Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е от 28 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе:

Заместителя председателя комиссии:

заместителя руководителя управления – начальника отдела КЗ;

Членов комиссии:

ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ;

специалиста 1 разряда отдела КЗ,

в присутствии:

начальника МКУ «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова»,

представителя МКУ «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова», по доверенности,

представителя Управления муниципальных закупок администрации г. Кирова, по доверенности,

начальника Управления муниципальных закупок администрации г. Кирова, на основании распоряжения,

представителя ИП <...>, по доверенности,

представителя ИП <...>, ИП <...>, по доверенности,

заявителя жалобы, на основании паспорта,

заявителя жалобы, на основании паспорта,

рассмотрев жалобы «..1», «..2», «..3», ИП «…», ИП «…» на действия МКУ «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

26.10.2018 г. в Кировское УФАС России поступили жалобы «..1», «..2», «..3», ИП «…», ИП «…» на действия МКУ «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию улично-дорожной сети на территории муниципального образования "Город Киров" (номер извещения 0140300040818001460). Размещение закупки осуществляет УМЗ администрации г. Кирова (далее – Уполномоченный орган). 

Заявители полагают, что Заказчиком при утверждении документации о закупке и размещении информации о закупке допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Нарушения по мнению заявителей выразились в следующем:

1) Заказчиком необоснованно объединены в одном лоте работы технологически и функционально не связанные между собой (укрупнение лота), предлагают разделение на летнее/зимнее содержание дорог;

2) Работы по водопропускным трубам, по нанесению дорожной разметки не связаны с объектом закупки;

3) В техническом задании не указана ширина проезжей части для мостов, не указаны диаметры водопропускных труб;

4) Контрактом предусмотрена возможность снижения оплаты выполненных работ, что не предусмотрено Законом о контрактной системе;

5) Создание Центра управления производством относится к обязанностям Заказчика;

6) Работы по утилизации мусора и снега не входят в предмет закупки, так же не определено расстояние, на которое необходимо транспортировать снег;

7) Условие о заключении соглашения о взаимодействии с ГИБДД препятствуют исполнению контракта;

8) Информация о закупке своевременно не размещена в единой информационной системе, так как ни по номеру извещения, ни по ИКЗ поиск сведений о закупке осуществить невозможно;

9) Неправильно определена начальная (максимальная) цена контракта.

Жалобы на положения документации о закупке поступила в срок, установленный Законом о контрактной системе.

В соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в ходе рассмотрения жалоб проводится внеплановая проверка.

Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, у Заказчика, Уполномоченного органа, запрошены необходимые документы по данному размещению закупки, а также письменные пояснения по существу жалобы. В рассмотрении жалоб, назначенном на 02 ноября 2018 года, объявлялся перерыв, рассмотрение переносилось на 07 ноября 2018 года.

Из письменных пояснений Заказчика следует, что Закон о контрактной системе не запрещает формировать лот исходя из потребностей Заказчика. Объявляя оспариваемую закупку, Заказчик руководствовался принципами ответственности за результативность муниципальных нужд и эффективностью осуществления закупки. Улично-дорожная сеть города Кирова является единым объектом. Ссылается на Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №257-ФЗ). При формировании объекта закупки Заказчик руководствовался спецификой выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети, экономической целесообразностью. Условие о создании исполнителем центра управления производством направлено на осуществление контроля за ситуацией на дорогах в круглосуточном режиме, а также на принятие оперативных решений по устранению внештатных ситуаций. Отмечает, что задачей законодательства о контрактной системе является не столько обеспечения максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям закупки. Полагает, что размер начальной (максимальной) цены контракта сам по себе не может являться признаком ограничения конкуренции. Отмечает, что на участие в закупке поданы 3 заявки, а потому данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии ограничения участия в закупке. Ссылается на то, что осуществление контроля за семью, как в 2018 году, исполнителями усложняет процесс налаживания взаимоотношений и графиков работ между всеми исполнителями. При осуществлении единой закупки такие трудности будут устранены. Работы по зимнему и летнему содержанию дорог взаимосвязаны, так как данные работы предусмотрены приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402. Выполнение работ по летнему и зимнему содержанию дорог не предусматривает наличие у исполнителя различной техники, так как современная дорожная техника является многофункциональной. При этом в составе заявки не требуется представления справки об обеспеченности участника закупки дорожной техникой. В силу особенностей климатических условий в городе Кирове сложно осуществить такое разделение, так как, например, в мае может выпасть снег. Весь объем выполняемых работ определен в техническом задании. Мосты и путепроводы отражены в приложении №4, при этом в указанном приложении указана общая площадь мостов и путепроводов, что позволяет определить объем выполняемых работ. Приложением №5 определен перечень водопропускных труб. Данное приложение носит информативный характер. Техническое задание не содержит требований о выполнении каких-либо работ по содержанию водопропускных труб. В части права на изменение объемов выполняемых работ Заказчиком в документацию о закупке внесены изменения, опечатка устранена. Показатели качества выполняемых работ не являются ни формой ответственности, ни формой снижения объемов работ. Такое условие установлено во исполнение положений ст.723 и 783 Гражданского кодекса Российской Федерации. Требования к оказываемым услугам не являются требованиями к участникам, а потому не могут быть оценены как направленные на ограничение участия в закупке. Требование, указанное в п.19 информационной карты относится к исполнителю контракта, а не участникам закупки. Условие о предоставлении исполнителем справок из ГИБДД направлено на установление наличия или отсутствия вины в действиях исполнителя при дорожно-транспортных происшествиях. Заказчиком дан ответ на запрос о разъяснении положений документации, согласно которому вывоз снега осуществляется на полигоны в пределах МО «Город Киров» (4 полигона). Право размещать или утилизировать мусор, предоставлено исполнителю. При этом в цену контракта включены все расходы исполнителя на оказание услуг, являющихся предметом контракта, в том числе по размещению или утилизации мусора. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта выполнено путем использования метода сопоставимых рыночных цен. Потенциальным участникам закупки направлялось техническое задание. От трех лиц получены коммерческие предложения, исходя из которых сформирована НМЦК. Просит признать жалобу необоснованной.

Уполномоченный орган в своих письменных пояснениях сослался на такие же доводы, как и Заказчик. Позиция является аналогичной, изложенной в пояснениях Заказчика.

В ходе заседания Комиссии Кировского УФАС России представители сторон поддержали доводы, изложенные письменно.

Исследовав доводы сторон, документацию о закупке, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

28.09.2018 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении электронного аукциона. Предмет аукциона – оказание услуг по содержанию улично-дорожной сети на территории муниципального образования "Город Киров" (номер извещения 0140300040818001460). Начальная (максимальная) цена контракта 823180898 (восемьсот двадцать три миллиона сто восемьдесят тысяч восемьсот девяносто восемь) руб. 31 коп.

В соответствии со ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В силу ч.1 ст.63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

Согласно сведениям журнала событий для закупки с реестровым номером извещения 0140300040818001460, извещение об осуществлении оспариваемой закупки, а также документация о закупке размещены в единой информационной системе 28.09.2018 г. в 15:26.

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии информации об оспариваемой закупке в ЕИС является необоснованным.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В соответствии с ч.5 ст.22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам.

В материалы жалобы Заказчиком представлена информация (коммерческие предложения), полученная от трех потенциальных участников закупки, которая использована Заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Довод заявителей не обоснован.

При этом контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, в силу п.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Техническим заданием (приложение №5) предусмотрен перечень водопропускных труб, однако работы по содержанию таких труб в техническом задании отсутствуют, что отмечалось Заказчиком в ходе заседания Комиссии. Соответственно работы по содержанию таких труб не входят в объект закупки, а потому не подлежат выполнению в рамках контракта, заключаемого по результатам оспариваемой закупки. Довод не обоснован.

В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Техническим заданием предусмотрено выполнение работ по нанесению дорожной разметки.

Как указано в ч.2 ст.1 Закона №257-ФЗ действие указанного закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии с ч.1 ст.17 Закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ч.3 ст.17 Закона №257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

В соответствии с подп."б" п.4 ч.6 раздела IV (Классификация работ по содержанию автомобильных дорог) классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 (далее – приказ №402), в состав работ по содержанию автомобильных дорог по элементам обустройства автомобильных дорог входят: уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки. Таким образом, Заказчиком обоснованно в перечень закупаемых работ включены работы, в том числе по нанесению дорожной разметки.

В соответствии со ст.783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с ч.1 ст.723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: соразмерного уменьшения установленной за работу цены.

Такие условия не противоречат Закону о контрактной системе, так как требование о соразмерном уменьшении установленной за работу цены не является мерой ответственности по смыслу ст.34 Закона о контрактной системе, а является условием, направленным на добросовестное исполнение подрядчиком обязанностей, предусмотренных контрактом.

Оценивая довод об отсутствии указания в техническом задании ширины проезжей части для мостов, Комиссия Кировского УФАС России отмечает, что техническим заданием предусмотрено указание общей площади искусственных дорожных сооружений, а потому участники закупки не лишены возможности определить объем подлежащих оказанию услуг. 

Условие о создании до начала оказания услуг центра управлением производством, содержащееся в п.6.3.14 проекта контракта, не нарушает прав участников закупки.

В силу п.4 ст.21 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Закон о контрактной системе не запрещает устанавливать не противоречащие законодательству Российской Федерации условия исполнения договора при условии их соответствия правилам описания объекта закупки. Спорное условие не противоречит правилам, установленным в ст.33 Закона о контрактной системе.

Условие о наличии соглашения о взаимодействии с органами ГИБДД также не нарушает прав участников закупки, так как условия, закрепленные в п.6.3.22-6.3.30 проекта контракта, направлены на соблюдение законодательства Российской Федерации о дорожной деятельности, безопасности дорожного движения. Такое условие является условием оказания услуг, а не требованием к участникам закупки.

Отсутствие в документации о закупке прямого указания на расстояние, на которое должен быть вывезен снег, и условия о его утилизации не освобождает исполнителя от обязанности соблюдать требования законодательства Российской Федерации.

Так, в соответствии с подп.6 п.7 приказа №402 в состав работ по зимнему содержанию входят погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация.

Техническим заданием предусмотрено оказание услуг по зимнему содержанию дорог, при этом в п.3.2 проекта контракта указано, что в цене контракта учтены все расходы исполнителя на оказание услуг по предмету контракта, в том числе транспортные, погрузочно-разгрузочные и иные.

Также следует отметить, что работы по очистке автомобильных дорог от мусора, его вывоз и утилизация на полигонах включены в классификацию, утвержденную приказом №402, а потому подлежат выполнению в рамках оказания услуг по содержанию улично-дорожной сети.

Оценивая довод заявителей о нарушении Заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе, антимонопольного законодательства, при формировании объекта закупки, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

В зависимости от своих потребностей Заказчик в документации о закупке должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Исходя из изложенного, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к объекту закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.

Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению аукционную документацию требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару (услугам). Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара (услуг) предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Разбивка на более мелкие лоты является правом, а не обязанностью Заказчика.

В ходе заседания Комиссии Кировского УФАС России Заказчиком представлены документы об исполнении текущих семи контрактов, заключенных на оказание услуг по содержанию улично-дорожной сети, которые свидетельствуют о наличии случаев ненадлежащего исполнения обязанностей подрядчиками и о снижении оплаты за выполненные работы.

Заявителями не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о необходимости разделения предмета закупки на более мелкие лоты, а также не заявлены критерии такого разделения, позволяющие достичь целей спорной закупки.

При этом Комиссия Кировского УФАС России отмечает, что установленная в закупке цена за подлежащие выполнению работы, а также размер обеспечительного платежа обусловлены предметом лота, и сами по себе не влекут ограничение конкуренции, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 02.11.2018 г. №0140300040818001460-0.

Кроме того, проектом контракта предусмотрена обязанность исполнителя по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства в размере 15% цены контракта.

При таких обстоятельствах Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений при утверждении документации о спорной закупке, в связи с чем, жалобы Заявителей, являются необоснованными.

На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Кировского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованными жалобы «..1», «..2», «..3», ИП «…», ИП «…» на действия МКУ «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию улично-дорожной сети на территории муниципального образования "Город Киров" (номер извещения 0140300040818001460).

 

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны