Решение б/н Решение по делу № 54/03-12 по признакам нарушения части 1 ст... от 8 июля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

от  «08» июня 2012 г.                                                                                                        № 54/03-12

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.05. 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 08.06. 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанова А.В. – И.о. руководителя УФАС по Кировской области;

Членов комиссии:

Фуфачевой И.Н. – начальника отдела КРЗ;

Парфенова А.Г. – ведущего специалиста-эксперта отдела КРЗ;

Хлебниковой Н.В. – специалиста отдела КРЗ;

в присутствии:

<...> – представителя КОГСАУ «Лесоохрана» по доверенности № 54/03-12 от 17.04.2012г.;

<...> – представителя КОГСАУ «Лесоохрана» по доверенности № 54/03-12 от 17.04.2012г.;

<...> – представителя НОУ Кировский Аэроклуб ДОСААФ России по доверенности № 11 от 05.05.2012г.;

<...> – начальника НОУ Кировский Аэроклуб ДОСААФ России;

<...> – представителя Департамента лесного хозяйства Кировской области по доверенности № 42 от 25.05.2012г.;

<...> – представителя ООО «Вяткаавиа» по доверенности от 10.01.2012г.;

<...> – представителя ООО «Кировавиа» по доверенности от 12.05.2012г.,

рассмотрев дело № 54/03-12, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Кировского областного государственного специализированного автономного учреждения «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее - КОГСАУ «Лесоохрана», Заказчик),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

30.03.2012 года в адрес УФАС по Кировской области поступило заявление Негосударственного образовательного учреждения Кировский Аэроклуб Общероссийской государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее – НОУ Кировский Аэроклуб, Заявитель), в котором обжалуются действия  КОГСАУ «Лесоохрана» и единой комиссии Заказчика при проведении открытого аукциона на оказание авиационных услуг по предоставлению воздушных судов с экипажем для выполнения комплекса авиационных работ по обнаружению и тушению лесных пожаров на территории Кировской области в 2012г., на оказание услуг по управлению ими и по их технической эксплуатации.  

По существу заявления следует, что в документации об аукционе установлены требования к участникам заказа, которые ограничивают количество участников аукциона. Таковыми, по мнению Заявителя, являются требования к количеству и типам воздушных судов, к топливу, используемому при оказании услуг, а также положения о наличии у участника аукциона действующего сертификата эксплуатанта воздушных судов. Кроме этого, НОУ Кировский Аэроклуб указывает на ограничение возможности получения информации о проведении торгов, размещенной в сети «Интернет».

Просит отменить аукцион.

 

Приказом И.о. руководителя Управления ФАС по Кировской области от 06.04.2012 года №210 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 54/03-12 по признакам нарушения КОГСАУ «Лесоохрана» ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон о защите конкуренции), выразившегося во включении в документацию об аукционе требований к авиационным услугам, ограничивающих конкуренцию.

 

Определением от 10.04.2012 года дело № 54/03-12 назначено к рассмотрению на 18.04.2012 года на 15 часов 00 минут.

У КОГСАУ «Лесоохрана» затребованы в срок до 18.04.2012 года надлежащим образом заверенные копии документации открытого аукциона на оказание авиационных услуг по предоставлению воздушных судов с экипажем для выполнения комплекса авиационных работ по обнаружению и тушению лесных пожаров на территории Кировской области в 2012г., на оказание услуг по управлению ими и по их технической эксплуатации.

  

Определением от 18.04.2012 года рассмотрение дела № 54/03-12 отложено в связи с необходимостью исследования дополнительных сведений и документов по обстоятельствам проведения открытого аукциона.

У КОГСАУ «Лесоохрана» истребованы доказательства в обоснование позиции  правомерности установления в документации об аукционе требований о наличии у участника аукциона НОУ Кировский Аэроклуб действующего сертификата эксплуатанта воздушных судов.

У Заявителя истребованы дополнительные доказательства в обоснование позиции о возможности использования автомобильного бензина марки АИ-95 при оказании услуг по предмету аукциона, а также в части неправомерности требования о наличии у НОУ Кировский Аэроклуб действующего сертификата эксплуатанта воздушных судов для выполнения обязательств по предмету аукциона.

Рассмотрение дела № 54/03-12 назначено на 10.05.2012 года на 13 часов 30 минут.

 

Определением от 10.05.2012 года рассмотрение дела № 54/03-12 отложено в связи с привлечением в качестве ответчика Департамента лесного хозяйства в Кировской области по признакам нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Вяткаавиа» и ООО «Кировавиа».

Дополнительно у КОГСАУ «Лесоохрана» истребованы надлежащим образом заверенные копии учредительных документов, а также документов в обоснование потребности проведения торгов и источников финансирования работ по предмету аукциона.

Рассмотрение дела № 54/03-12 назначено на 25.05.2012 года на 13 часов 30 минут.

 

На заседании комиссии Кировского УФАС России представители Заявителя конкретизировали позицию и указывают на необоснованность требования от НОУ Кировский Аэроклуб действующего сертификата эксплуатанта воздушных судов для выполнения работ по предмету аукциона. Сообщают о готовности осуществить выполнение работ по предмету аукциона с использованием авиационных видов топлива и воздушных судов, указанных в техническом задании документации об аукционе.

Кроме заявленных в жалобе доводов, по мнению представителей Заявителя, при участии ООО «Кировавиа» и ООО «Вяткаавиа» в аукционе содержатся признаки согласованных действий, выраженных в участии каждого из хозяйствующих субъектов в торгах только по одному из 2-х лотов аукциона, при наличии заявок на участие в обоих лотах аукциона.

 

Представители КОГСАУ «Лесоохрана» доводы Заявителя не признают, считают правомерными требования, установленные документацией об аукционе, в том числе о наличии у НОУ Кировский Аэроклуб действующего сертификата эксплуатанта воздушных судов для выполнения работ по предмету аукциона.

Указывают, что проведение аукциона осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем у Заказчика отсутствовала обязанность размещать сведения о заказе на официальном сайте закупок Российской Федерации в сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru. Сообщают, что информация о закупке была размещена на сайте Заказчика www.aviales.kirov.ru, который на момент проведения аукциона, по техническим причинам, имел цифровой адрес http://85.93.45.96/, что не ограничивало возможность потенциальных участников ознакомиться с ней.

Требования аукционной документации об использовании бензинов авиационной марки при оказании услуг обосновывают положениями Распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 11.04.2001г. № НА-131-р.

Поясняют, что количество и виды используемых при оказании услуг воздушных судов, установленные техническим заданием, определены исходя из специфики и объемов, необходимых к выполнению лесоохранных мероприятий.

 Конкретизируют необходимость наличия у исполнителя по предмету закупки действующего сертификата эксплуатанта воздушных судов требованиями обеспечения безопасности, в том числе персонала Заказчика. Сообщают, что предметом закупки является аренда воздушного судна с экипажем для осуществления специальных лесоавиционных работ по диагностике пожарной безопасности и устранения пожаров силами КОГСАУ «Лесоохрана».

 

Представитель Департамента лесного хозяйства Кировской области сообщила, что КОГСАУ «Лесоохрана» является специализированным учреждением, созданным на основании распоряжения Правительства Кировской области в целях выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности, в целях реализации требований действующего законодательства. Пояснила, что проведение аукциона регламентировано Приказом Департамента лесного хозяйства Кировской области от 30.12.2011г. № 182 «О государственном задании КОГСАУ «Лесоохрана» на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

 

Представитель ООО «Кировавиа» пояснил о наличии у хозяйствующего субъекта необходимых разрешительных документов по предмету заказа, 3- самолетов и 2-х вертолетов, что позволило принять участие в аукционе.

Представитель ООО «Вяткаавиа» сообщил о наличии воздушных судов для выполнения работ по одному из лотов аукциона. Отсутствие ООО «Вяткаавиа» предложения по 1-му лоту обосновывает отсутствием целесообразности в снижении цены.

 

Заслушав пояснения, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.10 Устава Заказчика, утвержденного распоряжением Департамента лесного хозяйства Кировской области от 13.02.2012г., КОГСАУ «Лесоохрана» является специализированным автономным учреждением Кировской области, созданным в целях выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах. Осуществление авиационного патрулирования и тушение лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Кировской области определено п.п. 11.3, 11.4 Устава КОГСАУ «Лесоохрана». 

07.03.2012г. И.о. начальника КОГСАУ «Лесоохрана» Мамаевым В.А. утверждена документация об открытом аукционе на оказание авиационных услуг по предоставлению воздушных судов с экипажем для выполнения комплекса авиационных работ по обнаружению и тушению лесных пожаров на территории Кировской области в 2012г., на оказание услуг по управлению ими и по их технической эксплуатации.

07.03.2012г. в сети «Интернет» по адресу Заказчика http://85.93.45.96/ размещено извещение о проведении открытого аукциона на оказание авиационных услуг по предоставлению воздушных судов с экипажем для выполнения комплекса авиационных работ по обнаружению и тушению лесных пожаров на территории Кировской области в 2012г., на оказание услуг по управлению ими и по их технической эксплуатации.

Пунктом 12 Информационной карты и техническим заданием документации об аукционе Заказчиком установлено требование о наличии у участников размещения заказа действующего сертификата эксплуатанта воздушных судов.

В соответствии с Протоколом № 2.1 единая комиссия Заказчика отказала в допуске НОУ Кировский Аэроклуб к участию в аукционе по лоту № 1, в том числе на основании неподтверждения соответствия требованиям технического задания по требованиям к авиакомпаниям и авиапредприятиям, привлекаемым для проведения лесоавиационных работ. Допущены к участию в аукционе по лотам №№ 1, 2 ООО «Кировавиа» и ООО «Вяткаавиа», представившие в составе заявок на участие в аукционе сведения о сертификате эксплуатанта воздушных судов.

Согласно Протоколу № 2.2 победителем открытого аукциона по лоту № 1 признано ООО «Кировавиа», предложившее цену исполнения контракта 3 382 830 рублей, сниженную на 1% от начальной (максимальной). Победителем аукциона по лоту № 2 признано ООО «Вяткаавиа», предложившее цену исполнения контракта 2 738 792,50 рублей, сниженную на 1,5 % от начальной (максимальной).

 

Статьей 20 Воздушного кодекса РФ установлено подразделение авиации на гражданскую, государственную и экспериментальную.

В соответствии со ст.8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации подлежат юридические лица, осуществляющие выполнение авиационных работ, при этом требования об обязательной сертификации распространяются только на гражданскую авиацию.

Согласно п.4 ст.61 Воздушного кодекса РФ использование юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации, не влечет обязанности получения сертификата эксплуатанта.

Пунктом 1 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов установлен запрет на создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 973 от 28.11.2009г. «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»» ДОСААФ России выполняет государственные задачи.

Пунктами 1.2, 1.6, 2.3 Устава НОУ Кировский Аэроклуб, утвержденного 24.01.2011г.,   определено, что Заявитель, учредителем которого является ДОСААФ России, в своей деятельности руководствуется, в том числе документами, регламентирующими летную работу в области государственной авиации Российской Федерации и осуществляет, в том числе ведение пожарной разведки и тушение пожаров.

Разрешением от 25.11.2011г. сер. РНК № 000005 ДОСААФ России регламентировало НОУ Кировский Аэроклуб использование воздушных судов для выполнения авиационных работ до 31.12.2012г.

Следовательно, НОУ Кировский Аэроклуб осуществляет выполнение задач определенных для государственной авиации

По существу проведенного аукциона предметом закупки является предоставление воздушного суда с экипажем для выполнения Заказчиком авиационных работ по обнаружению и тушению лесных пожаров на территории Кировской области.

При данных обстоятельствах у Заявителя отсутствует как обязанность, так и возможность представления действующего сертификата эксплуатанта воздушных судов, обязательного для гражданской авиации, для выполнения работ по предмету аукциона.

Таким образом, требования публичной оферты – извещения о проведении открытого аукциона, в части наличия у участника размещения заказа действующего сертификата эксплуатанта воздушных судов КОГСАУ «Лесоохрана» установлены неправомерно,  ограничили возможность НОУ Кировский Аэроклуб принять участие в аукционе, и создали  ООО «Кировавиа» и ООО «Вяткаавиа» преимущественные условия участия в торгах, в нарушение п.2 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

 

Положения технического задания документации об аукционе в части количества и типов воздушных судов: самолет Ан-2 – 2ед., вертолет Ми-2 – 1 ед., необходимых для выполнения работ по предмету заказа комиссия Кировского УФАС России считает обоснованными, учитывая потребность Заказчика, исходя из специфики и объемов авиационных услуг.

 

Требования аукционной документации об использовании при выполнении авиационных работ на самолете Ан-2 авиационных марок бензина комиссия Кировского УФАС России считает правомерными, учитывая положения п.5 Распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 11.04.2001г. № НА-131-р, согласно которым на указанном воздушном судне перевозка пассажиров при применении автомобильного бензина не допускается.

 

Решение Единой комиссии Заказчика согласно протоколу № 2.1 от 27.03.2012г. об отказе НОУ Кировский Аэроклуб в допуске к участию в открытом аукционе по лоту № 1 является правомерным, учитывая несоответствие предложения участника размещения заказа по количеству воздушных судов, предлагаемых для оказания услуг, и виду используемого топлива.

 

В действиях ООО «Кировавиа» и ООО «Вяткаавиа» - участников аукциона по лотам №№ 1, 2 Комиссия Кировского УФАС России усматривает признаки нарушения п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении соглашения, которое привело или могло привести к  поддержание цен на торгах, путем пассивного поведении при проведении открытого аукциона по двум лотам, не смотря на наличие заявок на участие в аукционе.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать в действиях КОГСАУ «Лесоохрана» факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в установлении в документации об открытом аукционе на оказание авиационных услуг по предоставлению воздушных судов с экипажем для выполнения комплекса авиационных работ по обнаружению и тушению лесных пожаров на территории Кировской области в 2012г., на оказание услуг по управлению ими и по их технической эксплуатации требований о наличии у участника размещения заказа действующего сертификата эксплуатанта воздушных судов, что создало ООО «Кировавиа» и ООО «Вяткаавиа» преимущественные условия участия в торгах.
  2. В связи с наличием оснований для отклонения заявки НОУ Кировский Аэроклуб от участия в аукционе по лоту № 1 предписание об устранении выявленных нарушений пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» КОГСАУ «Лесоохрана» не выдавать.
  3. В соответствии с п.3 ч.2 ст.39 Закона о защите конкуренции рассмотреть вопрос о возбуждении дела  в отношении ООО «Кировавиа» и ООО «Вяткаавиа» по признакам нарушения п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, которое привело или могло привести к  поддержание цен на торгах.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны