Предупреждение №08/05-23 Предупреждение № 08/05-23 от 25.05.2023 от 30 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 08/05-23

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

«25» мая 2023 г.                                                                                                                                           г. Киров

 

         В Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Светоч» на действия администрации Подосиновского района Кировской области при организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам. В своей жалобе заявитель указывает, что 22.12.2021 г. администрацией Подосиновского района Кировской области с МУП «Подосиновская автоколонна» заключен муниципальный контракт №0340300002021000006 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортам по регулируемым тарифам на территории Подосиновского района Кировской области по следующим маршрутам:

- №100 Подосиновец-Демьяново;

- №101 Подосиновец-Борок;

- №102 Подосиновец-Заречье;

- №102/1 Демьяново-Ягодное;

- №103 Подосиновец-Ровдино;

- №105 Подосиновец-Пинюг;

- №202 Подосиновец-Лунданка;

- №108 Подосиновец-Шолга; - №104 Подосиновец-Б. Романово.

Срок действия контракта истек 31.12.2022 г., новая конкурентная процедура не проводилась, а МУП «Подосиновская автоколонна» продолжает осуществлять перевозки без проведения торгов. В рамках рассмотрения заявления у администрации Подосиновского района Кировской области запрошены письменные пояснения.

Согласно письму администрации Подосиновского района Кировской области от 17.05.2023 №1661-01-05 администрацией 26.12.2022 г. заключен муниципальный контракт №1/П23 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортам по регулируемым тарифам на территории Подосиновского района Кировской области по следующим маршрутам:

- №100 Подосиновец-Демьяново;

- №101 Подосиновец-Борок;

- №102 Подосиновец-Заречье;

- №102/1 Демьяново-Ягодное;

- №103 Подосиновец-Ровдино;

- №105 Подосиновец-Пинюг;

- №202 Подосиновец-Лунданка;

- №108 Подосиновец-Шолга;

- №104 Подосиновец-Б. Романово.

Указанный муниципальный контракт заключен без проведения торгов на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Цена контракта составляет 597866,16 (Пятьсот девяносто семь тысяч восемьсот шестьдесят шесть рублей) 16 копеек. Срок исполнения контракта с 01.01.2023 по 31.12.2023 г. Анализ имеющихся материалов позволяет прийти к следующим выводам.

Организация регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, по регулируемым тарифам предусмотрена Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об организации перевозок).

Частью 2 ст. 14 указанного закона установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона. Учитывая необходимость применения к правоотношениям по заключению вышеуказанных государственных (муниципальных) контрактов положений Закона о контрактной системе, необходимо принимать во внимание установленный данным законом принцип обеспечения конкуренции, содержащийся в статье 8 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

В силу частей 1 и 2 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок в электронной форме. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Непроведение конкурса (аукциона) на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок, создает для неопределенного круга перевозчиков необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность в сфере пассажирских перевозок, не имеют возможности принять участие в отборе перевозчиков для заключения договора, наличие которого является необходимым условием для выхода на рынок регулярных пассажирских межмуниципальных перевозок. Организатор пассажирских перевозок в ходе процедуры заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок должен обеспечить равные возможности всем заинтересованным в их заключении лицам. Обеспечением равных возможностей является проведение конкурса.

Целями и задачами конкурсного отбора являются удовлетворение потребностей населения в услугах по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом, повышение безопасности дорожного движения при перевозке, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков. Отбор перевозчика на конкурсной основе позволяет выбрать претендента, наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах и отвечающего требованиям безопасности пассажирских перевозок. Услуги по перевозке пассажиров образуют отдельный, локальный товарный рынок; доступ на этот рынок ограничен и возможен только через участие в процедуре конкурса, целью которого является обеспечение равных конкурентных условий для всех потенциальных участников, желающих участвовать в борьбе за право оказывать услуги на этом рынке.

Таким образом, федеральный закон устанавливает способ заключения уполномоченным органом государственных (муниципальных) контрактов на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона об организации перевозок. Рынок оказания услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортам по регулируемым тарифам, на территории Кировской области является конкурентным. Указанные виды работ могут быть оказаны не только МУП «Подосиновская автоколонна», но и иными хозяйствующими субъектами.

При таких обстоятельствах антимонопольный орган приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае наличие более одного претендента и заключение контракта с единственным поставщиком в отсутствие конкурсных процедур привело к ограничению хозяйствующих субъектов к доступу на соответствующий рынок пассажирских перевозок, является не правомерным. Помимо этого, сложившаяся ситуация непроведения обязательной конкурентной процедуры свидетельствует об ограничении конкуренции, лишении возможности доступа на соответствующий рынок субъектов предпринимательской деятельности - потенциальных перевозчиков.

В пункте 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции. По смыслу вышеуказанных норм следует, что любые действия (бездействие) органов власти, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству РФ. Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействия)органов власти нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе. Таким образом, действия администрации Подосиновского района Кировской области, выразившиеся в несоблюдении порядка организации регулярных перевозок (по регулируемым тарифам) и заключении с МУП «Подосиновская автоколонна» без проведения конкурентных процедур контракта на выполнение работ связанных с осуществлением регулярных перевозок нарушают запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в случаях выявления в действиях органу государственной власти субъекта Российской Федерации признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

В связи с наличием в действиях администрации Подосиновского района Кировской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Кировское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения в срок до 30 июля 2023 года указанных действий путем принятия мер направленных к расторжению муниципального контракта от 26.12.2022 №1/П23 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортам по регулируемым тарифам на территории Подосиновского района Кировской и проведения конкурентной процедуры по выбору организации на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортам по регулируемым тарифам на территории Подосиновского района Кировской.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (ч. 6 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции). При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).

Связанные организации

Связанные организации не указаны