Решение б/н Решение по делу № 54 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

от «14» мая 2012 года                                                                                   г. Киров

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 54

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – исполняющего обязанности руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – специалиста 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы, 

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: 

<...> - представителя Индивидуального предпринимателя <...> по доверенности 43 АА 0338125 от 05 мая 2012 года;

протокол вел <...> - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы,

рассмотрев дело № 54 по признакам нарушения Индивидуальным предпринимателем <....> части 1 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38 (далее по тексту Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Кировское УФАС России для рассмотрения по существу были  направлены материалы Ивановского УФАС России по факту распространения рекламы «Фестиваль меха». С помощью рекламных листовок на территории города Иваново распространялась реклама следующего содержания: «Еще больше шуб, еще ниже цены! Фестиваль меха. С 11 по 15 января с 10 до 20 ч. В Выставочном центре «ТекстильПрофи –Иваново» более 3 000 меховых изделий: мутоновые шубы – от 9 900 руб., норковые шубы – от 47 5000 руб Кредит: без переплат, без первоначального взноса. Предъявителю купона скидка до 40 %. г. Иваново, ул. Сосновая, д.1».

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Информация, распространяемая посредством рекламных листовок, свидетельствует о распространении помимо рекламы товара и его продавца также и рекламы финансовой услуги, а именно – кредит. При этом, в рекламе отсутствует информация о наименовании или имени лица, предоставляющего данную финансовую услугу.

Таким образом, вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе ответственность за которые, согласно статье 38 Закона, несет  как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

На основании договора аренды № 74.12.11 от 15 декабря 2011 года ООО «ЭкспоПрофи-Иваново» (Арендодатель) предоставило с 10.01.2012 по 15.01.2012 арендатору ИП <...> выставочную площадь для проведения выставки-презентации.

Учитывая изложенное, рекламораспространителем рекламных листовок будет выступать ИП <...>, поэтому в отношении данного хозяйствующего субъекта было возбуждено производство по делу по признакам нарушения рекламного законодательства.

На заседании Комиссии представитель ИП <...> по доверенности 43 АА 0338125 от 05 мая 2012 года, факт нарушения признал и пояснил, что финансовую услугу – кредит, в соответствии с договором № АП-ТЦ 751/57 № 20.10.2011, предоставляет ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Изучив имеющиеся документы и заслушав доводы ответчика, Комиссия установила, что ИП <...> нарушена часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рекламная информация «Еще больше шуб, еще ниже цены! Фестиваль меха. С 11 по 15 января с 10 до 20 ч. В Выставочном центре «ТекстильПрофи –Иваново» более 3 000 меховых изделий: мутоновые шубы – от 9 900 руб., норковые шубы – от 47 5000 руб Кредит: без переплат, без первоначального взноса. Предъявителю купона скидка до 40 %. г. Иваново, ул. Сосновая, д.1», соответствует требованиям статьи 3 Закона о рекламе и является рекламой.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.

Требования к рекламе финансовых услуг определены в статье 28 Закона о рекламе. В соответствии с частью 1 указанной статьи реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

К финансовой организации, оказывающей финансовые услуги, относится кредитная организация. Кредитной организацией является юридическое лицо, которое на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции.

В силу части 1 статьи 819 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

При этом кредит является одной из форм размещения денежных средств, которая в силу пункта 2 части 1 стать5 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности», относится к банковским операциям.

Таким образом, право предоставления кредитов принадлежит только банкам и иным кредитным организациям.

Учитывая изложенное, указание в рекламе на возможность приобретения товаров в кредит допускается только при условии ссылки на конкретную кредитную организацию, которая предоставляет данную финансовую услугу.

Отсутствие в тексте рекламы указанных сведений искажает смысл информации, наличие в рекламе слова «кредит» не дает потребителям рекламы верного представления о лицах предоставляющих услугу по кредиту, и может вводить потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовым услугами, в заблуждение.

Данные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, рекламная информация «Фестиваль меха» не содержала сведений о наименовании лица, предоставляющего финансовую услугу (кредит), то есть сведений, которые являются обязательными  в силу закона и была размещена с нарушением ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона несет ответственность как рекламодатель, так и рекламораспространитель.  Рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы  является ИП <...>

Комиссия считает, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине индивидуального предпринимателя <...>

Учитывая тот факт, что рекламная информация размещалась в период проведения выставки с 11 по 15 января 2011 года и в настоящее время не размещается, Комиссия решила предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях индивидуальный предприниматель <...> несет ответственность как должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Комиссия считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя <...> к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:

-«Еще больше шуб, еще ниже цены! Фестиваль меха. С 11 по 15 января с 10 до 20 ч. В Выставочном центре «ТекстильПрофи –Иваново» более 3 000 меховых изделий: мутоновые шубы – от 9 900 руб., норковые шубы – от 47 5000 руб Кредит: без переплат, без первоначального взноса. Предъявителю купона скидка до 40 %. г. Иваново, ул. Сосновая, д.1», распространенную с помощью рекламных листовок на территории города Иваново, так как она противоречит требованиям  части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2.Признать индивидуального предпринимателя <...> нарушившим часть 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

3.Предписание об устранении рекламного законодательства индивидуальному предпринимателю <...> не выдавать.

4.Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя <...>

Решение изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны