Решение б/н Решение и предписание по делу № 1 о нарушении п. 20 ч. 3 ст.... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление по Кировской области
 
 
 
от " 26 " февраля 2009 г.                                                            г. Киров
 
 
Р Е Ш Е Н И Е
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя Комиссии – <.....................> – руководителя управления и членов Комиссии – <........................> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <........................>- ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, <................> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;
в присутствии:
- <..............................>главного юрисконсульта Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Кировской области по доверенности ;
- <..................................>заведующего сектором лицензирования кредитных организаций и регистрации ценных бумаг отдела по надзору за деятельностью кредитных органов Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Кировской области по доверенности ;
- <.......................>, регионального директора Кировской региональной дирекции ОАО АКБ «Пробизнесбанк» по доверенности ;
протокол вела <.....................>– ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы;
при рассмотрении дела на Комиссии велась аудиозапись;
 
рассмотрев дело № 1 по признакам нарушения ОАО АКБ «Пробизнесбанк»  п. 20 ч. 3 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г., 
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области обратился зам. начальника Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Кировской области с заявлением о нарушении п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении рекламного материала о банке «Лайф».
По мнению заявителя нарушение заключается в следующем:
В газете «Вятский наблюдатель» № 51 (247) от 19.12.2008 года на странице 8 опубликована статья «Лайф: Мы помогаем людям изменять жизнь к лучшему». В статье содержится информация рекламного характера о банке «Лайф». Также реклама о банке «Лайф» была размещена по телевидению 21.12.2008 года на 33 канале.
Заявитель считает, что банк «Лайф» на территории Кировской области не зарегистрирован и не имеет соответствующих лицензий на ведение банковских операций. По адресам, указанным в данной рекламе, банковскую деятельность осуществляет ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
В соответствии с действующим рекламным законодательством не допускается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе и о продавце рекламируемого товара (п. 20 ч. 3 ст. 5).
Кроме того, в рекламе банка «Лайф», транслируемой по 33 каналу, особое внимание потребителей обращено на банковский вклад под 13, 2 % годовых. Для этого крупным планом показана листовка с информацией на обложке: «Лайф вклад. 13,2 % годовых». При этом реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанных на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора (п. 1 ч. 2 ст. 28).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество). В связи с тем, что рассматриваемая реклама формально сопровождалась указание на рекламодателя – ОАО АКБ «Пробизнесбанк», антимонопольный орган посчитал, что требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» не нарушены.
Представленные в ходе рассмотрения заявления документы, свидетельствуют о том, что, в соответствии с договором на оказание рекламных услуг № 46/215/2 от 27.03.2008 года, заключенным между ОАО АКБ «Пробизнесбанк» и ООО Издательский Дом «Вятский наблюдатель», договором № б/н от 18.12.2008 года, заключенным между ОАО АКБ «Пробизнесбанк» и ООО «Город-ТВ», рекламодателем является ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
Так как в действиях рекламодателя ОАО АКБ «Пробизнесбанк» содержатся признаки нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», было возбуждено производство по делу.
 
До заседания комиссии получено письменное пояснение представителя ОАО АКБ «Пробизнесбанк» по доверенности № 558/3 от 12.11.2008 года , из которого следует, что на территории Кировской области ОАО АКБ «Пробизнесбанк» осуществляет свою деятельность через кредитно-кассовый офис. Согласованием и утверждением макетов рекламных материалов для размещения на территории Кировской области уполномочен заниматься региональный директор Кировской региональной дирекции ОАО АКБ «Пробизнесбанк»  С головным офисом Банка в г. Москве макет рекламного материала «Лайф: Мы помогаем людям изменять жизнь к лучшему», опубликованный в газете «Вятский наблюдатель» и макет рекламного ролика о банке «Лайф», транслируемый по 33 каналу, согласован не был. С учетом изложенного административную ответственность за нарушение рекламного законодательства в отношении Банка, следует возложить на <..............>..
К заседанию комиссии, назначенному на 26.02.2009 года, документы, запрошенные определением о возбуждении дела № 1 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, поступили в полном объеме.
 
На заседании комиссии стороны пояснили следующее:
 Представитель Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Кировской области – главный юрисконсульт по доверенности , изложенные в заявлении требования поддержал, дополнительно пояснив:<.........>. 
 
Представитель ОАО АКБ «Пробизнесбанк» по доверенности подтвердил слова представителя Банка<........> . 
Изучив имеющиеся документы и выслушав всех лиц участвующих в деле, Комиссия установила, что ОАО АКБ «Пробизнесбанк» нарушил п. 20 ч. 3 и ч. 7 ст. 5, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Выводы комиссии основаны на следующем:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числеработа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в газете «Вятский наблюдатель» № 51 (247) от 19.12.2008 года и транслируемая в рекламном ролике по 33 каналу с 21 по 23 декабря 2008 года полностью соответствует понятию ст. 3 Закона и является рекламой.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).
 В газете «Вятский наблюдатель» от 19.12.2008 года № 51 (247) на странице 8 размещена рекламная статья под названием «Лайф: Мы помогаем людям изменять жизнь к лучшему». Данное название сопровождается информацией о том, что «Лайф» предлагает кировчанам новую программу сбережения накоплений во время кризиса. Из текста статьи следует, что внимание неопределенного круга потребителей обращено на конкретный хозяйствующий субъект – банк «Лайф», который выдает населению экспресс-кредиты и принимает на выгодных условиях вклады. При этом сообщается, что данный банк является «одним из самых заметных и … «живых» банков в Кирове», его банковские менеджеры – это личные финансовые консультанты любого, кто к ним обратится, способные объяснить, «какие из вкладов банка являются наиболее выгодными». Статья сопровождается указанием на адреса, где расположены офисы «Лайф». Данная информация размещена в правом нижнем углу рекламной площади, на фоне темного цвета в форме прямоугольника, а внизу его очень мелким шрифтом выполнена надпись «ОАО АКБ «Пробизнесбанк» ген. Лицензия ЦБ РФ 2412».  
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», оказание рекламируемых услуг – это исключительно банковская деятельность, осуществляемая на основании лицензии, которая выдается кредитной организации, прошедшей обязательную государственную регистрацию. Как пояснил заявитель, и не отрицал представитель ответчика, Банк «Лайф» - как хозяйствующий субъект не зарегистрирован в установленном законом порядке и никакие операции на территории Кировской области не осуществляет. При этом, именно он позиционируется в рекламе, на него направлено внимание потребителей, к нему формируется и поддерживается интерес с целью продвижения на рынке. Данная позиция усиливается и другими рекламными материалами, в частности статьей «Кредиты от «Лайф» - верное решение всех жизненных проблем» в газете «Телесемь» за 23 февраля и рекламными роликами на 33 канале в период с 21 по 23 декабря 2008 года.
Таким образом, потребителям предоставляется недостоверная информация об исполнителе рекламируемых услуг, что не допускается пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Кроме того, антимонопольным органом поддержана позиция заявителя о нарушении части 1 статьи 28 вышеуказанного закона, так как нельзя считать предоставленной информацию, которая в силу своего исполнения (место размещения,  мелкий нечитаемый шрифт) не может восприниматься большинством потребителей рекламы. Но даже указание в рекламе на «Пробизнесбанк» в другом виде, вводило бы потребителей, которые в любом случае не способны обладать всей полнотой информации и специальными знаниями, в заблуждение, так как по тексту статьи, о банке «Лайф» говорится как о юридическом лице, чьи услуги предлагаются, и было бы непонятно, какое отношение к рекламе имеет ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (часть 7 статьи 5 Закона «О рекламе»).    
 
Реклама банка «Лайф» была размещена и на 33 канале, осуществляющем телевещание на территории Кировской области, с 21 по 23 декабря 2008 года. Содержание данной рекламы было построено на основе текста рассмотренной выше статьи, как обязательном условии. И в данном случае потребителям от лица менеджеров (с указанием их фамилии, имени, отчества, должности сотрудника банка) рассказывалось о Банке «Лайф», осуществляющем выдачу кредитов и размещение вкладов населения. Поэтому рекламная информация так же размещена с нарушением требований п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе».
Кроме информации непосредственно о Банке «Лайф», в рекламном ролике особое внимание потребителей обращено на банковский вклад под 13,2 % годовых. Для этого крупным планом показана листовка: «Новинка от лайф. Лайф вклад 13,2 % годовых». Процентная ставка по вкладу является одним из существенных условий договора.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна, умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Таким образом, делая акцент на процентной ставке по вкладу, до потребителей не доводится информация о том, что получить ее можно только в том случае, если сумма вклада будет не менее 1000 рублей, а срок вклада 400 дней. Кроме того, допуская в любой момент времени снятие процентов, частичное изъятие средств вклада невозможно. В случае досрочного изъятия вклада проценты за последний неполный месяц начисляются по ставке «до востребования» (0,1% годовых), проценты за предыдущие месяцы начисляются в полном объеме.
Поэтому реклама, противоречит и требованиям ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускающей рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона.
В соответствии с договором от 27.03.2008 года № 46/215/2, заключенным ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в лице Вице-президента Департамента экспресс-кредитования с ООО «Город-ТВ» (договор скреплен печатью Пробизнесбанк), Заказчик – Банк:
1. Обязан: предоставить исполнителю информацию, необходимую для производства и размещения «материалов», ознакомиться с изготовленным исполнителем «материалом» до начала его размещения и при отсутствии замечаний сделать соответствующую отметку на «материале».
2. Вправе: предоставить готовый «материал» для размещения исполнителем на бумажном или электронном носителе, по содержанию и оформлению соответствующий всем требованиям законодательства РФ, включая законодательство о рекламе.
3. Несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.
В рамках данного договора перед исполнителем была поставлена задача - произвести съемки у филармонии и центрального рынка внутри помещений и снаружи. При этом, в одном офисе менеджер рассказывает про кредиты, в другом – про вклады, а голос журналиста должен быть в духе прилагаемой статьи (публикация «Лайф»: Мы помогаем людям изменять их жизнь к лучшему).
Оплата за размещение рекламы на 33 канале произведена ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
 В соответствии с договором на оказание рекламных услуг от 18.12.2008 г., заключенным ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в лице регионального директора с ООО Издательский дом «Вятский наблюдатель» (договор скреплен печатью, в центре которой – г. Киров, для договоров, ККО «Кировский 2»), Заказчик – Банк:
1. Обязан оформить и подписать Приложение на размещение рекламных материалов в газете «Вятский наблюдатель».
2. Заказчик самостоятельно несет ответственность перед третьими лицами по возможным претензиям к содержанию рекламы, рекламируемым товарам и услугам.
Приложение № 1 к договору с полным текстом опубликованной статьи «Лайф»: Мы помогаем людям изменять их жизнь к лучшему» согласован сторонами.
Оплата за услуги журналиста и публикацию статьи в газете произведена ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
 Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
По результатам рассмотрения дела, Комиссия решила выдать предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, так как ненадлежащая реклама продолжала размещаться в СМИ после возбуждения дела по признакам нарушения рекламного законодательства.
 
В соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Комиссия считает необходимым привлечь к административной ответственности ОАО АКБ «Пробизнесбанк», так как кредитно-кассовый офис не является юридическим лицом.
Ссылка на то, что к ответственности должно быть привлечено только должностное лицо – региональный директор Кировской региональной дирекции , на которого в соответствии с приказом АКБ «Пробизнесбанк» № 97/2 от 01.02.2008 г. возложены полномочия по согласованию и утверждению макетов рекламных материалов для размещения на территории Кировской области, не принимается антимонопольным органом. Этим же приказом Председатель Правления Банка возложил ответственность за его выполнение на Вице-президента – начальника Департамента экспресс-кредитования. Но как было указано выше, договоры на оказание рекламных услуг заключались от лица обоих лиц, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны Банка.
 
Руководствуясь ст. 3, п. 20 ч. 3 и ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
                      
Р Е Ш И Л А :
 
          1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО АКБ «Пробизнесбанк», опубликованную в газете «Вятский наблюдатель» от 19.12.2008 года № 51 (247) на странице 8 под названием «Лайф: Мы помогаем людям изменять жизнь к лучшему», так как она противоречит требованиям п. 20 ч. 3 и ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38 от 13.03.2006 «О рекламе».
          2. Признать ненадлежащей рекламу ОАО АКБ «Пробизнесбанк», размещенную с 21 по 23 декабря 2008 года на 33 телевизионном канале, так как она противоречит требованиям п. 20 ч. 3 и ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 38 от 13.03.2006 «О рекламе».
3. Признать ОАО АКБ «Пробизнесбанк» нарушившим п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
4. ОАО АКБ «Пробизнесбанк» выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
5. Передать материалы дела начальнику отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
 
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в трехмесячный срок.
Решение изготовлено в окончательной форме 13 марта 2009 года.
 
 
 
Председатель Комиссии                                  <....................>
 
 
Члены Комиссии                                             <........................> 
                                                                        <............................>
 
                                                                        <............................> 
 
 
от "26" февраля 2009 г.                                                             № 3
 
П Р Е Д П И С А Н И Е
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии – <....................>. и членов Комиссии – <................>, на основании своего решения от 26 февраля 2009 г. по делу № 1 по нарушению ОАО АКБ «Пробизнесбанк» ) п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,           
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в недельный срок с момента получения предписания прекратить нарушение п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона РФ «О рекламе», а именно:
·                        Прекратить распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств рекламной информации о банке «Лайф», так как такой хозяйствующий субъект в установленном законом порядке не зарегистрирован, банковские операции на территории Кировской области не осуществляет;
·                         Умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий;
·                        Не допускать размещение любой рекламы о банке «Лайф», до его государственной регистрации и получения соответствующей лицензии.
 
Информацию об исполнении представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до 06 апреля 2009 года
В случае неисполнения предписания в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на должностных лиц от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
 
Председатель
Комиссии                                                            <..................>
 
Члены                                                                 <.......................>
 
                                                                            <.........................> 
                                                                            <.............................>
 
 
 
 
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 7р-1-09
 о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении  
 
«07» апреля 2009 г.                                                                                             г. Киров
 
Зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <.......................>рассмотрев протокол № 7р от 17.03.2009 года, составленный начальником отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России  отношении ОАО АКБ «Пробизнесбанк»( по нарушению п. 20 ч. 3 и ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», 
 
У С Т А Н О В И Л :
 
В ходе рассмотрения дела № 1 по признакам нарушения законодательства о рекламе Комиссией Кировского УФАС России был установлен факт нарушения ОАО АКБ «Пробизнесбанк» п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст.28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года.
Нарушение заключалось в том, что в газете «Вятский наблюдатель» № 51 (247) от 19.12.2008 года на странице 8 была опубликована рекламная статья «Лайф: Мы помогаем людям изменять жизнь к лучшему» с информацией о хозяйствующем субъекте – банке «Лайф». Также реклама о банке «Лайф» размещалась на 33 телеканале с 21 по 23 декабря 2008 года. Во всех видах рекламы банк «Лайф» позиционировался как организация, оказывающая банковские услуги населению. Кроме того, особое внимание уделялось банковскому вкладу под 13,2 % годовых.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числеработа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в газете «Вятский наблюдатель» № 51 (247) от 19.12.2008 года и транслируемая в рекламном ролике по 33 каналу с 21 по 23 декабря 2008 года полностью соответствует понятию ст. 3 Закона и является рекламой.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).
В газете «Вятский наблюдатель» от 19.12.2008 года № 51 (247) на странице 8 размещена рекламная статья под названием «Лайф: Мы помогаем людям изменять жизнь к лучшему». Данное название сопровождается информацией о том, что «Лайф» предлагает кировчанам новую программу сбережения накоплений во время кризиса. Из текста статьи следует, что внимание потребителей обращено на конкретный хозяйствующий субъект – банк «Лайф», который выдает населению экспресс-кредиты и принимает на выгодных условиях вклады. При этом сообщается, что данный банк является «одним из самых заметных и… «живых» банков в Кирове», его банковские менеджеры – это личные финансовые консультанты любого, кто к ним обратится, способные объяснить, «какие из вкладов банка являются наиболее выгодными». Статья сопровождается указанием на адреса, где расположены офисы «Лайф». Данная информация размещена в правом нижнем углу рекламной площади, на фоне темного цвета в форме прямоугольника, а внизу его очень мелким шрифтом выполнена надпись «ОАО АКБ Пробизнесбанк» ген. Лицензия ЦБ РФ 2412».
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» оказание рекламируемых услуг – это исключительно банковская деятельность, осуществляемая на основании лицензии, которая выдается кредитной организации, прошедшей обязательную государственную регистрацию. Установлено, что Банк «Лайф» - как хозяйствующий субъект не зарегистрирован в установленном законом порядке и никакие операции на территории Кировской области не осуществляет. При этом, именно он позиционируется в рекламе, на него направлено внимание потребителей, к нему формируется и поддерживается интерес с целью продвижения на рынке. Данная позиция усиливается и другими рекламными материалами, в частности статьей «Кредиты от «Лайф» - верное решение всех жизненных проблем в газете «Телесемь» за 23 февраля и рекламными роликами на 33 канале в период с 21 по 23 декабря 2008 года.
Таким образом, потребителям предоставляется недостоверная информация об исполнителе рекламируемых услуг, что не допускается пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Кроме того, нарушена часть 1 статьи 28 вышеуказанного закона, так как нельзя считать представленной информацию, которая в силу своего исполнения (место размещения, мелкий нечитаемый шрифт) не может восприниматься большинством потребителей рекламы. Но даже указание в рекламе на «Пробизнесбанк» в другом виде, вводило бы потребителей, которые в любом случае не способны обладать всей полнотой информации и специальными знаниями, в заблуждение, так как по тексту статьи, о банке «Лайф» говорится как о юридическом лице, чьи услуги предлагаются, и было бы непонятно, какое отношение к рекламе имеет ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (часть 7 статьи 5 Закона «О рекламе»).
Реклама банка «Лайф» была размещена и на 33 канале, осуществляющем телевещание на территории Кировской области, с 21 по 23 декабря 2008 года. Содержание данной рекламы было построено на основе текста рассмотренной выше статьи, как обязательном условии. И в данном случае потребителям от лица менеджеров (с указанием их фамилии, имени, отчества, должности сотрудника банка) рассказывалось о Банке «Лайф», осуществляющем выдачу кредитов и размещения вкладов населения. Поэтому рекламная информация также размещена с нарушением требований п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе».
Кроме информации непосредственно о банке «Лайф», в рекламном ролике особое внимание потребителей обращено на банковский вклад под 13, 2 % годовых. Для этого крупным планом показана листовка: «Новинка от лайф. Лайф вклад 13, 2 % годовых». Процентная ставка по вкладу является одним из существенных условий договора.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна, умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Таким образом, делая акцент на процентной ставке по вкладу, до потребителей не доводится информация о том, что получить ее можно только в том случае, если сумма вклада будет не менее 1000 рублей, а срок вклада 400 дней. Кроме того, допуская в любой момент времени снятие процентов, частичное изъятие средств вклада невозможно. В случае досрочного изъятии вклада проценты за последний неполный месяц начисляются по ставке «до востребования» (0,1 % годовых), проценты за предыдущие месяцы начисляются в полном объеме.
Поэтому реклама противоречит и требованиям ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускающей рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона.
В соответствии с договором от 27.03.2008 года № 46/215/2, заключенным ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в лице Вице-президента Департамента экспресс-кредитования с ООО «Город-ТВ» (договор скреплен печатью Пробизнесбанк), Заказчик – Банк:
1. Обязан предоставить исполнителю информацию, необходимую для производства и размещения «материалов», ознакомиться с изготовленным исполнителем «материалом» до начала его размещения и при отсутствии замечаний сделать соответствующую отметку на «материале».
2. Вправе: предоставить готовый «материал» для размещения исполнителем на бумажном или электронном носителе, по содержанию и оформлению соответствующий всем требованиям законодательства РФ, включая законодательство о рекламе.
3. Несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.
В рамках данного договора перед исполнителем была поставлена задача – произвести съемки у филармонии и центрального рынка внутри помещений и снаружи. При этом, в одном офисе менеджер рассказывает про кредиты, в другом – про вклады, а голос журналиста должен быть в духе прилагаемой статьи (публикация «Лайф»: Мы помогаем людям изменять их жизнь к лучшему).
Оплата за размещение рекламы на 33 канале произведена ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
В соответствии с договором на оказание рекламных услуг от 18.12.2008 года, заключенным ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в лице регионального директора с ООО Издательский дом «Вятский наблюдатель» (договор скреплен печатью, в центре которой – г. Киров, для договоров, ККО «Кировский 2»), заказчик – Банк:
1. Обязан оформить и подписать Приложение на размещение рекламных материалов в газете «Вятский наблюдатель».
2. Заказчик самостоятельно несет ответственность перед третьими лицами по возможным претензиям к содержанию рекламы, рекламируемым товарам и услугам.
Приложение № 1 к договору с полным текстом опубликованной статьи «Лайф»: Мы помогаем людям изменять их жизнь к лучшему» согласовано сторонами.
Оплата за услуги журналиста и публикацию статьи в газете произведена ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что ОАО АКБ «Пробизнесбанк» является рекламодателем и нарушение рекламного законодательства произошло по его вине
В соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Законный представитель ОАО АКБ «Пробизнесбанк» на рассмотрение протокола об административном правонарушении не явился. О месте, дате и времени рассмотрения дела ОАО АКБ «Пробизнесбанк» извещен надлежащим образом, о чем имеется отметка в уведомлении о вручении почтового отправления.
Протокол рассмотрен в присутствии представителя ОАО АКБ «Пробизнесбанк» по доверенности , который нарушение законодательства о рекламе признал.
При принятии решения о назначении размера административного штрафа материальное положение ОАО АКБ «Пробизнесбанк» учтено. Отягчающим обстоятельством является то, что ОАО АКБ «Пробизнесбанк» в сентябре 2008года был привлечен к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства Российской Федерации по ч. 7 ст. 5, п.2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе». Смягчающих обстоятельств не выявлено.
Руководствуясь статьями 3, 5, 28, 33, 38 Федерального закона «О рекламе», статьями 2.10, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
 
П О С Т А Н О В И Л:
 
Применить к ОАО АКБ «Пробизнесбанк» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 60 000 (шестидесяти тысяч) рублей.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:
40 процентов – в федеральный бюджет;
60 процентов – в бюджет субъекта Российской Федерации.
 
Получатель: ИНН 4347021540
КПП 434501001 УФК по Кировской области
     (Кировское УФАС России)    л/с 04401233690
 

 

Банк получателя
ГРКЦ ГУ Банка России по Кировской области г. Кирова
 
Расчетный счет:
№ 40101810900000010001
БИК 043304001
КБК 161 1 16 26000 01 0000 140
 
Плательщик: ОАО АКБ «Пробизнесбанк»
 
161 1 16 26000 01 0000 140 Штраф за нарушение законодательства о рекламе
ОКАТО 33401000000
К оплате:    60 000 (шестьдесят тысяч) рублей
 

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ОАО АКБ «Пробизнесбанк» надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области копии платежных документов. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
 
 
 
Зам. руководителя управления                                                         <......................> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны