Решение б/н 1. Признать частично обоснованной жалобу <…> на действия КОГ... от 13 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«13 » марта 2019 г.                                                                                          №043/06/33-31/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе:

<…>

в присутствии:

<…>,

рассмотрев жалобу <…> на действия КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

04.03.2019 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба <…> (далее – Заявитель)  на действия КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания (реестровый номер извещения № 0340200003319001129). Уполномоченное учреждение – КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок».

Заявитель полагает, что Заказчиком допущено нарушение ч.1, ч.2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при описании объекта закупки. Описание объекта закупки содержит ряд нестандартных для данного вида товаров характеристик, которые не имеют подтверждения в действующих государственных стандартах, а именно в ГОСТ  Р 22.09-2014, ГОСТ Р 53261-2009. Изложенные в Аукционном задании характеристики соответствуют единственному производителю, что является ограничением количества участников закупки. Кроме того, Заявителем 27.03.2019 г. направлен запрос о даче разъяснений положений документации, ответ от Заказчика не получен.

Лицам, участвующим в деле, направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы, у Заказчика, запрошены необходимые документы по данному размещению закупки, а также письменные пояснения по существу жалобы. Заявителем дополнительных сведений предоставлено не было, ходатайств не заявлено. Рассмотрение жалобы назначено на 12.03.2019 года, в связи с необходимостью получения дополнительной информации, объявлялся перерыв до 13.03.2019 года.

Из письменных пояснений Заказчика следует, что при составлении описания объекта закупки использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, установленные в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009, ТР ТС 019/2011 и ст.33 Закона о контрактной системе. Заказчиком подтверждается непредставление ответа на запрос о даче разъяснений.

Уполномоченным учреждением представлены письменные пояснения, согласно которым требования, являющиеся ключевыми для заказчика, не могут удовлетворить всех возможных участников аукциона. Законом не предусмотрена обязанность Заказчика устанавливать только такие требования, которые в ущерб эффективности позволяли бы охватывать максимальное количество потенциальных участников. Уполномоченным учреждением направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии, в связи с невозможностью обеспечить явку представителя.

Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

22.02.2019 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении электронного аукциона. Предмет аукциона – поставка средств индивидуальной защиты органов дыхания (номер извещения 0340200003319001129). Начальная (максимальная) цена контракта 150979  (сто пятьдесят тысяч девятьсот семьдесят девять) руб. 80 коп. Дата окончания подачи заявок – 05.03.2019 г.

Согласно технической части (Аукционному заданию) Заказчику к поставке требуется товар:

 

№ п/п

Наименование товара, единицы измерения, количество

 

Описание требований (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, единица измерения)*

Минимальные и (или) максимальные, неизменяемые значения характеристики

Требования заказчика к указанию значения характеристики участником закупки**

1

Средство индивидуальной защиты органов дыхания

60 штук

1.

Предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из помещений во время пожара

наличие

Неизменяемое значение

2.

Технические характеристики:

2.1.

Время защитного действия фильтра самоспасателя при воздействии на него следующих тест-веществ: монооксид углерода, водорода хлорид, водорода цианид, акролеина, мин.

 не менее 15

Одно конкретное значение

2.2.

Сопротивление дыханию при легочной вентиляции

30 дм3 /мин или постоянном потоке воздуха 95 дм3 /мин:

- на вдохе, Па

 

- на выдохе, Па

 

 

 

 

не более 800

 

не более 300

 

 

 

Одно конкретное значение

Одно конкретное значение

2.3.

Коэффициент подсоса аэрозоля стандартного масляного тумана (аэрозоля хлорида натрия) в подмасочное пространство капюшона:

- для людей старше 12 лет или имеющих размер шеи более 3,0 дм., %

 

- для людей, имеющих бороду, длинные волосы (объемную прическу), %

 

 

 

 

 

 

 

не более 2

 

 

 

 

не более 5

 

 

 

 

 

 

Одно конкретное значение

 

 

 

Одно конкретное значение

2.4.

Содержание диоксида углерода на вдохе, %

не более 3

Одно конкретное значение

2.5.

Вероятность безотказной работы во время защитного действия, %

не менее 98

Одно конкретное значение

2.6.

Масса рабочей части самоспасателя фильтрующего, кг

не более 1

Одно конкретное значение

3.

Комплектность:

3.1.

Рабочая часть самоспасателя фильтрующего:

- капюшон со смотровым окном и полумаской, шт.                              

 

- комбинированный фильтр, шт.

 

- внутренняя система самонатяжения оголовья, обеспечивающая плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья, шт

 

- инструкция по эксплуатации (паспорт изделия)

 

 

 

не менее 1

 

не менее 2

 

 

не менее 1

 

 

 

 

 

 

 

наличие

 

 

Одно конкретное значение

 

Одно конкретное значение

 

Одно конкретное значение

 

 

 

 

 

 

Неизменяемое значение

3.2.

Сумка (футляр) для ношения, шт.

не менее 1

Одно конкретное значение

3.3.

Герметичная упаковка, шт.

не менее 1

Одно конкретное значение

4.

Соответствие ГОСТ Р 53261-2009

наличие

Неизменяемое значение

5.

Соответствие ТР ТС 019/2011

наличие

Неизменяемое значение

6.

Предусмотрена бесплатная замена образцов, использованных на пожаре и в случае ЧС, на новые самоспасатели в течение гарантийного срока службы товара.

наличие

Неизменяемое значение

7.

Срок хранения изделия (в штатной вакуумной упаковке), лет

не менее 5

Одно конкретное значение

8.

Год выпуска

не ранее 2018

Одно конкретное значение

 

Положения п.3.1 Аукционного задания определяют, что Заказчику необходимо средство индивидуальной защиты органов дыхания с двумя комбинированными фильтрами. Данное требование не противоречит  ГОСТ Р 53261-2009 и ТР ТС 019/2011, так как ограничения по количеству комбинированных фильтров не установлено и императивного требования о наличии не более одного фильтра также нет. Аукционная документация (Аукционное задание) составлена в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009 и ТР ТС 019/2011.

Согласно раздела 1 "Область применения" ГОСТ Р 22.9.09-2014 положения указанного стандарта не распространяется на пожарные (в том числе для эвакуации) типы средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).

Заказчик п. 1 Аукционного задания установил, что ему требуется товар, который предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из помещений во время пожара.

Пунктом 1 приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.04.2014 N 309-ст утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.9.09-2014 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования".

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленными заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла вышеуказанных норм Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Предметом рассматриваемой закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не наделены полномочиями по определению и изменению потребностей заказчика.

Довод Заявителя об установлении требований к конкретным показателям товара, соответствующих товару единственного производителя, не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС в связи с отсутствием в жалобе документальных доказательств, подтверждающих отсутствие на товарном рынке товаров нескольких производителей, соответствующих требованиям Аукционного задания или подтверждающих отсутствие возможности производства товаров, удовлетворяющих потребность Заказчика.

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

На заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения Аукционного задания Аукционной документации не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности поставки, указанного в Аукционной документации товара.

Также заявителем не представлены документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов, а также невозможность заявителя поставить товар, предусмотренный Аукционным заданием.

Аукционного задание не содержит на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Довод Заявителя не обоснован.

В соответствии с п. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

          27.02.2019 года в адрес Заказчика направлен запрос №100270179 о даче разъяснений положений документации о закупке, доводы запроса идентичны доводам настоящей жалобы.

          01.03.2019 года Уполномоченное учреждение представило разъяснения на запрос, согласно которому Порядком взаимодействия между Заказчиком и Уполномоченным учреждением установлено, что разъяснения технической части готовит Заказчик и направляет в Уполномоченное учреждение для размещения.

В установленный законом срок для публикации ответа, разъяснения от Заказчика по данному вопросу не поступили.

Следует отметить, что обязанность по размещению разъяснений положений документации об электронном аукционе возложена Законом о контрактной системе на Заказчика и не является обязанностью Уполномоченного учреждения. В действиях Заказчика усматривается нарушение ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

          Довод жалобы обоснован.

Запрос о даче разъяснений и доводы настоящей жалобы аналогичны, в ходе рассмотрения жалобы нарушений со стороны Заказчика не установлено. Кроме того, нарушение, допущенное Заказчиком, не повлияло на ход и результаты закупки, в связи с чем, Комиссия Кировского УФАС России полагает возможным предписание не выдавать.

На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Кировского УФАС России

 

Р  Е Ш И Л А:

 

1. Признать частично обоснованной жалобу <…> на действия КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Кирова» при проведении электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания (реестровый номер извещения № 0340200003319001129), в связи с нарушением Заказчиком           ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.

 

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

 

            <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны