Решение б/н Решение по делу № 36 по признакам нарушения АКБ «Вятка-банк»... от 10 июля 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление по Кировской области
 
610019, г.Киров обл., ул. К.Либкнехта, 69, тел. 64-73-31
 
 
от " 23 " сентября 2010 г.                                                           г. Киров
 
Р Е Ш Е Н И Е
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя Комиссии –<..........> – руководителя управления и членов Комиссии – <.........>. – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <..........> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, 
в отсутствии представителя АКБ «Вятка-банк» ОАО, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела, о чем имеется отметка в уведомлении о вручении почтового отправления от 09.09.2010г.
протокол вела <.......> – специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;
рассмотрев дело № 36 по признакам нарушения АКБ «Вятка-банк» ОАО  ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г., 
 
УСТАНОВИЛА:
 
Кировским УФАС России при осуществлении государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства было зафиксировано, что на территории города Кирова, вдоль проезжей части в районе дома № 79 по улице Воровского и в районе АЗС на пересечении Октябрьского пр-та и улицы К.Маркса установлены две рекламных конструкции размером 3*6 кв.м, на одной из сторон которых размещена информация следующего содержания: «20% Вклад «Фиксируй доход» на 2 года вперед только до 29 сентября, спешите! * ВяткаБанк www.vyatkabank.ru 555-<...>». Кроме того, в районе перекрестка улиц <...> и <...> пр-та, на фасаде дома № <...> по <...> пр-ту г. Кирова размещены четыре рекламных плаката, размером 1,5*4 кв.м (два со стороны улицы Воровского и два с Октябрьского пр-та) с информацией аналогичного содержания.
В правом нижнем углу рекламных поверхностей мелким шрифтом нанесен печатный текст об условиях по вкладу, а именно указана следующая информация: «Ставка за весь срок размещения вклада: 20% в рублях, 15% в долларах/евро. Срок размещения вклада: 24 месяца и один день. Мин. Сумма: 500 рублей РФ, 20 долларов США, 20 Евро. Вклад не пополняемый. При досрочном расторжении договора проценты пересчитываются по ставке «до востребования». Сумма вклада не может превышать 10 млн. рублей по вкладам в рублях РФ или эквивалент 10 млн. рублей в иностранной валюте по курсу ЦБ на дату внесения денежных средств. АКБ «Вятка-банк» ОАО. Лиц. ЦБ РФ № 902».
При этом размер шрифта процентов по вкладу более чем в сто раз больше, чем размер шрифта, указывающий условия по вкладу.
Кроме этого, в газете «Вести-Вятка» от 16.08.2010г. № 29 (29) на 5 странице размещен рекламный модуль с информацией следующего содержания: «20% Вклад «Фиксируй доход» на 2 года вперед. ВяткаБанк подробности на сайте www.vyatykabank.ru 555-777 АКБ «Вятка-банк» ОАО Лиц. ЦБ РФ № 902». Другие условия по банковскому вкладу в рекламном модуле отсутствуют.
Также в Интернете на сайте htpp:// nabludatel.ruразмещен рекламный модуль с информацией следующего содержания: «20% Вклад «Фиксируй доход» на 2 года вперед подробности ВяткаБанк www.vyatkabank.ru». Другие условия по банковскому вкладу в рекламном модуле отсутствуют.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна, умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.
Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АКБ «Вятка-банк» ОАО.
Учитывая тот факт, что вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» ответственность за которые в соответствии со ст. 38 несет рекламодатель, возбуждено производство по делу в отношении рекламодателя АКБ «Вятка-банк» ОАО.
В процессе подготовки к рассмотрению дела были установлены и другие факты размещения спорной рекламы:
В районе перекрестка улицы Московская и Октябрьского пр-та установлена металлоконструкция размером 3*6 кв.м наружной рекламы вклада «Фиксируй доход» с информацией следующего содержания: «20% Вклад «Фиксируй доход» на 2 года вперед только до 29 сентября, спешите! * ВяткаБанк www.vyatkabank.ru 555-777». В правом нижнем углу рекламной поверхности мелким шрифтом нанесен печатный текст об условиях по вкладу.
В газете «Вести-Вятка» от 13.09.2010г. № 33 (33) на 5 странице размещен рекламный модуль следующего содержания: «20% Вклад «Фиксируй доход» на 2 года вперед. ВяткаБанк подробности на сайте www.vyatykabank.ru 555-777 АКБ «Вятка-банк» ОАО Лиц. ЦБ РФ № 902». (Другие условия отсутствуют).
В газете «Бизнес-новости» от 13.09.2010г. № 36 (92) на 18 странице размещен рекламный модуль следующего содержания: «20% Вклад «Фиксируй доход» на 2 года вперед. ВяткаБанк подробности на сайте www.vyatykabank.ru 555-777». (Другие условия отсутствуют).
До заседания Комиссии, назначенного на 23.09.2010 года, документы, запрошенные определением о возбуждении дела № 36 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, поступили в полном объеме за исключением объяснения АКБ «Вятка-банк» ОАО.
В соответствии с представленными документами, рекламодателем всей вышеуказанной рекламы является АКБ «Вятка-банк» ОАО.
23.09.2010г. в антимонопольный орган с помощью факсимильной связи было направлено ходатайство за подписью президента АКБ «Вятка-банк» ОАО <....> об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью участия в судебном заседании руководителя АКБ «Вятка-банк».
В соответствии с п. 34 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе» (утв. Постановление Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508) рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения, в том числе по мотивированному ходатайству стороны по делу или иного лица, привлеченного к участию в деле, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на его рассмотрение по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами.
В связи с тем, что документы подтверждающие невозможность присутствия руководителя АКБ «Вятка-банк» на рассмотрении дела, в антимонопольный орган не представлены, а также имеются  все необходимые документы для рассмотрения дела, Комиссия Кировского УФАС решила, данное ходатайство не удовлетворять.
Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что АКБ «Вятка-банк» ОАО нарушило ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Выводы комиссии основаны на следующем:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная АКБ «Вятка-банк» ОАО на территории города Кирова на трех металлоконструкциях по адресам: в районе дома № 79 по улице Воровского, в районе АЗС на пересечении <...> и улиц ы<...>, в районе перекрестка улицы <...> и <...>; на четырех рекламных плакатах на фасаде дома № <...> по<...> пр-ту г. Кирова; в рекламных модулях: газеты «Бизнес-новости» от 13.09.2010г. № 36 (92), газеты «Вести-Вятка» от 16.08.2010г. № 29 (29), от 13.09.2010г. № 33 (33) и в Интернете на сайте htpp:// nabludatel.ruполностью соответствует понятию ст. 3 Закона и является рекламой.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).
Из содержания рекламы следует, что внимание неопределенного круга потребителей обращено на конкретный хозяйствующий субъект – ОАО АКБ «Вятка-банк», и на одну из предоставляемых им услуг – банковский вклад «Фиксируй доход».
При этом рекламным законодательством установлено, что реклама банковской услуги не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе).
В соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 (в ред. от 28.04.2009), банковский вклад – это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Особенностью договора банковского вклада является пользование банком денежными средствами физических и юридических лиц на платной основе.
Статья 432 ГК РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Статья 834 ГК РФ к существенным условиям договора банковского вклада относит процентную ставку и срок действия (в год, в месяц). Процентная ставка напрямую зависит от суммы вклада, срока вклада, вида валюты, которые являются существенными условиями договора и подлежат указанию в рекламе. К таким же условиям договора относится информация о возможности пополнения вклада, об изменениях условий договора банком в одностороннем порядке, в т.ч. об изменении процентной ставки и прочее.
 
Из имеющихся в материалах дела фотографий наружной рекламы, в информации, размещенной на металлоконструкциях (размером 3*6 кв.м), расположенных по адресам: в районе дома №<...> по улице <...>, в районе АЗС на пересечении Октябрьского пр-та и улицы К.Маркса, в районе перекрестка улицы <...> и <...> пр-та,  наиболее привлекательное для потребителя условие, а именно: о размере процентной ставки по вкладу – 20%, указано с использованием крупного шрифта красным цветом на белом фоне - цифры высотой 3 метра, т. е. во всю высоту рекламной конструкции. Иные условия вклада, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица (сумма вклада, срок вклада и др.) напечатаны мелким нечитаемым шрифтом красного цвета на белом фоне - высота букв около 2 сантиметров.  Условие о процентной ставке по вкладу «Фиксируй доход» в наружной рекламе выполнено шрифтом, превышающим иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица почти в 150 раз.
Размер процентной ставки по вкладу на рекламных плакатах 3,4*1,9 метра на фасаде дома № <...> <...> пр-та г. Кирова, указан также с использованием крупного шрифта - цифры высотой 1,36 метра, другие условия вклада, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица, указаны мелким нечитаемым шрифтом - высота букв 1 сантиметр.  Размер шрифта, указывающий условия о процентной ставке по вкладу, в 136 раз превышает иные условия, влияющие на сумму дохода вкладчика. Информация, размещенная на рекламных плакатах, выполнена в той же самой цветовой гамме, что и реклама, размещенная на металлоконструкциях.
В рассматриваемом случае для рядового потребителя спорной рекламы наличие в ней сведений о том, что вклад «Фиксируй доход» может быть размещен только на срок 24 месяца и один день, при минимальной сумме первоначального взноса – 500 рублей РФ, 20 долларов США, 20 Евро, а также то, что вклад не является пополняемым и об иных условиях, являлось бы существенным.
Во всей вышеуказанной наружной рекламе иные существенные условия вклада, кроме процентной ставки по вкладу, не позволяют потребителю их воспринимать в силу своего исполнения, что не может расцениваться как их наличие.
Очевидно, что при визуальном просмотре текста наружной рекламы, существенная информация не читается.
Одно из условий, а именно процентная ставка по вкладу, настолько ярко выражена в  рекламе, по сравнению с иными условиями предоставления соответствующей финансовой услуги, что воспринимается и уясняется человеком импульсивно, с первого взгляда даже на дальнем расстоянии (на противоположной стороне дороги, из общественного и личного транспорта участников дорожного движения). Другие условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, размещенные на металлоконструкции в районе дома № 79 по ул. Воровского, и на четырех рекламных плакатах на фасаде дома № 139 по Октябрьскому пр-ту, читаемы только с самого близкого расстояния, на которое возможно приблизиться к рекламному плакату.
 Кроме того, на металлоконструкциях в районе АЗС на пересечении <...> пр-та и улицы <...> и в районе перекрестка улиц <...> и <...>  иные существенные условия  прочитать вообще нельзя в силу высоты самих рекламных конструкций. В частности, высота металлоконструкций, т.е. расстояние от земли до площади информационного поля: на перекрестке улиц Московская и Октябрьского пр-та – 4, 5 метра, в районе АЗС на пересечении <...> пр-та и улицы <...> – 8 метров. Кроме того, к металлоконструкции в районе АЗС фактически подойти ближе, чем на 10 метров, не представляется возможным.
Необходимо учитывать, что во всей наружной рекламе размер процентной ставки по вкладу выполнен таким образом, чтобы его было видно не только с тротуара, но и с оживленной проезжей части и противоположной стороны дороги, поэтому его указание крупным шрифтом рассчитано не только на восприятие пешеходами, идущими по тротуару, вблизи нахождения рекламных баннеров, но и водителями и пассажирами автотранспорта, а также пешеходами, идущими на противоположной стороне проезжей части. Этот факт подтверждается фотографиями наружной рекламы, имеющимися в материалах дела.
Каким бы не был размер рекламного плаката, вся информация, доносимая до потребителей через данную рекламу, должна быть исполнена таким размером шрифта, который мог бы восприниматься и уясняться любым человеком, обладающим зрением (1,0). В рассматриваемой наружной рекламе восприятие потребителями рекламной информации банковского вклада в полном объеме не происходит.
Таким образом, спорная реклама может ввести в заблуждение, так как в силу не читаемости рекламной информации в полном объеме, потребитель не может узнать о всех существенных условиях, влияющих на доходность банковского вклада.
Кроме того, антимонопольным органом установлено, что в рекламе банковского вклада «Фиксируй доход», размещенной в периодических печатных изданиях: газета «Вести-Вятка» № 29 от 16.08.2010г., № 33 от 13.09.2010г., газета «Бизнес-Новости» № 36 (92) от 13.09.2010г., а также в Интернете на сайте: htpp:// nabludatel.ru,  приводится только одно условие принимаемых Обществом вкладов – двадцати процентная ставка по вкладу, и не указаны другие условия (срок вклада, минимальная сумма вклада, информации о пополняемости вклада, периодичность выплаты процентов), влияющие на окончательную сумму доходов вкладчика, воспользовавшегося предложением банка, изложенным в рекламе, то есть существенная информация, необходимая потребителю для принятия осознанного решения по размещению вклада.
Включение в данном случае Обществом в текст рекламы наименования сайта в Интернете и номера телефона для уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
Поскольку распространенная реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.
С учетом названных обстоятельств и положений части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе следует признать, что наружная реклама банковской услуги, и реклама, размещенная в периодических печатных изданиях и на сайте в Интернете, не отвечает требованиям закона.
В соответствии с договором аренды площадей рекламных конструкций от 12.12.2008г. № 7, счетом оплаты № 1741 от 03.08.2010г.; договором аренды рекламной площади от 30.03.2010г. № 140, счет-фактурой № 100/14-51 от 01.08.2010г.; договором от 13.07.2010г. № 130, счетом оплаты № 1717 от 15.07.2010г.; договором на оказание рекламных услуг от 27.01.2010г. № 19, счетом оплаты № 563 от 23.07.2010г.; договором на оказание рекламных услуг от 01.04.2010г. № 01-31/141, счетом оплаты № 1390 от 28.07.2010г.; счетом оплаты № 10/82 от 30.08.2010г. рекламодателем спорной рекламы является АКБ «Вятка-банк» ОАО.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона несет рекламодатель.
Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине АКБ «Вятка-банк» ОАО.
По результатам рассмотрения дела, в связи с тем, что реклама вклада «Фиксируй доход» продолжает распространяться на территории г. Кирова, Комиссия решила выдать предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Комиссия считает необходимым привлечь ОАО АКБ «Вятка-банк» к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
                      
Р Е Ш И Л А :
 
         1. Признать ненадлежащей рекламу вклада «Фиксируй доход» размещенную АКБ «Вятка-банк» ОАО:
- на трех металлоконструкциях на территории г. Кирова, а именно: в районе дома № 79 по ул. Воровского, в районе АЗС на пересечении <...> пр-та и ул. <...>, в районе перекрестка ул. <...> и<...> пр-та; на четырех рекламных плакатах на фасаде дома № <...> по <...> пр-ту г. Кирова с информацией следующего содержания: «20% Вклад «Фиксируй доход» на 2 года вперед только до 29 сентября, спешите! * ВяткаБанк www.vyatkabank.ru 555-<...>», где размер процентной ставки по вкладу указан с использованием крупного шрифта, а иные условия вклада указаны мелким нечитаемым шрифтом;
- в газете «Вести-Вятка» от 16.08.2010г. № 29 (29),от 13.09.2010г. № 33 (33)  с информацией следующего содержания: «20% Вклад «Фиксируй доход» на 2 года вперед. ВяткаБанк подробности на сайте www.vyatykabank.ru 555-777 АКБ «Вятка-банк» ОАО Лиц. ЦБ РФ № 902»;
- в газете «Бизнес-новости» № 36 (92) от 13.09.2010г. со следующей информацией: «20% Вклад «Фиксируй доход» на 2 года вперед. ВяткаБанк подробности на сайте www.vyatykabank.ru 555-777»; 
- в Интернете на сайте htpp:// nabludatel.ru следующей информации: «20% Вклад «Фиксируй доход» на 2 года вперед подробности ВяткаБанк www.vyatkabank.ru»,
так как вышеуказанная рекламная информация противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать АКБ «Вятка-банк» ОАО, нарушившим ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
3. АКБ «Вятка-банк» ОАО выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
4. Передать материалы дела ведущему специалисту-эксперту отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России  для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении АКБ «Вятка-банк» ОАО.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в трехмесячный срок.
Решение изготовлено в полном объеме 07 октября 2010 года.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны