Решение №60/04-2017р РЕШЕНИЕ по делу № 60/04-2017р от 17 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 60/04-2017 р

                                                                                                                        

Резолютивная часть решения оглашена 12 октября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 13 октября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел о нарушении рекламного законодательства в составе: Председателя комиссии <…> руководителя управления Кировского УФАС России, Членов Комиссии: <…>- начальника отдела ФРиР Кировского УФАС России; <…> -специалиста отдела ФРиР Кировского УФАС России;  

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

Кировского областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Южный»;

ООО фирма «Меховой дворик»;

при ведении протокола <…> – специалистом отдела ФРиР Кировского УФАС России;

рассмотрев материалы дела № 60/04-2017р по признакам нарушения Кировским областным государственным автономным учреждением «Издательский дом «Южный»  (далее –КОГАУ «ИД «Южный»)  и ООО «фирма «Меховой дворик» части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе» по факту размещения в газете  «Сельская трибуна» № 5 (11520) от 21 января 2017 года на 8 странице рекламной информации следующего содержания: «23 января  в КТМЦ с 9 до 15 час. ООО фирма «Меховой дворик» (г.Слободской). Для вас предоставляет самые низкие цены на шубки, головные уборы. Куртки и пальто (на верблюжьей шерсти) в большом ассортименте. <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»), Кировским УФАС России было установлено, что в газете  «Сельская трибуна» № 5 (11520) от 21 января 2017 года на 8 странице размещена рекламная информация следующего содержания: «23 января  в КТМЦ с 9 до 15 час. ООО фирма «Меховой дворик» (г. Слободской). Для вас предоставляет самые низкие цены на шубки, головные уборы. Куртки и пальто (на верблюжьей шерсти) в большом ассортименте. Большая новая меховая коллекция 2017 года. Цены от производителя, со скидками! Качество гарантировано. Предоставляется кредит (<…>».

Определением от 30.08.2017 возбуждено дело № 60/04-2017р, рассмотрение дела № 60/04-2017р назначено на 14.09.2017.  

Определением от 14.09.2017 срок рассмотрения дела продлен до 30.11.2017. Дополнительно для участия в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства привлечено ООО  фирма «Меховой дворик». Рассмотрение дела № 60/04-2017р  назначено на 12.10.2017.

Ответчик - КОГАУ «ИД «Южный», надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения дела, явку  представителя не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя.

Ответчик -ООО фирма «Меховой дворик», надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения дела, явку представителя не обеспечил, ходатайств об отложении не направил.

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная  в газете «Сельская трибуна» № 5 (11520) от 21 января 2017 года на 8 странице, следующего содержания: «23 января  в КТМЦ с 9 до 15 час. ООО фирма «Меховой дворик» (г.Слободской). Для вас предоставляет самые низкие цены на шубки, головные уборы. Куртки и пальто (на верблюжьей шерсти) в большом ассортименте. Большая новая меховая коллекция 2017 года. <…>», адресована неопределенному кругу лиц (читателям газеты «Сельская трибуна»), направлена на привлечение внимания покупателей к объекту рекламирования (товарам, реализуемым ООО фирма «Меховой дворик»), способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, к которым в том числе относится и банки.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В рассматриваемом случае из содержания рекламной информации следует, что ООО КБ «Ренессанс Кредит» предоставляет  финансовую услугу- кредит.

В силу статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) под кредитом понимается предоставление банком или иной кредитной организацией денежных средств заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее Федеральный закон "О банках и банковской деятельности") под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

Таким образом, правом на заключение кредитного договора обладает исключительно кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию.

В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" ООО КБ «Ренессанс Кредит»  выдана лицензия на осуществление банковских операций № 3354 от 26.04.2013г.

Статьей 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"  определено, что кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ.

Согласно части 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

На основании статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. 

Указанное в рассматриваемой рекламе наименование банк Ренессанс не соответствует полному наименованию юридического лица - Общество с ограниченной ответственностью  Коммерческий банк «Ренессанс Кредит" (сокращенное наименование ООО КБ «Ренессанс Кредит»), в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Доказательства того, что наименование банк Ренессанс является сокращенным фирменным наименованием, право на наличие которого предусмотрено статьей 7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в материалах дела отсутствует.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»  в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Целью введения данной статьи является защита прав потребителей рекламы на получение достоверной информации о рекламе финансовых услуг.

Исходя из анализа приведенных нормативных положений, целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, в части обязательного указания наименования лица, оказывающего финансовую услугу с целью соблюдения информационного права потребителей.

Учитывая изложенное, в рекламе, размещенной в газете «Сельская трибуна» № 5 (11520) от 21 января 2017 года на 8 странице, следующего содержания: «23 января  в КТМЦ с 9 до 15 час. ООО фирма «Меховой дворик» (г.Слободской). Для вас предоставляет самые низкие цены на шубки, головные уборы. Куртки и пальто <…>»,  отсутствуют сведения о  наименование или имени лица, оказывающего финансовые услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и (если имеется) отчество), следовательно, она размещена с  нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), так и рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).

Средство массовой информации «Сельская трибуна» зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области, свидетельство о регистрации   средства массовой информации <…> форма периодического распространения: периодическое печатное издание, газета, тематика образовательная, публицистическая, культурно-просветительская, информационная,  реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, учредитель  Министерство внутренней информационной политики Кировской области.

Устав КОГАУ «ИД «Южный» утвержден Распоряжением Министерства внутренней и информационной политики Кировской области 04.07.2016. Согласно п.1.6 Устава  Редакция газеты «Сельская трибуна» осуществляет деятельность по производству и выпуску издания как структурное подразделение КОГАУ «ИД «Южный».

Из документов, представленных в материалы дела, а именно: заявки, договора на оказание рекламно-информационных услуг № 9 от 21.01.2017, счета № 0К00-000427 от 23.12.2016, акта № 0К00-000003 от 21.01.2017, а также письменных объяснений следует,  что лицом, определившим объект рекламирования является ООО фирма «Меховой дворик», а лицом, осуществившим распространение рекламной информации в газете «Сельская трибуна» № 5 (11520) от 21 января 2017 года на 8 странице является КОГАУ «ИД «Южный».

Из анализа имеющихся в деле документов следует, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО фирма  «Меховой дворик» (рекламодателя) и КОГАУ «ИД «Южный» (рекламораспространителя).

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения  в материалах дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать КОГАУ «ИД «Южный» и ООО фирма «Меховой дворик» предписания об устранении нарушения рекламного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 3, ч. 1 ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.Признать  рекламу следующего содержания: «23 января  в КТМЦ с 9 до 15 час. ООО фирма «Меховой дворик» (г.Слободской). Для вас предоставляет самые низкие цены на шубки, головные уборы. Куртки и пальто (на верблюжьей шерсти) в большом ассортименте. Большая новая меховая коллекция 2017 года. <…>», размещенную в газете «Сельская трибуна» № 5 (11520) от 21 января 2017 года на 8 странице, в отсутствие наименования лица, оказывающего финансовую услугу (кредит), ненадлежащей, так как она противоречит части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать Кировскому областному государственному автономному учреждению «Издательский дом «Южный» предписание об устранении нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

3.Выдать ООО фирма «Меховой дворик» предписание об устранении нарушения  части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе».

4.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении ООО  фирма «Меховой дворик» и должностного лица ООО  фирма  «Меховой дворик».

5.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Кировского областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Южный» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                               <…>

 

 

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны