Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е от 7 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

« 25 » декабря 2017 г.                                                                                        № 535/536/03-17-з

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе:

Заместителя председателя комиссии:

заместителя руководителя управления – начальника отдела КЗ;

Членов комиссии:

ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ;

специалиста 1 разряда отдела КЗ;

в присутствии:

представителя ООО «УСМ-2», ООО «Автоколонна-12», по доверенности,

представителя КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области», по доверенности,

представителя КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области», по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «УСМ-2», ООО «Автоколонна-12» на действия КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

15.12.2017 г. в  Кировское УФАС России поступили жалобы ООО «УСМ-2», ООО «Автоколонна-12» (далее – Заявители) на действия Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный комитет Кировской области» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (реестровый номер извещения 0340200003317010073).

Заявители полагают, что Заказчиком нарушены п.1 ч.1 ст.33, п. 1,2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), так как Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение работ по содержанию объектов, расположенных в разных районах и городах Кировской области, которые не связаны между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет за собой ограничение количества участников закупки. При этом Заказчиком не представлено доказательств того, что все работы должны быть выполнены в рамках единого технологического процесса. Поэтому, по мнению Заявителей, Заказчиком нарушены п.1 ч.1 ст.64 и п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Кроме этого Заявители полагают, что Заказчиком в документации об аукционе не установлены требования к товарам «барьерное ограждение», «световозвращающий элемент», «светоотражающая пленка», «трос», а также не указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям. Помимо этого Заявители считают, что в проекте государственного контракта Заказчиком не установлена обязанность Заказчика по ежемесячной оплате выполненных работ, при том, что Заказчиком установлено, что приемка выполненных работ производится ежемесячно. Просят признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание.

Жалоба на положения документации о закупке подана в срок, установленный Законом о контрактной системе, то есть до окончания регламентированного срока подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, в ходе рассмотрения жалобы проводится внеплановая проверка.

Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика, КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) запрошены необходимые документы по данному размещению закупки, а также письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрение жалобы, назначенное на 22 декабря 2017 года, откладывалось на 25.12.2017 г., в связи с необходимостью истребования дополнительных документов.

Из письменных пояснений Заказчика следует, что объединение автомобильных дорог в районах Кировской области и видов работ по содержанию, включенные в объект закупки, являются составными частями понятия «содержание дорог» и, следовательно, технологически и функционально связаны между собой. Содержание автомобильных дорог является единым процессом, имеет общее функциональное назначение и выполняется для достижения одной цели – обеспечения надлежащего содержания объектов транспортной инфраструктуры дорог на территории Кировской области. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика обосновывать свои потребности. При этом формирование объекта закупки произведено на основании классификации дорог, а виды работ являются идентичными и основаны на классификации работ по содержанию автомобильных дорог. Отмечает, что в документацию включены такие требования к товару, которые отвечают потребностям Заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций. Полагает, что нарушений ст. 33 Закона о контрактной системе не допущено. В целях поддержки субъектов малого предпринимательства проектом контракта предусмотрено обязательное привлечение субподрядчиков в размере 15% от цены контракта. Помимо этого указывает на то, что п. 4.1 проекта контракта предусмотрена оплата выполненных работ по контракту в течение 30 дней с момента подписания актов КС-3. Полагает доводы Заявителя в части нарушения ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе несостоятельными, так как приложением №12 к проекту контракта установлен перечень нормативно-технических документов, которыми исполнитель должен руководствоваться при выполнении работ и применении материалов. Дополняет, что барьерное ограждение, световозвращающий элемент, светоотражающая пленка, трос, это товары, используемые при выполнении работ. Ссылается на п. 6.3 проекта контракта, согласно которому подрядчик при выполнении работ должен руководствоваться приложением №12, а также обязан гарантировать надлежащее качество материалов и конструкций и их соответствие приложению №12 (Перечень нормативно-технических документов), заданиям Заказчика и условиям контракта. Просит признать жалобы Заявителей необоснованными.

Из письменных пояснений Уполномоченного учреждения следует, что техническое задание и проект контракта утверждены Заказчиком. По поводу доводов жалобы поясняет, что Заявители не обосновали повышение эффективности выполнения работ в случае разделения объекта закупки на 2-3 меньших лота. Отмечает, что привлечение максимально возможного числа участников к закупке не является целью самой закупки.

Представитель Уполномоченного учреждения, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.  

На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель Заявителей подтвердил доводы, изложенные в жалобах, представители Заказчика подтвердили доводы возражений, изложенных письменно.

Заслушав доводы Заявителя, Заказчика, исследовав доводы Уполномоченного учреждения, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

02.12.2017 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении электронного аукциона. Предмет закупки – выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (реестровый номер извещения 0340200003317010073). Начальная (максимальная) цена контракта 498396768 (четыреста девяносто восемь миллионов триста девяносто шесть тысяч семьсот шестьдесят восемь) руб. Заказчик – КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области». Уполномоченное учреждение – КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок».

Рассматривая довод Заявителей о необоснованном включении Заказчиком в объект закупки выполнения работ на территории различных районов Кировской области, которые отдалены друг от друга, Комиссия Кировского УФАС России находит их необоснованными в силу следующего.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Открытый аукцион в электронной форме в силу ч.2 ст.24 и ч.1 ст.59 Закона контрактной системе относится к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Оценивая приведенные нормы Закона о контрактной системе, Комиссия Кировского УФАС России полагает, что Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к выполнению работ, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к выполняемым работам.

Кроме того, как пояснили в ходе заседания представители Заказчика, объект закупки сформирован только из районов Кировской области, в которых установлен районный коэффициент, применяемый при расчете оплаты труда. При этом в отношении работ, выполняемых на территории районов Кировской области, для которых не применяется районный коэффициент, сформирована самостоятельная закупка. Также отметили, что пунктом 1.6 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества потенциальных исполнителей работ по контракту.

Представитель Заявителей, в свою очередь, каких-либо доказательств, обосновывающих необходимость разделения предмета закупки на 2-3 самостоятельных лота, не представил.

Относительно довода об отсутствии в документации требований к товарам установлено следующее.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В соответствии с подп."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать, среди прочего, согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, описывая объект закупки при проведении аукциона на выполнение работ с использованием товара, Заказчик обязан в документации о таком аукционе установить перечень товаров, а также их показатели.

Исследовав техническое задание, Комиссия Кировского УФАС России установила, что Заказчику требуется выполнить, среди прочих, следующие работы с использованием товара:

- наклеивание светоотражающей пленки на сигнальные столбики;

- замена световозвращающих элементов на ограждении;

- наклеивание светоотражающей пленки на светоотражающие элементы ограждений;

- натяжение тросового ограждения;

- замена отдельных секций и стоек барьерного ограждения.

Пунктом 15 приложения к техническому заданию установлены требования в отношении используемой при выполнении работ световозвращающей пленки.

При этом в указанное приложение не включены следующие товары, которые надлежит использовать при выполнении работ: трос, секции и стойки барьерного ограждения, световозвращающие элементы ограждения.

Таким образом, Заказчиком необъективно описан объект, что является нарушением  п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителей в данной части является обоснованным.

В то же время в соответствии с п. 6.3 проекта контракта при исполнении контракта подрядчик руководствуется Перечнем нормативно-технических документов (Приложение №12 к контракту).

Согласно п.1 раздела «Безопасность дорожного движения» Приложения №12 подрядчик руководствуется ГОСТ 33127-2014, согласно п. 4.4 которого боковые удерживающие ограждения подразделяют на типы, в том числе, барьерные ограждения, тросовые. Однако требования к материалу изготовления таких ограждений в приведенном стандарте не установлены.

В соответствии с п.3 раздела «Безопасность дорожного движения» Приложения №12 подрядчик руководствуется ГОСТ 32866-2014, которым установлены требования к световозвращающим элементам.

Кроме того частью документации об аукционе является проектно-сметная документация, которая в совокупности с требованиями, установленными проектом контракта и ГОСТ, позволяют подрядчику определить товары, которые надлежит использовать при выполнении работ по контракту.

Учитывая изложенное, допущенное Заказчиком нарушение п.1.ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, не препятствует подаче заявки на участие в аукционе.

Довод Заявителей об отсутствии в проекте государственного контракта обязанности Заказчика по ежемесячной оплате выполненных работ, несмотря на наличие условия о ежемесячной приемке выполненных работ, не находит своего подтверждения, так как в силу п. 4.1 проекта государственного контракта оплата выполненных работ производится на основании подписанных обеими сторонами справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) в течение 30 дней с момента подписания.

В ходе внеплановой проверки Комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

В соответствии с п.2 ст.307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ.

В силу п.1 ст.317 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

В соответствии с п. 11.1 проекта контракта установлено, что настоящий контракт вступает в силу с 01.01.2018 г. и действует по 31.12.2018 г. включительно.

Однако подп."л" п. 1.1 проекта контракта предусматривает, что подрядчик в срок с 01.01.2018 г. и по 31.12.2018 г. принимает на себя, в том числе, обязательства  выполнить не менее 80 %  объема работ по устранению выбоин на асфальтобетонном покрытии в период времени до 30.06.2017 г.

Установление Заказчиком такого требования в проекте контракта делает невозможным исполнение подрядчиком обязательств по контракту.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что любой контракт должен соответствовать законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.

Устранение допущенного нарушения возможно путем выдачи предписания.   

На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Кировского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать частично обоснованными жалобы ООО «УСМ-2», ООО «Автоколонна-12» на действия КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения (реестровый номер извещения 0340200003317010073), в связи с нарушением Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
  2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» нарушение ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Отменить приостановление заключения государственного контракта.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны