Решение (комиссия) №ИФ/750/24 Решение № 043/10/18.1-107/2024 от 14 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 043/10/18.1-107/2024

 

 

 

 

 

 

13 февраля 2024 г. № 043/10/18.1-107/2024

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе:

Зам. председателя комиссии:

 – заместителя руководителя – начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;

Членов комиссии:

 – главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;

 – ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;

при участии посредством ВКС:

 

рассмотрев жалобу ООО «Глобалс Аудит»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

05.02.2024 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Глобалс Аудит» (далее – Заявитель) на действия КОГУП «Аптечный склад» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности КОГУП «Аптечный склад» по итогам работы за 2023 год (номер извещения 0540200001024000001).

Заявитель обжалует действия Заказчика по порядку оценки заявок участников конкурса, поскольку в протоколе рассмотрения вторых частей заявок отсутствует оценка заявки заявителя в части расчета по показателям, а также не указаны документы и сведения, которые приняты и не приняты заказчиком при определении суммарного значения по критерию.

Указывает, что не согласен с оценкой его заявки по критерию «Квалификация участников закупки». Обществом представлено 34 аудитора, из них 6 по основному месту работы, что подтверждает выписка расширенная №128876-ЮC_24_ОТ 23.01.2024. Также имеются «сведения о трудовой деятельности» в виде трудовых договоров в которых указано на «основное место работы». Это альтернативный документ вместо трудовой книжки, и право представить «сведение» вместо «трудовой книжки» установлено и показателем, и Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, далее – Положение). Возможно Заказчик ошибочно оценивал только трудовые книжки, и не оценивал трудовые договоры, что незаконно. Заказчик указал в показателе, и был обязан оценить основной публичный официальный проверяемый документ «Выписка из реестра СРО» со сведениями о трудовой деятельности (в том числе указано и основное место работы аудиторов), чего не сделал.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон защите конкуренции), по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности).

Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Соответствующая закупка, согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязана осуществляться Заказчиками посредством электронного конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). При этом, при осуществлении данной закупки не подлежат применению положения Закона о контрактной системе в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Рассмотрение жалобы назначено на 13.02.2024 г., стороны извещены по адресам электронной почты.

Представители Заказчика пояснили, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок и протокол подведения итогов содержат сведения и информацию, предусмотренную Законом о контрактной системе, сформированы с использованием электронной площадки. Размещение в протоколах сведений о детализированном описании информации по представленным участниками и принятыми комиссией документам и информации, Законом о контрактной системе не предусмотрено. Заявитель воспользовался своим правом на подачу запроса о разъяснении протокола подведения итогов в части своей заявки для проверки рейтингового места своей заявки, на который получил ответ от Заказчика.

Относительно довода о неправомерной оценке заявки Заявителя по критерию «Квалификация участников закупки» пояснили, что в соответствии с установленными критериями по поступившей заявке заявителя было засчитано 4 штатных единицы (работников), работающих по основанному месту работы в должности «аудитор», по которым были представлены все подтверждающие документы в полном объеме. У одного специалиста не был представлен скан трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 ТК РФ, подтверждающие работу в должности аудитор по основному месту работы в ООО «Глобалс Аудит». Другой специалист Заявителя в соответствии с предоставленными документами работником в должности «аудитор» не является. Трудовой договор и выписка из Реестр СРО не являются информацией и документами, подтверждающими наличие таких специалистов и их квалификацию в соответствии с положениями ТК РФ и не принимаются, не оцениваются заказчиком без предоставления трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 ТК РФ. Считают жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

06.01.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение
о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению финансового аудита. Начальная (максимальная) цена контракта – 124 736,67 руб.

Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Положение).

Согласно п. 2 Положения установлены, в том числе следующие понятия:

- оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок;

-значимость критерия оценки - вес критерия оценки в процентах в совокупности всех критериев оценки, установленных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);

- показатель оценки - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки;

- значимость показателя оценки - вес показателя оценки в процентах в совокупности всех показателей оценки, детализирующих оценку заявок по соответствующему критерию оценки;

В силу ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

Относительно довода Заявителя о неправомерном формировании протоколов по закупке, установлено следующее.

Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок, заказчик соответственно:

- осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

- формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

В пункте 3 части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе указаны требования к содержанию протокола рассмотрения вторых частей заявок, в котором должны содержаться сведения о присвоенных вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки).

В пункте 3 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе содержатся аналогичные положения, согласно которым в протоколе подведения итогов должны быть указаны значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки.

При этом, из пункта 2 раздела 2, пунктов 20 - 23 раздела 4, пункта 26 раздела 5 Положения, следует, что значение по критерию представляет собой итоговое количество баллов, рассчитанных по результатам применения одной из формул или шкалы оценки, с учетом значимости показателей и значимости критериев оценки заявок, примененных при проведении закупки.

В пункте 9 протокола рассмотрения вторых частей заявок от 29.01.2024, в пункте 9 протокола подведения итогов от 30.01.2024 (далее - протоколы) указаны сведения об участниках закупки с указанием их идентификационных номеров, решения о признании вторых частей заявок соответствующими требованиям извещения о закупке, а также итоговые оценки по критерию, установленному в пункте 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

Так, в отношении заявки заявителя (номер 115752182) в пункте 9 протоколов указана итоговая оценка - 48,00, в связи с чем значение по критерию квалификации участника закупки по пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено в соответствии с пунктом 3 части 13, пунктом 3 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Комиссия Кировского УФАС России отмечает, что толкование порядка оценки заявок, изложенное в жалобе заявителя, в части того, что протокол не содержит расчет по каждому показателю, а также оценку заявок по каждому документу, представленному в подтверждение соответствия показателям нестоимостных критериев, не основано на положениях законодательства о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Относительно довода Заявителя о неправомерной оценке заявки Заявителя по критерию «Квалификация участников закупки», установлено следующее.

В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Согласно п.п. «а» п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

В соответствии с п. 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:

трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Согласно п. 2 раздела 2 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке установлены детализирующие показатели «Общее количество исполненных участником закупки договоров на оказание услуг по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности» для показателя «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта» и «Количество у участника закупки штатных аудиторов, работающих на постоянной основе» для показателя «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» критерия «Квалификация участников закупки».

В соответствии с п. 2.2 раздела 3 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке для детализирующего показателя «Количество у участника закупки штатных аудиторов, работающих на постоянной основе» Заказчиком установлено предельное минимальное значение общего количества штатных специалистов определенного уровня квалификации, работающих по основному месту работы, предлагаемых участником закупки, которое составляет 3, а также предельное максимальное значение общего количества специалистов определенного уровня квалификации, предлагаемых участником закупки, которое составляет 6.

Перечень специалистов: по данному показателю оценивается количество работников в должности «аудитор», имеющих квалификационный аттестат и являющихся членами саморегулируемой организации аудиторов.

Перечень документов, подтверждающих наличие штатных специалистов и их квалификацию, направляемых в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов:

- скан трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66. 1 Трудового кодекса Российской Федерации о работе в должности «аудитора».

- выписка (расширенная) из реестра саморегулируемых организаций аудиторов, содержащая сведения о квалификационном аттестате аудитора.

Все указанные подтверждающие документы в полном объеме должны быть представлены по каждому специалисту, которого участник закупки декларирует как штатного аудитора, имеющего квалификационный аттестат аудитора, являющегося членом саморегулируемой организации аудиторов, в противном случае – такой специалист при оценке заявки не засчитывается.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 29.01.2024 г. на участие в конкурсе поступило 6 заявок, все признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещения. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 30.01.2024 г. комиссией по осуществлению закупок присвоен итоговый рейтинг заявкам участников. Наибольший рейтинг присвоен заявке 115750720 — 90,42 баллов, наименьший — заявке 115759951 — 54,73 балла.

Согласно ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.

Кроме того, в силу ч. 12 ст. 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.

Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.

При этом, доводы жалобы Заявителя сводятся к обжалованию результатов оценки заявки участника закупки в соответствии с критерием, установленным п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, и не подлежат рассмотрению Комиссией Кировского УФАС России.

Указанные нормы устанавливают изъятие из сферы контроля при проведении плановых и внеплановых проверок. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации не могут являться предметом административного контроля антимонопольного органа.

Данные результаты подлежат проверке в порядке судебного контроля.

Аналогичная правовая позиция отражена, в том числе, в судебной практике (Постановление АС СКО от 07.07.2021г. по делу № А53-11325/2020, Постановление АС ЦО от 30.06.2022 по делу № А83- 8621/2021, Определением Верховного Суда РФ от 28.09.2022 № 310-ЭС22-19561, Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2019 по делу № А40-162400/2018, решении Арбитражного суда Кировской области по делу № А28-10896/2022).

Указанная Заявителем в жалобе практика не принимается Комиссией Кировского УФАС России, поскольку принята по иным, отличным от настоящего дела обстоятельствам. В каждом конкретном случае устанавливаются фактические обстоятельства дела на основании доказательств, представленных сторонами.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Кировского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу ООО «Глобалс Аудит» на действия КОГУП «Аптечный склад» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности КОГУП «Аптечный склад» по итогам работы за 2023 год (номер извещения 0540200001024000001).

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

 

 

 

 

 

2024-814

 

 

Связанные организации

КОГУП "Аптечный склад"
ИНН 4347029500, ОГРН 1024301305665
ООО "Глобалс Аудит"
ИНН 6652022791, ОГРН 1076652000336