Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 41

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

«18» октября 2016 г.                                                                                                                     г. Киров

 

 

19.09.2016 г. из ФАС России в Кировское УФАС России поступили материалы Министерства юстиции РФ по Кировской области, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Правительства Кировской области, выразившихся в ограничении выбора хозяйствующих субъектов, с помощью которых могут быть поданы заявления на предоставление социальных услуг.

В ходе проверки Кировским УФАС были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.

В пункте 5.11 раздела 5 «Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Кировской области», утвержденного Постановлением Правительства Кировской области  от 12.12.2014 № 15/198 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками  социальных услуг в Кировской области» (далее - Порядок) определено, что заявление и документы, необходимые для предоставления социальных услуг, могут быть поданы заявителем путем личного обращения к поставщику  социальных услуг, либо путем направления заявления и документов, необходимых для предоставления социальных услуг, через организации федеральной почтовой связи.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О почтовой связи", организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

В данном случае ограничение, определяющее организации федеральной почтовой связи единственными организациями почтовой связи, через которые заявитель должен подать документы, необходимые для предоставления социальных услуг, лишает возможности граждан обратиться к иным организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги почтовой связи, а так же к организациям и индвидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по оказанию курьерских услуг (ОКВЭД 64.1 OK029-2001 (КДЕС Ред. 1)).

Из материалов, представленных Управлением Роскомнадзора по Кировской области, следует, что на территории Кировской области оказывают услуги почтовой связи такие организации, как:

  1. ООО «Даймэкс», лицензия №124414, срок действия лицензии с 18.12.2014 по 18.12.2019, адрес: г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 90.
  2. Кировский филиал ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС», лицензия №10703, срок действия лицензии с 22.04.2015 по 22.04.2020, адрес: г. Киров, ул. Красина, д.5, корп. 5
  3. ОА «ФрейтЛинк», лицензия № 134962, срок действия лицензии с 05.10.2015 по 05.10.2020 г. на территории г. Кирова и Кировской области услуги почтовой связи оказывает ООО «Экспресс-центр» на основании агентского договора,  адрес: г. Киров, ул. Воровского д.21а;
  4. ООО «ЕМС Гарантпост», лицензия № 125955, срок действия лицензии с 16.03.2015 по 16.03.2020, услуги почтовой связи от имени ООО «ЕМС Гарантпост» оказывает ООО «Вездеход», адрес: г. Киров, ул. Красина, д.5/3;
  5. ООО «Вятская курьерская компания», лицензия №111930, срок действия лицензии с 12.07.2013 по 12.07.2018, адрес: г. Киров, ул. Свободы, д.67
  6. ООО Информационно-коммерческий центр «Презентация», лицензия №134575, срок действия лицензии с 07.08.2015 по 07.08.2020, адрес: г. Киров, ул. Труда, д. 39
  7. ООО «Атлант –КС», лицензия № 121829, срок действия лицензии с 21.07.2014 по 21.07.2019, адрес: г.Кирово-Чепецк, ул. Мира, д.53А, кв. 54.
  8. ООО «Вяткасвязьсервис», лицензия № 130261, срок действия лицензии с 08.09.2015 по 08.09.2020, адрес: г. Киров, ул. Московская, д. 20.

Вышеуказанные организации не являются организациями федеральной почтовой связи.

Организациями федеральной почтовой связи, оказывающими услуги почтовой связи на территории Кировской области являются:

  1. УФПС Кировской области – филиал ФГУП «Почта России», лицензия № 108074; срок действия лицензии с 11.04.2013г по 11.04.2018 г., адрес: г. Киров, ул. Спасская, 43;
  2. ФГУП «Главный центр специальной связи» - филиал Управления специальной связи по Кировской области, лицензия №112530; срок действия 04.09.2013 по   04.09.2018 г.; адрес: г. Киров, ул. Уральская, 1.

Кроме того, отправители могут реализовать свое намерение по доставке корреспонденции адресатам, не только сдав ее в качестве почтового отправления, но и иным образом, в том числе путем пересылки в качестве груза (вещи). Действующее законодательство не содержит запрета на перемещение (перевозку и доставку) корреспонденции в виде отправлений (пакетов,  грузов,  контейнеров  и др.) и не требует для такого рода деятельности получения лицензии на оказание услуг почтовой связи (ОКВЭД 64.12 OK029-2001 (КДЕС Ред. 1)).

К таким организациям, действующим на территории Кировской области, можно отнести:

  1. ИП Лобастова Наталья Сергеевна (ИНН 665807300214, ОГРНИП 305434519400162 от 13.07.2005) осуществляет свою деятельность на территории Кировской области от имени международной службы экспресс-доставки TNT Express, адрес: г. Киров, ул. Горького, д.5, оф.306, БЦ «Прогресс», тел.: +7 (8332) 46-46-49;
  2. ИП Агаев Ильяс Азизович (ИНН 781900280257, ОГРНИП 314434528000018 от 07.10.2014) осуществляет свою деятельность на территории Кировской области от имени международной службы экспресс-доставки «Mail Boxes Etc.», адрес: г. Киров, просп. Октябрьский, 87, тел.: +7 (8332) 366-321

Информация о них находится в свободном доступе в информационной телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с п.п. 2,8 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам и создание дискриминационных условий.

Под дискриминационными условиями, согласно п.8 ст.4 Закона о защите конкуренции понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов государственной власти субъектов РФ, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с п.1.3 «Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (в ред. от 20.07.2016) при наличии признаков нарушения ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с учетом особенностей п.10.7 вышеуказанного Порядка и включает в себя следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Для анализа состояния конкуренции необходимо исследовать нормы Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области  от 12.12.2014 № 15/198 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками  социальных услуг в Кировской области», содержащие в себе признаки ограничения конкуренции, и установить:

а) временной интервал исследования товарного рынка – с момента вступления Постановления Правительства Кировской области  от 12.12.2014 № 15/198 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками  социальных услуг в Кировской области» в законную силу- с 1 января 2015 года;

б) продуктовые границы рынка, на котором обращается товар – услуги почтовой и курьерской деятельности. Доставка документов может быть осуществлена двумя способами. Во-первых, доставка документов может быть осуществлена посредством оказания услуг почтовой связи организациями, имеющими лицензию на оказание данных услуг, а во-вторых,  услуги по доставке документов могут оказывать курьерские службы, не имеющие лицензию на оказание услуг почтовой связи. Таким образом, рынок, на котором осуществлено ограничение конкуренции, можно определить, как рынок услуг почтовой и курьерской деятельности (Объединены кодом ОКВЭД 64.1);

в) географические границы рынка. Пункт 1.1. Порядка определяет правила предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Кировской области гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной форме социального обслуживания, а также срочных социальных услуг. Соответственно действие закрепленных правовых норм в данном правовом акте распространяется на территорию Кировской области.

Изменение состояния конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг почтовой и курьерской деятельности, вследствие принятия Постановления Правительства Кировской области  от 12.12.2014 № 15/198 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками  социальных услуг в Кировской области», выражено в ограничении конкуренции на данном товарном рынке, в связи с определением конкретного круга хозяйствующих субъектов, посредством которых может быть осуществлена доставка документов.

Таким образом, действия Правительства Кировской области по ограничению количества хозяйствующих субъектов, способных оказывать услуги на товарном рынке услуг почтовой и курьерской деятельности, могут лишить иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в данной сфере, препятствуют осуществлению деятельности других хозяйствующих субъектов в сфере оказания услуг почтовой и курьерской деятельности, путем создания преимущественных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, действующих на территории Кировской области, тем самым ограничивают, устраняют и не допускают конкуренцию и содержат признаки нарушения п.п. 2, 8 ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции».

С учетом вышеизложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости принятия мер по внесению изменений в постановление Правительства  Кировской области от 12.12.2014 № 15/198 в п. 5.11 раздела 5 «Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Кировской области», утвержденного Постановлением Правительства Кировской области  от 12.12.2014 № 15/198 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками  социальных услуг в Кировской области».

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ) в случаях выявления в действиях органа государственной власти субъекта РФ, признаков нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает Правительство Кировской области о необходимости прекращения в срок до 19.11.2016 г. указанных действий (бездействия), а именно:

Принять меры по внесению изменений в п. 5.11 раздела 5 «Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Кировской области», утвержденного Постановлением Правительства Кировской области  от 12.12.2014 № 15/198 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками  социальных услуг в Кировской области» в части определения круга хозяйствующих субъектов полномочных осуществлять деятельность на рынке услуг почтовой и курьерской деятельности.

Информацию об исполнении предупреждения предоставить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области до 21.11.2016 года.

 

Дополнительно, Кировское УФАС России информирует о следующем:

  • Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (ч.6 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции»).
  • При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (ч.7 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции»).
  • В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (ч.8 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции»).                    

 

 

 

 

Руководитель управления                                                                                           <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны