Решение б/н 1. Признать ненадлежащей рекламную информацию, распространен... от 8 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е:

по делу 043/05/18-787/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2022 года                                    

В полном объеме решение изготовлено 08 декабря 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев материалы дела 043/05/18-787/2022, возбужденного в отношении:

- ООО «Медицина Альфа Страхования»;

- ООО «Медкарта»,

в присутствии:

- представителя ООО «Медицина Альфа Страхования» - <…> (посредством системы видео-конференц-связи);

- генерального директора ООО «Медкарта» <…> (посредством системы видео-конференц-связи);

в отсутствие:

заявителя - <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление <...> от 06.07.2022 по вопросу поступления 29.04.2022 и 06.05.2022 сообщений на электронную почту <…>@gmail.com с электронной почты <…>@<…>.me, содержащих рекламную информацию медицинской клиники «Альфа - Центр Здоровья», в отсутствие согласия на её получение.

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что хозяйственную детальность в медицинской клинике «Альфа – Центр Здоровья» осуществляет ООО «Медицина Альфа Страхования»; адрес электронной почты <…>@<…>.me, с которой абоненту поступила спорная рекламная информация, принадлежит ООО «Медкарта». В связи с чем, в отношении данных лиц было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (определение о возбуждении дела 043/05/18-787/2022 от 02.09.2022). Рассмотрение дела первоначально было назначено на 30.09.2022.

В целях необходимости получения дополнительных документов и сведений рассмотрение дела 2 раза откладывалось (определения от 30.09.2022, от 25.10.2022).

<…>, присутствовавший на заседаниях Комиссии 30.09.2022, 25.10.2022, поддержал доводы, изложенные в заявлении от 06.07.2022  и дополнениях от 03.09.2022, от 03.10.2022, от 07.10.2022. Заявитель сообщил, что согласие на получение рекламной информации от медицинской клиники «Альфа – Центр Здоровья» он не давал, неоднократно обращался в медицинскую клинику за отказом от получения рассылки рекламных сообщений устно и один раз письменно (регистрационного номера заявления не сохранилось), также отправлял обращения на адрес электронной почты <…>@<…>.me. Вместе с тем, рассылка продолжала поступать на адрес электронной почты заявителя.

Письмом от 31.10.2022 <…> заявил ходатайство о рассмотрении дела 24.11.2022 в его отсутствие.

Представитель ООО «Медицина АльфаСтрахования» на заседаниях Комиссии поддержал позицию, представленную в материалы дела письмами от 11.08.2022, от 28.09.2022, от 14.10.2022; сообщил, что платформа «ONDOC» является программным обеспечением ООО «МедКарта». На указанной платформе реализовано приложение «Альфа-Центр Здоровья», которое предусматривает личный кабинет клиента ООО «Медицина АльфаСтрахования». Данное приложение реализует возможность предварительной записи к специалистам клиники, а также иной функционал. ООО «Медицина АльфаСтрахования» не является собственником, оператором или администратором сервиса «ONDOC», в том числе электронной почты <…>@<…>.me. Согласие заявителя на получение рекламных материалов включено в согласие на обработку персональных данных. При этом отказ от возможности информирования о специальных предложениях и рекламных акциях может быть указан пациентом непосредственно при заполнении данного согласия предпочтительным для него способом (вычеркивание текста, составление дополнительного комментария и т.д.). С учетом формата получения согласия абонента на получение рекламы, отказ от рекламы может быть выражен в любое время и в любой форме, достаточной для идентификации пациента и подтверждения его волеизъявления на отказ рекламы от ООО «Медицина АльфаСтрахования». Подтверждением наличия согласия заявителя на получение рекламной информации также является факт регистрация клиента в приложении «Альфа – Центр Здоровья» и принятия пользовательского соглашения сервисов «ONDOC». Кроме того, пользователь приложения вправе в любой момент оформить отказ от получения рекламных материалов, направляемых с использованием сервиса. Представитель ООО «Медицина АльфаСтрахования» указал, что в действиях Общества отсутствует нарушение ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в связи с чем просил прекратить производство по делу.  

Генеральный директор ООО «МедКарта» на заседаниях Комиссии поддержал позицию, представленную в материалы дела письмами от 10.08.2022, от 22.09.2022, от 17.10.2022; сообщил, что рассылка рекламной информации осуществляется ООО «Медицина АльфаСтрахования» посредством использования брендированной версии программного продукта «ONDOC» - приложения «Альфа - Центр Здоровья», собственником которого является ООО «МедКарта». ООО «МедКарта» никаких услуг третьим лицам - пользователям приложения «Альфа – Центр Здоровья» (клиентам/пациентам) самостоятельно не оказывает; услуги, переписку в чатах или по электронной почте, рассылку информации, осуществляемые ООО «Медицина АльфаСтрахования», не контролирует и не имеет права контролировать; содержание писем и уведомлений, направляемых ООО «Медицина АльфаСтрахования» своим клиентам, сотрудниками ООО «МедКарта» не модерируются. По договору возмездного оказания услуг <…> исполнитель (ООО «МедКарта») оказывает заказчику (ООО «Медицина Альфа Страхования») услуги по технической поддержке и техническому сопровождению программного продукта. В частности, электронная почта <…>@<…>.me, является техническим ресурсом, предоставляющим в брендированной версии программного продукта «путь транспортировки» для доставки уведомлений/сообщений, посредством которого заказчик, а не исполнитель осуществляет связь, общение со своими клиентами. Исполнитель по договору возмездного оказания услуг оказывает услуги заказчику, а не клиентам/пациентам заказчика. Приложение «Альфа – Центр Здоровья» является технической платформой для реализации функциональных возможностей, предусмотренных заданием заказчика (ООО «Медицина АльфаСтрахования»). ООО «МедКарта», выполняя обязательства по указанному договору, не является ни рекламодателем, ни рекламораспростронителем, ни рекламопроизводителем в понимании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Вместе с тем, подтверждением наличия предварительного согласия <…> на получение любых информационных сообщений, любого характера, в том числе рекламного, является факт регистрация пользователя в приложении «Альфа – Центр Здоровья» и приятие пользовательского соглашения. Генеральный директор ООО «МедКарта» указал, что Общество не допускало нарушений законодательства в области рекламы.  

Заслушав пояснения сторон и исследовав имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под рекламораспространителем в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Под рекламодателем в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Распространенная на электронную почту <…>@gmail.com информация, следующего содержания:

«Альфа-Центр Здоровья. Профессиональная чистка зубов. Уважаемые пациенты! По многочисленным просьбам, мы продлили акцию:

"Профессиональная чистка зубов на 2 200 руб." Весь май пациенту предоставляется скидка на профессиональную чистку зубов (4 сегмента, весь рот) за 2200 руб. вместо 6040 руб. на выбор:

- методом Air-Flow@

или

- ультразвуком.

Подробности по ссылке https:// <…>rub/» (дата распространения: 29.04.2022),

«Альфа-Центр Здоровья.

Скидка по пенсионному

Спешим сообщить, что для пенсионеров в мае действует скидка 20 %:

на первичные и повторные приемы

 КАРДИОЛОГА и ОФТАЛЬМОЛОГА

Подробности на сайте https://kirov.<...>-kirov/

Акция действует до 31 мая 2022 г.» (дата распространения: 06.05.2022)

содержит все юридически значимые признаки рекламы:

- распространена по сетям электросвязи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с электронной почты <...>@<...>.me;

-    адресована неопределенному кругу лиц, т.е. тем лицам, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (неперсонифицированный характер рассылки);

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услугам, оказываемым медицинской клиникой «Альфа - Центр Здоровья», по профессиональной чистке зубов, услугам кардиолога и офтальмолога, предоставление скидки на услуги), формирование и поддержание интереса к нему с целью продвижения на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация содержит все признаки рекламы, перечисленные в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является рекламой и на такую информацию, а также на порядок ее размещения распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Соответственно, требование части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи Интернет.

Согласно пункта 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что презюмируется отсутствие согласия абонента на получение информации рекламного характера, согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя.

Исходя из имеющихся в деле данных абонентом является физическое лицо – <...> владелец электронного почтового ящика <...>@gmail.com.

Комиссией установлено, что рекламная информация медицинской клиники «Альфа – Центр Здоровья» была распространена на электронный адрес заявителя посредством сервиса «ONDOC», на котором реализовано приложение «Альфа – Центр Здоровья». Платформа «ONDOC» является программным продуктом ООО «МедКарта». Программный продукт представляет из себя набор сервисов, функциональных возможностей, инструментов, предназначенных для получения пользователями приложения «Альфа – Центр Здоровья» различных услуг, включая онлайн-запись на прием к врачу, получение результатов обследования и иное. Программный продукт позволяет пациенту клиники знакомиться с информацией, опубликованной для него ООО «Медицина АльфаСтрахования».

Указанная платформа используется ООО «Медицина АльфаСтрахования» на основании договора возмездного оказания услуг <...>, заключенного между ООО «МедКарта» (исполнитель) и ООО «Медицина АльфаСтрахования» (заказчик)

В соответствии с п. 1.1. Договора исполнитель обязуется оказать услуги (выполнить работы), в сфере IT-технологий, разработки, обслуживания программных продуктов, в соответствии с заданиями Заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить услуги согласно условиям Договора. Согласно п. 2.1 Договора предоставление услуг (выполнение работ) осуществляется исполнителем на основании договора, а также согласованных сторонами приложений, дополнительных соглашений к договору, в которых определены содержание и объем услуг, стоимость, сроки, другие существенные условия оказания услуг. В таблице 2 приложения 6 к Договору установлены маркетинговые инструменты, которые используются исполнителем при предоставлении услуг заказчику, в том числе инструменты создания и публикации предложений и новостей в личном кабинете клиента, с уведомлением клиентов с помощью push-сообщения и/или email. В соответствии с пунктом 6.3 приложения 6 к Договору сервисы «ONDOC» позволяют распространять и загружать информацию, включая: текст, изображения, видео материалы и другие типы информации, для использования в процессе работы пользователей сервиса.

Из письма ООО «Медицина АльфаСтрахования» от 28.09.2022 следует, что в момент регистрации (создания персональной учетной записи) в приложении «Альфа – Центр Здоровья» каждый пользователь знакомится с пользовательским соглашением сервисов ООО «МедКарта» («ONDOC»), при этом завершение процедуры регистрации возможно принятием предложенных условий.

В соответствии с пунктом 1.4. пользовательского соглашения использование сервисов «OnDoc» регулируется данным соглашением, политикой конфиденциальности, а также условиями использования отдельных сервисов. Пунктом 1.5 пользовательского соглашения предусмотрено, что, начиная использовать какой-либо сервис / его отдельные функции и пройдя процедуру регистрации, пользователь считается принявшим условия соглашения в полном объеме, без всяких оговорок и исключений. В случае несогласия пользователя с какими-либо из положений соглашения, пользователь не в праве использовать сервисы «ONDOC». В соответствии с п. 4.2. пользовательского соглашения «ONDOC» вправе посылать своим пользователям информационные сообщения.

Письмом от 22.09.2022 ООО «Медкарта» представило алгоритм регистрации пользователя в приложении «Альфа – Центр Здоровья».

Из представленных в материалы дела сведений следует, что <...> зарегистрировался в сервисе 02.10.2017 в 17:26 (логин <...>@gmail.com).

ООО «МедКарта» в письме от 17.10.2022 указало, что компания ООО «Медицина АльфаСтрахования» для самостоятельного администрирования и управления своими программными продуктами «Личный кабинет пациента» - «Альфа – Центр Здоровья» использует «Личный кабинет клиники», представленный компанией «Медкарта». В личном кабинете ООО «Медицина АльфаСтрахования» может создавать акции, новости и другие виды информационных материалов для пользователей своего программного продукта «Альфа – Центр Здоровья». Созданный контент может отображаться в личном кабинете пациента «Альфа -  Центр Здоровья» (в различных разделах), а также доставляться с помощью push и email-уведомлений. Для создания акции необходимо войти в личный кабинет клиники под своим логином/паролем; подготовить контент акции, новости, рассылки; настроить целевую аудиторию; опубликовать акцию.

Указанным письмом ООО «Медкарта» представило алгоритм создания рассылки в сервисе «ONDOC».

ООО «Медицина АльфаСтрахования» в письме от 28.09.2022 указало, что, исходя из алгоритма рассылки информации (новости, акции) с использованием сервиса личного кабинета ООО «Медицина АльфаСтрахования», клиника формирует задание (рекламный материал, категория получателей, период рассылки информации), подтверждает готовность к публикации, после чего осуществляется рассылка.

Из представленного ООО «Медицина АльфаСтрахования» письма от 15.11.2022  следует, что через личный кабинет сервиса «ONDOC» Обществом была создана и распространена рекламная рассылка о проводимых акциях: «Профессиональная чистка зубов» (отправлено пользователям 29.04.2022 в 10:00 посредством push и email-уведомлений), «Скидка по пенсионному» (отправлено пользователям 06.05.2022 в 15:07 посредством push и email-уведомлений).

ООО «Медицина АльфаСтрахования» указало, что подтверждением наличия предварительного согласия <...> на получение рекламной информации является согласие на обработку персональных данных от 02.10.2017, а также факт регистрации заявителя в приложении «Альфа – Центр Здоровья» и принятия пользовательского соглашения сервисов «ONDOC».

Комиссия не принимает указанные доводы по следующим основаниям.

В материалы дела представлено согласие <...> на обработку персональных данных от 02.10.2017 г. из медицинской информационной системы «Инфоклиника» (как следует из письма ООО «Медицина АльфаСтрахования» от 28.09.2022 г. б/н, с помощью указанной системы ведется управленческий учет, в том числе планирование приемов врачей, запись на приемы пациентов, контроль и учет документов пациентов, учет подписанных документов до приема и по результатам приема и иное).

Указанное согласие на обработку персональных данных включает в себя контактный адрес электронной почты в целях информирования, в том числе о специальных предложениях и рекламных акциях, системах скидок и бонусов.

В письме 28.09.2022 ООО «Медицина АльфаСтрахования» пояснило, что согласие <...> на обработку персональных данных хранилось в архиве обособленного подразделения ООО «Медицина АльфаСтрахования» по адресу:                    г. Киров, ул. Преображенская, 37. 15.04.2021 в результате аварии теплообменника приточной вентиляции помещения обособленного подразделения, в том числе помещения архива были затоплены. Согласно акту о повреждении медицинских документов б/н б/д и акту повреждения помещений цокольного этажа от 15.04.2021 повреждены архивные документы по пациентам за период 2016-2018 г.г., в том числе, амбулаторные карты, договоры, иные документы без возможности восстановления (текст неразличим, структура бумаги нарушена). ООО «Медицина АльфаСтрахования» указало, что в силу произошедшей аварии согласие <...> на обработку персональных данных от 02.10.2017 г. не может быть представлено на бумажном носителе в связи с фактическим уничтожением документа.

Комиссия Кировского УФАС России, оценив представленное в материалы дела согласие на обработку персональных данных от 02.10.2017 г. (из медицинской информационной системы «Инфоклиника») и пояснения ООО «Медицина АльфаСтрахования» приходит к выводу о том, что данное согласие на обработку персональных данных не подтверждает наличие надлежащего предварительного согласия <...> на получение рекламной информации в связи с отсутствием на указанном согласии личной подписи <...>.

Комиссией Кировского УФАС также учтены пояснения <...>, который указал, что если вышеназванное согласие на обработку персональных данных и было подписано заявителем, то только после вычеркивания условия о получении рекламных рассылок и указания о несогласии с данным условием.

При этом, Комиссия отмечает, что факт повреждения архивных документов по пациентам за период 2016-2018 г.г. в результате аварийной ситуации не может однозначно свидетельствовать о наличии у ООО «Медицина АльфаСтрахования» надлежащего предварительного согласия <...> на получение рекламной информации.

Также Комиссия принимает во внимание обстоятельство того, что в силу нормы ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» обязанность доказывания наличия предварительного согласия лежит на рекламораспространителе.

Кроме того, наименование представленного в материалы дела документа свидетельствует об иной цели его получения, а именно получение согласия на обработку персональных данных, но не для получения согласия на распространение рекламы.

Факт регистрации заявителя в приложении «Альфа – Центр Здоровья» и принятие пользовательского соглашения сервисов «ONDOC» также не свидетельствует о надлежащем предварительном согласии абонента на получение именно рекламной информации.

Из содержания части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» следует, что абонент должен совершить активное действие по выражению своего желания на получение рекламной информации от конкретных лиц по сетям электросвязи.

Согласие абонента на получение им рекламной информации изначально должно быть прямым, явно выраженным волеизъявлением абонента на ее получение (например, посредством отметки соответствующего надлежащим образом оформленного пункта).

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, стабильности публичных правоотношений, а также в целях защиты прав и законных интересов абонента как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях, при получении такого согласия абоненту должна быть предоставлена возможность изначально отказаться от получения рекламных рассылок, а сама форма согласия должна быть прямой и недвусмысленно выражающей соответствующее согласие (абонент прямо выражает согласие на получение рекламы), а не опосредованной и обусловленной ознакомлением с правилами предоставления услуг. Иной подход приведет к злоупотреблениям со стороны рекламораспространителей, стремящихся любым способом получить возможность распространения рекламы с приданием своим действиям видимости законности, что недопустимо в контексте части 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Предоставленное распространителю рекламы право на получение согласия абонента в любой форме не свидетельствует о его безграничном усмотрении в разрешении этого вопроса и оканчивается там, где начинаются права абонентов на выражение своего непосредственного согласия на получение рекламы.

В этой связи, учитывая особое внимание законодателя к распространению рекламы посредством сетей электросвязи и установленным правилам для возможности ее направления абонентам в каждом конкретном случае следует учитывать именно наличие прямого согласия абонента на получение рекламы.

Положение законодательства Российской Федерации о рекламе относительно обязанности рекламораспространителя на получение предварительного согласия абонента на распространение ему рекламных материалов, в первую очередь, направлено на защиту абонентов от получения нежелательной рекламы.

Указанные выводы соотносятся со сложившейся судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 305-ЭС21-23949 по делу                    N А40-146238/2020, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.08.2021 N Ф05-20064/2021 по делу N А40-146238/20-92-1057, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 N 02АП-8421/2021 по делу N А82-7952/2021 и иное).

В рассматриваемом случае у потребителя в процессе регистрации в приложении «Альфа – Центр Здоровья» не имеется возможности отказаться от каких-либо условий  пользовательского соглашения, в том числе от получения рекламных сообщений, что также подтвердил на заседании Комиссии генеральный директор ООО «МедКарта». Следовательно, потребитель не принимает решение о том, согласен он или не согласен на получение сообщений рекламного характера, что прямо противоречит цели установленного частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» правила предварительного получения согласия абонента и нарушает право клиента на возможность не соглашаться на распространение рекламы по сетям электросвязи. Потребитель лишен возможности свободно распорядиться своей волей на дачу согласия. Отказаться от сообщений рекламного характера пользователь может только после регистрации в системе (в разделе "Настройки"/"Уведомления" личного кабинета).

ООО «Медкарта» в письме от 22.09.2022 г. указало, что Общество в рамках выполнения условий договора возмездного оказания услуг <...> не получало от заказчика (ООО «Медицина АльфаСтрахования») задания на создание функционала (отдельного окна) для подтверждения согласия пользователя на получение рекламных сообщений. 

Кроме того, учитывая требования рекламного законодательства о наличии предварительного согласия абонента на получение именно рекламы, Комиссия отмечает, что пользовательское соглашение содержит условие о направлении в адрес потребителей информационных сообщений (п. 4.2 пользовательского соглашения), а не рекламной информации.

Иных доказательств наличия надлежащего предварительного согласия <...> на получение рекламы по сетям электросвязи в материалы дела не представлено.

На основании ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов и сведений Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламорапространителем рассматриваемой рекламы, исходя из понятия, установленного п. 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является ООО «Медицина Альфа Страхования», которое непосредственно совершило действия по распространению 29.04.2022 и 06.05.2022 рекламной информации в отношении услуг, предоставляемых медицинской клиникой «Альфа - Центр Здоровья», на электронную почту заявителя (<...>@gmail.com), в отсутствие согласия на её получение.

Лица, предоставляющие техническую возможность для направления сообщений на электронную почту потребителей и самостоятельно не определяющие как конечных абонентов, так и содержание таких сообщений не могут быть признаны рекламораспространителями в силу понятия, определенного п. 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе».

В связи с тем, что ООО «МедКарта» не участвует в процессе формирования рекламной информации, не определяет конечных получателей информации, не осуществляет непосредственного направления абонентам рекламы, а предоставляет для ООО «Медицина АльфаСтрахования» исключительно техническую возможность использования сервисов ONDOC (в рамках договора возмездного оказания услуг <...>), посредством которых осуществляется, в том числе направление на электронный адрес потребителей рекламной информации, ООО «МедКарта» в рассматриваемом случае не может быть признано рекламораспространителем.

В связи с не подтверждением в действиях ООО «Медкарта» факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу                          043/05/18-787/2022 в отношении данного лица подлежит прекращению.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 508 (далее – Правила).

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поскольку на момент вынесения решения доказательств устранения нарушения требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе ООО «Медицина АльфаСтрахования» представлено не было, Комиссия считает необходимым выдать ООО «Медицина АльфаСтрахования» предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Медицина АльфаСтрахования».

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 508, Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламную информацию, распространенную на электронную почту <...>@gmail.com, следующего содержания:

«Альфа-Центр Здоровья. Профессиональная чистка зубов. Уважаемые пациенты! По многочисленным просьбам, мы продлили акцию:

"Профессиональная чистка зубов на 2 200 руб." Весь май пациенту предоставляется скидка на профессиональную чистку зубов (4 сегмента, весь рот) за 2200 руб. вместо 6040 руб. на выбор:

- методом Air-Flow@

или

- ультразвуком.

Подробности по ссылке https:// <...> rub/» (дата распространения: 29.04.2022),

«Альфа-Центр Здоровья.

Скидка по пенсионному

Спешим сообщить, что для пенсионеров в мае действует скидка 20 %:

на первичные и повторные приемы

 КАРДИОЛОГА и ОФТАЛЬМОЛОГА

Подробности на сайте https:// <...> -kirov/

Акция действует до 31 мая 2022 г.» (дата распространения: 06.05.2022),

так как она нарушает требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Медицина АльфаСтрахования» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Производство по делу в отношении ООО «Медкарта»   прекратить, в связи с неподтверждением в действиях ООО «Медкарта» наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Медицина АльфаСтрахования».

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны