Решение №59/04-2017 р РЕШЕНИЕ по делу № 59/04-2017 р от 23 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 59/04-2017 р

                                                                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 12 октября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел о нарушении рекламного законодательства в составе: Председателя комиссии <…> руководителя управления Кировского УФАС России, Членов Комиссии: <…>.- начальника отдела ФРиР Кировского УФАС России; <…> -специалиста отдела ФРиР Кировского УФАС России;  

в присутствии надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

<…> директора-главного редактора Кировского областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Родная земля» (приказ о назначении от 27.01.2016 № 46пр); 

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

ООО фирма «Меховой дворик»;

индивидуального предпринимателя <…>

при ведении протокола <…> – специалистом отдела ФРиР Кировского УФАС России;

рассмотрев материалы дела № 59/04-2017р по признакам нарушения Кировским областным государственным автономным учреждением «Издательский дом «Родная земля»  (далее –КОГАУ «ИД «Родная земля»), ООО фирма «Меховой дворик» и  индивидуальным предпринимателем <…> части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе» по факту размещения в газете  «Вестник труда Нема» № 7 (10599) от 16 февраля 2017 года рекламной информации следующего содержания: «21 февраля в ДК 9 до 15 часов ООО фирма Меховой дворик представляет выставку –распродажу шуб <…>» и  «Слуховые аппараты. <…>»,

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»), Кировским УФАС России было установлено, что в газете «Вестник труда Нема» № 7 (10599) от 16 февраля 2017 года размещена рекламная информация следующего содержания:

-на 11 странице: «21 февраля в ДК ООО фирма Меховой дворик представляет выставку –распродажу шуб, головных уборов по оптовым ценам от производителя. Куртки и пальто (на верблюжьей шерсти) в большом ассортименте. <…>Реклама»;

-на 12 странице: «Слуховые аппараты. <…>.».

Определением от 29.08.2017 возбуждено дело № 59/04-2017р, рассмотрение назначено на 14.09.2017.  

Определением от 14.09.2017 срок рассмотрения дела продлен до 29.11.2017. Дополнительно для участия в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства привлечены ООО  фирма «Меховой дворик» и  индивидуальный предприниматель <…>

Рассмотрение дела №59/04-2017р назначено на 12.10.2017.

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация в газете «Вестник труда Нема» следующего содержания: «21 февраля в ДК п. <…>  Предоставляем кредит банк Ренессанс, рассрочка без переплаты от ООО фирма «Меховой дворик». Реклама», адресована неопределенному кругу лиц (читателям газеты «Вестник труда Нема»), направлена на привлечение внимания покупателей к объекту рекламирования (товарам, реализуемым ООО фирма «Меховой дворик»), способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, к которым в том числе относится и банки.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В рассматриваемом случае из содержания рекламной информации следует, что ООО КБ «Ренессанс Кредит» предоставляет  финансовую услугу- кредит.

В силу статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) под кредитом понимается предоставление банком или иной кредитной организацией денежных средств заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее Федеральный закон "О банках и банковской деятельности") под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

Таким образом, правом на заключение кредитного договора обладает исключительно кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию.

В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" ООО КБ «Ренессанс Кредит» выдана лицензия на осуществление банковских операций № 3354 от 26.04.2013г.

Статьей 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" определено, что кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются  ГК РФ.

Согласно части 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

На основании статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. 

Указанное в рассматриваемой рекламе наименование банк Ренессанс не соответствует полному наименованию юридического лица - Общество с ограниченной ответственностью  Коммерческий банк «Ренессанс Кредит" (сокращенное наименование ООО КБ «Ренессанс Кредит»), в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Доказательства того, что наименование банк Ренессанс является сокращенным фирменным наименованием, право на наличие которого предусмотрено статьей 7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в материалах дела отсутствует.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Целью введения данной статьи является защита прав потребителей рекламы на получение достоверной информации о рекламе финансовых услуг.

Исходя из анализа приведенных нормативных положений, целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, в части обязательного указания наименования лица, оказывающего финансовую услугу с целью соблюдения информационного права потребителей.

Учитывая изложенное, в рекламе, размещенной в газете «Вестник труда Нема» № 7 (10599) от 16 февраля 2017 года на 11 странице, следующего содержания: «21 февраля в ДК с 9 до 15 часов ООО фирма Меховой дворик г. <…> Реклама», отсутствуют сведения о наименование или имени лица, оказывающего финансовые услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и (если имеется) отчество), следовательно, она размещена с нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Информация в газете «Вестник труда Нема» следующего содержания: «Слуховые аппараты. г.п. <…>. Товар сертифицирован.» адресована неопределенному кругу лиц (читателям газеты «Вестник труда Нема»), направлена на привлечение внимания покупателей к объекту рекламирования (товарам –слуховым аппаратам), способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Требования статьи 24 Федерального закона «О рекламе» распространяются на рекламу лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий. Соответственно для квалификации нарушения по указанной статье Федерального закона необходимо установить, что объектом рекламирования являются медицинские изделия.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации соответствия» слуховые аппараты относятся к приборам и аппаратам для лечения, устройствам для замещения функций органов.

Слуховой аппарат - электроакустическое устройство, носимое человеком и предназначенное для компенсации ослабленного слуха.

Его основное назначение - преобразование сигнала, создаваемого источником звуковой информации, таким образом, чтобы этот сигнал смог быть воспринят слабослышащим человеком с достаточно высокой степенью слухового ощущения.

В соответствии с пунктом 9444 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации соответствия" слуховые аппараты относятся к приборам и аппаратам для лечения, устройствам для замещения функций органов и систем организма.

Учитывая изложенное, слуховые аппараты  являются изделиями медицинского назначения, следовательно, реклама должна сопровождаться предупреждением, установленным ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», в размере не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

При рассмотрении дела установлено, что спорный рекламный модуль в газете «Вестник труда Нема» № 7 (10599) от 16 февраля 2017 года на 12 странице следующего содержания: «Слуховые аппараты. <…> Товар сертифицирован.», содержит необходимое предупреждение, но оно составляет менее пяти процентов рекламной площади (рекламного пространства), а именно 3 %, следовательно, информация размещена с нарушением части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

С учетом названных обстоятельств и положений ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.

В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), так и рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).

Средство массовой информации газета «Вестник труда Нема» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области, свидетельство о регистрации средства массовой информации <…>, форма периодического распространения: периодическое печатное издание, газета, тематика образовательная, публицистическая, культурно-просветительская, информационная,  реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, учредитель  Министерство внутренней информационной политики Кировской области.

Согласно п.1.6 Устава Редакции газеты «Вестник труда Нема»  осуществляет деятельность по производству и выпуску издания как структурное подразделение КОГАУ «ИД «Родная земля».

Из документов, представленных в материалы дела, а именно: заявки, счета  на оплату № 21 от 13.02.2017, акта № 18 от 28.02.2017, счет-фактуры № 18 от 28.02.2017,  платежного поручения № 70 от 15.02.2017, а также письменных объяснений следует,  что лицом, определившим объект рекламирования в газете «Вестник труда Нема» № 7 (10599) от 16 февраля 2017 года на 11 странице следующего содержания: «21 февраля в ДК п ООО фирма Меховой дворик представляет выставку –распродажу шуб, головных уборов по оптовым ценам от производителя. Куртки и пальто (на верблюжьей шерсти) в большом ассортименте. <…>»,  является ООО фирма «Меховой дворик», а лицом, осуществившим распространение рекламной информации является КОГАУ «ИД «Родная земля».

Из анализа имеющихся в деле документов следует, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО фирма «Меховой дворик» (рекламодателя) и КОГАУ «ИД «Родная земля» (рекламораспространителя).

Из документов, представленных в материалы дела, а именно: счета  на оплату № 19 от 09.02.2017, акта № 16 от 27.02.2017, счет-фактуры № 16 от 27.02.2017,  платежного поручения № 807454 от 13.02.2017, а также письменных объяснений следует,  что лицом, определившим объект рекламирования в газете «Вестник труда Нема» № 7 (10599) от 16 февраля 2017 года на 12 странице следующего содержания: «Слуховые аппараты. Выезд на дом бесплатно: 8-912-875-86-51. Акция: вкладыш 30 рублей. Принеси старый аппарат <…>»,  является индивидуальный предприниматель <…>, а лицом, осуществившим распространение рекламной информации является КОГАУ «ИД «Родная земля».

Из анализа имеющихся в деле документов следует, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине индивидуального предпринимателя <…> (рекламодателя) и КОГАУ «ИД «Родная земля» (рекламораспространителя).

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать КОГАУ «ИД «Родная земля», ООО фирма «Меховой дворик» и индивидуальному предпринимателю <…>предписания об устранении нарушения рекламного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

На основании ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 и ч.5 ст. 14.3  Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 3, ч. 7 ст. 24, ч. 1 ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.Признать рекламу следующего содержания: «21 февраля в ДК с 9 до 15 часов ООО фирма Меховой дворик г. Слободской представляет выставку –распродажу шуб, головных уборов по оптовым ценам от производителя. Куртки и пальто (на верблюжьей шерсти) в большом ассортименте. <…> Реклама», размещенную в газете «Вестник труда Нема» № 7 (10599) от 16 февраля 2017 года на 11 странице, в отсутствие наименования лица, оказывающего финансовую услугу (кредит), ненадлежащей, так как она противоречит части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

2.Признать рекламу следующего содержания: «Слуховые аппараты. <…>Имеются противопоказания. ИП  Товар сертифицирован.», размещенную в газете «Вестник труда Нема» № 7 (10599) от 16 февраля 2017 года на 12 странице, которая содержит предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или получения консультации специалистов менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), ненадлежащей, так как она противоречит части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

3.Выдать Кировскому областному государственному автономному учреждению «Издательский дом «Родная земля» предписание об устранении нарушения части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

4.Выдать ООО фирма «Меховой дворик» предписание об устранении нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе».

5.Выдать индивидуальному предпринимателю <…> предписание об устранении нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе».

6.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении ООО фирма «Меховой дворик» и должностного лица ООО фирма  «Меховой дворик».

7.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Индивидуального предпринимателя <…>

8.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3,            ч.5ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Кировского областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Родная земля» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                           <…>

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны