Решение б/н Признать необоснованной жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действ... от 27 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление по Кировской области

 

 
   


Юридический адрес: 610020 г. Киров, ул. К. Либкнехта, 55.

 

 

«25» ноября 2020 г.                                                                                              № 043/07/3 –990/2020

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе:

Заместителя председателя комиссии:

«…»;

рассмотрев жалобу ООО «Глобалс Аудит»,

 

У С Т А Н О В И Л А:    

 

09.11.2020 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов – МУП «Водоканал» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного бухгалтерского аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Водоканал» за 2020 год (номер извещения 0540300001420000002).

Жалоба рассматривается в порядке ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявитель считает, что Конкурсная документация содержит нарушения требований законодательства, а именно:

- два показателя оценки заявок участников закупки содержат оценку трудовых ресурсов участника закупки, то есть происходит оценка одних и тех же критериев с разной шкалой оценки;

- в требованиях к участникам закупки не указан вид аттестата, общего вида или единый, что противоречит ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе);

  - для проверки ГУП не требуется единый аттестат, это относится к организациям с долей государственной собственности в уставном капитале свыше 25%, такие аудиторы не могут оцениваться как трудовые ресурсы;

- установленный критерий оценки – «наличие полиса страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг…» противоречит требованиям законодательства, поскольку в данном случае Заказчиком оценивается страховая сумма, а не наличие либо отсутствие данного полиса;

- в показателе обеспеченность финансовыми ресурсами оценивается размер выручки аудиторской организации от оказания аудиторских услуг за предыдущий отчетный год, вместе с тем, данный оценочный критерий не может быть принят в качестве оценки участника, поскольку аудиторская организация может оказывать иные услуги, не относящиеся к предмету конкурса, кроме того порядок оценки ошибочный, шкала баллов не позволяет оценить значения выручки от 5 до 6 млн и от 9 до 19 млн.

Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика запрошены необходимые документы по исследуемой закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрение жалобы назначалось на 17.11.2020, 25.11.2020 года. Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом.

Заявитель явку своего

Заказчиком представлены письменные пояснения, поддержанные в ходе заседания Комиссии Кировского УФАС России. Заказчик пояснил, что критерии оценки установлены с учетом необходимости получения оп результатам закупки наиболее квалифицированного и опытного участника данного товарного рынка. Все критерии соответствуют нормам законодательства, требования к участникам закупки не содержат требования о предоставлении единого квалификационного аттестата. Считают доводы жалобы необоснованными.

Исследовав представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

28.10.2020 г. в единой информационной системе МП «Благоустройство города Вятские Поляны» опубликовано извещение №32009625613 о проведении запроса котировок в электронной форме на ремонт помещений здания гаража по адресу: г. Вятские Поляны, ул. Азина, д. 9Г в осях 1-5. Начальная (максимальная) цена договора - 1 581 677,00 руб.

В соответствии с положениями ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу п. 7 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с: осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

В ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"  (далее – Закон № 307-ФЗ, Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Таким образом, заказчик осуществлял обязательные торги в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст.54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с ч. 2 ст. 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Согласно п. 2 ч.3 ст. 54.1 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются:

2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п. 1, 4, 8 ч. 1 ст.54.1 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:

1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;

4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;

8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1. Относительно довода об установлении в документации двух одинаковых критериев с разной шкалой оценки установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 24 информационной карты Конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом № 44-ФЗ установлены в разделе III Конкурсной документации.

Согласно Разделу III Конкурсной документации:

 

Критерии

Значимость критерия

Коэффициент значимости критерия

1.

Стоимостные критерии (цена договора)

30 %

0,3

 

2.

Не стоимостные критерии участника закупки (качественные, функциональные и квалификационные характеристики)

70 %

0,7

 

3.

Суммарные значения критериев

100 %

1

 

2. Оценка заявок по критерию «Опыт, квалификация и качество услуг» (качественные, функциональные характеристики объекта).

Для оценки заявок по критерию «Квалификация и качество услуг» используется 100-бальная шкала оценки с коэффициентом значимости критерия 0,7 и устанавливаются, в том числе показатели:

№ п/п

Показатели

 

Шкала значимости показателей в баллах

Коэффициент значимости

Подтверждающие

документы

2.

Обеспечение трудовыми ресурсами (количество штатных аудиторов, работающих на постоянной основе у участника конкурса)

до 3х аудиторов

до 5и аудиторов

7 аудиторов и более

от 0 до 100 баллов

 

 

30 баллов

50 баллов

100 баллов

20%

 

 

 

 

 

 

Копии трудовых книжек, аттестаты аудиторов, свидетельства о членстве в СРО, свидетельства о ежегодном повышении квалификации аудиторов в объеме 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год

4.

Наличие в штате аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат, выданный СРО после 01.01.2011г.

1 аудитор

2 аудитора

3 аудитора и более

Отсутствие

от 0 до 100 баллов

 

40 баллов

90 баллов

100 баллов

0 баллов

5%

Копия единого квалификационного аттестата аудиторов

 Согласно абзацу 2 подпункта б) пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу пункта 10 Постановления в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

Согласно пункту 27 Постановления показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно позиции Минфина России в письме от 17.04.2020 N 24-05-05/30961 Заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.

Спорная закупка является конкурсом, следовательно, Заказчик самостоятельно принимает решение об установлении значимых для него показателей критериев.

Исходя из пояснений Заказчика и положений законодательства Комиссия Кировского УФАС России делает вывод о том, что критерии №2 и № 4 содержат разные показатели, а именно: квалификацию трудовых ресурсов и обеспеченность участника трудовыми ресурсами, соответственно имеют разную шкалу значимости показателя и коэффициент значимости.

Довод Заявителя не обоснован.  

2. Относительно довода об отсутствии в требованиях к участникам закупки указания на вид аттестата установлено следующее.

Частью 1 ст.31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.

Пункт 29 Конкурсной документации содержит требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены, в том числе:

-  соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки:

- документ, подтверждающий членство участника закупки в саморегулируемых организациях аудиторов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Частью 1 статьи 3, частями 1, 4 статьи 4 Закона N 307-ФЗ предусмотрены обязательные требования к субъектам, которые вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также требования к документам, подтверждающим соответствие указанным условиям, а именно:

- для юридического лица - членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов;

- для индивидуального аудитора - физического лица - наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Таким образом, в качестве единых требований к участнику закупки должно быть предусмотрено только членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов, поскольку, в силу статьи 5 Закона N 307-ФЗ, обязательный аудит может осуществляться только аудиторскими организациями.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Относительно довода о необоснованном требовании о наличии у участника закупки единого аттестата установлено следующее.

Согласно части 7 статьи 11 Закона N 307-ФЗ квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.

Порядок получения квалификационных аттестатов аудиторов, выданных в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", регламентировался Приказом Минфина РФ от 12.09.2002 N 93н "Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации" (далее - Приказ N 93н).

С 2011 года порядок выдачи квалификационных аттестатов аудиторов предусмотрен Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 161н.

В соответствии с частью 4.1 статьи 23 Закона об аудиторской деятельности с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Вместе с тем, Заказчик имеет организационно-правовую форму – МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВОДОКАНАЛ».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее Закон о ГУП) и ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), при учреждении государственного унитарного предприятия создается уставный фонд, а не уставный (складочный) капитал.

Таким образом, исходя их буквального толкования ч. 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, предусмотренное требование не распространяется на Заказчика, следовательно, аудит в его отношении может проводиться аудиторами с любым типом квалификационного аттестата.

Следовательно, Заказчик, установивший квалификационный аттестат, выданный после 01.01.2011 года, не нарушил положения законодательства, кроме того, непредставление аттестата не является препятствием к участию в закупке.

Использованный Заказчиком показатель и порядок оценки не противоречит требованиям Правил, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.

Данный довод жалобы не находит своего подтверждения.

4. Относительно довода об установлении критерия оценки, противоречащего требованиям законодательства, установлено следующее.

 

п/п

Показатели

 

Шкала значимости показателей в баллах

Коэффициент значимости

Подтверждающие

документы

7.

Наличие полиса страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственности за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности на сумму:

От 0 до 100 баллов

5%

 

Копия полиса страхования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 млн. рублей и более

10 баллов

 

5 млн. рублей

50 баллов

 

10 млн. рублей и более

100 баллов

 

Отсутствие

0 баллов

В соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 13 Закона об аудиторской деятельности аудиторская организация вправе страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности.

Специфика деятельности аудиторских компаний заключается в том, что у таких организаций в большинстве своем отсутствуют собственные и оборотные средства, за счет которых Заказчик мог бы получить возмещение убытков.

При этом, именно сам Заказчик имеет право провести внутреннюю оценку рисков и на основании своего уровня существенности определить достаточный уровень суммы страхового возмещения.

Кроме того, установление в документации о закупке вышеуказанного критерия, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг.

Указанная в Конкурсной документации шкала оценки не препятствует участию в закупке, согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 12.11.2020 года ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» приняло участие в закупке, жалобы на неправомерную оценку комиссией Заказчика указанного критерия в Кировское УФАС России не поступали.

Довод не обоснован.

5. Относительно довода о необоснованном установлении критерия оценки заявки участника закупки – «размер выручки…» установлено следующее.

п/п

Показатели

 

Шкала значимости показателей в баллах

Коэффициент значимости

Подтверждающие

документы

8.

Обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору проверки.

 

Размер выручки аудиторской организации от оказания аудиторских услуг за предыдущий отчетный год:

От 0 до 100 баллов

 

 

 

20%

Копия документа о финансовых результатах за предыдущий отчетный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От 1 до 5 млн. руб.

20 баллов

 

От 6 до 9 млн. руб.

50 баллов

 

От 10 млн. руб. и более

100 баллов

 

Менее 1 млн. руб.

0 баллов

Комиссия Кировского УФАС России считает, что данный показатель исходит из объективной потребности Заказчика. В свою очередь, требования к показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия, в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, не установлены. В связи с этим, Заказчик вправе определить данные показатели самостоятельно. Указанные показатели установлены для рассмотрения и оценки заявок, в связи с чем не могут привести к ограничению количества участников закупки.

Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия Организатора торгов – МУП «Водоканал» при проведении открытый конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного бухгалтерского аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Водоканал» за 2020 год. (номер извещения 0540300001420000002).

 

В соответствии с ч.23 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Заместитель председателя комиссии                                                                «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны