Решение б/н Решение от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №47/04-16р

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2016 года                                        г. Киров

В полном объеме решение изготовлено 23 августа 2016 года

                                                                                                                                                        

 

Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дел  по признакам нарушения  законодательства о рекламе  в составе: председателя  комиссии:  <…>. – заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок; <…>– начальника ОФРиР; <…>. – специалиста ОФРиР.

Протокол вела <…> – специалист ОФРиР.

в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела заявителя: физического лица;

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -  председателя правления Кредитного потребительского кооператива кредитного дома «Партнеръ» (далее по тексту -  КПК КД «Партнеръ») <…>

рассмотрев дело № 47/04-16р по признакам нарушения КПК КД «Партнеръ» ч. 7 ст. 5,  ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») в отношении информации следующего содержания:

 -  «Партнеръ кредитный дом. Займы до 30000 р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно! 8(8332)44-8<...> www.kdpartner.ru », размещенной на выносном штендере рядом с входом в здание по адресу: <…>

 -  «Партнеръ кредитный дом. Доход до 20% по сбережениям. Снимай % и пополняй! Партнеръ кредитный дом. www.kdpartner.ru», размещенной на обратной стороне выносного штендера, расположенного  рядом с входом в здание по адресу: <…>

 -  «Партнеръ кредитный дом. Займы до 30000 р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно! 8(8332)44-8<...> www.kdpartner.ru », размещенной на фасаде слева от входа в здание по адресу: <…>

 - «Партнеръ кредитный дом. Доход до 20% по сбережениям. Сбережения застрахованы. Система страхования сбережений Народные кассы ОВС. Снимай % и пополняй! Партнеръ кредитный дом. www.kdpartner.ru», размещенной на фасаде справа от входа в здание по адресу: <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило обращение физического лица (вх. № 3653 от 15.06.2016 г.) о нарушении рекламного законодательства в отношении информации следующего содержания:

 -  «Партнеръ кредитный дом. Займы до 30000 р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно! 8(8332)44-8<...> www.kdpartner.ru », размещенной на выносном штендере рядом с входом в здание по адресу: <…>

 -  «Партнеръ кредитный дом. Доход до 20% по сбережениям. Снимай % и пополняй! Партнеръ кредитный дом. www.kdpartner.ru», размещенной на обратной стороне выносного штендера, расположенного  рядом с входом в здание по адресу: <…>

 -  «Партнеръ кредитный дом. Займы до 30000 р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно! 8(8332)44-8<...> www.kdpartner.ru », размещенной на фасаде слева от входа в здание по адресу: <…>

 - «Партнеръ кредитный дом. Доход до 20% по сбережениям. Сбережения застрахованы. Система страхования сбережений Народные кассы ОВС. Снимай % и пополняй! Партнеръ кредитный дом. www.kdpartner.ru», размещенной на фасаде справа от входа в здание по адресу: <…> (далее по тексту – спорная реклама)

По мнению заявителя, спорная реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28   Федерального закона «О рекламе».

Определением от 06.07.2016 Кировским УФАС России возбуждено дело №47/04-16р по признакам нарушения КПК КД «Партнеръ» ч. 1 ст. 28, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28   Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 02.08.16г.

Заявитель, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку на рассмотрение дела не обеспечил, ходатайств не заявлял.

Представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, КПК КД «Партнеръ», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела - председатель правления <...>, поддержал письменную позицию, представленную в материалы дела(вх№4633 от 27.07.16), пояснил, что наружная реклама КПК КД «Партнеръ» располагается непосредственно у входа в офис компании. Компания работает в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", в соответствии с которым финансовая взаимопомощь предоставляется ограниченному кругу лиц, а именно пайщикам кредитного кооператива.  Кроме этого на входной двери офиса расположена вывеска «Режим работы» офиса, где указаны наименование, ИНН,ОГРН КПК КД «Партнеръ». В связи с этим на остальных рекламных конструкциях не были указаны необходимые данные.

Комиссия, выслушав позицию КПК КД «Партнеръ», решила рассмотрение дела отложить в связи с необходимостью представления дополнительных документов для всестороннего и полного рассмотрения дела.

Рассмотрение дела № 47/04-16р определением от 02.08.2016г. отложено на 11.08.2016г.

Заявитель, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку на рассмотрение дела не обеспечил, ходатайств не заявлял.

Представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, КПК КД «Партнеръ», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела - председатель правления <...>, поддержал письменную позицию, представленную в материалы дела (вх№4633 от 27.07.16), пояснил, что КПК КД «Партнеръ» определил содержание рекламы.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Спорная реклама адресована неопределенному кругу  лиц, в том числе пешеходам, пассажирам и водителям транспортных средств, поскольку размещена рядом с тротуаром, вблизи от автомобильной дороги, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовым услугам, предоставляемым КПК КД «Партнеръ» - займ, сбережения), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке, соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

Требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» распространяются на рекламу финансовых услуг и финансовой деятельности. Соответственно для квалификации нарушения по указанной статье Федерального закона необходимо установить, что объектом рекламирования являются услуги либо деятельность, относящиеся к финансовым.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Анализ указанных норм в совокупности с понятием финансовой услуги, установленной Федеральным законом «О защите конкуренции», позволяет сделать вывод о том, что оказываемые кредитными потребительскими кооперативами услуги по привлечению денежных средств (займы)  являются финансовыми услугами.

В спорной рекламе, одним из объектов рекламирования является услуга – выдача займов.

Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативно определенных понятий, указанные в спорной рекламе услуги (займ) связаны с привлечением либо размещением денежных средств физических лиц, что позволяет идентифицировать их в качестве финансовых, на рекламу которых распространяются требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие наименования лица, предоставляющего финансовую услугу, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ наименование лица состоит из организационно - правовой формы и фирменного наименования. В вышеуказанной рекламе указано только фирменное наименование.

Таким образом, спорная реклама не содержит организационно - правовой формы, т.е отсутствует наименование лица, предоставляющего финансовую услугу - займы, сбережения,  что является нарушением ч. 1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным  «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353-ФЗ, для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» реклама должна отвечать критериям достоверности, которые имеют объективное подтверждение в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Статья 432 Гражданского кодекса РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», при этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 указанного закона.

Учитывая изложенное, если реклама услуг, связанных с предоставлением займа, пользованием им и погашением займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа и влияющие на нее.

Указание  условий оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Как было установлено, в спорной рекламе содержались сведения о процентной ставке по сбережениям (до 20 %). Возможные суммы сбережений, срок сбережений и иные условия, влияющие на его фактическую стоимость и расходы вкладчика, в рекламе отсутствовали, что является нарушением п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Рассматриваемая рекламная информация содержала только часть условий по предоставлению займов, а именно: займы до 30000 р. без справок и поручителей. При этом иные существенные условия предоставления займов, такие как минимальная сумма потребительского кредита (займа), минимальный срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа), валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем), и порядок  их определения, в данной рекламе не указаны, что является нарушением п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Основными видами деятельности КПК КД «Партнеръ» являются: привлечение денежных средств от членов кооператива на основании договоров займа, предоставление займов членам кооператива на основании договоров займа, заключаемых между кооперативом и заемщиком – членом кооператива.

В спорной рекламе отсутствовала существенная информация о том, что рекламируемой услугой могут воспользоваться только члены кооператива. При этом данная информация  вводит потребителей в заблуждение относительно порядка приема (выдачи) денежных средств.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий  может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

В рекламе «Партнеръ кредитный дом. Займы до 30000 р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно! 8(8332)44-8<...> www.kdpartner.ru », указано только одно из условий финансовой услуги – размер максимальной суммы займа – 30000 рублей, однако не указаны иные условия, влияющие на сумму доходов и расходов, такие как срок, на который выдается займ, годовая процентная ставка по займу и т.д.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

В рекламе «Партнеръ кредитный дом. Доход до 20% по сбережениям. Снимай % и пополняй! Партнеръ кредитный дом. www.kdpartner.ru» указано одно существенное условие: процентная ставка по сбережениям (20%), рекламодатель привлекает внимание к оказываемым финансовым услугам, вместе с тем  информация о том, что данные условия тесно взаимосвязаны с иными критериями: суммой сбережений, сроком сбережений и иными критериями, является существенной, и ее отсутствие в любом случае вводит потребителей в заблуждение относительно возможности получения сбережений до 20% годовых.

 Таким образом, в вышеуказанной рекламе нарушаются требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

С учетом названных обстоятельств и положений ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.                                     

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных положений ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно устным пояснениям КПК КД «Партнеръ», а также представленным в материалы дела копии счета №810 от 27.04.16 на оплату услуг по изготовлению и монтажу имиджевых конструкций, наклеек на стекло и штендеров со спорной рекламной информацией и копии договора аренды нежилого помещения от 02.04.16  по адресу г. Киров, ул. К.Маркса, д. 62, рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламной информации является КПК КД «Партнеръ», нарушивший требования ч. 1 ст. 28, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28   Федерального закона «О рекламе».

Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине КПК КД «Партнеръ».

Учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела присутствует документальное подтверждение прекращения нарушения, Комиссия решила не выдавать КПК КД «Партнеръ» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:

«Партнеръ кредитный дом. Займы до 30000 р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно! 8(8332)44-8<...> www.kdpartner.ru », размещенной на выносном штендере рядом с входом в здание по адресу: <…>

 -  «Партнеръ кредитный дом. Доход до 20% по сбережениям. Снимай % и пополняй! Партнеръ кредитный дом. www.kdpartner.ru», размещенной на обратной стороне выносного штендера, расположенного  рядом с входом в здание по адресу: <…>

 -  «Партнеръ кредитный дом. Займы до 30000 р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно! 8(8332)44-8<...> www.kdpartner.ru », размещенной на фасаде слева от входа в здание по адресу: <…>

 - «Партнеръ кредитный дом. Доход до 20% по сбережениям. Сбережения застрахованы. Система страхования сбережений Народные кассы ОВС. Снимай % и пополняй! Партнеръ кредитный дом. www.kdpartner.ru», размещенной на фасаде справа от входа в здание по адресу: <…>,  так как она противоречит ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание Кредитному потребительскому кооперативу кредитному дому «Партнеръ» <…> об устранении нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28  Федерального закона «О рекламе» не выдавать.

3.Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1  ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 23  августа 2016 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны