Решение б/н РЕШЕНИЕ от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 49/04-2016р 

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 октября 2016 года.                                       г. Киров

В полном объеме решение изготовлено 19 октября 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии  <…>руководителя управления; Членов Комиссии: <…> – начальника отдела ФРиР Кировского УФАС России, <…>. – специалиста 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

Общества с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация Финансовая линия» в лице представителя по доверенности от 03.10.2016  <…>;

При ведении протокола  <…>. – специалистом 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

рассмотрев дело № 49/04-16р, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация Финансовая линия» (далее – ООО «МФО Финансовая линия») (<…>) ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») при размещении наружной рекламы следующего содержания: «Первый финансовый супермаркет. Моментальные займы. Только паспорт <...> за 5 минут, до 30 000 тысяч» на фасаде здания по адресу: г. Киров, <…>;

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» сотрудниками Кировского УФАС России было установлено, что на фасаде здания по адресу: г. Киров, ул. <…> размещается рекламный модуль ООО «МФО Финансовая линия» следующего содержания: «Первый финансовый супермаркет. Моментальные займы. Только паспорт <...> за 5 минут, до 30 000 тысяч», который содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Определением от 12.09.2016 Кировским УФАС России возбуждено дело № 49/04-16р в отношении ООО «МФО Финансовая линия» (ИНН  <…>), по признакам нарушения ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона «О рекламе», рассмотрение назначено на 04.10.2016.

04.10.2016 Комиссией Кировского УФАС России принято решение об объявлении перерыва до 05.10.2016 в 09:00 часов.

Ответчик – ООО «МФО Финансовая линия» обеспечил явку на рассмотрение дела № 49/04-16р представителя по доверенности  <…>, документы, запрошенные Управлением представил в полном объеме.

На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель по доверенности  от ООО «МФО Финансовая линия» -  <…> поддержала представленные в материалы дела письменные пояснения, а также пояснила, что рекламодателем, определившем содержание спорной рекламы следующего содержания «Первый финансовый супермаркет. Моментальные займы. Только паспорт <...> за 5 минут, до 30 000 тысяч» является ООО «МФО Финансовая линия», факт нарушения признала.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на фасаде здания по адресу: г. Киров, ул. <...>, следующего содержания: «Первый финансовый супермаркет. Моментальные займы. Только паспорт <...> за 5 минут, до 30 000 тысяч», адресована неопределенному кругу лиц, поскольку ее могут видеть покупатели торговых центров, которые находятся рядом, пешеходы, водители, т.е. является общедоступной для всех без исключения категорий населения, направлена на привлечение внимания покупателей к объекту рекламирования (ООО «МФО Финансовая линия», Первый финансовый супермаркет, и оказываемым финансовым услугам), способствует формированию интереса к рекламируемым услугам (предоставление займов) и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

При рассмотрении дела установлено, что финансовую услугу - «займ» предоставляет ООО «МФО Финансовая линия», что подтверждается договорами потребительского микрозайма, представленными в материалы дела.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Комиссия делает вывод о том, что спорная реклама может быть расценена как реклама финансовой услуги, поскольку в ней предлагаются услуги по выдаче займа, что связано с привлечением денежных средств физических лиц.

Таким образом, рекламная информация, размещенная на фасаде здания по адресу: г. Киров, ул. <...> следующего содержания: «Первый финансовый супермаркет. Моментальные займы. Только паспорт <...> за 5 минут, до 30 000 тысяч» не содержит наименования лица, предоставляющего финансовую услугу - займ,  что является нарушением ч. 1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» для заемщика и влияющие на нее.

Между тем распространенная обществом реклама по предоставлению займов содержала только часть условий  по заключению договора, а именно: сумму займа (до 30 000 рублей), иные же условия оказания соответствующей финансовой услуги (размер процентной ставки по займу, срок предоставления займа и др.) в рекламе не указаны. Данные условия влияют на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – «займ», которая направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой, в том числе: срок предоставления займа, процентная ставка по займу и другие.

С учетом вышеизложенного, реклама, размещенная на фасаде здания по адресу: г. Киров, ул. <...>, следующего содержания: «Первый финансовый супермаркет. Моментальные займы. Только паспорт <...> за 5 минут, до 30 000 тысяч» не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Из документов, представленных в материалы дела, а именно: договора на выполнение работ по производству и монтажу рекламы от 04.08.2016, заключенного между ООО «МФО Финансовая линия» (заказчик) и ООО «<…>» (исполнитель, изготовитель), акта  выполненных работ на изготовление и монтаж рекламного материала от 04.08.2016 по адресу Киров, <…>, а также письменных объяснений от директора ООО «МФО Финансовая линия» (вх. № 6009 от 26.09.2016) и письменных объяснений представителя по доверенности  <…>от 05.10.2016, следует, что заказчиком и рекламодателем данной рекламы является ООО «МФО Финансовая линия», определившее объект рекламирования и осуществившее заказ рекламы, рекламораспространителем – ООО «МФО Финансовая линия», так как реклама наклеена на внутренней стороны окна в помещении, которое занимает ООО «МФО Финансовая линия» на основании договора аренды нежилого помещения от 01.12.2015 года и дополнительного соглашения к договору от 01.01.2016 года.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела  представлено документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила предписание ООО «МФО Финансовая линия» об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

На основании ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «МФО Финансовая линия» (ИНН <...>, ОГРН <...>) и должностного лица.

Руководствуясь ст. 3, ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28, ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,  Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Первый финансовый супермаркет. Моментальные займы. Только паспорт <...> за 5 минут, до 30 000 тысяч», размещенную на фасаде здания по адресу: г. Киров, ул. <…>, в которой отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги, а также отсутствует информация об иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, которая не соответствует требованиям ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе Обществу с ограниченной ответственностью «МФО Финансовая линия» (ИНН  <…>) не выдавать.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1  ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении «МФО Финансовая линия» и должностного лица ООО «МФО Финансовая линия».  

 

Решение может быть обжаловано в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны