Решение б/н жалоба ООО «Новгородаудит-Энерго» на действия Муниципальног... от 26 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«26» апреля 2021 г.                                                                               № 043/07/3 – 302/2021

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе:

<…><…><…>

При участии посредством ВКС:

<…><…><…>;

рассмотрев жалобу ООО «Новгородаудит-Энерго»,

 

У С Т А Н О В И Л А:    

 

09.04.2021 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Новгородаудит-Энерго» (далее – Заявитель) на действия Муниципального унитарного предприятия «Единый кассовый центр города Вятские Поляны» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (номер извещения 32110164532). 

Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявитель считает, что закупочная документация содержит нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в части:

-установления требований в техническом задании о наличии заключенного договора страхования ответственности исполнителя за качество оказываемых услуг (сумма страхования должна быть не менее 10 млн. руб.);

-установление в документации о закупке требования к исполнителю о наличии сертификата соответствия опыта и деловой репутации, подтверждающего индекс деловой репутации (не менее 80), присвоенный в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017, ведет к ограничению количества участников, получение данного сертификата требует значительных временных и финансовых затрат участника закупки и является административным барьером;

- извещение о закупке и проект договора не содержат указания на сроки оказания услуг, просит признать жалобу обоснованной.

Лицам, участвующим в деле, направлено уведомление о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика запрошены необходимые документы по закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрение жалобы назначалось на 20.04.2021 года, откладывалось на 26.04.2021 года.  Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.

На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы жалобы, считает, что требования о наличии у исполнителя заключенного договора страхования ответственности исполнителя за качество оказываемых услуг (сумма страхования должна быть не менее 10 млн. руб.) не соответствует требованиям действующего законодательства, в закупочной документации не конкретизирован вид страхования гражданской ответственности, не указан объект страхования, характер события, на случай наступления которого осуществляется страхование и другие существенные условия договора, о наличии сертификата соответствия опыта и деловой репутации для подтверждения индекса деловой  репутации, являются необоснованными.

Заказчик на заседании Комиссии Кировского УФАС России подтвердил письменные пояснения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными на основании следующего.

Требования о наличии договора страхования и сертификата соответствия опыта и деловой репутации предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств, в том числе качества выполненных работ, вышеуказанные требования не приводят к необоснованному ограничению участников закупки, а являются критериями отбора для Заказчика и оценочной характеристикой работы потенциального исполнителя.

В п. 3 технического задания указано, что сроком оказания услуг является срок не позднее 15 дней с момента получения заявки от заказчика и не позднее 31 декабря 2021 года.

Дополнительно пояснила, что к моменту окончания процедуры запроса котировок поданы 2 заявки, в приложенных комплектах документов представлены страховые полисы/договоры страхования.

Заслушав доводы Заявителя, Заказчика, исследовав представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

06.04.2021 года Заказчиком в единой информационной системе опубликовано извещение №32110164532 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах. Начальная (максимальная) цена договора – 430 000,00 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с п.1 Извещения о проведении закупки объектом является техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах в соответствии с Техническим заданием (Приложением № 1 к Извещению).

В соответствии с ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч.2 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 20 ст. 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно ч.9 ст.3.2 Закона о закупках  для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.10 ст.3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

1.Относительно довода Заявителя о наличии у исполнителя заключенного договора страхования ответственности исполнителя за качество оказываемых услуг (сумма страхования должна быть не менее 10 млн. руб.) установлено следующее.

Согласно п. 11.1.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия «Единый кассовый центр города Вятские Поляны», утвержденного приказом от 01.04.2019 № 29 (далее – Положение о закупках) подача заявок на участие в запросе котировок (далее в подразделе – заявка, заявки) осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в извещении о проведении запроса котировок.

Разделом 6 Положения о закупке установлен общий порядок проведения закупок.

Согласно п.1  Раздела 6.3.2 Положения о закупке в  документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные настоящим Положением, в том числе: требования к участнику закупки и перечень документов, подлежащих представлению участником закупки и подтверждающих его соответствие установленным требованиям, а также соответствие соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) в том случае, если в документации о закупке предусмотрена возможность привлечения участником закупки соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) для исполнения договора, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и являющихся предметом закупки.

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения:

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, Заказчик формирует техническое задание Документации в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемых товаров с учетом требований Закона о закупках.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу котировочной заявки установлены в Извещении о проведении закупки (п. 8 Технического задания, Приложение № 1).

Из пункта 11 Технического задания (Приложение №1 к Извещению) следует, что Договор заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, Заказчика.

Договор заключается на условиях, предусмотренных извещением, по цене, предложенной участником закупки, с которым принято решение о заключении договора, в срок не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе и на электронной площадке протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Форма договора содержится в Приложении № 3 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.

Приложение № 3 (Заявка на участие в запросе котировок) содержит указание на то, что настоящей заявкой подтверждается соответствие требованиям, предъявляемым к участнику запроса котировок в соответствии с Приложением № 1 «Техническое задание» и извещением о проведении запроса котировок в электронной форме. 

Пунктом 2 Технического задания (Приложение №1 к Извещению) установлены требования к исполнителю:

- наличие свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля (методы контроля: магнитный, ультразвуковой, магнитный, визуальный и измерительный);

- наличие заключенного договора страхования ответственности исполнителя за качество оказываемых услуг (сумма страхования должна быть не менее 10 млн. руб.);

- наличие сертификата соответствия опыта и деловой репутации (индекс деловой репутации должен быть не менее 80);

- наличие удостоверений на: газоопасные работы, ЛНК.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме от 16.04.2021, на участие подано 2 заявки (№ 7193 и №3595), заявка № 7193 признана не соответствующей требованиям документации, поскольку в комплекте документов к заявке сумма страхового полиса указана ниже суммы, указанной в техническом задании Заказчика.

Победителем запроса котировок признана заявка № 3595 (ООО «Эгида») с предложением о цене договора 425 950 руб.

В материалы дела представлены заявки двух участников закупки, в составе которых содержится полис страхования гражданской ответственности за причинение вреда, возникшего вследствие недостатков экспертизы опасных объектов, объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возникновением обязанности Страхователя возместить Заказчику Экспертизы его убытки, возникшие в связи с причинением Заказчиком Экспертизы вреда жизни, здоровью или имуществу другим лицам вследствие недостатков Экспертизы (заявка № 7193) и Договор страхования ответственности исполнителя за качество оказываемых услуг, предметом которого  является страхование имущественных интересов Страхователя, связанных с его ответственностью вследствие причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу Выгодоприобретателей недостатками оказанных услуг, а также предоставлением Страхователем неточной или недостаточной информации об услуге (заявка № 3595).

Пунктом 7.2 Технического задания (Приложение №1 к Извещению) установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Порядок рассмотрения котировочных заявок установлен пунктом 10 Технического задания (Приложение №1 к Извещению), согласно которому выполняются следующие действия:

10.1. Проверка участников закупки на соответствие требованиям заказчика и проверка их заявок на соблюдение требований извещения к оформлению заявок; при этом котировочные заявки рассматриваются как отвечающие требованиям извещения о проведении запроса котировок, даже если в них имеются несущественные несоответствия по форме, или арифметические и грамматические ошибки, которые исправлены и с их исправлением согласен участник, представивший данную заявку.

10.2. Проверка участника закупки, в том числе его правоспособности, достоверности представленных на запрос котировок сведений и документов, отсутствия участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, отсутствия просроченной дебиторской задолженности и (или) невыполненных обязательств перед заказчиком по ранее заключённым договорам (в том числе аффилированными с участником закупки структурами).

10.3. Отклонение котировочных заявок, которые, по мнению членов комиссии не соответствуют требованиям проведения запроса котировок по существу, и принятие решения об отказе участникам закупки, подавшим такие заявки в допуске к участию в проведении запроса котировок.

10.7. Победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в такой извещении и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

Из письменных пояснений Заказчика следует, что предъявление требования о наличии договора страхования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств, в том числе качества выполненных работ. Требование о страховании и ее сумме обусловлено исходя их объема квартир, расположенных в многоквартирных домах. В данной части Заказчик исходил из: гарантированного оказания услуг надлежащего качества, финансовой устойчивости исполнителя (способность нести ответственность за оказание услуг, в том числе ненадлежащего качества), оценочной характеристики качества оказываемых услуг.

Требование о наличии договора страхования обусловлено интересами заказчика минимизировать риск неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения договора, заключенного по итогам запроса котировок, поскольку работы по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, при их ненадлежащем исполнении специализированной организацией могут повлечь за собой аварию либо создать угрозу безопасности граждан.

Закон о закупках не предусматривает обязанность заказчика в Документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам (работам, услугам) и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Включение в Документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности.

Заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.

В материалы дела Заказчиком представлены заявки участников закупки, которые содержат в комплекте документов договоры страхования/страховой полис.

Учитывая изложенное, довод заявителя об установлении заказчиком незаконных и неизмеримых требований к участникам, в части наличия заключенного договора страхования ответственности исполнителя за качество оказываемых услуг, противоречащих ч.1 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, является необоснованным.

2. Относительно довода Заявителя о наличии сертификата соответствия опыта и деловой репутации, установлено следующее.

Исходя из позиции «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018г.) предъявление требования о наличии сертификата соответствия опыта и деловой репутации не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции, а является лишь критерием отбора для Заказчика и оценочной характеристикой работы потенциального Исполнителя.

Использование заказчиком оценочных критериев выбора исполнителя не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Предъявление заказчиком требования о наличии сертификата соответствия опыта и деловой репутации не приводит к необоснованному ограничению участников закупки.

Довод Заявителя является необоснованным.

3. Относительно довода Заявителя об отсутствии в Извещении о закупке и проекте договора указания на сроки оказания услуг, установлено следующее.

Согласно ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона  о закупках  в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан  предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Срок проведения работ установлен пунктом 3 Технического задания, согласно которому он определен не позднее 15 дней с момента получения заявки от заказчика и не позднее 31 декабря 2021 года.

Пунктом 7.1 Договора определено, что срок выполнения работ по проведению технического диагностирования одного объекта (многоквартирного дома) Заказчика, включая в себя проведение технического диагностирования и оформление заключения, в календарных днях, устанавливается с даты начала работ, указанной в Графике проведения работ (Приложение №3) и оканчивается по истечении 45 календарных дней с даты получения данных приборного обследования и испытаний, удовлетворяющих программе выполнения работ и позволяющих произвести соответствующее оформление заключения по итогам технического диагностирования ВДГО.

Согласно пункту 3.1.2.Договора Заказчик обязан обеспечить доступ (допуск) представителей Исполнителя к внутридомовому газовому оборудованию для проведения работ по техническому диагностированию в период соответствующий Графику проведения работ по проведению технического диагностирования (Приложение №3) и в соответствии с п. 1.5 настоящего договора.

Таким образом, Заказчиком установлен срок выполнения работ, являющихся предметом закупки.

Довод Заявителя является необоснованным.

Таким образом, Документация в части описания объекта закупки составлена Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке.

На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО «Новгородаудит – Энерго» на действия Заказчика –Муниципального унитарного предприятия «Единый кассовый центр города Вятские Поляны» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (номер извещения 32110164532). 

2. Отменить приостановление заключения договора.

 

В соответствии с ч.23 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Председатель комиссии                                                                                     <…>

 

 

Члены комиссии                                                                                                     <…>

 

                                                                                                                         <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны