Решение б/н РЕШЕНИЕ от 14 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии: <…>, <…>,<…< 

в отсутствие: заявителя физического лица;

в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

<…> ООО «Карат»;

<…> –ООО «Бизнес–Лэнд»;

<…> – представителя ООО «Бизнес –Лэнд»;

рассмотрев материалы дела № 49/04-2018р, возбужденного по признакам нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») по факту размещения ООО «Карат» и ООО «Бизнес –Лэнд» в газетах «Источник новостей» от 16.12.2017, 05.05.2018, 19.05.2018 в разделе «Красота и здоровье» рекламы медицинских услуг: «Медицинский лечебно-диагностический центр «Новый взгляд». <…>»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее –Управление, антимонопольный орган) поступило обращение физического лица (вх. №4657к от 27.06.2018) по признакам нарушения, по мнению заявителя, рекламного законодательства при размещении в газетах «Источник новостей» от 16.12.2017, 05.05.2018, 19.05.2018 в разделе «Красота и здоровье» рекламной информации об оказании услуг сосудистого хирирга (флеболога) и оказание услуг взятия крови. Как указывает Заявитель, ООО «Бизнес – Лэнд», осуществляющее деятельность в медицинском центре «Новый взгляд» по адресу: <…> не имеет лицензии на данные виды медицинских услуг, следовательно, информация, содержит признаки нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация следующего содержания: «Медицинский лечебно-диагностический центр «Новый взгляд». Невролог. УЗИ сосудов головы –<…>» адресована неопределенному кругу лиц (читателям газеты «Источник Новостей»), направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к медицинским услугам, предоставляемым ООО «Бизнес – Лэнд», способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Доводы ООО «Бизнес – Лэнд» и ООО «Карат» о том, что спорная реклама  соответствует требованиям рекламного законодательства, не могут быть приняты Комиссией и опровергаются материалами дела  на основании следующего.

Пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» установлено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Так, при рассмотрении дела установлено, что в газетах «Источник новостей» размещена следующая информация:

-16.12.2017 № 50 (563) размещена следующая информация: «Медицинский лечебно-диагностический центр «Новый взгляд». <…>. Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом».

-05.05.2018 № 18 (583) и 19.05.2018 размещена следующая информация: «Медицинский лечебно-диагностический центр «Новый взгляд». <…>. Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом».

На основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Частью 2 ст. 12 Закона о лицензировании предусмотрено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).

Систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении утвержден приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг".

Департаментом здравоохранения Кировской области ООО «Бизнес – Лэнд» выдана лицензия № <…> по адресу осуществления деятельности: <…> на  оказание  первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи и выполнения следующих работ (услуг): при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: терапии; при оказании первичной специлизированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: гастроэнтерологии, кардиологии, неврологии, онкологии, ревматологии, ультразвуковой диагностике, функциональной диагностике, эндокринологии. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе временной нетрудоспособности.

Вышеуказанная лицензия переоформлена на основании решения лицензирующего органа от 01.12.2016 № 674 –ЛО. В материалы дела представлена лицензия № <…>на вышеуказанные медицинские услуги.

Данной лицензией ООО «Бизнес – Лэнд» не предусмотрено выполнение работ (услуг) по: «сердечно-сосудистой хирургии», «сестринскому делу»  по адресу места осуществления деятельности: <…>

Как установлено при рассмотрении дела  согласно лицензии  <…> ООО «Бизнес – Лэнд» не имеет лицензии  на осуществление медицинской деятельности на рекламируемые виды медицинских услуг: «сердечно-сосудистой хирургия», «сестринское дело» (в тексте рекламы: «консультация сосуд. хирурга-флеболога», «венепункция и забор крови на онкомаркер <…>») по адресу: <…>

Соответственно, распространялась рекламы медицинской деятельности, в частности «сердечно-сосудистой хирургия», «сестринское дело», в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по адресу, указанному в рекламе.

Доводы ответчиков о наличии договоров не могут являться обоснованными, поскольку информация в рекламе (наименование организации, адрес, перечень услуг) формирует у потребителей мнение, что все указанные в рекламе услуги, в том числе «консультация сосуд. хирурга-флеболога», «венепункция и забор крови на онкомаркер СА-15.3» оказывает ООО «Бизнес – Лэнд», у которого фактически отсутствует лицензия на оказание данных услуг.

Таким образом, информация следующего содержания: «Медицинский лечебно-диагностический центр «Новый взгляд». Невролог. <…>», размещенная в газетах «Источник новостей» от 16.12.2017, 05.05.2018, 19.05.2018 в разделе «Красота и здоровье», в отсутствие лицензии на медицинскую деятельность - «сердечно-сосудистой хирургия», «сестринское дело» (в тексте рекламы: «консультация сосуд. хирурга-флеболога», «венепункция и забор крови на онкомаркер <…>») по адресу осуществления хозяйственной деятельности – <…>, не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку распространенная реклама медицинских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий о предоставлении медицинских услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Так, в спорной рекламе  указано следующее: «Медицинский лечебно-диагностический центр «Новый взгляд». <…>».

Таким образом,  указание в спорной рекламе: названия медицинского центра, адреса, реквизитов лицензии,  номера телефона, перечисление предлагаемых медицинских услуг  создает впечатление у потребителей о том, что все рекламируемые услуги оказываются Обществом по адресам, указанным в рекламе (<…>).

При этом, информация о том, что рекламируемые услуги: «сердечно-сосудистой хирургия», «сестринское дело» (в тексте рекламы: «консультация сосуд. хирурга-флеболога», «венепункция и забор крови на онкомаркер <…>») оказываются другими медицинскими центрами на основании заключенных договоров, а именно: ООО «Унилаб» и ООО «Афло-центр», в рекламе отсутствует.

Отсутствие данной существенной информации в тексте рекламы искажает смысл рекламы, что вводит потребителей в заблуждение относительно их предоставления по адресу, указанному в рекламе, а также медицинского учреждения, поскольку для потребителя важно знать в какое медицинское учреждение он обращается, кто предоставляет те или иные медицинские услуги.

В тексте рекламы указан номер лицензии, но рекламиреумые  виды медицинских услуг: «сердечно-сосудистой хирургия», «сестринское дело» (в тексте рекламы: «консультация сосуд. хирурга-флеболога», «венепункция и забор крови на онкомаркер СА-<…> в лицензии отсутствуют, что вводит в заблуждение потребителей по поводу лица, которое предоставляет вышеуказанные медицинские услуги.

Спорная реклама нарушает требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», так как в тексте рекламы отсутствует существенная информация, без которой искажается смысл рекламы.

Таким образом, рекламная информация  в газетах «Источник новостей» от 16.12.2017, 05.05.2018, 19.05.2018 в разделе «Красота и здоровье» следующего содержания: «Медицинский лечебно-диагностический центр «Новый взгляд». Невролог. <…>», не содержит информации о том, что рекламируемые медицинские услуги: «консультация сосуд. хирурга-флеболога», «венепункция и забор крови на онкомаркер <…> ООО «Бизнес – Лэнд» не оказывает, поскольку  они  отсутствуют в лицензии,  что может вводить потребителей, имеющих намерение ими воспользоваться, в заблуждение, следовательно, она размещена с нарушением  части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель (рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо).

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение п.7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).

Из документов, представленных в материалы дела, а именно: договора на оказание услуг по разработке, изготовлению и размещению рекламной продукции № 21/13 от 1 от 23.06.2018, заявке № 1, счета № 21/379 от 01.12.2017, акта № 21/37 от 05.12.2017, приходных кассовых ордеров № 2621 от 19.12.2017, № 2564 от 06.12.2017, № 2683 от 28.12.2017, договора на оказание услуг по разработке, изготовлению и размещению рекламной продукции  № 21/6 от 10.04.2018, заявке № 1, счета № 21/28 от 03.05.2018, акта № 21/28 от 26.05.2018, приходных кассовых ордеров № 471 от 15.05.2018, № 531 от 29.05.2018, рекламодателем спорной информации в газетах «Источник новостей» от 16.12.2017, 05.05.2018, 19.05.2018 в разделе «Красота и здоровье»  является ООО «Бизнес – Лэнд», а рекламораспространителем является ООО «Карат».

Исследовав материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы, исходя из понятия, установленного статьей 3 Федерального закона «О рекламе», является ООО «Бизнес – Лэнд», которое несет ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», а рекламораспространителем является ООО «Карат», которое несет ответственность за нарушение требований п.7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать ООО «Карат» (ИНН 4345203584, ОГРН 1074345047468) и ООО «Бизнес – Лэнд» (ИНН 4345289687, ОГРН 1104345020218) предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Карат» (ИНН 4345203584, ОГРН 1074345047468) и ООО «Бизнес – Лэнд» (ИНН 4345289687, ОГРН 1104345020218) и их должностных лиц.

Руководствуясь ст. 3, ч.7 ст. 5, п.7 ст. 7, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:

- «Медицинский лечебно-диагностический центр «Новый взгляд». <…> Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом», размещенную в газете «Источник новостей» -16.12.2017 № 50 (563);

- «Медицинский лечебно-диагностический центр «Новый взгляд». <…> Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом», размещенную в газете «Источник новостей» от  05.05.2018 № 18 (583) и  от 19.05.2018, так как она противоречит ч. 7 ст. 5, п.7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать ООО «Карат» (ИНН 4345203584, ОГРН 1074345047468) предписание о прекращении нарушения п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3.Выдать ООО «Бизнес – Лэнд» (ИНН 4345289687, ОГРН 1104345020218) предписание о прекращении нарушения ч. 7 ст. 5, п.7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

4.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Карат» (ИНН 4345203584, ОГРН 1074345047468) и его должностного лица.

5.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Бизнес – Лэнд» (ИНН 4345289687, ОГРН 1104345020218) и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны