Решение б/н Признать необоснованной жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действ... от 27 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление по Кировской области |
Юридический адрес: 610020 г. Киров, ул. К. Либкнехта, 55.
«25» ноября 2020 г. № 043/07/3 –990/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе:
Заместителя председателя комиссии:
«…»;
рассмотрев жалобу ООО «Глобалс Аудит»,
У С Т А Н О В И Л А:
09.11.2020 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов – МУП «Водоканал» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного бухгалтерского аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Водоканал» за 2020 год (номер извещения 0540300001420000002).
Жалоба рассматривается в порядке ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Заявитель считает, что Конкурсная документация содержит нарушения требований законодательства, а именно:
- два показателя оценки заявок участников закупки содержат оценку трудовых ресурсов участника закупки, то есть происходит оценка одних и тех же критериев с разной шкалой оценки;
- в требованиях к участникам закупки не указан вид аттестата, общего вида или единый, что противоречит ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе);
- для проверки ГУП не требуется единый аттестат, это относится к организациям с долей государственной собственности в уставном капитале свыше 25%, такие аудиторы не могут оцениваться как трудовые ресурсы;
- установленный критерий оценки – «наличие полиса страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг…» противоречит требованиям законодательства, поскольку в данном случае Заказчиком оценивается страховая сумма, а не наличие либо отсутствие данного полиса;
- в показателе обеспеченность финансовыми ресурсами оценивается размер выручки аудиторской организации от оказания аудиторских услуг за предыдущий отчетный год, вместе с тем, данный оценочный критерий не может быть принят в качестве оценки участника, поскольку аудиторская организация может оказывать иные услуги, не относящиеся к предмету конкурса, кроме того порядок оценки ошибочный, шкала баллов не позволяет оценить значения выручки от 5 до 6 млн и от 9 до 19 млн.
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика запрошены необходимые документы по исследуемой закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрение жалобы назначалось на 17.11.2020, 25.11.2020 года. Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом.
Заявитель явку своего
Заказчиком представлены письменные пояснения, поддержанные в ходе заседания Комиссии Кировского УФАС России. Заказчик пояснил, что критерии оценки установлены с учетом необходимости получения оп результатам закупки наиболее квалифицированного и опытного участника данного товарного рынка. Все критерии соответствуют нормам законодательства, требования к участникам закупки не содержат требования о предоставлении единого квалификационного аттестата. Считают доводы жалобы необоснованными.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
28.10.2020 г. в единой информационной системе МП «Благоустройство города Вятские Поляны» опубликовано извещение №32009625613 о проведении запроса котировок в электронной форме на ремонт помещений здания гаража по адресу: г. Вятские Поляны, ул. Азина, д. 9Г в осях 1-5. Начальная (максимальная) цена договора - 1 581 677,00 руб.
В соответствии с положениями ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 7 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с: осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон № 307-ФЗ, Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
Таким образом, заказчик осуществлял обязательные торги в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст.54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч. 2 ст. 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Согласно п. 2 ч.3 ст. 54.1 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются:
2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 4, 8 ч. 1 ст.54.1 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
1. Относительно довода об установлении в документации двух одинаковых критериев с разной шкалой оценки установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 24 информационной карты Конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом № 44-ФЗ установлены в разделе III Конкурсной документации.
Согласно Разделу III Конкурсной документации:
|
Критерии |
Значимость критерия |
Коэффициент значимости критерия |
|
1. |
Стоимостные критерии (цена договора) |
30 % |
0,3 |
|
2. |
Не стоимостные критерии участника закупки (качественные, функциональные и квалификационные характеристики) |
70 % |
0,7 |
|
3. |
Суммарные значения критериев |
100 % |
1 |
|
2. Оценка заявок по критерию «Опыт, квалификация и качество услуг» (качественные, функциональные характеристики объекта).
Для оценки заявок по критерию «Квалификация и качество услуг» используется 100-бальная шкала оценки с коэффициентом значимости критерия 0,7 и устанавливаются, в том числе показатели:
№ п/п |
Показатели
|
Шкала значимости показателей в баллах |
Коэффициент значимости |
Подтверждающие документы |
2. |
Обеспечение трудовыми ресурсами (количество штатных аудиторов, работающих на постоянной основе у участника конкурса) до 3х аудиторов до 5и аудиторов 7 аудиторов и более |
от 0 до 100 баллов
30 баллов 50 баллов 100 баллов |
20%
|
Копии трудовых книжек, аттестаты аудиторов, свидетельства о членстве в СРО, свидетельства о ежегодном повышении квалификации аудиторов в объеме 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год |
4. |
Наличие в штате аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат, выданный СРО после 01.01.2011г. 1 аудитор 2 аудитора 3 аудитора и более Отсутствие |
от 0 до 100 баллов
40 баллов 90 баллов 100 баллов 0 баллов |
5% |
Копия единого квалификационного аттестата аудиторов |
Согласно абзацу 2 подпункта б) пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу пункта 10 Постановления в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно пункту 27 Постановления показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно позиции Минфина России в письме от 17.04.2020 N 24-05-05/30961 Заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.
Спорная закупка является конкурсом, следовательно, Заказчик самостоятельно принимает решение об установлении значимых для него показателей критериев.
Исходя из пояснений Заказчика и положений законодательства Комиссия Кировского УФАС России делает вывод о том, что критерии №2 и № 4 содержат разные показатели, а именно: квалификацию трудовых ресурсов и обеспеченность участника трудовыми ресурсами, соответственно имеют разную шкалу значимости показателя и коэффициент значимости.
Довод Заявителя не обоснован.
2. Относительно довода об отсутствии в требованиях к участникам закупки указания на вид аттестата установлено следующее.
Частью 1 ст.31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
Пункт 29 Конкурсной документации содержит требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены, в том числе:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки:
- документ, подтверждающий членство участника закупки в саморегулируемых организациях аудиторов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Частью 1 статьи 3, частями 1, 4 статьи 4 Закона N 307-ФЗ предусмотрены обязательные требования к субъектам, которые вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также требования к документам, подтверждающим соответствие указанным условиям, а именно:
- для юридического лица - членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов;
- для индивидуального аудитора - физического лица - наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Таким образом, в качестве единых требований к участнику закупки должно быть предусмотрено только членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов, поскольку, в силу статьи 5 Закона N 307-ФЗ, обязательный аудит может осуществляться только аудиторскими организациями.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Относительно довода о необоснованном требовании о наличии у участника закупки единого аттестата установлено следующее.
Согласно части 7 статьи 11 Закона N 307-ФЗ квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.
Порядок получения квалификационных аттестатов аудиторов, выданных в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", регламентировался Приказом Минфина РФ от 12.09.2002 N 93н "Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации" (далее - Приказ N 93н).
С 2011 года порядок выдачи квалификационных аттестатов аудиторов предусмотрен Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 161н.
В соответствии с частью 4.1 статьи 23 Закона об аудиторской деятельности с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Вместе с тем, Заказчик имеет организационно-правовую форму – МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВОДОКАНАЛ».
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее Закон о ГУП) и ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), при учреждении государственного унитарного предприятия создается уставный фонд, а не уставный (складочный) капитал.
Таким образом, исходя их буквального толкования ч. 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, предусмотренное требование не распространяется на Заказчика, следовательно, аудит в его отношении может проводиться аудиторами с любым типом квалификационного аттестата.
Следовательно, Заказчик, установивший квалификационный аттестат, выданный после 01.01.2011 года, не нарушил положения законодательства, кроме того, непредставление аттестата не является препятствием к участию в закупке.
Использованный Заказчиком показатель и порядок оценки не противоречит требованиям Правил, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
4. Относительно довода об установлении критерия оценки, противоречащего требованиям законодательства, установлено следующее.
№ п/п |
Показатели
|
Шкала значимости показателей в баллах |
Коэффициент значимости |
Подтверждающие документы |
7. |
Наличие полиса страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственности за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности на сумму: |
От 0 до 100 баллов |
5% |
Копия полиса страхования
|
|
1 млн. рублей и более |
10 баллов |
||
|
5 млн. рублей |
50 баллов |
||
|
10 млн. рублей и более |
100 баллов |
||
|
Отсутствие |
0 баллов |
В соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 13 Закона об аудиторской деятельности аудиторская организация вправе страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности.
Специфика деятельности аудиторских компаний заключается в том, что у таких организаций в большинстве своем отсутствуют собственные и оборотные средства, за счет которых Заказчик мог бы получить возмещение убытков.
При этом, именно сам Заказчик имеет право провести внутреннюю оценку рисков и на основании своего уровня существенности определить достаточный уровень суммы страхового возмещения.
Кроме того, установление в документации о закупке вышеуказанного критерия, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг.
Указанная в Конкурсной документации шкала оценки не препятствует участию в закупке, согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 12.11.2020 года ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» приняло участие в закупке, жалобы на неправомерную оценку комиссией Заказчика указанного критерия в Кировское УФАС России не поступали.
Довод не обоснован.
5. Относительно довода о необоснованном установлении критерия оценки заявки участника закупки – «размер выручки…» установлено следующее.
№ п/п |
Показатели
|
Шкала значимости показателей в баллах |
Коэффициент значимости |
Подтверждающие документы |
8. |
Обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору проверки.
Размер выручки аудиторской организации от оказания аудиторских услуг за предыдущий отчетный год: |
От 0 до 100 баллов
|
20% |
Копия документа о финансовых результатах за предыдущий отчетный год
|
|
От 1 до 5 млн. руб. |
20 баллов |
||
|
От 6 до 9 млн. руб. |
50 баллов |
||
|
От 10 млн. руб. и более |
100 баллов |
||
|
Менее 1 млн. руб. |
0 баллов |
Комиссия Кировского УФАС России считает, что данный показатель исходит из объективной потребности Заказчика. В свою очередь, требования к показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия, в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, не установлены. В связи с этим, Заказчик вправе определить данные показатели самостоятельно. Указанные показатели установлены для рассмотрения и оценки заявок, в связи с чем не могут привести к ограничению количества участников закупки.
Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия Организатора торгов – МУП «Водоканал» при проведении открытый конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного бухгалтерского аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Водоканал» за 2020 год. (номер извещения 0540300001420000002).
В соответствии с ч.23 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Заместитель председателя комиссии «…»