Решение б/н Р Е Ш Н И Е от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Н И Е

по делу № 53/04-15р

г. Киров

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено  01 сентября  2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: председателя Комиссии – <…> –руководителя управления, членов Комиссии –  <…>– начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <…>– специалиста 1 разряда  отдела финансовых рынков и рекламы,

в присутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

ответчика – законного представителя ООО «Ломбард Аванс» - директора <…> по Протоколу общего собрания участников Общества № 1 от 01.06.2015;

в отсутствие:

заявителя – <…>;

 при ведении протокола <…>– специалистом 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 53/04-15р по признакам нарушения ООО «Ломбард Аванс» (610002, г. Киров, ул<…>) ч. 3 ст. 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ (далее ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Кировское УФАС России поступило обращение физического лица по признакам нарушения законодательства о рекламе при размещении рекламного модуля  следующего содержания: «* Подробности у персонала. Реклама ООО «Ломбард Аванс». ИНН. ОГРН. ЛОМБАРД «АВАНС» Надежно. Доступно каждому. Займы под залог от 0,25%*. Адрес: ул. <...>. ТЦ «<...>», 2 этаж (центральный рынок) тел. 4-5<...>, 8922<...>» в еженедельной газете «Твоя газета» № 21 (1220) от21.05.2105 года.

Распространенная обществом реклама по предоставлению займа содержала только часть условий, а именно: процентную ставку (от 2,5%*), иные же условия оказания соответствующей финансовой услуги (сумма и срок по займу и др.) в рекламе не указаны.

Согласно ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с ФЗ "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Учитывая изложенное, деятельность организаций по предоставлению и приему денежных средств юридическим и физическим лицам рассматривается как реклама финансовых услуг.

Таким образом, в рекламе содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе». В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно договору № б/н от 01.03.2015, заключенному между ЗАО «АКТВ», с одной стороны, и ООО «Ломбард Аванс», с другой стороны, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Ломбард Аванс».

На основании изложенного в отношении ООО «Ломбард Аванс» 29.07.2015 г. было возбуждено производство по делу № 53/04-15р по признакам нарушения рекламного законодательства. Рассмотрение дела назначено на 27.08.2015.

ООО «Ломбард Аванс», извещенное надлежащим образом, обеспечило явку законного представителя – директора Общества <…>., документы, запрошенные Кировским УФАС России, предоставило в материалы дела в полном объеме. Заявитель, извещенный надлежащим образом, явку на заседание Комиссии не обеспечил.

Комиссия, ознакомившись с представленными документами, установила, что нарушение ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя ООО «Ломбард Аванс».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Закона рекламе, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в издании «Твоя газета» № 21 (1220) от21.05.2105 г. следующего содержания: «* Подробности у персонала. Реклама ООО «Ломбард Аванс». ИНН. ОГРН. ЛОМБАРД «АВАНС» Надежно. Доступно каждому. Займы под залог от 0,25%*. Адрес: ул. <...>. ТЦ «<...>», 2 этаж (центральный рынок) тел. 4-5<...>, 8922<...>», была адресована неопределенному кругу лиц (читателям газеты), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – финансовые услуги (предоставление займа) и их продвижение на рынке услуг, то есть соответствует требованиям статьи 3  ФЗ «О рекламе» и является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, к которым в том числе относится и кредитно-потребительские кооперативы.

Финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

Исходя из анализа положений ФЗ «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Указывая в рекламе процентную ставку займа от 0,25%* ООО «Ломбард Аванс» привлекает внимание к оказываемым им финансовым услугам, вместе с тем информация о том, что процентная ставка займа, зависит от таких критериев, как сумма, срок предоставления займа, пенсионный возраст, инвалидность, кроме того не указаны такие существенные условия как максимальная процентная ставка (при займе ниже 1500 рублей – 0,5%), срок предоставления займа (до 30 дней и льготный срок 30 дней), сумма, их отсутствие в любом случае вводит потребителей в заблуждение относительно возможности получения займа (потребительского кредита).

Согласно ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с ФЗ "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Статья 432 ГК РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Между тем распространенная обществом реклама по предоставлению займов – потребительского кредита содержала только часть условий, а именно: процентную ставку (от2,5%*), иные же условия оказания соответствующей финансовой услуги (максимальная процентная ставка, сумма и срок по займу, наличие таких критериев для предоставления займа, как инвалидность, пенсионное удостоверение) в рекламе не указаны.  Эти условия являются существенными и влияют на окончательную сумму расходов потребителя, воспользовавшегося предложением ломбарда по займу (потребительскому кредиту).

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления потребительского займа может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

С учетом названных обстоятельств и положений ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О Рекламе» следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что спорная реклама, следующего содержания: «* Подробности у персонала. Реклама ООО «Ломбард Аванс». ИНН. ОГРН. ЛОМБАРД «АВАНС» Надежно. Доступно каждому. Займы под залог от 0,25%*. Адрес: ул. <...>. ТЦ «<...>», 2 этаж (центральный рынок) тел. 4-5<...>, 8922<...>», была размещена в еженедельной газете «Твоя газета» № 21 (1220) от 21.05.2105 года, по инициативе ООО «Ломбард  Аванс» в соответствии с Договором № б/н от 01.03.2015 Оказания услуг по размещению рекламной информации на телеканале «Чепецкие новости» и в газете «Твоя газета» г. Кирово-Чепецка, заключенным между ЗАО «АКТВ» («Исполнитель») и ООО «Ломбард Аванс» («Заказчик»).

В соответствии с п. 1.1. Вышеуказанного договора «Исполнитель»   обязуется оказать следующие услуги:

• Изготовление информации рекламного характера в формате VHS (видео), mini DV, DVcam, DVD;

• Размещение и распространение информации рекламного характера на телеканале «Чепецкие новости»;

  • Размещение информации рекламного характера в газете «Твоя газета»;
  • Распространение печатного издания на территории г. Кирово-Чепецка.

Объем, содержание, формат подачи информации рекламного характера определяет «Заказчик».

Согласно п. 5. ст. 3 ФЗ «О рекламе» о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5,  ч. 3 ст.  28 ФЗ «О рекламе» в соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона несет рекламодатель.

ООО «Ломбард Аванс» оплатило услуги за размещение спорной рекламы, о чем свидетельствует Платежное поручение № 154 от 27.05.2015 г., а так же акт выполненных работ № 560 от 30.04.2015 г.

В рассматриваемой ситуации ООО «Ломбард Аванс», являясь продавцом товара, то есть единственным лицом, имеющим интерес к рекламированию товара (в том числе путем доведения до сведений потенциальных потребителей информации о финансовых услугах, предоставляемых ООО «Ломбард Аванс»), является рекламодателем по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5,   ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, именно рекламодатель – ООО «Ломбард Аванс»  не выполнил требования рекламного законодательства, в соответствии с которым размещение недостоверной рекламы не допускается, поэтому нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения Комиссия не располагала информацией о дальнейшем распространении вышеуказанной рекламы, а так же спорная реклама не носила разовый характер, Комиссия решила выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым привлечь ООО «Ломбард Аванс» к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: ««* Подробности у персонала. Реклама ООО «Ломбард Аванс». ИНН. ОГРН. ЛОМБАРД «АВАНС» Надежно. Доступно каждому. Займы под залог от 0,25%*. Адрес: ул. <...>. ТЦ «<...>», 2 этаж (центральный рынок) тел. 4-5<...>, 8<…>6», в еженедельной газете «Твоя газета» № 21 (1220) от 21.05.2105 г., поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5,  ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях ООО «Ломбард Аванс», выразившихся в определении содержания рекламы, указанной в пункте 1 настоящего решения, в которой отсутствует часть существенной информации (максимальная процентная ставка займа,  срок и сумма предоставления займа; информация о том, что процентная ставка зависит от таких критериев, как сумма займа, наличие инвалидности, наличие пенсионного удостоверения) о рекламируемой финансовой услуге (что может ввести потребителя в заблуждение), не содержащей всех условий, определяющих полную стоимость займа (возрастные ограничения, наличие таких критериев для предоставления займа, как сумма, наличие инвалидности, наличие пенсионного удостоверения), факт нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

3. ООО «Ломбард Аванс» выдать предписание об устранении рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд - в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ, в суд - в порядке, предусмотренном ст. 131 ГПК РФ.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны