Решение №6542/04 1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Боч... от 17 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – <…>, <…>, <…>,
в отсутствие заявителя – физического лица;
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>),
рассмотрев материалы дела № 043/05/21-920/2020, возбужденного по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21, части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») по факту размещения информации: «Бочка* место пивной культуры», «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью: «АКЦИЯ!» на рекламных конструкциях, закрепленных на внешних стенах здания, в котором расположен <…> по адресу: г. Киров, <…>, а также информации: «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью: «АКЦИЯ!» на рекламной конструкции, закрепленной на внешней стене здания, в котором расположен <…> по адресу: г. Киров, ул. <…>,
У С Т А Н О В И Л А:
в Кировское УФАС России поступило обращение физического лица от <…>, по вопросу нарушения, по мнению заявителя, законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения рекламы алкогольной продукции (пива) на рекламных конструкциях, закрепленных на внешних стенах жилого дома, расположенного по адресу: г. Киров, ул. <…>.
В рамках рассмотрения вышеуказанного обращения, сотрудниками Кировского УФАС России зафиксирована информация: «БОЧКА* место пивной культуры» «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью «АКЦИЯ!», размещенная на рекламных конструкциях, закрепленных на внешних стенах здания, в котором расположен <…> по адресу: г. Киров, ул. <…> (акты фиксации от 30.09.2020; от 02.10.2020; от 12.11.2020), также, при осуществлении государственного надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» была выявлена и зафиксирована схожая по содержанию информация: «59р за литр» с изображением пивной бутылки с надписью «АКЦИЯ!», размещенная на рекламной конструкции, закрепленной на внешней стене здания, в котором расположен <…> по адресу: г. Киров, ул. <…> (акт фиксации от 03.10.2020; от 12.11.2020).
Определением от 15.10.2020 г. возбуждено дело № 043/05/21-920/2020 в отношении ИП <…> по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21, части 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 11.11.2020 г.
Определением от 11.11.2020 г. срок рассмотрения дела продлен до 15.01.2021 г., рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения от ИП <…> дополнительных документов и сведений. Рассмотрение дела назначено на 10.12.2020.
Заявитель – физическое лицо, уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/21-920/2020 на заседание комиссии, состоявшееся 10.12.2020 в 11 часов 00 минут не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял.
Ответчик – ИП <…>, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/21-920/2020 на заседание комиссии по рассмотрению дела не явился, представителя не направил, запрошенные документы не представил, заявил ходатайство о замене штрафа предупреждением № б/н от <…> (вх. № <…> от <…>).
Комиссия Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» следует понимать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация: «Бочка* место пивной культуры», «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью: «АКЦИЯ!», размещенная на рекламных конструкциях, закрепленных на внешних стенах здания, в котором расположен <….> по адресу: г. Киров, ул. <…>, а также информация: «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью: «АКЦИЯ!», размещенная на рекламной конструкции, закрепленной на внешней стене здания, расположенного по адресу: г. Киров, ул. <…> обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно: размещена с помощью рекламных конструкций, адресована неопределенному кругу лиц (пешеходам, пассажирам общественного транспорта), так как расположена вблизи проезжей и пешеходной частей дороги, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (<…> и реализуемым в нем товарам, в том числе пиву), способствует формированию интереса к <…> и реализуемой в нем продукции (пиву) и их продвижению на рынке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон «О государственном регулировании алкогольной продукции») под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
Алкогольная продукция подразделяется на спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании алкогольной продукции», пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.
Исходя из положений вышеуказанных норм Федерального закона «О государственном регулировании алкогольной продукции», пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции является алкогольной продукцией.
Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 N 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Установлено, что спорная реклама с учетом способа и места ее размещения, ассоциируется у потребителей исключительно с алкогольной продукцией (пивом), реализуемой индивидуальным предпринимателем, поскольку распространяется около входа в <…>, в которых реализуется алкогольная продукция (пиво), содержит словосочетание: «место пивной культуры», а также изображение пивной бутылки с надписью «АКЦИЯ!», вызывающие у неопределенного круга лиц (потребителей рекламы) стойкую ассоциацию распространяемой рекламы с алкогольной продукцией.
Также Комиссией установлено, что в <…> расположенных в г. Кирове по адресам: ул. <…>, ул. <…>, реализуется пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, в частности по цене 59 рублей за литр, что подтверждается актами фиксации рекламы от 02.10.2020; от 03.10.2020. Данный факт свидетельствует о предложении в рекламе алкогольной продукции (пива) по цене 59 рублей за литр.
Кроме того, согласно мнению членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России, высказанному на заседании <…>, относительно аналогичной по содержанию информации: «БОЧКА* место пивной культуры* 59 рублей за 1 литр* АКЦИЯ», информация является рекламой, поскольку содержит призыв к потребителю для приобретения продукции – «АКЦИЯ»; указана цена продукции. Члены Экспертного совета пришли к мнению о том, что объектом рекламирования является алкогольная продукция – пиво, поскольку в рекламе изображена пивная бутылка. При этом было отмечено, что баннеры (конструкции) размещаются в непосредственной близости от рекламы «Место пивной культуры». БОЧКА», в совокупности с которой у потребителя при виде рекламной информации: «59 рублей за 1 литр* АКЦИЯ» формируется стойкая ассоциация с предложением приобретения пива по цене 59 рублей. В рассматриваемой информации: «БОЧКА* Место пивной культуры», «59 р за литр» с изображением пивной бутылки с надписью «АКЦИЯ» слово «рублей» заменено на «символ российского рубля», также отсутствует прямое указание на «1» литр продукции, что не может являться существенным изменением содержания рассматриваемой информации и воспринимается потребителем аналогично той информации, которая по мнению членов Экспертного совета является рекламой алкогольной продукции.
В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно, в рассматриваемом случае их мнение принимается комиссией в качестве надлежащего доказательства квалификации информации в качестве рекламы.
На основании вышеизложенного, информация: «Бочка* место пивной культуры», «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью: «АКЦИЯ!», размещенная на рекламных конструкциях, закрепленных на внешних стенах здания, в котором расположен <…> по адресу: г. Киров, ул. <…>, а также информация: «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью: «АКЦИЯ!», размещенная на рекламной конструкции, закрепленной на внешней стене здания, расположенного по адресу: г. Киров, ул. <…> является рекламой, объектом рекламирования является алкогольная продукция (пиво), следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «О рекламе».
Пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
На основании части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» наружной рекламой признается реклама, распространенная с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Исходя из положений статьи 19 Федерального закона «О рекламе» следует, что законодательство о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в связи с чем, рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения.
Реклама алкогольной продукции: «Бочка* место пивной культуры», «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью: «АКЦИЯ!», размещенная на рекламных конструкциях, закрепленных на внешних стенах здания, в котором расположен <…. по адресу: г. Киров, ул. <…>, а также реклама: «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью: «АКЦИЯ!», размещенная на рекламной конструкции, закрепленной на внешней стене здания, расположенного по адресу: г. Киров, <…> нарушает требования, установленные пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку размещена с использованием рекламных конструкций стабильного территориального размещения, монтаж и демонтаж которых без использования специальных технических средств (инструментов) невозможен.
Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Реклама: «БОЧКА* место пивной культуры», «59р за литр» с изображением пивной бутылки с надписью «АКЦИЯ!» не соответствует требованиям части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.
На основании части 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно информации, представленной <…> письмом № <…> от <…> (вх. № <…> от <…>) разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресу: г. Киров, ул. <…> не выдавалось. Также отсутствует разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Киров, ул. <…>, что подтверждается письмом <…> № <…> от <…> (вх. № <…> от <…>).
Поскольку установка и эксплуатация рекламных конструкций возможна только при наличии разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданных органом местного самоуправления, которые отсутствуют на рекламные конструкции, на которых распространялась реклама: «Бочка* место пивной культуры», «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью: «АКЦИЯ!», Комиссией установлено, что рекламные конструкции, расположенные в г. Кирове по адресам: ул. <…>, ул. <…> и содержащие вышеуказанную информацию, установлены и эксплуатируются с нарушением части 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 2, части 3 статьи 21, части 9 статьи 19 несет рекламораспространитель.
Комиссией Кировского УФАС России установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рекламы: «Бочка* место пивной культуры», «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью: «АКЦИЯ!», распространяемой с помощью рекламных конструкций, закрепленных на внешних стенах здания, в котором расположен <…> по адресу: г. Киров, ул. <…>, а также рекламы: «59р за литр», с изображением пивной бутылки с надписью: «АКЦИЯ!», распространяемой с помощью рекламной конструкции, закрепленной на внешней стене здания, в котором расположен <…> по адресу: г. Киров, ул. <…> является ИП <…>, поскольку он является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по реализации алкогольной продукции (пива) в <…>, что подтверждается актами фиксации рекламы от 30.09.2020, 02.10.2020, 03.10.2020, 12.11.2020, приложенными к актам фиксации рекламы от 02.10.2020, от 03.10.2020 фискальными чеками, следовательно, ИП <…> является заинтересованным лицом в рекламировании продукции (пива), реализуемой <…> с целью привлечения внимания потребителей к объекту рекламирования и обладает правомочиями по распространению рекламы по вышеуказанным адресам.
Заявленное ИП <…> ходатайство о замене штрафа предупреждением № б/н от <…> (вх. № <…> от <…>), также подтверждает согласие лица с правонарушением.
Исходя из вышеперечисленного следует, что индивидуальный предприниматель <…> (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>) являясь рекламодателем и рекламораспространителем по смыслу пунктов 5,7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» несет ответственность за нарушение пункта 5 части 2, части 3 статьи 21, части 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».
Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила).
Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая тот факт, что на дату вынесения решения в материалах дела отсутствует документальное подтверждение устранения ИП <…> нарушения требований Федерального закона «О рекламе» Комиссией принято решение о выдаче ИП <…> предписания об устранении нарушения рекламного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Поскольку на момент принятия Комиссией решения в материалах дела отсутствуют документы и сведения, подтверждающие правомерность установки и эксплуатации рекламных конструкций, расположенных в г. Кирове по адресам: ул. <…>, ул. <…> Комиссией принято решение о передаче материалов дела в отношении ИП <…> в Управление МВД России по г. Кирову для решения вопроса о возбуждении административного производства по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно заявленного ИП <…> ходатайства о замене штрафа на предупреждение Комиссией установлено следующее.
В соответствии со статьей 24.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Поскольку административное производство по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя <…> на дату вынесения решения по делу № 043/05/21-920/2020 не возбуждено, заявленное ходатайство не может быть рассмотрено в рамках настоящего дела, однако будет рассмотрено должностным лицом Кировского УФАС России в рамках административного производства.
На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя <…> (ИНН: <…>, ОГРНИП: <...>).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия