Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 59/04-15р от 1 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 59/04-15р

                                                                                                                                                       г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 25 сентября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – <…> –  врио руководителя управления, Членов Комиссии – <…>– начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <…> – главного специалиста - эксперта отдела финансовых рынков и рекламы,

в присутствии ответчика: представителя ООО «Аврора»<…>. по доверенности от 01.09.2015;

при ведении протокола <…> – начальником отдела финансовых рынков и рекламы,

рассмотрев дело № 59/04-15р по признакам нарушения ООО «Аврора» (613150, Кировская область, г. Слободской, ул. <…>)  пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» Кировским УФАС России было установлено, что распространяемая рекламная информация около магазина «Продукты» по адресу: г. Слободской, ул.<…>, следующего содержания: «Ты нашел меня? Здесь твой ВятиЧ», которая сопровождается изображением девушки (в виде ростовой фигуры), обращенной к посетителям, проходящим  мимо магазина Продукты, содержит признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе». Лицом, осуществляющем деятельность по указанному адресу, является ООО «Аврора».

Определением от 26.08.2015 Кировским УФАС России возбуждено дело №59/04-15р по признакам нарушения ООО «Аврора» пункта 6  части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), выразившегося в определении содержания рекламы алкогольной продукции с использованием образов людей (ростовой фигуры). Рассмотрение дела назначено на 15.09.2015.

На заседание комиссии, состоявшемся 15.09.2015, представитель ООО «Аврора» <…> факт размещения рекламы признала. Пояснила, что договор между ООО «Аврора» и ООО КФ «Вятич» на размещение рекламной информации отсутствует. Макет девушки с содержанием «Ты нашел меня? Здесь твой Вятич» был выставлен у входа в магазин «Продукты» продавцом магазина <…> по собственной инициативе. Цель данных действий – повышение реализации продукции под названием «Вятский квас». Считает, что макет рекламы не является рекламой алкогольной продукции, а привлекает внимание к продукции «Вятич». Магазин осуществляет реализацию как алкогольной, так и безалкогольной продукции данной фирмы.

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закон «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация следующего содержания  «Ты нашел меня? Здесь твой ВятиЧ» в виде ростовой фигуры с изображением девушки Люси, размещенная 08.08.2015 у входа в магазин «Продукты» по адресу: г. Слободской, ул. Советская, 70, адресована неопределенному кругу лиц, так как размещена на улице у входа в магазин, расположенный вблизи автомобильной дороги, ночного клуба, парка, то есть доступна для всех без исключения категорий населения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования –  реализуемой ООО «Аврора» алкогольной продукции фирмы «Вятич» и ее продвижению на рынке услуг, то есть соответствует требованиям статьи 3  Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

Согласно п.7 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В соответствии с п. 13.1 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.

Исходя из положений вышеуказанных норм права пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции относится к алкогольной продукции.

Согласно представленным в материалы дела товарным накладным от 05.08.2015 №77974, от 26.08.2015 №85665, а также фотографиям стеллажей с алкогольной продукцией ООО «Аврора» реализует в магазине, расположенном по адресу: г. Слободской, ул. Советская, 70, пиво «Вятич Классическое», «Вятич», «Жигулевское» производства ОАО «Вятич».

Поскольку Общество заинтересовано в привлечении внимания потребителя к данной продукции, является ее продавцом и имеет в наличии для реализации указанный товар, следует признать, что объектом рекламирования в спорной рекламе является алкогольная продукция (пиво производства ОАО «Вятич»).

Довод ООО «Аврора» о том, что спорная реклама является рекламой не алкогольной продукции, а кваса, комиссия Кировского УФАС России находит несостоятельным на основании следующего.

В нижней части макет «Ты нашел меня? Здесь твой Вятич» содержит надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Исходя из требований части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» такие предуперждения должны использоваться в рекламе алкогольной продукции.  В спорной рекламе отсутствуют надписи, указывающие на рекламу кваса либо иной безалкогольной продукции. Данные обстоятельства в совокупности с наличием в магазине в рознице пива производства ОАО «Вятич» позволяют комиссии Кировского УФАС России сделать вывод о том, что спорный рекламный макет привлекает внимание потребителя именно к алкогольной продукции.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Таким образом, в настоящее время действуют запрет на использование в рекламе алкогольной продукции образов людей и животных.

Факт наличия в спорной рекламе образа человека, а именно  фотоизображения девушки Люси, подтверждается актом фиксации рекламы от 08.08.2015, составленным сотрудниками Кировского УФАС России, и не отрицается ответчиком.

Таким образом, рекламная информация следующего содержания «Ты нашел меня? Здесь твой ВятиЧ» в виде ростовой фигуры с изображением девушки Люси, размещенная у входа в магазин «Продукты» по адресу: г. Слободской, ул. Советская, 70, содержит изображение человека (фотоизображение девушки)  и является нарушением п.6 ч.1 ст.21 Федерального закона «О рекламе».

С учетом названных обстоятельств и положений пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п.6 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель. Рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что спорная реклама, следующего содержания: «Ты нашел меня? Здесь твой ВятиЧ» в виде ростовой фигуры с изображением девушки Люси, была размещена у входа в магазин «Продукты» по адресу: г. Слободской, ул. Советская, 70, по инициативе ООО «Аврора». Данный факт подтверждается объяснительной работника ООО «Аврора» <…> от 01.09.2015, пояснениями ООО «Аврора» от 10.09.2015, выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Аврора», свидетельствующей об осуществлении Обществом деятельности по адресу размещения рекламы: г. Слободской, ул.<…>, акт фиксации рекламы от 08.08.2015, подтверждающий фактическое осуществление деятельности ООО «Аврора» по указанному адресу.

Исследовав указанные документы, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы является ООО «Аврора», как фактический пользователь рекламного макета. В данном случае Общество обладало возможностью для размещения рекламного модуля у входа в магазин «Продукты» и, кроме того, осуществляя деятельность по реализации алкогольной продукции по адресу: г. Слободской, ул. <…>, было заинтересовано в привлечении внимания потребителей к реализуемому в магазине пиву производства ОАО «Вятич», а также заинтересовано в продвижении объекта рекламирования.

В связи с изложенным Комиссия Кировского УФАС России считает, что размещение спорной рекламы было осуществлено в интересах ООО «Аврора», поэтому, исходя из понятия рекламодателя по смыслу Федерального закона «О рекламе», делает вывод о том, что надлежащим рекламодателем является ООО «Аврора», которое несет ответственность за нарушение требований, установленных  п.6 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Поскольку в материалы дела представлены документы, подтверждающие прекращение размещения рекламы алкогольной продукции, комиссия Кировского УФАС России решила не выдавать ООО «Аврора» предписание об устранении нарушения.

Руководствуясь ст. 3, ст. 21, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Ты нашел меня? Здесь твой ВятиЧ» в виде ростовой фигуры с фотоизображением девушки, размещенную 08.08.2015 у входа в магазин «Продукты» по адресу: Кировская область, г. Слободской, ул. <…>, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях ООО «Аврора», выразившихся в определении содержания рекламы алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящего решения, в которой присутствует изображение человека (фотоизображение девушки) , факт нарушения пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд - в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

Председатель Комиссии                                                                                      <…>

Члены Комиссии                                                                                                  <…>

                                                                                                                           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны