Постановление б/н П О С Т А Н О В И Л: 1. Признать юридическое лицо – сельско... от 28 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 о наложении штрафа по делу № 043/04/14.3-506/2023

об административном правонарушении

 

«28» июня 2023 г.

г. Киров

                                                                                                    

 

Заместитель руководителя Управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <…>, рассмотрев протокол от 15.06.2023 № 043/04/14.3-506/2023, составленный <…> – главным специалистом-экспертом отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России в отношении юридического лица - сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Талисман» (ИНН: 4317006908; ОГРН: 1114307001160; КПП: 434701001; адрес юридического лица: 612960, Кировская область, р-н Вятскополянский, г. Вятские Поляны, ул. Гагарина, д. 5, помещ. 3; дата регистрации: 02.11.2011; законный представитель – <…>, председатель кооператива СКПК «Талисман») (далее – СКПК «Талисман», Кооператив) в связи с нарушением пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

 У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по делу № 043/05/5-101/2023 (резолютивная часть решения оглашена 06 апреля 2023 г.; в полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2023 года) признана ненадлежащей реклама: «СКПК «Талисман» - 16 лет* реклама* МСК* займы под материнский капитал на улучшение жилищных условий* Бесплатные консультации: 89195207319, 89229535459», распространенная на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871), поскольку она противоречит требованиям части 7 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Решением установлено, что СКПК «Талисман» (ИНН: 4317006908; ОГРН: 1114307001160) является рекламодателем вышеуказанной рекламы по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение заключается в следующем.

В Кировское УФАС России поступили материалы, направленные Отделением по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации письмом от 12.12.2022 исх. № Т433-08-2-17/6707 (вх. № 7387 от 13.12.2022) по вопросу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «Вятско-Полянская правда» рекламы финансовых услуг следующего содержания: «СКПК «Талисман» - 16 лет* реклама* МСК* займы под материнский капитал на улучшение жилищных условий* Бесплатные консультации: 89195207319, 89229535459».

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Исходя из имеющихся документов и сведений следует, что рекламная информация: «СКПК «Талисман» - 16 лет* реклама* МСК* займы под материнский капитал на улучшение жилищных условий* Бесплатные консультации: 89195207319, 89229535459» распространена на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 2023-350 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871). Указанная информация обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:

 - распространена в газете «Вятско-Полянская правда (свидетельство о регистрации СМИ от 21.05.2019 № ТУ 43-00690);

- адресована неопределенному кругу лиц (носит неперсонифицированный характер);

 - направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (СКПК «Талисман» и оказываемой им услуге по выдаче займов под материнский капитал на улучшение жилищных условий), формированию или поддержанию интереса к объектам рекламирования и их продвижению на рынке.

Таким образом, спорная информация является рекламой и должна соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе».

 Подтверждением отнесения спорной информации к рекламе является позиция Членов Экспертного совета при Кировском УФАС России, высказанная на заседании 22.03.2023. Так, Члены Экспертного совета единогласно пришли к выводу, что данная информация является рекламой. Объектом рекламирования выступает финансовая услуга по предоставлению займа под материнский капитал. Члены Экспертного совета отметили, что так как внизу рекламной информации содержится слово «займы», то данную рекламу можно воспринять как рекламу финансовых услуг, которые оказывает СКПК «Талисман».

В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно, в рассматриваемом случае их мнение принимается в качестве надлежащего доказательства отнесения информации к рекламе.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

На основании части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу пункта 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

 Вся необходимая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

На основании с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками).

В соответствии с пунктом 2.4 Устава сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Талисман», кооператив не вправе выдавать займы гражданам и юридическим лицам, не являющимся членами кооператива, кроме кооператива второго уровня, членом которого он является.

Из абзаца 2 пункта 2 Положения об общих условиях предоставления, использования и возврата потребительских займов из Фонда финансовой помощи СКПК «Талисман», утвержденного общим собранием членов СКПК «Талисман» (протокол от 11.11.2019 № 56), также следует, что заем может быть предоставлен только члену кооператива (пайщику), достигшему совершеннолетнего возраста и имеющему гражданство Российской Федерации.

В спорной рекламе отсутствуют сведения о том, что заем может быть предоставлен только юридическому лицу, являющемуся членом СКПК «Талисман», или физическому лицу, достигшему совершеннолетнего возраста, являющемуся гражданином Российской Федерации и членом СКПК «Талисман».

Таким образом, отсутствие в рекламе сведений о том, что заем под материнский капитал на улучшение жилищных условий может быть предоставлен только лицу, являющемуся членом СКПК «Талисман», формирует у потребителей впечатление о том, что заем может быть предоставлен любому лицу в отсутствие каких-либо ограничений.

Отсутствие вышеуказанных сведений искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, соответственно, спорная реклама содержит нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 На основании пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Спорная реклама содержит фразу: «СКПК «Талисман» - 16 лет».

 Словосочетание: «СКПК «Талисман» - 16 лет», содержащееся в спорной рекламе, воспринимается потребителями, как сведения о том, что кооператив осуществляет деятельность в течение 16 лет.

Указанный вывод соотносится с позицией Членов Экспертного совета, высказанной на заседании 22.03.2023, согласно которой члены Экспертного совета единогласно отметили, что фраза: «СКПК «Талисман» - 16 лет» воспринимается как обозначение того, что СПКП «Талисман» 16 лет существует на рынке.

Согласно информации, содержащейся в выписке из ЕГРЮЛ в отношении СКПК «Талисман» (ИНН: 4317006908; ОГРН: 1114307001160), данное юридическое лицо зарегистрировано 02.11.2011.

Вместе с тем, установлено, что спорная реклама распространялась в печатном издании «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871). Соответственно, на даты распространения спорной рекламы СКПК «Талисман» осуществлял деятельность менее 16 лет.

Таким образом, спорная реклама является недостоверной, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара (услуги) и нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

 Под рекламодателем в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Кировским УФАС России установлено, что между СКПК «Талисман» и ООО «ТалисманГарант» заключен договор безвозмездного оказания услуг от 09.01.2022 № б/н, согласно которому ООО «ТалисманГарант» обязуется безвозмездно оказать СКПК «Талисман» услуги по разработке, размещению информационных и рекламных макетов. Указанное обстоятельство также подтверждается пояснительной запиской СКПК «Талисман», представленной письмом от 29.12.2022 № б/н (вх. № 7815 от 19.12.2022).

 В свою очередь, между ООО «ТалисманГарант» (заказчик) и КОГАУ «Вятский издательский дом» заключен договор на оказание рекламно-информационных услуг от 10.01.2022 (далее – договор от 10.01.2022).

Согласно пункту 1.1. договора от 10.01.2022 настоящий договор определяет порядок опубликования на платной основе материалов в газете «Вятско-Полянская правда».

В силу пункта 2.1. договора от 10.01.2022 заказчик обязан предоставить рекламные материалы не менее чем за 5 (пять) дней до выхода номера газеты, в котором планируется их разместить.

Сторонами договора от 10.01.2022 согласован макет спорной рекламы, что подтверждается письмом б/д б/н, направленным ООО «ТалисманГарант» в адрес КОГАУ «Вятский издательский дом».

Факт исполнения договора от 10.01.2022 подтверждается счетами от 20.10.2022 № ВЯ00-000814, № ВЯ00-00749 от 20.09.2022, актами от 25.10.2022 № ВЯ00-000720, от 27.09.2022 № ВЯ00-000636 от 27.09.2022, платежными поручениями от 27.10.2022 № 303, от 04.10.2022 № 272.

Вместе с тем, в письме от 27.02.2023 № б/н (вх. № 1021 от 27.02.2023) СКПК «Талисман» и в письме от 27.02.2023 № б/н (вх. № 1021 от 27.02.2023) ООО «ТалисманГарант» сообщили, что лицом, ответственным за содержание рекламы является СКПК «Талисман».

Кроме того, продавцом товара (лицом, оказывающим рекламируемую услугу) является СКПК «Талисман».

Изучив имеющиеся документы и сведения, установлено, что рекламодателем спорной рекламы, размещенной на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871) является СКПК 2023-350 «Талисман» (ИНН: 4317006908; ОГРН: 1114307001160), которое несет ответственность за нарушение требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Указанный факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу № 043/05/5-101/2023.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Определением от 18.05.2023 в отношении СКПК «Талисман» было возбуждено дело № 043/04/14.3-506/2023 об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и начато административное расследование. Составление протокола об административном правонарушении назначено на 15.06.2023 в 10 часов 00 минут.

Определение от 18.05.2023 о возбуждении дела № 043/04/14.3-506/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу СКПК «Талисман», указанному в ЕГРЮЛ (612960, Кировская область, Вятскополянский р-н., г. Вятские Поляны, ул. Гагарина, д. 5, помещ. 3).

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

В соответствии с частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении СКПК «Талисман» извещен надлежащим образом (согласно информации, содержащейся в уведомлении о вручении отправления с почтовым идентификатором <…>, определение от 18.05.2023 о возбуждении дела № 043/04/14.3-506/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования вручено адресату 25.05.2023). 

На составление протокола об административном правонарушении, назначенное на 15.06.2023 г. в 10 часов 00 минут, законный представитель Кооператива – <…>, председатель кооператива СКПК «Талисман» не явилась, представителя не направила, письмом б/д б/н (вх. № 3292/23 от 02.06.2023) заявила ходатайство о составлении протокола в отсутствие законного представителя СКПК «Талисман».

15.06.2023 должностным лицом Кировского УФАС России – <…>, главным специалистом-экспертом отдела финансовых рынков и рекламы в отношении СКПК «Талисман» составлен протокол № 043/04/14.3-506/2023 об административном правонарушении.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя СКПК «Талисман», извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Определением от 15.06.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-506/2023 об административном правонарушении рассмотрение протокола назначено на 28.06.2023 в 10 часов 00 минут.

Определение от 15.06.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-506/2023 было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу СКПК «Талисман», указанному в ЕГРЮЛ (612960, Кировская область, Вятскополянский р-н., г. Вятские Поляны, ул. Гагарина, д. 5, помещ. 3).

В соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Следовательно, местом рассмотрения дела № 043/04/14.3-506/2023 об административном правонарушении является г. Киров.

О дате, времени и месте рассмотрения протокола от 15.06.2023 № 043/04/14.3-506/2023 СКПК «Талисман» извещен надлежащим образом (согласно информации, содержащейся в уведомлении о вручении отправления с почтовым идентификатором <…>, определение от 15.06.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-506/2023 об административном правонарушении и протокол от 15.06.2023 № 043/04/14.3-506/2023 об административном правонарушении вручены адресату 23.06.2023).

На рассмотрение дела № 043/04/14.3-506/2023 об административном правонарушении, состоявшееся 28.06.2023 в 10 часов 00 минут законный представитель СКПК «Талисман» не явился, представителя не направил. Письмом б/д б/н СКПК «Талисман» заявлено ходатайство о рассмотрении протокола в отсутствие представителя СКПК «Талисман».

Протокол рассмотрен в отсутствие представителя СКПК «Талисман», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заместитель руководителя Управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России <…>, изучив материалы административного дела, находит вину СКПК «Талисман» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной.

Факт совершения правонарушения СКПК «Талисман» подтверждается:

- решением Комиссии Кировского УФАС России от 19.04.2023 г. по делу № 043/05/5-101/2023;

- материалами административного дела № 043/04/14.3-506/2023;

- протоколом об административном правонарушении от 15.06.2023 № 043/04/14.3-506/2023.

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Управления находит, что действия СКПК «Талисман» правильно квалифицированы по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания должностное лицо Кировского УФАС России учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Событием является установленный решением по делу № 043/05/5-101/2023 факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившийся в определении содержания рекламы: «СКПК «Талисман» - 16 лет* реклама* МСК* займы под материнский капитал на улучшение жилищных условий* Бесплатные консультации: 89195207319, 89229535459», распространенной на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871) в нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется со 18.10.2022 года (дата выхода последнего выпуска газеты «Вятско-Полянская» правда, в котором размещалась рассматриваемая реклама).

Место совершения административного правонарушения: территория распространения ненадлежащей рекламы в газете «Вятско-Полянская правда» - Кировская область.

Время совершения административного правонарушения: даты выхода газеты «Вятско-Полянская правда» - 13.09.2022, 04.10.2022, 11.10.2022, 18.10.2022.

Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо – СКПК «Талисман» (ИНН: 4317006908; ОГРН: 1114307001160).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной административного правонарушения являются действия по определению содержания вышеуказанной рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара, ввиду указания в ней фразы: «СКПК «Талисман» - 16 лет <…>», что воспринимается потребителями, как сведения о том, что кооператив осуществляет деятельность в течение 16 лет, в отсутствие сведений о том, что заем может быть предоставлен только юридическому лицу, являющемуся членом СКПК «Талисман», или физическому лицу, достигшему совершеннолетнего возраста, являющемуся гражданином Российской Федерации и членом СКПК «Талисман», распространенной на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871) в нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

При установлении субъективной стороны административного правонарушения следует учитывать разъяснения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», из п. 16.1 которого следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

По смыслу нормы части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо как коллективный субъект располагает соответствующими этому статусу возможностями и способно предпринять иные (более весомые) меры, нежели физическое или должностное лицо, в целях соблюдения публичного порядка.

В данном случае установлено, что у СКПК «Талисман» имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, но Кооперативом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

СКПК «Талисман» как рекламодатель не проявило должной степени ответственности и осмотрительности, что привело к совершению им действий по определению содержания ненадлежащей рекламы.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Следовательно, рассматриваемое правонарушение произошло по вине СКПК «Талисман».

Таким образом, совершенные юридическим лицом – СКПК «Талисман» действия по определению содержания ненадлежащей рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара, ввиду указания в ней фразы: «СКПК «Талисман» - 16 лет <…>», что воспринимается потребителями, как сведения о том, что кооператив осуществляет деятельность в течение 16 лет, в отсутствие сведений о том, что заем может быть предоставлен только юридическому лицу, являющемуся членом СКПК «Талисман», или физическому лицу, достигшему совершеннолетнего возраста, являющемуся гражданином Российской Федерации и членом СКПК «Талисман», распространенной на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871) в нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих вину обстоятельств установлено: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; совершение правонарушения впервые; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которая выразилась в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения СКПК «Талисман» от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий: федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы; возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для целей данного Закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе.

ФАС России в письме от 27.12.2022 г. № МШ/116843/22 указала, что положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по ст. 14.3 КоАП РФ в случае, если дело об административном правонарушении было возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролирующим лицом, проверки, в ходе которых было установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе. В случае, если дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП не подлежит применению.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий (по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе), следовательно, ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 27.12.2022 г. № МШ/116843/22, при наложении штрафа за нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, необходимо определить, является ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, социально ориентированной некоммерческой организацией, включенной по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, или малым предприятием, в том числе микропредприятием, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае отнесения лица, привлекаемого к административной ответственности, к указанным категориям, штраф подлежит назначению в размере, от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, но при этом не менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ для должностного лица.

СКПК «Талисман» является субъектом малого и среднего предпринимательства и относится к малым предприятиям, что подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении СКПК «Талисман».

Таким образом, учитывая общественно – значимый характер совершенного административного правонарушения, роль правонарушителя, принцип соразмерности ответственности тяжести совершенного правонарушения и вытекающих из него требований справедливости и пропорциональности используемых правовых средств при применении публично-правовой ответственности, фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства принято решение о наложении административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 3, 5, 33, 38 Федерального закона «О рекламе», статьями 2.1, 2.4, 3.4, 4.1.2, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать юридическое лицо – сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Талисман» (ИНН: 4317006908, ОГРН: 1114307001160) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 2. Применить к юридическому лицу – сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Талисман» (ИНН: 4317006908, ОГРН: 1114307001160) меру ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

 

Получатель: ИНН 4347021540

КПП 434501001 УФК  по Кировской области

(Кировское УФАС России)  л/с 04401233690 

Банк получателя

ОТДЕЛЕНИЕ КИРОВ БАНКА РОССИИ// УФК по Кировской области г. Киров

Расчетный счет:

№ 40102810345370000033

ЕКС 03100643000000014000

БИК 013304182

КБК 161 1 16 01141 01 0003 140

Плательщик: СКПК «Талисман»

 

161 1 16 01141 01 0003 140

Штрафы за нарушение законодательства о рекламе

 

ОКТМО 33701000

УИН 16100500000001703836

К оплате: 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей

 

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении 60 дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, должно будет принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны