Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ от 7 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 6

 

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

 от  «15» июля 2016 г.                                                                             г. Киров

 

 

   На рассмотрение Кировского УФАС поступило обращение ОАО «КировПассажирАвтотранс» (далее ОАО «КПАТ») от 17.05.2016 г. № 1095 (вход. регистр. № 2923 от 17.05.2016 г.) на действия  ООО «Автолайнер», выразившиеся в создании для ОАО «КПАТ» дискриминационных условий оплаты услуг пользования объектом транспортной инфраструктуры – автостанцией г. Советска Кировской области  по сравнению с другими перевозчиками, пользующимися аналогичными услугами ООО «Автолайнер».

   01.03.2016 г. на рассмотрение Кировского УФАС поступило обращение ОАО «КировПассажирАвтотранс» от 01.03.2016 г. № 428 (вход. регистр. № 1201 от 01.03.2016 г.) на действия  ООО «Автолайнер», выразившиеся в уклонении от заключения договора на предоставление в пользование объекта транспортной инфраструктуры – автостанции в г. Советске и в создании препятствий в пользовании данным объектом, что имеет свои результатом ущемление интересов ОАО «КПАТ» и ограничение конкуренции на товарном рынке перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 219 Киров-Советск.

По итогам рассмотрения указанного обращения в адрес ООО «Автолайнер» было направлено предупреждение № 1 от 01.04.2016 г., которым данному перевозчику было предложено прекратить нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем  подписания  и направления в адрес ОАО «КировПассажирАвтотранс» проекта договора от 17.02.2016 г. № 106 (с протоколом разногласий или без такового), либо путем направления в адрес ОАО «КировПассажирАвтотранс» проекта собственного договора на оказание услуг по предоставлению в пользование объекта транспортной инфраструктуры автостанции г. Советска в целях организации отправления и прибытия автобусов с автостанции (в т.ч. услуг по предоставлению посадочных платформ, продаже билетов на автобусы и обслуживанию пассажиров и багажа на автостанции г. Советска).

Во исполнение указанного предупреждения ООО «Автолайнер» направило в адрес ОАО «КПАТ» проект договора оказания услуг от 29.04.2016 г. № 04-16, которым было предусмотрено оказание со стороны ООО «Автолайнер» Открытому акционерному обществу «КировПассажирАвтотранс» на автостанции г. Советска, расположенного по адресу: г. Советск, ул. Строителей, 22, следующих услуг: по продаже билетов в кассе автостанции, предоставление посадочной платформы на территории автостанции для посадки/высадки пассажиров, предоставление места на территории автостанции для предрейсовой стоянки автобусов, предоставление услуг перронного контроля. Таким образом, в адрес перевозчика был направлен проект договора на пользование объектом транспортной инфраструктуры – автостанции г. Советска.

Разделом 4 указанного проекта договора предусмотрен следующий порядок расчетов:

П. 4.1 договора -  сумма вознаграждения Стороне-2 (ООО «Автолайнер») за услугу продажи билетов в кассе автостанции определяется из расчета 5 (пять) % от суммы денежных средств, полученных Стороной-2 от реализации билетов пассажирам и багажных квитанций на провоз багажа, перевезенным Стороной-1 (ОАО «КПАТ») за отчетный период, без НДС.

П. 4.2 договора – сумма вознаграждения Стороны-2 за услугу предоставления посадочной платформы на территории автостанции для посадки/высадки пассажиров определяется из расчета  200  (двести) руб. за каждый заезд автобуса Стороны-1, двигающегося по маршруту, на территорию автостанции для остановки у посадочной платформы, для высадки/посадки пассажиров.

П. 4.3 договора -  за услуги перронного контролера Сторона-1 оплачивает Стороне-2  30 (тридцать) руб. за каждый факт посадки пассажиров в автобус Стороны-1 на посадочной платформе автостанции.

П. 4.4 договора – сумма вознаграждения Стороны-2 за услугу предоставления места на территории автостанции для предрейсовой стоянки автобусов Стороны-2 определяется из расчета 1 (один) руб. за 2 часа стоянки автобуса Стороны-1 на отведенной территории автостанции для предрейсовой стоянки автобусов. Свыше 2 (двух)  часов стоянки автобуса Стороны-1 на отведенной территории автостанции взимается плата 50 (пятьдесят) рублей за каждый последующий час.

П.  4.5 договора – оплата услуг производится путем удержания Стороной-2 своего вознаграждения из денежных средств, полученных от реализации перевозочных документов. В случае, если сумма реализации перевозочных документов менее  суммы вознаграждения услуг Стороны-2, Сторона-2 выставляет дополнительный счет Стороне-1 на разницу.

 В заявлении, направленном в адрес Кировского УФАС, ОАО «КПАТ» сообщает, что условия предложенного договора в части стоимости оказанных услуг являются персональными для ОАО «КПАТ», так как иным перевозчикам были направлены иные условия договоров на оплату аналогичных услуг. Так, заявитель ссылается  на условия договоров, заключенных между ООО «Автолайнер» и ООО «Яранское ПАТП» и МУП «Лебяжская автоколонна», согласно которым оплата услуг автостанции предусмотрена в размере 17,7% от суммы проданных билетов на проезд и 50% от суммы проданных багажных квитанций на провоз багажа. Указанные условия, по мнению заявителя, являются стандартными  условиями для договоров, заключаемых как на территории Кировской области, так и других регионов.

Условия оплаты услуг автостанции г. Советска, изложенные в проекте договора от 29.04.2016 г. № 04-16 являются дискриминационными для ОАО «КПАТ». Из приведенных в заявлении расчетов следует, что при цене реализации одного билета по цене 250 руб. ОАО «КПАТ» должно будет перечислить ООО «Автолайнер» сумму 243,5 руб. При такой форме оплаты в случае, если на рейсы ОАО «КПАТ» не будет пассажиров, Общество вынуждено будет оплатить услуги ООО «Автолайнер» из иных источников доходов, помимо полученных от оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа рейсом № 219 Киров-Советск.

В ответ на запрос Кировского УФАС о предоставлении документов и информации (исх. от 17.06.2016 № 2687/02) ООО «Автолайнер» письмом от 1.07.2016 г. (вход. № 4063) сообщило, что в 2016 году с перевозчиками не было заключено никаких договоров на предоставление услуг по пользованию объектом транспортной инфраструктуры – автостанцией г. Советска, однако, всем перевозчикам в 2016 году были направлены одинаковые условия договоров, аналогичные, в том числе по вопросам оплаты, условиям проекта договора, направленного в адрес ОАО «КПАТ». Ни один из перевозчиков предложенные для подписания в 2016 году проекты договоров не подписал и в адрес ООО «Автолайнер» не возвратил.

Однако, при этом ООО «Автолайнер» оказывает иным, помимо ОАО «КПАТ», перевозчикам услуги по использованию объекта транспортной инфраструктуры – автостанции г. Советска в целях организации перевозок пассажиров и багажа – на условиях договоров, заключенных в 2014 – 2015 г.г.

Так, в материалы дела представлены заключенные с перевозчиками договоры на организацию перевозок пассажиров и багажа с автостанции г. Советска: от 10.09.2014 г. № 1 с ИП <…>, от 23.09.2014 № 3 с МУП «Лебяжская автоколонна», от 1.10.2014 г. № 4 с ИП <…>, от 12.11.2014 г. № 8 с ООО «Автоколонна № 1217», от 12.11.2014 № 10 с ИП <…>, от 12.11.2014 г. № 13 с МУП «Яранское ПАТП», от 2.12.2014 № 14 с ГУП «ЧР Чувашавтотранс Минтранса Чувашии, от 01.01.2015 № 18 с МУП «Лебяжская автоколонна», от 01.01.2015 г. № 19 с МУП «Яранское ПАТП», от 01.01.2015 г. № 20 с ИП <…>, от 01.01.2015 г. № 21 с <…>, от 01.01.2015 № 22 с ИП <…>, а также агентские договоры на услуги по организации перевозок пассажиров и багажа с автостанции г. Советска, заключенные с ООО «Транспортная компания «Авто-МИГ» от 10.03.2015 № 23 и с ООО «Авто-экспресс» от 18.03.2015  г. № 24.

Условиями всех перечисленных выше договоров предусмотрена оплата услуг, оказываемых на автостанции г. Советска, в размере 15 (пятнадцати) процентов от общей суммы денежной выручки, полученной от реализации билетов  на проезд пассажиров и 50 (пятьдесят) % от общей суммы, полученной от реализации билетов на провоз багажа.

Договоры, заключенные ООО «Автолайнер» с перевозчиками в 2015 г., содержали условие о том, что срок действия указанных договоров составляет с 1 января по 31 декабря 2015 г. Однако, поскольку перевозчики не заключили с ООО «Автолайнер» иные договоры по пользованию объектом транспортной инфраструктуры – автостанцией г. Советска, продолжают пользоваться услугами ООО «Автолайнер» по организации перевозки пассажиров и багажа с автостанции г. Советска, и оплачивают эти услуги в размерах, ранее согласованных в заключенных договорах, то можно сделать вывод о том, что ООО «Автолайнер» и указанные перевозчики состоят в фактических договорных отношениях, с оплатой услуг, из расчета15 (пятнадцати) процентов от общей суммы денежной выручки, полученной от реализации билетов  на проезд пассажиров и 50 (пятьдесят) % от общей суммы, полученной от реализации билетов на провоз багажа.

 .

Аналогичные условия оплаты услуг ООО «Автолайнер» содержались и в договорах, заключенных в 2014 – 2015 г.г. между данным Обществом и ОАО «КПАТ». Однако, ОАО «КПАТ» потребовало заключения нового договора в 2016 году. Условия оплаты услуг ООО «Автолайнер», изложенные в проекте договора от 29.04.2016 г. № 4-16, направленного в адрес ОАО «КПАТ», являются иными, нежели условия оплаты, установленные для других перевозчиков, и по мнению заявителя, ущемляют его интересы.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ОАО «КПАТ»  является перевозчиком по маршруту № 219 Киров-Советск. Организатором перевозок – Департаментом дорожного и транспорта Кировской области ОАО «КПАТ» 01.09.2014 г. выдан Паспорт регулярного маршрута № 219 Киров-Советск, в котором значатся конечные остановки Автовокзал г. Кирова и Автостанция г. Советска. На указанном маршруте перевозки пассажиров и багажа также осуществляет ООО «Автолайнер», которому  организатором перевозок – Министерством транспорта Кировской области в октябре 2015 г. также выдан Паспорт регулярного маршрута № 219. Таким образом, ОАО «КПАТ» и ООО «Автолайнер» конкурируют между собой на товарном рынке оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярному автобусному маршруту № 219 Киров-Советск.

ООО «Автолайнер» на основании договора аренды от 24.08.2015 г.  принадлежит здание Автостанции, расположенной по адресу: г. Советск, ул. Строителей, 22. Указанный объект недвижимого имущества передан в аренду собственником ООО «Автолайнер» в целях осуществления деятельности (оказания услуг) на объекте транспортной инфраструктуры г. Советска по обслуживанию пассажиров и перевозчиков на регулярных маршрутах.

Автостанция в г. Советске, принадлежащий на праве аренды ООО «Автолайнер», является в пределах Советского района Кировской области единственным объектом транспортной инфраструктуры, на котором могут оказываться услуги по продаже билетов на автобусы, а также по предоставлению в пользование посадочных платформ для посадки и высадки пассажиров, перевозку которых осуществляют любые перевозчики по регулярным автобусным маршрутам. В период с момента заключения договора аренды (24.08.2015 г.) иные хозяйствующие  субъекты не оказывали перевозчикам услуги по предоставлению в пользование объекта транспортной инфраструктуры в целях перевозки пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах. В этом смысле ООО «Автолайнер» осуществляет свою деятельность в отсутствие конкуренции, занимая долю на указанном товарном рынке 100 процентов в границах муниципального района – Советского района Кировской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

С учетом изложенного, ООО «Автолайнер» занимает доминирующее положение на товарном рынке предоставление в пользование перевозчикам объекта транспортной инфраструктуры Автостанции г. Советска в границах муниципального района – Советского района Кировской области, следовательно, на ООО «Автолайнер» распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством.

 

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 г. № 220 ФЗ (далее Закон об организации регулярных перевозок, закон вступил в силу с 14.07.2015 г., за исключением отдельных положений).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона «Об организации регулярных перевозок..», под межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации.

Автовокзал, автостанция – это объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям (п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 11 Закона № 220-ФЗ, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

На официальном сайте Правительства Кировской области размещена информация о Маршрутной сети регулярных пригородных и межмуниципальных маршрутов Кировской области, утв. распоряжением Департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области от 29.05.2015 № 27. Маршрут № 219 Киров-Советск включен в маршрутную сеть в качестве регулярного межмуниципального маршрута.

Пунктом 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ предусмотрено разделение маршрутов на регулярные перевозки по регулируемым тарифам, а также по нерегулируемым тарифам. Частью 2 ст. 15 Закона №  220-ФЗ установлено, что регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации   устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Правительством Кировской области не предусмотрено установление регулируемых тарифов на перевозки по регулярным межмуниципальным маршрутам.

Таким образом, маршрут № 219 Киров-Советск относится к регулярному межмуниципальному маршруту, перевозки по которому осуществляются по нерегулируемым тарифам.

Частью 1 ст. 34 Закона № 220 установлено, что владелец транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 220, условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ, договоры перевозки транспортом общего пользования отнесены к публичным договорам.

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Частью 2 ст. 426 ГК РФ установлено, что в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

8) создание дискриминационных условий.

Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами признаются дискриминационными условиями.

С учетом изложенного, в действиях ООО «Автолайнер» по созданию ОАО «КировПассажирАвтотранс» дискриминационных по сравнению с иными перевозчиками условий оплаты услуг пользования объектом транспортной инфраструктуры – автостанцией г. Советска в целях организации перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному регулярному автобусному маршруту № 219 Киров-Советск,  имеются признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», введенной Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ, в случаях выявления в действиях хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, признаков нарушения п. 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает ООО «Автолайнер» о необходимости прекращения в десятидневный срок с момента получения настоящего предупреждения указанных действий (бездействия), установив для  ОАО «КировПассажирАвтотранс» недискриминационные (равные по сравнению с иными перевозчиками) условия оплаты услуг пользования объектом транспортной инфраструктуры – автостанцией г. Советска в целях организации перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному регулярному автобусному маршруту № 219 Киров-Советск, путем подписания  и направления в адрес ОАО «КировПассажирАвтотранс» нового проекта договора оказания услуг либо предложения о внесении изменений в проект договора от 29.04.2016 г. № 4-16 в части оплаты услуг.

 

           О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

Руководитель управления                                                                   <…>                        

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны