Решение б/н Решение и предписание по делу № 17 по признакам нарушения КП... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 по делу № 17

 

от "14" марта 2012 г.                                                                                          г. Киров

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – зам.руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

- <...>– директора КПКГ «Викинг»;

протокол вела <...>– специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 17 по признакам нарушения КПКГ «Викинг»  ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области обратился гражданин <...> с заявлением о нарушении рекламного законодательства при размещении в г. Кирово-Чепецк на перекрестке ул. 60 лет Октября и ул. Володарского рекламной конструкции размером 3*6 кв.м, на одной из сторон которой размещена информация следующего содержания: «Вклады 36% годовых. Хотите купить квартиру, авто, при этом деньги? Позвоните мы поможем, сколотить и преумножить (8332) 35 17 17, Ленина, 55, 2 эт. ИНН 4312141068, ОГРН 1094312001618». При этом, информация сопровождается изображением кисти человеческой руки и пачки денежных банкнот США.

Заявитель считает, что вклады – это финансовая услуга, однако в рекламном материале не указано наименование лица ее оказывающего, что является нарушением ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ кредитные потребительские кооперативы отнесены к финансовым организациям, оказывающим финансовые услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица принимающего вклады, то есть содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

Отсутствие в рекламном модуле информации о том, что КПКГ «Викинг» принимает денежные средства только членов кооператива, способно ввести потребителей в заблуждение относительно возможности воспользоваться рекламируемой услугой, что содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама КПКГ «Викинг» содержит одно из существенных условий – процентную ставку, которая выплачивается на привлеченные денежные средства, а именно 36% годовых. Отсутствие в рекламе других существенных условий, таких как: членство в кооперативе, срок и сумма вклада, возможность частичного снятия и пополнения денежных средств и др., способно ввести потребителей в заблуждение относительно реальной стоимости услуги и содержит признаки нарушения как ч. 7 ст. 5, так и п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Учитывая изложенное, вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые согласно ст. 38 Закона несет рекламодатель.

В соответствии с договором аренды № б/н от 25.01.2012 г. рекламодателем рассматриваемой рекламы является КПКГ «Викинг». Поэтому, в отношении данного хозяйствующего субъекта было возбуждено производство по делу по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

До заседания Комиссии, назначенного на 14.03.2012 г. поступило письменное ходатайство от заявителя – <...> о рассмотрении дела № 17 в его отсутствие.

К заседанию Комиссии, документы, запрошенные определением о возбуждении дела № 17 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, поступили в полном объеме.

На заседании Комиссии директор КПКГ «Викинг» <...> факт нарушения рекламного законодательства признал и пояснил, что на момент рассмотрения дела спорная реклама продолжает размещаться.

Изучив имеющиеся материалы и выслушав всех лиц, участвующих в деле, Комиссия установила, что КПКГ «Викинг» нарушил ч. 7 ст. 5, ч. 1 , п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Выводы комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Спорная информация, размещенная на металлоконструкции на перекрестке ул. 60 лет Октября и ул. Володарского г. Кирово-Чепецка, является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, ИНН 4312141068, ОГРН 1094312001618 (указанные в рекламной информации) зарегистрированы за кредитно-потребительским кооперативом граждан «Викинг».

Статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ кредитные потребительские кооперативы отнесены к финансовым организациям, оказывающим финансовые услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу (прием денежных вкладов), то есть нарушается ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные потребительские кооперативы не вправе привлекать денежные средства у лиц, не являющихся членами кооператива.

Согласно ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

Отсутствие в рекламном модуле информации о том, что КПКГ «Викинг» принимает денежные средства только членов кооператива, способно ввести потребителей в заблуждение относительно возможности воспользоваться рекламируемой услугой, что нарушает ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно Положению о сберегательных вкладах КПКГ «Викинг», вклады принимаются на срок от 1-го до 7-ми лет с дифференцированной ставкой:

1 год – 12 % годовых;

2 года – 18 % годовых;

3 года – 24 % годовых;

5 лет – 36 % годовых;

7 лет – 36 % годовых.

При вкладах на срок от 1 до 3-х лет проценты выплачиваются по окончании договора вклада; при вкладах на 5 и 7 лет проценты по вкладу выплачиваются ежемесячно. Вкладчик имеет право пополнять вклад.

Реклама КПКГ «Викинг» содержит одно из существенных условий – процентную ставку, которая выплачивается на привлеченные денежные средства, а именно 36% годовых. Отсутствие в рекламе других существенных условий, таких как: срок вклада, выплата процентов по вкладу, которые зависят от срока его размещения, возможность пополняемости вклада, способно ввести потребителей в заблуждение относительно реальной стоимости услуги и нарушает как ч. 7 ст. 5, так и п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе»  несет рекламодатель, которым является КПКГ «Викинг». Нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.

Учитывая то, что на момент рассмотрения дела спорная реклама продолжает распространяться, Комиссия решила выдать КПКГ «Викинг» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом КПКГ «Викинг» является директор -  <...>, который осуществляет текущее руководство деятельностью кооператива и именно он заключил договор аренды металлоконструкции, где расположена спорная реклама.

Комиссия считает необходимым привлечь директора КПКГ «Викинг» </..>к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

   1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Вклады 36% годовых. Хотите купить квартиру, авто, при этом деньги? Позвоните мы поможем, сколотить и преумножить (8332) 35 17 17, Ленина, 55, 2 эт. ИНН 4312141068, ОГРН 1094312001618», размещенную на металлоконструкции на перекрестке ул. 60 лет Октября и ул. Володарского г. Кирово-Чепецка, так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать КПКГ «Викинг» нарушившим ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. КПКГ «Викинг» выдать  предписание об устранении нарушения рекламного законодательства, в связи с тем, что спорная реклама на момент рассмотрения дела продолжает размещаться.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении директора КПКГ «Викинг» <...>

 

Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                             <...>

 

Члены Комиссии                                                                         <...>

Предписание

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

от "21" марта 2012г.                                                                               № 7

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии – <...> и членов Комиссии – <...>., на основании своего решения от 14 марта 2012 г. по делу № 17 по нарушению КПКГ «Викинг»  ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006,           

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

КПКГ «Викинг» в пятидневный срок с момента получения предписания прекратить нарушение ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона РФ «О рекламе», а именно:

Прекратить распространение наружной рекламы с информацией следующего содержания: «Вклады 36% годовых. Хотите купить квартиру, авто, при этом деньги? Позвоните мы поможем, сколотить и преумножить (8332) 35 17 17, Ленина, 55, 2 эт. ИНН 4312141068, ОГРН 1094312001618», так как в ней: отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу (прием вкладов), указывается одно из существенных условий данной услуги  и не сообщаются другие условия, влияющие на сумму доходов, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы. 

Информацию об исполнении представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до 16.04.2012 года.

 

В случае неисполнения предписания в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны