подъездных путей к объекту «Детский сад-ясли на 120 мест по адресу: Кировская область г. Советск ул. Первомайская,38» - Наружные сети водоснабжения и водоотведения. НМЦК - 1 876 802,12 руб.

          Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 20.08.2021 года, аукцион на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) признан несостоявшимся. На основании п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе контракт заключается с единственным участником закупки – ООО «СКП Плюс» (ИНН 4330008710), в связи с признанием его заявки соответствующей требованиям документации.

          01.09.2021 года Заказчиком и единственным участником аукциона – ООО «СКП Плюс» подписан муниципальный контракт № 03402000033210089930001 на строительство наружных сетей инженерно-технического обеспечения и устройства подъездных путей к объекту «Детский сад-ясли на 120 мест по адресу: Кировская область г. Советск ул. Первомайская, д. 38» - Наружные сети водоснабжения и водоотведения с ценой контракта 1 876 802,12 руб.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 указанного Закона).

Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик при конкурентном способе осуществления закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) названной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что П. вступил в должность главы Советского городского поселения Советского района Кировской области на основании распоряжения главы МО Советского городского поселения Советского района Кировской области от 28.09.2020 № 178-к. Согласно выписке из ЕГРЮЛ Порубов С.В. является директором и единственным учредителем ООО «СКП Плюс» с 20.06.2019 года.

Согласно информации Заявителя, глава администрации МО Советское городское поселение Советского района Кировской области П. и директор ООО «СКП Плюс» П. являются близкими родственниками (...). Данная информация была подтверждена Заказчиком (письмо от ...), а также ООО «СКП Плюс» (письмо ...).

Таким образом, руководитель Заказчика и директор единственного участника аукционов являются близкими родственниками, что свидетельствует о наличии конфликта интересов на дату проведения закупок.

При таких обстоятельствах, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о том, что электронные аукционы №№ 0340200003321007920, 0340200003321007921, 0340200003321008993 проведены с нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2016 (пункт 9), указал, что государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ), как нарушающий запрет, установленный п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, и посягающий на публичные интересы и права третьих лиц.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд состоит из Закона о контрактной системе, а также иных федеральных законов, регулирующих указанные отношения, в частности Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки. По смыслу указанных норм не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов.

 Пояснения представителя ООО «СКП Плюс» о незнании необходимости декларировать наличие конфликта интересов ввиду близкого родства, а также о самой невозможности участия в указанных закупках не принимаются Комиссией Кировского УФАС России, так как Общество продекларировало отсутствие конфликта интересов с использованием программно-аппаратного комплекса и приложило в составе каждой заявки Декларацию, содержащую неполную информацию из п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» представлены пояснения (письмо ...), из которых установлено, что при оценке заявок комиссией из представленных участником документов не было выявлено конфликта интересов между заказчиком и участником.

Заказчик письменно пояснил (письмо от ...), что в его действиях отсутствуют нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Устно представитель Заказчика указал только на нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

          Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), нарушение п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе нарушает основные принципы контрактной системы в сфере закупок, обеспечивающих гласность и прозрачность  осуществления государственных и муниципальных закупок и направленных на предотвращение коррупции и недопущении ограничения конкуренции, что корреспондирует с требованиями пунктов 1 и 2 части 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Материалами дела подтверждается, что Заказчиком в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе проведены электронные аукционы №№ 0340200003321007920, 0340200003321007921, 0340200003321008993, по результатам которых  между Администрацией МО Советское городское поселение Кировской области в лице П. и единственным участником аукционов ООО «СКП Плюс» в лице директора П. при наличии конфликта интересов были заключены муниципальные контракты, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, в том числе путем создания преимущества данному лицу и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Кировского УФАС России усматривает в действиях Заказчика - Администрации МО Советское городское поселение Советского района Кировской области (ИНН 4330005389, ОГРН 1054310512288), Подрядчика - ООО «СКП Плюс» (ИНН 4330008710, ОГРН 1194350007037) нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Доход от реализации указанных соглашений составил 4 117 216,52 руб. (сумма всех заключенных контрактов).

Так как на момент вынесения решения муниципальные контракты
№№ 03402000033210079210001, 03402000033210079200001 от 09.08.2021 года, № 03402000033210089930001 от 01.09.2021 года исполнены, основания для выдачи предписания отсутствуют.

   Руководствуясь ст. ст. 17, ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, Комиссия

     

Р Е Ш И Л А

         1. Признать Администрацию МО Советское городское поселение Советского района Кировской области, ООО «СКП Плюс» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении электронных аукционов на строительство наружных сетей инженерно-технического обеспечения и устройства подъездных путей к объекту «Детский сад-ясли на 120 мест по адресу: Кировская область г. Советск ул. Первомайская,38» - Наружные сети водоснабжения и водоотведения (номер извещения 0340200003321008993), на обустройство спортивной площадки на ул. Солнечная в г. Советск Кировской области (номер извещения 0340200003321007920), на обустройство детской игровой площадки по адресу: г. Советск ул. Заводская (номер извещения 0340200003321007921).

2. Предписание об устранении нарушения не выдавать.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны