Предупреждение №14/05-21 Наделение конкретного хозяйствующего субъекта статусом специ... от 8 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 14/05-2021

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

«08» июня 2021 г.                                                                                                                      г. Киров

 

Кировским УФАС России был проведен анализ конкурентной среды на рынке ритуальных услуг на территории Кировской области, в ходе которого было установлено следующее.

Постановлением администрации Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области от 22.10.2010 № 37 утвержден Порядок деятельности  специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Омутнинского городского поселения (далее – Порядок).  

На основании пункта 2.1. Порядка специализированные службы  осуществляют предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении).

Согласно пункту 1 постановления администрации Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области от 11.02.2019 № 111 «Об определении специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории  Омутнинского городского поселения» (далее - Постановление администрации от 11.02.2019 № 111), в целях реализации Закона о погребении МУП ЖКХ «Благоустройство» определено специализированной службой по вопросам похоронного дела.

На основании пункта 2 Постановления администрации от 11.02.2019 № 111, специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет исполнение Порядка деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Омутнинского городского поселения, утвержденного постановлением администрации Омутнинского городского поселения от 22.10.2010 № 37 (с изменениями от 14.01.2011 № 10).

В соответствии с письмом администрации Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области от 09.02.2021 № 387, к вопросам специализированной службы также относится: учет (регистрация) захоронений; формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению; предоставление участка земли на общественном городском кладбище для погребения умерших (погибших).

Согласно п. 2 ст. 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о погребении установлено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

При этом из содержания положений действующего законодательства следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела хозяйствующим субъектам.

У органов местного самоуправления отсутствует право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).

Указанная позиция нашла отражение, в частности, в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.12.2012 № ВАС-16422/12 по делу № А12-5260/2012, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2013 по делу № А12-18556/2011, постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.07.2009 № Ф09-4848/09-С1 по делу № А60-7979/2009.

В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ  (далее - Закон о защите конкуренции) под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, в понимании Закона о защите конкуренции МУП ЖКХ «Благоустройство» является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

По смыслу вышеуказанных норм следует, что любые действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству РФ.

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Наделение конкретного хозяйствующего субъекта статусом специализированной службы приводит к созданию неравных условий осуществления предпринимательской деятельности на рынке оказания ритуальных услуг, в связи с предоставлением преимущества на рынке услуг по погребению отдельному хозяйствующему субъекту, не наделенному законодательством исключительным правом по оказанию такого рода услуг.

Таким образом, в действиях администрации Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области по наделению МУП ЖКХ «Благоустройство» полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В пунктах 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Из положений ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

При этом в силу ч. 1.1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со ст. 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Администрация Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области наделила МУП ЖКХ «Благоустройство» функциями органа местного самоуправления по организации похоронного дела в муниципальном образовании Омутнинское городское поселение: учет (регистрация) захоронений; предоставление участка земли на общественном городском кладбище для погребения умерших (погибших).

Наделение МУП ЖКХ «Благоустройство» указанными функциями создает преимущественные условия для деятельности хозяйствующего субъекта по отношению к другим участникам рынка оказания ритуальных услуг, ставит их в зависимость от волеизъявления конкретного хозяйствующего субъекта.

В соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления признаков нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

С учетом изложенного на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Кировское УФАС России предупреждает администрацию Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области о необходимости прекращения в срок до 09.07.2021 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

-принять меры, направленные на прекращение осуществления МУП ЖКХ «Благоустройство» полномочий специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области;

-принять меры, направленные на прекращение осуществления МУП ЖКХ «Благоустройство» функций органа местного самоуправления по организации похоронного дела в муниципальном образовании Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области: учет (регистрация) захоронений; предоставление участка земли на общественном городском кладбище для погребения умерших (погибших).

В силу ч. 6 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

Руководитель управления                                                                                   <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны