Решение №18/05-18 Прекращение производства по делу о нарушении антимонопольног... от 26 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 18/05-18

                                                                                                                                    г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 18 февраля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 26 февраля 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – <...> – руководителя управления, Членов Комиссии – <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, <...> – специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти,

в присутствии представителя ответчика – Правительства Кировской области – <...> по доверенности № 31 от 14.02.2019,

в отсутствие Заявителя – ООО «НПО РуМед», надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела № 18/05-18,

рассмотрев дело № 18/05-18 по признакам нарушения Правительством Кировской области п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

руководствуясь ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Кировское УФАС России поступило обращение ООО «НПО РуМед» на действия Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области по отказу в выделении Обществу объемов медицинской помощи (квот) на бесплатное оказание населению Кировской области медицинской помощи на 2018 год.

В ходе рассмотрения обращения Кировским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.

Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2017 № 166-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее – Территориальная программа).

В соответствии с Приложением № 2 к Территориальной программе (в ред. от 28.12.2017 г.) ООО «НПО РуМед» включено в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования (поз. 85).

Согласно Приложению № 3 к Территориальной программе (в ред. от 28.12.2017 г.) ООО «НПО РуМед» оказывает медицинскую помощь в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (поз. 74).

В ходе рассмотрения обращения установлено, что ООО «НПО РуМед» предоставлена лицензия № ЛО-43-01-002617 от 13.09.2017 на осуществление медицинской деятельности на бессрочный период.

По информации, представленной на официальном сайте Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования www.kotfoms.kirov.ru, по состоянию на 08.06.2018 г. ООО «НПО РуМед» входит в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (поз. 78, код в кодировке единого реестра 430368).

Установлено, что решением Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области от 29.12.2017 № 26/11 обществу с ограниченной ответственностью «НПО РуМед» отказано в установлении объемов медицинской помощи на 2018 год, в связи с отсутствием потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, оказываемой ООО «НПО РуМед» в условиях круглосуточного и дневного стационаров, в амбулаторно-поликлинических условиях, сверх объемов, распределенных решением комиссии от 29.12.2017 № 26/4.

В соответствии с Приложением № 3 к решению Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области от 29.12.2017 № 26/4 ООО «НПО РуМед» выделен объем медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, с указанием показателя «0».

Постановлением Правительства Кировской области от 13.02.2012 № 139/67 утвержден состав Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области.

Комиссия по разработке территориальной программы является субъектом ответственности по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку учреждена в силу прямого указания Федерального закона органом государственной власти субъекта Российской Федерации и наделена таким Федеральным законом и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными правовыми актами функциями органов власти, в частности по принятию решений, обязательных к исполнению хозяйствующими субъектами, в том числе путем распределения объемов предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями.

В силу того, что Комиссия по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области самостоятельным юридическим лицом не является, ответственность за её действия несет Правительство Кировской области, чьим постановлением утвержден состав такой комиссии.

В соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случаях выявления в действиях федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иного осуществляющего функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда признаков нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

На основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Кировское УФАС России выдало Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области, Правительству Кировской области предупреждение № 20 от 08.06.2018 (исх. № 3290/05 от 08.06.2018) о необходимости прекращения в срок до 09.07.2018 г. действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

принять меры, направленные на обеспечение конкуренции, путем выделения ООО «НПО РуМед» объема медицинской помощи на 2018 год в рамках реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области.

Информацию об исполнении предупреждения было предложено предоставить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для выполнения предупреждения.

06.07.2018 г. в Кировское УФАС России поступило письмо Правительства Кировской области исх. № 5398-05-12 от 04.07.2018, в котором орган государственной власти сообщил о незаконности и необоснованности выданного предупреждения. 03.07.2018 г. Правительством Кировской области подано заявление в Арбитражный суд Кировской области о признании недействительным предупреждения Кировского УФАС России № 20 от 08.06.2018 г.

Таким образом, предупреждение № 20 от 08.06.2018 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Комиссией по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области, Правительством Кировской области не было исполнено в установленный срок.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании вышеизложенного приказом Кировского УФАС России от 16.07.2018 № 68 в отношении Правительства Кировской области было возбуждено производство по делу № 18/05-18 по признакам нарушения п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Дело № 18/05-18 определением от 16.07.2018 г. назначено к рассмотрению на 22.08.2018 г.

Определением от 22.08.2018 г. рассмотрение дела № 18/05-18 о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено.

Определением от 08.02.2019 г. рассмотрение дела № 18/05-18 возобновлено, назначено к рассмотрению на 18 февраля 2019 года.

Заявитель – ООО «НПО РуМед», надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела № 18/05-18, на заседание комиссии 18.02.2019 г. не явился; письменные пояснения, ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Общества не поступали.

Представитель ответчика на заседании комиссии 18.02.2019 г. пояснил, что решение Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области (далее – Комиссия) о невыделении ООО «НПО РуМед» объемов медицинской помощи на 2018 год является законным и обоснованным. Считают, что включение ООО «НПО РуМед» в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, на 2018 год не порождает для Комиссии обязанность по выделению соответствующих объемов медицинской помощи указанной организации. Решение об отказе в предоставлении ООО «НПО РуМед» объемов медицинской помощи на 2018 год является обоснованным, принятым с учетом законодательно закрепленных критериев распределения объемов медицинской помощи. Решением Комиссии от 27.04.2018 г. № 9/8 ООО «НПО РуМед» было исключено из перечня медицинских организаций, которым были выделены объемы медицинской помощи на 2018 год в соответствии с решением Комиссии от 29.12.2017 № 26/4. В последствии 15.06.2018 г. в Приложение № 3, 4 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов были внесены изменения, по результатам которых ООО «НПО РуМед» было исключено из перечня медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Кировской области.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации, а также медицинские организации.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 326-ФЗ к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом:

1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;

2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Согласно ч. 1 ст. 36 Закона № 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2017 № 166-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования, определен в Приложении № 2 к Территориальной программе.

Согласно указанному приложению (в ред. от 28.12.2017 г.) ООО «НПО РуМед» включено в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, с отметкой об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования (поз. 85).

В соответствии с Приложением № 3 к Территориальной программе (в ред. от 28.12.2017 г.) ООО «НПО РуМед» оказывает медицинскую помощь в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (поз. 74).

В соответствии с ч. 9 ст. 36 Закона № 326-ФЗ для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах.

В соответствии с частью 10 статьи 36 Закона № 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 № 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона № 326-ФЗ, а также Положение о деятельности комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – Положение о комиссии).

В соответствии с п. 8 Положения о комиссии комиссия на заседаниях по представленным секретарем Комиссии предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.

Решением Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области от 29.12.2017 № 26/11 обществу с ограниченной ответственностью «НПО РуМед» отказано в установлении объемов медицинской помощи на 2018 год, в связи с отсутствием потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, оказываемой ООО «НПО РуМед» в условиях круглосуточного и дневного стационаров, в амбулаторно-поликлинических условиях, сверх объемов, распределенных решением комиссии от 29.12.2017 № 26/4.

В соответствии с Приложением № 3 к решению Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области от 29.12.2017 № 26/4 ООО «НПО РуМед» выделен объем медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, с указанием показателя «0».

В силу ч. 5 ст. 15 Закона № 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Отсутствие в приложении № 3 выделенных ООО «НПО РуМед» объемов медицинской помощи влечет отказ в заключении договоров со страховыми медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы, что исключает возможность оказания Обществом медицинских услуг гражданам за счет средств, выделяемых в рамках соответствующей программы обязательного медицинского страхования.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что ООО «НПО РуМед» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительными решений Комиссий от 29.12.2017 № 26/4; от 29.12.2017 № 26/11 и об обязании Комиссии выделить ему определенные объемы медицинской помощи, предоставляемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 25.05.2018 по делу № А28-1056/2018 требования ООО «НПО РуМед» удовлетворены в полном объеме.

Позиция антимонопольного органа, изложенная в предупреждении № 20 от 08.06.2018, относительно того, что отказ в предоставлении ООО «НПО РуМед» объема медицинской помощи свидетельствует о создании необоснованных препятствий указанному хозяйствующему субъекту в осуществлении деятельности на рынке медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования, а также ставит ООО «НПО РуМед» в неравные условия по отношению к иным участникам Территориальной программы, основана на выводах, содержащихся в решении Арбитражного суда Кировской области от 25.05.2018 по делу № А28-1056/2018.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 по делу № А28-1056/2018 решение суда первой инстанции оставлено в силе.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.01.2019 г. по делу № А28-1056/2018 решения судов первой и апелляционной инстанций по указанному делу отменены в части удовлетворения заявленных ООО «НПО РуМед» требований. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области.

При этом суд кассационной инстанции указал, что включение медицинской организации в число участников Территориальной программы носит заявительный характер и не порождает для Комиссии безусловную обязанность по выделению ей объемов медицинской помощи.

Кроме того, судом отмечено, что Территориальная программа устанавливает нормативы в отношении предстоящего периода исполнения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, что не позволяет перераспределять объемы предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями системы обязательного медицинского страхования в течение года, на который принята программа.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

При указанных обстоятельствах Комиссия Кировского УФАС России усматривает основания прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства по п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

РЕШИЛА:

Производство по делу № 18/05-18 в отношении Правительства Кировской области прекратить ввиду неподтверждения факта нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны