Решение б/н РЕШЕНИЕ от 10 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 40/04-2015 р 

 

                                                                                                                        

Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 09 октября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя комиссии: <…> – и.о.  руководителя Кировского УФАС России; Членов комиссии: Комиссии –<…>начальника отдела ФРиР Кировского УФАС России; <…>. -специалиста отдела ФРиР Кировского УФАС России; секретарь- <…>– специалист отдела ФРиР Кировского УФАС России;

в отсутствие лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: представителя ООО «Ресурс –Финанс» и ООО «Юридическая компания «Интердикт»; 

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела:

 заявителей <…>.(<…>), Пластининой  Н.П.(ул<…>);

рассмотрев дело № 40/04-2015р, возбужденное по заявлениям физических лиц по признакам нарушения ООО «Ресурс –Финанс» (<…>) и ООО «Юридическая компания «Интердикт» (Юридический адрес: <…>; Фактический адрес: <…>)  ч. 7 ст. 5,  п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

 

В Кировское УФАС России поступили обращения физических лиц по поводу распространения рекламной информации в газете «Источник Новостей»  от 23.05.2015 г.  № 21 (429) на 1 странице следующего содержания: «Центр финансовой помощи. Займы. Под залог, под низкий процент, на хороших условиях. ООО «Ресурс –Финанс», ул. Володарского, 148, тел.: <…>». Заявители считают, что спорная реклама содержит только часть условий, а именно: низкий процент, но конкретная ставка процента, информация о сроках займа, порядке уплаты взносов и другая информация, которая влияет на стоимость займа, на сумму доходов и расходов, которые получат или понесут воспользовавшиеся такими услугами лица, не указана.

Определением от 30.06.2015г. возбуждено дело № 40/04-2015р в отношении ООО «Ресурс –Финанс»  по признакам нарушения ч. 7 ст. 5,  п. 2 ч. 2 ст. 28, ч 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» и назначено на 15.07.2015 г. ООО «Ресурс –Финанс» на заседание Комиссии не явилось,  запрошенные документы не представило, в материалах дела отсутствует документальное  подтверждение получения Обществом определения о назначении дела № 40/04-2015 р.

Определением от 15.07.2015 г рассмотрение дела № 40/04-2015 р продлено. Дополнительно к рассмотрению дела  № 40/04-2015 р в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства привлечен рекламодатель ООО «Юридическая компания «Интердикт». Рассмотрение дела назначено на 05.08.2015 г. ООО «Ресурс –Финанс» и ООО «Юридическая компания «Интердикт»  явку представителей  не обеспечили, ходатайств об отложении не заявляли, запрошенные документы не представили. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение  надлежащего  уведомления   ООО «Ресурс –Финанс» и ООО «Юридическая компания «Интердикт»  о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Определением от 06.08.2015 г. рассмотрение дела № 40/04-2015 р отложено и назначено на 29.09.2015 г.

На заседание комиссии, состоявшемся 29.09.2015, ответчики - ООО «Ресурс –Финанс» и ООО «Юридическая компания «Интердикт»  не явились, запрошенные документы не представили. Антимонопольным органом предприняты  меры по надлежащему извещению ООО «Ресурс –Финанс» и ООО «Юридическая компания «Интердикт» о дате, месте и времени рассмотрения дела, рассмотрение дела продлевалось и откладывалось. Заказные письма вернулись в Кировское УФАС России с пометкой «нет такой организации».

Заявители - физические лица, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела №40/04-15р, на рассмотрение дела не явились.

Комиссией Кировского У ФАС принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в газете «Источник Новостей»  от 23.05.2015 г.  № 21 (429) на 1 странице следующего содержания: «Центр финансовой помощи. Займы. Под залог, под низкий процент, на хороших условиях. ООО «Ресурс –Финанс», ул. <…>, тел.: <…>», адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования (финансовым услугам, предоставляемым ООО «Ресурс –Финанс»), способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, к которым в том числе относится и кредитно-потребительские кооперативы.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требова­ния указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях приобретения рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения ор­ганизации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» реклама должна отвечать критериям достоверности, которые имеют объективное подтверждение в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В рассматриваемом случае из содержания рекламной информации следует, что Ответчик предоставляет займы на хороших условиях под низкий процент. Согласно Толковому словарю русского языка (под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой - М., 1999г.), значение слова: низкий: Не достигающий среднего уровня, средней нормы, небольшой, незначительный. Низкое давление. Низкая температура. Ток низкого напряжения. Низкие цены. Низкая квалифи­кация. Н. уровень знаний. Низкая вода (стоящая ниже обычного уровня, отступившая от берегов).

Соответственно фраза «низкий %» означает предоставление займов под проценты ниже среднего уровня.

Спорная реклама финансовых услуг воспринимается неоднозначно, так как она не сообщает о конкретных критериях, а именно среди каких финансовых организаций осуществляется сравнение и по каким характеристикам условия предоставления займов соответствуют словосочетанию «Низкий %», что означает возможность проведения сравнения по условиям предоставления займов среди любых финансовых организаций.

То есть неуказание в рекламе критериев займа, по которым процентная ставка будет являться низкой среди однородных услуг, а условия предоставления кредита выгодными для потребителя, может ввести потребителя в заблуждение и создать ложное представление о том, что любой из предоставляемых Обществом займов будет иметь более низкую процентную ставку по сравнению с условиями иных финансовых организаций.

Факт введения потребителя в заблуждение подтверждается поступлением в антимонопольный орган жалоб конкретных потребителей.

Кроме того, на заседание Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе при Кировском УФАС России, состоявшемся 25.06.2015, был вынесен вопрос о возможности введения в заблуждение потенциальных потребителей рекламы фразой «низкие процент». Члены Экспертного Совета единогласно пришли к мнению о том, что спорная реклама вводит потенциального потребителя финансовой услуги в заблуждение, отсутствие условий по предоставлению займов приводит к искажению смысла информации, содержащейся в рекламе. Данная позиция была озвучена с точки зрения восприятия рекламы в качестве потребителей и расценена как ненадлежащая. В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно их мнение можно принять в качестве надлежащего доказательства факта введения в заблуждение потребителей рекламы.

Указывая в рекламе информацию о низких процентах при предоставлении займов, ООО «Юридическая компания «Интердикт» привлекает внимание к оказываемым им финансовым услугам, вместе с тем информация о том, что существуют критерии, подтверждающие низкую процентную ставку, является существенной, и ее отсутствие в любом случае вводит потребителей в заблуждение относительно возможности получения займа (кредита).

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие условий предоставления займа при указании заманчивых для потребителя фразы «низкий %.» может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

В силу части 7 статьи 5  Федерального закона  «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, в газете «Источник Новостей» от 23.05.2015 г. № 21 (429) на 1 странице следующего содержания: «Центр финансовой помощи. Займы. Под залог, под низкий процент, на хороших условиях. ООО «Ресурс –Финанс», ул. <…>, тел.: <…>в отсутствие условий предоставления займа при указании заманчивой для потребителя фразы «низкий %» может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой и  размещена  с нарушением  ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»  ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 Закона несет рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо).

Рекламодателем спорной информации  на основании договора на оказание услуг по разработке, изготовлению и размещению рекламной продукции  № 38/51 от 19.02.2015г. является  ООО «Юридическая компания «Интердикт»,  поэтому нарушение рекламного законодательства произошло по вине данного хозяйствующего субъекта.

В связи с неподтверждением в действиях ООО «Ресурс –Финанс»  факта нарушения рекламного законодательства, Комиссия решила производство по делу в отношении данного лица прекратить.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы, комиссией Кировского УФАС России сделан вывод об отсутствии  в действиях ООО «Юридическая компания «Интердикт»  факта нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения  в материалах отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать  ООО «Юридическая компания «Интердикт» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,  Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

1.Признать  ненадлежащей  рекламу,  распространенную в газете «Источник Новостей»  от 23.05.2015 г.  № 21 (429) на 1 странице следующего содержания: «Центр финансовой помощи. Займы. Под залог, под низкий процент, на хороших условиях. ООО «Ресурс –Финанс», ул. <…>, тел<…>», так как она противоречит ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе».

2. Признать в действиях ООО «Юридическая компания «Интердикт»  выразившихся в определении объекта рекламирования и содержания рекламы финансовых услуг, указанной в пункте 1 настоящего решения, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге (критерии, определяющие условия предоставления займа, подтверждающие низкую процентную ставку), и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, факт нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе».

3.Выдать ООО «Юридическая компания «Интердикт» предписание об устранении нарушения ч. 7 ст. 5   Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе».

4.В отношении ООО «Ресурс –Финанс» рассмотрение дела прекратить в связи с неподтверждением в его действиях признаков нарушения рекламного законодательства.

5.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. 131 ГПК РФ.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны