Решение б/н 1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Вра... от 18 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 043/05/5-4/2019

 

                                                                                                                                    г. Киров

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 18 апреля 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>

в    отсутствие заявителя - физического лица;

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общества с ограниченной ответственностью «Бизнес – Лэнд» (далее по тексту ООО «Бизнес-Лэнд»);

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Кировского областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Нива» (далее по тексту - КОГАУ «Издательский дом «Нива»);

при ведении протокола <…>;

рассмотрев дело № 043/05/5-4/2019, возбужденное по признакам нарушения ООО «Бизнес – Лэнд» и КОГАУ «Издательский дом «Нива» части 7 статьи  5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - Федеральный закон «О рекламе»), по факту размещения в газете «Нива» в № 82 (13.2014) от 11 октября 2018 г., № 90 (13.212) от 08.11.2018г. и в № 98 (13.220) от 06.12.2018 г.   рекламной информации следующего содержания: «Врачи областных лечебных учреждений – специалисты медицинского центра «<…>» (<…>) (ООО «Бизнес-Лэнд», лицензия № ЛО-43-01-02444 от 01.12.2016 г. выдана Департаментом здравоохранения Кировской области) приглашают на платный консультативный прием, УЗИ – диагностику с 8-00: УЗИ - диагностика (цифровой 4D сканер SonoScape S8) – Брюшной полости, почек, простаты, мочевого пузыря, мошонки, ТРУЗИ простаты; - Щитовидной, молочных желез; - Беременности, плода, видеозапись на флэш-карту; - Органов малого таза – гинекологии(внутривлагалищное); - Крупных суставов, мягких тканей, позвоночника (шейный и поясничный отделы);  - ЭХО - кардиоскопия - ;УЗИ сердца с цветным допплером; УЗ - допплерография сосудов: головы – ТКДГ, шеи – УЗГД; УЗ - допплерография артерий, вен конечностей; ПРИЕМ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: - КАРДИОЛОГ с ЭКГ; - невролог, ЭНМГ с конечностей; - ЭНДОКРИНОЛОГ; РЕВМАТОЛОГ (УЗИ суставов); Предварительная запись, информация о стоимости услуг по телефону: <…>; При посещении специалиста уточните возможные противопоказания» и аналогичного содержания рекламные объявления в № 90 (13.212) от 08.11.2018 и в № 98 (13.220) от 06.12.2018г. на 7 стр.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление физического лица (вх. № 8982 от 12.12.2018) о нарушении рекламного законодательства при размещении рекламы медицинских услуг ООО «Бизнес Лэнд» в газете «Нива» в № 82 (13.2014) от 11 октября 2018 г. на 8 странице следующего содержания: «Врачи областных лечебных учреждений – специалисты медицинского центра «<…>» (<…>) (ООО «Бизнес-Лэнд», лицензия № ЛО-43-01-02444 от 01.12.2016 г. выдана Департаментом здравоохранения Кировской области) приглашают на платный консультативный прием, <…>» и дополненительное обращение (вх. № 22 от 09.01.2019) о размещении аналогичной информации в газете «Нива» в № 90 (13.212) от 08.11.2018г. и в № 98 (13.220) от 06.12.2018г. на 7 стр.

Из заявлениий следует, что адрес фактического осуществления приема специалистами медицинского центра «<…>» ООО «Бизнес Лэнд» не совпадает с адресом, указанным в рекламном объявлении, что вводит потребителя рекламы в заблуждение.

Определением от 29 января 2019 г. в отношении ООО «Бизнес Лэнд» Кировским УФАС России было возбуждено дело № 043/05/5-4/2019 по признакам нарушения  части 7 стать 5 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела было назначено на 26 февраля 2019 г.

Определением от 26 февраля 2019 г. срок рассмотрения дела № 043/05/5-4/2019 был продлен. Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью привлечения к участию в деле КОГАУ «Издательский дом «Нива» в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, а также в связи с необходимостью получения Кировским УФАС России дополнительных сведений от лиц, участвующих в деле, для рассмотрения дела по существу. Рассмотрение дела № 043/05/5-4/2019  было назначено на 18 марта 2019 г.

14 марта 2019 года, директором ООО «Бизнес Лэнд» - <…> было заявлено ходатайство  об отложении рассмотрения дела № 043/05/5-4/2019 в связи с невозможностью явки на Комиссию.

Определением от 18 марта 2019 года рассмотрение дела № 043/05/5-4/2019 было отложено, в связи с решением Комиссии Кировского УФАС  России удовлетворить ходатайства ООО «Бизнес Лэнд» об отложении рассмотрения дела. Рассмотрение дела назначено на 04 апреля 2019 года.

КОГАУ «Издательский дом «Нива» 03 апреля было заявлено ходатайство, рассмотрении дела № 043/05/5-4/2019, назначенное на 04 апреля 2019 г., в отсутствие представителя.

Заседание Комиссии Кировского УФАС  России, назначенное на 04 апреля 2019 года, состоялось в отсутствие представителей, надлежащим образом  уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/5-4/2019.

КОГАУ «Издательский дом «Нива» в письменных пояснениях  к делу № 043/05/5-4/2019 вину не признало, пояснило, что запись ведется по телефону, указанному в объявлении, и априори  не может ввести потребителя рекламы в заблуждение, так как позвонив по телефону, указанному в рекламном объявлении, потребитель получит всю интересующую его информацию.

ООО «Бизнес Лэнд» письменную позицию не представило.

Комиссия Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела и изучив письменную позицию лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, пришла к следующим выводам.

Реклама, по определению ст. 3 Федерального закона  «О рекламе» - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, на привлечение внимания к которому направлена реклама, товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация следующего содержания: «Врачи областных лечебных учреждений – специалисты медицинского центра «<…>» (<…>) (ООО «Бизнес-Лэнд», лицензия № ЛО-43-01-02444 от 01.12.2016 г. выдана Департаментом здравоохранения Кировской области) приглашают на платный консультативный прием, УЗИ – диагностику с 8-00: УЗИ - диагностика (цифровой 4D сканер SonoScape S8) – Брюшной полости, почек, простаты, мочевого пузыря, мошонки, ТРУЗИ простаты; - Щитовидной, молочных желез; - Беременности, плода, видеозапись на флэш-карту; - Органов малого таза – гинекологии(внутривлагалищное); - Крупных суставов, мягких тканей, позвоночника (шейный и поясничный отделы);  - ЭХО - кардиоскопия - ;УЗИ сердца с цветным допплером; УЗ - допплерография сосудов: головы – ТКДГ, шеи – УЗГД; УЗ - допплерография артерий, вен конечностей; ПРИЕМ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: - КАРДИОЛОГ с ЭКГ; - невролог, ЭНМГ с конечностей; - ЭНДОКРИНОЛОГ; РЕВМАТОЛОГ (УЗИ суставов); Предварительная запись, информация о стоимости услуг по телефону: <…>; При посещении специалиста уточните возможные противопоказания» содержит все правовые признаки рекламы, указанные в определении: предназначена для неопределенного круга лиц, неперсонифицирована; направлена на формирование у потребителей рекламы желания воспользоваться предоставляемыми услугами медицинского центра; распространена посредством публикации в газете «Нива» (периодического печатного издания), которое является средством массовой информации; преследует цели формировать и поддерживать интерес потенциальных потребителей к медицинским услугам, предоставляемым ООО «Бизнес Лэнд» а также способствует продвижению рекламируемых медицинских услуг  на потребительском рынке.

Таким образом, учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы, можно сделать вывод о том, что вышеуказанная информация: «Врачи областных лечебных учреждений – специалисты медицинского центра «<…>» (<…>) (ООО «Бизнес-Лэнд», лицензия № ЛО-43-01-02444 от 01.12.2016 г. выдана Департаментом здравоохранения Кировской области) приглашают на платный консультативный прием, <…>», размещенная в газете «Нива» № 82 (13.2014) от 11.10.2018,  в № 90 (13.212) от 08.11.2018  и в № 98 (13.220) от 06.12.2018, содержит все признаки рекламы, перечисленные в ст. 3 Федерального закона «О рекламе»,  в связи с чем признается рекламой.

           Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»  ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В ст. 5 Федерального закона «О рекламе» предусмотрены общие требования к рекламе, в частности реклама должна быть добросовестной и достоверной, а также недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Норма части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая необходима  для получения потребителем полноты сведений, в данном случае об услугах, оказываемых ООО «Бизнес-Лэнд».

Поскольку распространенная реклама медицинских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий о предоставлении медицинских услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Так, в рекламе, размещенной в газете «Нива» № 82 (13.2014) от 11.10.2018,  в № 90 (13.212) от 08.11.2018  и в № 98 (13.220) от 06.12.2018, указано следующее: прием осуществляется специалистами медицинского центра, расположенного по адресу: <…>, в соответствии с лицензией № ЛО-43-01-02444 от 01.12.2016 г., выданной Департаментом здравоохранения Кировской области.

Согласно приложению № 1 к лицензии № ЛО-43-01-02444 от 01.12.2016 г.  адресом места осуществления услуг, выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности ООО «Бизнес Лэнд» в Зуевском районе Кировской области,  является адрес:  <…>.

Указание в рекламном объявлении юридического адреса медицинского центра и отсутствие в спорной рекламе сведений о месте фактического приема пациентов специалистами в городе, где распространяется газета «Нива» (г. Зуевка), вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку формирует неверное представление о том, что прием осуществляется только в г. Кирове, однако фактически медицинский центр осуществляет прием пациентов и в регионе, где распространялась реклама - в г. Зуевка.

Имеющиеся в материалах дела  документы: договор  № 2 субаренды нежилого помещения от 06 января 2018 г., копия постановления мирового судьи Зуевского судебного участка № 12 о назначении административного наказания от 09 января 2019 года по делу № 5-15/2019, подтверждают факт введения потребителей в заблуждение. Несоответствие указанного в рекламе адреса с адресом, по которому ООО «Бизнес Лэнд» вправе осуществлять свою предпринимательскую деятельность в г. Зуевка и с адресом фактического приема,  вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно места оказания рекламируемых услуг.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама: «Врачи областных лечебных учреждений – специалисты медицинского центра «<…>» (<…>) (ООО «Бизнес-Лэнд», лицензия № ЛО-43-01-02444 от 01.12.2016 г. выдана Департаментом здравоохранения Кировской области <…>», размещенная в газете «Нива» в № 82 (13.2014) от 11 октября 2018 г., № 90 (13.212) от 08.11.2018г. и в № 98 (13.220) от 06.12.2018 г., содержит нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: в ней отсутствует часть существенной информации о месте оказания рекламируемых медицинских услуг ООО «Бизнес-Лэнд» в г. Зуевка, соответственно искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, имеющие намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

По определению п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно имеющимся в материалах дела документам: договору № 17/У/18 на возмездное оказание услуг по размещению информационных рекламных материалов от 24 января 2018 г. г. Зуевка, платежному поручению № 270 от 15 октября 2018г., счету № 0300-001467 от 08.10.2018 и акту № 0300-001256 от 18 октября 2018 г. рекламодателем вышеуказанной рекламной информации является ООО «Бизнес Лэнд».  

Комиссией Кировского УФАС России установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и Устава общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Лэнд» основным видом деятельности ООО «Бизнес-Лэнд»  является общая врачебная практика. Специфика вида деятельности свидетельствует о том, что единственным лицом, которое имеет интерес к рекламированию медицинских услуг  является ООО «Бизнес-Лэнд».

Исследовав указанные выше документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы: «Врачи областных лечебных учреждений – специалисты медицинского центра «<…>» (<…>) (ООО «Бизнес-Лэнд», лицензия № ЛО-43-01-02444 от 01.12.2016 г. выдана Департаментом здравоохранения Кировской области) приглашают на платный консультативный прием <…>» является ООО «Бизнес-Лэнд», как продавец услуг и лицо определившее содержание рекламы. В данном случае ООО «Бизнес-Лэнд» было заинтересовано в привлечении внимания потребителей к оказываемым медицинским центром услугам.

В рассматриваемой ситуации ООО «Бизнес-Лэнд» является рекламодателем по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований, установленных  ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В связи с не подтверждением в действиях КОГАУ «Издательский дом «Нива» факта нарушения рекламного законодательства, поскольку учреждение фактически не определяло содержание рекламы, Комиссия Кировского УФАС России решила производство по делу в отношении КОГАУ «Издательский дом «Нива» прекратить.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила).

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения Федерального закона «О рекламе», Комиссия решила выдать ООО «Бизнес-Лэнд» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении  ООО «Бизнес-Лэнд».

Руководствуясь статьями 3, 5 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в  соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кировского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Врачи областных лечебных учреждений – специалисты медицинского центра «<…>» (<…>) (ООО «Бизнес-Лэнд», лицензия № ЛО-43-01-02444 от 01.12.2016 г. выдана Департаментом здравоохранения Кировской области) приглашают на платный консультативный прием, УЗИ – диагностику с 8-00: УЗИ - диагностика (цифровой 4D сканер SonoScape S8) – Брюшной полости, почек, простаты, мочевого пузыря, мошонки, ТРУЗИ простаты; - Щитовидной, молочных желез; - Беременности, плода, видеозапись на флэш-карту; - Органов малого таза – гинекологии(внутривлагалищное); - Крупных суставов, мягких тканей, позвоночника (шейный и поясничный отделы);  - ЭХО - кардиоскопия - ;УЗИ сердца с цветным допплером; УЗ - допплерография сосудов: головы – ТКДГ, шеи – УЗГД; УЗ - допплерография артерий, вен конечностей; ПРИЕМ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: - КАРДИОЛОГ с ЭКГ; - невролог, ЭНМГ с конечностей; - ЭНДОКРИНОЛОГ; РЕВМАТОЛОГ (УЗИ суставов); Предварительная запись, информация о стоимости услуг по телефону: <…>; При посещении специалиста уточните возможные противопоказания», размещенную в газете «Нива» в № 82 (13.2014) от 11 октября 2018 г., № 90 (13.212) от 08.11.2018г. и в № 98 (13.220) от 06.12.2018 г., так как она противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

2.  Выдать ООО «Бизнес – Лэнд» (<…>, <…>) предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС  России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  в отношении ООО «Бизнес – Лэнд» (<…>, <…>) и его должностного лица.

 

Решение может быть обжаловано в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             <…>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                                          <…>

 

 

 

                                                                                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны