Заключение б/н заключение от 4 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела № 043/01/10-954/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;

 

Членов комиссии:

главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

ведущего специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

в присутствии представителей ответчика:

 

рассмотрев дело № 043/01/10-954/2021 по признакам нарушения АО «Лепсе» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на блок резисторов БР-50 в размере 329924,00 рублей за шт. (без НДС),

 

Руководствуясь статьей 48.1  Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Кировское УФАС России поступило заявление ПАО «ВАСО» от 04.08.2021 № 484-53/ОЦ (вх. № 5136 от 10.08.2021) по вопросу повышения отпускных цен на блок резисторов БР-50 для установки на воздушных судах Ил-96-300, Ил-96-400М.

В ходе рассмотрения указанного обращения в действиях КОГБУ «БТИ» установлены признаки нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Кировского УФАС России от 08.11.2021 № 68 возбуждено дело № 043/01/10-954/2021 по признакам нарушения АО «Лепсе» п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении АО «Лепсе» монопольно высокой цены на блок резисторов БР-50 в размере 329924,00 рублей за шт. (без НДС)

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела № 043/01/10-954/2021 определениями Кировского УФАС России от 12.11.2021, от 30.11.2021, от 24.01.2022, от 10.02.2022, от 01.04.2022 у АО «Лепсе» были запрошены необходимые документы и информация.

Кировское УФАС России выдало АО «Лепсе» заключение об обстоятельствах дела № 043/01/10-954/2021 (исх. № 1903/02 от 05.05.2022). АО «Лепсе» письмом от 27.06.2022 № 04-76/1423 направило пояснения и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 043/01/10-954/2021.

В целях всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, необходимости получения дополнительных документов определением об отложении рассмотрения дела № 043/01/10-954/2021 от 02.06.2022 у АО «Лепсе» были запрошены необходимые документы и информация.

Документы и информация, полученные антимонопольным органом, приобщены к материалам дела № 043/01/10-954/2021.

Документы и информация, полученные антимонопольным органом, приобщены к материалам дела № № 043/01/10-954/2021.

Комиссией Кировского УФАС России было установлено следующее.

Блок резисторов не входит в перечень продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Таким образом, отпускные цены на блок резисторов определяются продавцом товара самостоятельно.

По информации, представленной АО «Лепсе» и АО «Электропривод», объективной особенностью товарного рынка блоков резисторов БР-50 является его отраслевая принадлежность. Объектами применения блоков резисторов БР-50 являются воздушные судна Бе-200, Бе-200ЧС, Ил-114, Ил114-300, Ил-76МФ, Ил-76МД-90А, Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ил-96-400М, Ту-160, Ту-204, А-100.

Блок резисторов БР-50 входит в состав системы управления электромеханическими тормозами (СУЭТ) и предназначен для формирования 4-х электрических сигналов, изменяющихся пропорционально числу оборотов приводного вала. Блок резисторов БР-50 обеспечивает также регулировку положения выходного вала каждого резистора относительно приводного вала блока.

Технические характеристики блока резисторов БР-50 содержатся в Технических условиях 8Б4.025.014 ТУ-ЛУ, утвержденных решением АО «Электропривод» № 11-46-97 от 18.11.1997 г.

АО «Лепсе» письмом от 28.02.2022 № 04-76/226 представило акт передачи подлинников конструкторской документации на изделие БР-50 от 22.10.1992 № 3/92 от КБ «Электропривод» КЭМПО им. Лепсе (в настоящее время - АО «Лепсе»).

Предприятие-разработчик блока резистора БР-50 АО «Электропривод» в письме от 03.09.2021 № 22-юр-1/5323 сообщило, что в настоящее время у АО «Электропривод» отсутствует возможность производства блоков резисторов БР-50 для установки на воздушных судах ИЛ-96-300 и ИЛ-96-400М в связи с необходимостью прохождения длительной процедуры постановки на производство в соответствии с ГОСТ РВ 15.307.

Как следует из заявления ПАО «ВАСО» от 04.08.2021 № 484-53/ОЦ (вх. № 5136 от 10.08.2021), аналог блока резистора БР-50, а также альтернативные АО «Лепсе» исполнители (подрядчики), имеющие возможность выполнения работ по изготовлению блока резисторов БР-50, отсутствуют.

Из содержания писем АО «РСК «МиГ» от 12.11.2021 № 0017-12-804-2021 и от 12.11.2021 № 4153-12-806-2021, АО «Ред Вингс» от 23.11.2021 № 4069, Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - ПАО «Туполев» от 15.11.2021 № Исх-15986-44.03, ПАО «ИЛ» от 09.12.2021 № 763-07/03111следует, что поставщиком блоков резисторов БР-50 является АО «Лепсе» расположенное по адресу: г. Киров, Октябрьский пр-т, д. 24.

Письмом от 26.11.2021 г. № 3385/02 ОАО НПО «Родина» сообщило, что замены блоков резисторов БР-50 для установки на воздушное судно 70М на изделия, аналогичные по техническим характеристикам, нет.

По результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке реализации блока резисторов БР-50 АО «Лепсе» занимает на данном товарном рынке доминирующее положение. Следовательно, на АО «Лепсе» распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В связи с отсутствием аналогов блока резисторов БР-50 и хозяйствующих субъектов, имеющих возможность выполнения работ по изготовлению блока резисторов БР-50, сопоставимые товарные рынки с товарным рынком блока резисторов БР-50 на территории РФ отсутствуют.

При выявлении в действиях АО «Лепсе» наличия / отсутствия признаков нарушения п. 1 ч. 1. ст. 10 Закона о защите конкуренции Кировским УФАС России использовался затратный метод (оценка обоснованности расходов, включенных в цену товара, а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта). Исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Как следует из письма АО «Лепсе» от 21.10.2021 № 04-76/2221, плановые и фактические калькуляции составляются в разрезе номенклатурной позиции серийно выпускаемой продукции. Плановые калькуляции составляются в начале года при подготовке РКМ для получения заключений ВП МО РФ по договорам в рамках ГОЗ.

Динамика отпускных цен на блок резисторов БР-50 (в рублях за шт. без НДС) по договорам в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) и по коммерческим поставкам (КОМ) за 2019-2021годы составила:

Таблица 1.

Динамика отпускных цен на блоки резисторов БР-50, установленных АО «Лепсе», в руб. без НДС

Блок резисторов БР -50

2019

2020

2021

Изм. 2021/2019

Отпускная цена АО «Лепсе» по ГОЗ

182357,00

190928,00

198756,00

+ 8,99%

Отпускная цена  по КОМ для ПАО «ВАСО»

187746,00 (договор от 2019 г., отгрузка в 2020 г.)

В 2020 году в адрес ПАО «ВАСО» направлялись договорные документы и протокол согласования цены для КОМ № 1002 – 305485,00

В 2021 году в адрес ПАО «ВАСО» направлялись договорные документы и протокол согласования цены для КОМ № 588 – 329924,00

+75,73%

 

По заявке ПАО «ВАСО» от 12.02.2021 № 78Ж/369 на поставку продукции, в том числе изделия БР-50, АО «Лепсе» был подготовлен проект коммерческого договора от 26.02.2021 № 00000000303163120002/ДИ-55-0216-21, в котором АО «Лепсе» установило для ПАО «ВАСО» отпускные цены на блок резисторов БР-50 на 2021 год в размере 329924,00 рублей за шт. без НДС. Таким образом, отпускные цены на блок резисторов БР-50 по коммерческим поставкам в АО «Лепсе» на 2021 год превышают цены по поставкам в рамках ГОЗ на 66%.

Цена на блок резисторов БР-50 по коммерческому договору № 0000000002017Q3R0002/ДИ-55-018-19 от 29.05.2019 г. с ПАО «ВАСО» была согласована в 2019 году в размере 187746,00 рублей (без НДС).

  Согласно п. 2. Политики по ценам на 2020 год на серийные изделия основного производства АО «Лепсе», утвержденной заместителем генерального директора по экономике и финансам, для поставок изделий по коммерческим заказам за приемкой 80 ВП МО РФ действуют цены с индексом 1,08 к ценам, согласованным с каждым потребителем на 2019 год. Цены оформляются в протоколах цен, направляемых каждому потребителю, за подписью заместителя генерального  директора по экономике и финансам.

В соответствии с п 2 Политики по ценам на 2020 год на серийные изделия основного производства АО «Лепсе», утвержденной заместителем генерального директора по экономике и финансам, для первоначального предложения по коммерческим заказам действуют цены с индексом 1,08 к согласованным с каждым потребителем на 2020 год (с учетом прецедентных цен).

Отпускная цена на 2020 год между АО «Лепсе» и ПАО «ВАСО» не была согласована, отгрузка блоков резисторов в 2020 году по цене, предложенной в протоколе согласования цены № 1002 в размере 305485,00 руб. без НДС, АО «Лепсе» в адрес ПАО «ВАСО» не осуществлялась.

 С учетом изложенного, в соответствии с п. 2 политики по ценам на 2020 год и на 2021 год на серийные изделия основного производства АО «Лепсе», для первоначального предложения по коммерческим заказам в 2021 году должен был применен индекс в размере 1,16 относительно согласованной с ПАО «ВАСО» в 2019 году цены на блок резисторов БР-50 в размере 187746,00 рублей. Таким образом, исходя из условий политики по ценам АО «Леспе» на 2020 и на 2021 год, предложенная цена на блок резисторов БР-50 для ПАО «ВАСО» должна была составить 218986,9 рублей.

Вместе с тем, индекс отпускной цены на блок резисторов БР-50, установленной АО «Лепсе» для ПАО «ВАСО» на 2021 год по сравнению с 2019 годом составил 1,757.

Из письма АО «Лепсе» от 27.05.2022 г. № 04-76/1164 следует, что цена, установленная Обществом по договору № ДИ-55-0418-19 от 29.05.2019 г. в размере 187746,00 рублей без НДС, не может быть базой для расчета по коммерческим договорам на следующие плановые периоды, т. к. отгрузка изделия производилась в адрес ПАО «ВАСО» в рамках исполнения СЧ ОКР по договору между ПАО «ИЛ» и ПАО «ОАК».

Комиссия Кировского УФАС отклоняет данные довод АО «Лепсе» по следующим основаниям.

Согласно представленной АО «Лепсе» и ПАО «ВАСО» копии договора № 000000003031632120002/ДИ-55-0216-21 от 26.02.2021, Поставщик обязуется на условиях настоящего договора поставки продукции в рамках выполнения договора № 000000003031632120002/П113/20-1750 от 31.08.2020, заключенного между ПАО «ОАК» и ПАО «ВАСО», в рамках исполнения договора на создание и поставку воздушных судов ИЛ-96-300 серийные № 03026, 03027 от 31.07.2020 г. № РТ/1951-22157, заключенного между ГК «Ростех» и ПАО «ОАК», идентификатор  000000003031632120002, изготовить и передать в собственность покупателю продукцию производственно-технического назначения согласно ведомостей-спецификаций к настоящему договору…, а Покупатель обязуется оплатить и принять продукцию.

Согласно п. 1.2 договора 000000003031632120002/ДИ-55-0216-21 от 26.02.2021 для осуществления расчетов по настоящему договору Стороны обязуются открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. По п. 1.3 договора 000000003031632120002/ДИ-55-0216-21 от 26.02.2021 г., Стороны обязуются указывать в настоящем договоре, платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств к нему, идентификатор  000000003031632120002.

Таким образом, договоры на поставку блока резисторов БР-50 на 2019 год и на 2021 год заключались АО «Лепсе» по коммерческим заказам с исполнителем гособоронзаказа. С учетом изложенного, оснований не принимать к учету цену на блок резистор БР-50 по договору № ДИ-55-0418-19 от 29.05.2019 г. в размере 187746,00 рублей без НДС не имеется.

По сведениям, представленным АО «Лепсе» в письме от 17.03.2022 № 04-79/395, фактическая калькуляция на продукцию формируется ежеквартально.

АО «Лепсе» письмами от 30.11.2021 № 21-2-21, от 17.03.2022 № 04-76/395, представлена в Кировское УФАС России калькуляция фактических затрат по коммерческим поставкам (КОМ) на блок резисторов БР-50 за 3 квартал 2021 года. Письмом от 29.12.2021 № 04-76/2746 АО «Лепсе» была направлена в Кировское УФАС России плановая калькуляция изготовления блок резистора БР-50 по коммерческим договорам с учетом работы в выходные и праздничные дни.

Согласно калькуляции фактических затрат на БР-50 по КОМ за 3 квартал 2021 года и плановой калькуляция изготовления блок резистора БР-50 по коммерческим договорам на 2021 год, в расходы включены следующие статьи затрат:

Таблица 2.

Выписка из калькуляции фактических затрат АО «Лепсе» по коммерческим расходам на блок резисторов БР-50 за 3 квартал 2021 года

Показатель

По данным калькуляции фактических затрат за 3 квартал 2021 года

По данным плановой калькуляции затрат на 2021 год для ПАО «ВАСО»

 

Сумма (в руб.)

Сумма (в руб.)

Материальные затраты, всего

46617,37

48232,56

В т.ч. приобретение комплектующих изделий

45698,27

47390,03

Транспортно-заготовительные расходы

530,73

496,44

Приобретение сырья, вспомогательных материалов

388,37

352,12

Оплата труда, всего, в том числе:

23394,04

35565,08

Основная заработная плата

20292,16

31334,87

Дополнительная заработная плата

3101,88

4230,21

Страховые взносы в ФСС

6061,87

10829,57

Специальные затраты

13117,67

14810,29

Общепроизводственные затраты

59766,50

104971,81

Прочие производственные расходы

227,17

227,17

Производственная себестоимость

149184,62

214409,31

Потери от брака

6149,33

 

Коммерческие (внепроизводственные) затраты

3414,29

900,52

Административно-управленческие расходы

42027, 40

64863,18

Себестоимость продукции

200775,64

280173,01

 

 

 

 

Суммы фактических расходов на материальные затраты за 3 квартал 2021 года подтверждены: расчетами, представленными АО «Лепсе» в письмах от 08.02.2022 № 04-76/226, от 17.03.2022 № 04-76/395, перечнем покупных комплектующих и применяемых материалов для производства изделия БР-50, составленным по учтенной и действующей конструкторской и технологической документации в соответствии с комплектом чертежей 8Б4.025.014 изделия «Блок резисторов БР-50».

В обоснование сумм транспортно-заготовительных расходов АО «Лепсе» представлены: расчет ТЗР за 3 квартал, расчет- обоснование норматива транспортно-заготовительных затрат, сведения по отбору данных по балансовому счету ДТ «1010» за июль-сентябрь 2021 года, сведения о транспортно-заготовительных расходах, предъявленных поставщиком по счету 10100 «Расходы по доставке покупных полуфабрикатов и комплектующих» за       июль - сентябрь 2021 года, ведомости затрат по услугам транспортного управления завода по счетам 1010, 1011 за июль - сентябрь 2021 года, сведения о транспортно-заготовительных расходах, предъявленных поставщиком по счету 10110 «Расходы по доставке сырья и материалов» за             июль - сентябрь 2021 года.

Расходы на вспомогательные материалы подтверждены расчетом, представленным АО «Лепсе» в письме от 17.03.2022 № 04-76/395, сведениями о фактических затратах на основные материалы за сентябрь 2021 года (изд. БР-50).

Расходы на оплату труда и страховых взносов в фактической калькуляции стоимости блока резисторов БР-50 за 3 квартал 2021 года подтверждены расчетом заработной платы по БР-50  в письмах АО «Лепсе» от 08.02.2022 № 04-76/226 и от 17.03.2022 № 04-76/395, перечнем видов выплат, включаемых в состав затрат на оплату труда, для расчета себестоимости единицы продукции оборонного назначения, расчетом обоснования уровня (%) дополнительной заработной платы основных рабочих на 2021 год. Представлен приказ АО «Лепсе» от 28.06.2021 № 243 «О повышении тарифных ставок».

Из содержания письма АО «Лепсе» от 27.06.2022 № 04-76/1423 следует, что в плановой калькуляции стоимости блока резисторов БР-50 стоимость нормо-часа выше стоимости нормо-часа фактических затрат в 1,54 раза, т.к. изготовление изделия БР-50 по коммерческому договору в связи  с высокой загрузкой рабочих на выполнении ГОЗ планировалось, в основном, производить во внеурочное время (сверхурочно и в выходные дни). В соответствии с ТК РФ стоимость нормо-часа в плановой калькуляции стоимости блока резисторов БР-50 по коммерческому заказу была увеличена в среднем как за работу сверхурочно в первые два часа работы.

В обоснование расходов по статье «Спецзатраты» за 3 квартал 2021 года АО «Лепсе» представлены: расчет по статье «Спецзатраты» (письмо от 17.03.2022 № 04-76/395); расшифровка специальных затрат, расчет затрат на испытания (письмо от 08.02.2022 № 04-76/226), «Порядок калькулирования статьи «Специальные затраты» и стоимости услуг испытательной станции в рамках Гособоронзаказа».

Общепроизводственные расходы распределены пропорционально основной заработной плате (представлен расчет за 3 квартал 2021 года в письме АО «Лепсе» от 17.03.2022 № 04-76/395).

Прочие производственные расходы распределены по видам выпущенной продукции пропорционально нормативу в плановой калькуляции и фактическому выпуску (расчет за  3 квартал года в письме АО «Лепсе» от 17.03.2022 № 04-76/395).

Согласно письму АО «Лепсе» от 26.11.2021 № 04-76/2474 базой распределения для прочих производственных расходов является производственная себестоимость выпущенной продукции.

Расчеты, подтверждающие суммы расходов по статьям затрат «Административно-управленческие расходы», «Потери от брака», «Коммерческие (внепроизводственные) расходы» в калькуляции фактических затрат АО «Лепсе» по коммерческим расходам на блок резисторов БР-50 за 3 квартал 2021 года, представлены АО «Лепсе» в письме от 17.03.2022 № 04-76/395.

Таким образом, фактическая себестоимость блока резистора БР-50 за 3 квартал 2021 года подтверждена АО «Лепсе» расчетно и документально и составила 200775,64 руб.

С учетом изложенного, в предложенной АО «Лепсе» для ПАО «ВАСО» цене блока резистора на 2021 год в размере 329924,00 рублей прибыль составляет 129148,36 рублей, или 64% от фактической себестоимости за 3 квартал 2021 года.

 

 На официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/) в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333 опубликованы «Сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 год».

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, размещенной на сайте ФНС России htpps://ir.nalog.ru, основной вид деятельности АО «Лепсе» относится к коду ОКВЭД ОК 029-2014 - 27.11.1 «Производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, кроме ремонта».

Согласно сведениям ФНС России о рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг по виду экономической деятельности «Производство электрического оборудования» за 2020 год среднеотраслевая рентабельность составила 8,8%.

С учетом изложенного, в цене блока резистора БР-50 на 2021 год для ПАО «ВАСО» учтен уровень рентабельности, значительно превышающий среднеотраслевой уровень рентабельности по виду экономической деятельности «Производство электрического оборудования».

Таким образом, уровень цены на блок резисторов БР-50, установленный АО «Лепсе» для ПАО «ВАСО» на 2021 год в размере 329924,00 рубля за шт. без НДС, превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и влечет (может повлечь) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дела № 043/01/10-954/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «Лепсе», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на блок резисторов БР-50 в размере 329924,00 рубля за шт. (без НДС), злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны