Предупреждение б/н Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 6 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 01/02-22

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

от «06» мая 2022 г.                                                                                                            г. Киров

 

В Кировское УФАС России на рассмотрение поступили материалы, направленные Кировской межрайонной природоохранной Прокуратурой Кировской области, а также материалы, направленные Прокуратурой Кировской области по фактам обращений ООО «Центральный полигон» на действия АО «Куприт» в связи с нарушением законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) (вх. № 954 от 18.02.2022 г.), (вх. № 1872 от 28.03.2022 г.).

Порядок осуществления обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов урегулирован Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО).

Согласно п. 34 Правил обращения с ТКО в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 35 Правил обращения с ТКО  по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.

Согласно п. 36 Правил обращения с ТКО существенными условиями договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов;

в) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;

г) место приема (передачи) твердых коммунальных отходов;

д) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

е) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

ж) права и обязанности сторон по договору;

з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

и) ответственность сторон.

Согласно п. 37 Правил обращения с ТКО расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц.

В соответствии с п. 38 Правил обращения с ТКО региональный оператор оплачивает фактически оказанные в истекшем месяце услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.

Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 20.12.2021 № 45/121-тко-2022 для ООО «Центральный полигон» установлены тарифы на захоронение ТКО на период с 01.01.2022 по 31.12.2022.

Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области является АО «Куприт».

Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее – РСТ Кировской области) от 18.12.2020 года № 41/1-ТКО-2021 для АО «Куприт» установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из материалов, направленных Кировской межрайонной природоохранной Прокуратурой Кировской области, Прокуратурой Кировской области следует, что ООО «Центральный полигон» оказывает АО «Куприт» услугу по захоронению ТКО. На полигоне ООО «Центральный полигон» размещаются ТКО, образующиеся в г. Кирове, г. Слободском и Слободском районе Кировской области.

АО «Куприт» в адрес ООО «Центральный полигон» был направлен проект договора на оказание услуг по размещению ТКО № 1/2022 от 01.01.2022 г. (далее – Проект договора).

Согласно п. 1.1. Проекта договора исполнитель (ООО «Центральный полигон») обязуется оказать услуги по размещению ТКО, а заказчик (АО «Куприт») обязуется передавать отходы исполнителю и оплачивать услугу по размещению отходов по регулируемым тарифам.

Согласно п. 1.2. Проекта договора исполнитель осуществляет деятельность по размещению отходов на основании Лицензии (43)-6290-СР от 18.09.2018 г. на следующем объекте размещения отходов:

  • наименование объекта: «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)»;
  • адрес объекта: Кировская область, Слободской р-н., Ленинское с.п., тер. Полигон ТБО, соор. 1;
  • номер в ГРОРО: 43-00078-3-00294-020818.

В соответствии с п. 3.3. Проекта договора расчетным периодом по договору является календарный месяц (отчетный месяц).

Согласно п. 3.6 Проекта договора заказчик производит оплату за размещение ТКО исполнителю за фактически оказанные услуги по размещению ТКО в соответствующем расчетном периоде, в безналичной денежной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 15 рабочих дней с даты подписания сторонами актов приемки оказанных услуг за соответствующий расчетный период, получения счета на оплату, счет-фактуры.

Согласно п. 3.8 Проекта договора исполнитель передает заказчику счет на оплату, акт приемки оказанных услуг и детализированный отчет о поступлении ТКО в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом.

В соответствии с п. 3.9. Проекта договора заказчик принимает оказанные услуги путем подписания акта приемки оказанных услуг в срок не позднее 30 календарных дней с момента получения акта или направляет в адрес исполнителя мотивированный отказ от его подписания.

Вышеуказанный Проект договора не был подписан со стороны ООО «Центральный полигон».

Из материалов, направленных Кировской межрайонной природоохранной Прокуратурой Кировской области, Прокуратурой Кировской области следует, что ООО «Центральный полигон» не согласно с редакциями п. 3.6, 3.8, 3.9 Проекта договора, так как в указанных пунктах предусмотрен срок оплаты услуг отличный от пунктов Правил обращения с ТКО.

Не согласившись с редакцией Проекта договора, представленной АО «Куприт», ООО «Центральный полигон» 27.12.2021 г. был подготовлен и направлен протокол разногласий к Проекту договора, в котором АО «Куприт» было предложено привести в соответствие с требованиями действующего законодательства пункты 3.6, 3.8, 3.9 Проекта договора, в части установления сроков оплаты услуг исполнителя согласно п. 38 Правил обращения с ТКО.

ООО «Центральный полигон» указывает, что часть разногласий были урегулированы сторонами.

В ответ на протокол разногласий от 27.12.2021 г., направленный ООО «Центральный полигон» в адрес регионального оператора, АО «Куприт» направило в адрес общества протокол согласования разногласий от 29.12.2021 г., из которого следует, что требования ООО «Центральный полигон» о внесении изменений в п. 3.6 Проекта договора не были учтены.

08.02.2022 г. ООО «Центральный полигон» вновь был подготовлен и направлен протокол разногласий к Проекту договора, в котором общество предложило изложить пункт 3.6 Проекта договора в соответствии с Правилами обращения с ТКО.

Письмом от 14.02.2022 г. № 1590, направленным в адрес ООО «Центральный полигон», АО «Куприт» оставило протокол разногласий от 08.02.2022 г. без рассмотрения, а также сообщило, что в случае несогласия общества с согласованной редакцией Проекта договора, ООО «Центральный полигон» вправе обратиться в Арбитражный суд Кировской области для урегулирования спорных вопросов в судебном порядке.

Кировская межрайонная природоохранная Прокуратура Кировской области, Прокуратура Кировской области просят дать оценку наличия в вышеуказанных действиях АО «Куприт» нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Порядок и сроки оплаты по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов урегулирован пунктами 37, 38 Правил обращения с ТКО.

Из положений п. 37 Правил обращения с ТКО расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц.

Пункт 3.3. Проекта договора, направленного АО «Куприт» в адрес ООО «Центральный полигон», также предусматривает, что расчетным периодом по договору является календарный месяц (отчетный месяц).

Следовательно, положения п. 3.3 Проекта договора, направленного АО «Куприт» в адрес ООО «Центральный полигон», не противоречат нормам Правил обращения с ТКО.  

Как было указано ранее, пунктом 3.6 Проекта договора предусмотрено, что заказчик производит оплату за размещение ТКО исполнителю за фактически оказанные услуги по размещению ТКО в соответствующем расчетном периоде, в безналичной денежной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 15 рабочих дней с даты подписания сторонами актов приемки оказанных услуг за соответствующий расчетный период, получения счета на оплату, счет-фактуры.

Из положений п. 38 Правил обращения с ТКО следует, что региональный оператор оплачивает фактически оказанные в истекшем месяце услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.

Из анализа вышеуказанной нормы права следует, что договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов могут быть предусмотрены иные сроки оплаты услуг, отличные от сроков, указанных в п. 38 Правил обращения с ТКО. 

Вместе с тем, ООО «Центральный полигон» неоднократно указывало, на несогласие с редакцией п. 3.6 Проекта договора (протоколы разногласий от 27.12.2021 г., от 08.02.2022 г.), общество указывает, что положения п. 3.6 Проекта договора в редакции, на которой настаивает АО «Куприт», приводит к несвоевременной оплате региональным оператором услуг по размещению отходов.

Несвоевременная оплата АО «Куприт» услуг по размещению отходов приводит (может привести) к ущемлению интересов ООО «Центральный полигон» в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, условие п. 3.6. Проекта договора в редакции, на которой настаивает АО «Куприт», является невыгодным для ООО «Центральный полигон».

Согласно п. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 14.12.2021 № 23 утверждена схема обращения с ТКО на территории Кировской области (далее – схема обращения с ТКО).

Подразделом «организация системы транспортирования ТКО» раздела «схема потоков ТКО» схемы обращения с ТКО предусмотрено размещение ТКО, образующихся в г. Кирове, г. Слободском и Слободском районе Кировской области, на полигоне ООО «Центральный Полигон» (Приложение В, таблица В.1 «Перспективные логистические потоки», приложение Г, таблица Г.1 «Графическое изображение существующей схемы транспортирования отходов»).

В соответствии с приложением В.1 схемы обращения с ТКО «Перспективная логистическая модель» (схема потоков ТКО на период 2022 – 2031 г.) на объект (полигон) «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)» в 2022 году запланирован объем принимаемых ТКО 147,71 тысяч тонн.

Согласно приложению № 1 к проекту договора на оказание услуг по размещению ТКО № 1/2022 от 01.01.2022 г. «Перечень принимаемых ТКО», ООО «Центральный полигон» обязуется принимать от АО «Куприт» для размещения ТКО в объеме 147,71 тысяч тонн.

Таким образом, запланированный схемой обращения с ТКО, объем ТКО для размещения на объекте (полигоне) «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)» равен объему ТКО принимаемых ООО «Центральный полигон» от АО «Куприт» в соответствии с проектом договора на оказание услуг по размещению ТКО № 1/2022 от 01.01.2022 г.

Учитывая объем ТКО, принимаемых ООО «Центральный полигон», который запланирован схемой обращения с ТКО, а также объем размещаемых ТКО, предусмотренный проектом договора на оказание услуг по размещению ТКО № 1/2022 от 01.01.2022 г. следует вывод о том, что АО «Куприт» в рассматриваемом случае будет являться единственным покупателем услуг по размещению ТКО с долей 100 %

АО «Куприт» как покупатель, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению ТКО на полигоне «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)».

Следовательно, действия АО «Куприт» подпадают под регулирование Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

3)  навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 г.  № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» злоупотреблением доминирующим положением может быть признано использование хозяйствующим субъектом своего положения на рынке для установления невыгодных условий договора или условий, не относящихся к предмету договора (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона). При рассмотрении споров, связанных с применением указанной нормы, судам необходимо исходить из того, что навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов.

Действия АО «Куприт» по навязыванию в проекте договора на оказание услуг по размещению ТКО № 1/2022 от 01.01.2022 г. условий пункта 3.6 в редакции регионального оператора, являющихся невыгодными для ООО «Центральный полигон», содержат нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в части ущемления интересов ООО «Центральный полигон» в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Кировское УФАС России предупреждает АО «Куприт» о необходимости прекращения в десятидневный срок с момента получения настоящего предупреждения указанных действий путем изложения положения пункта 3.6 Проекта договора в соответствии с нормами Правил обращения с ТКО.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (часть 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны