Постановление б/н П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о наложении штрафа от 15 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

«09» июня 2016 г.                                                                                                 г. Киров

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <...>, рассмотрев протокол № 60р-16/2-04-16р от 21.04.2016, составленный <...>, главным специалистом - экспертом отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в отношении должностного лица – индивидуального предпринимателя <…>, в связи с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», что привело к нарушению части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

 У С Т А Н О В И Л:

 

      Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу № 2/04-16р (резолютивная часть решения оглашена 3 марта 2016 года; в полном объеме решение изготовлено 18 марта 2016 года) в действиях ИП <…> был установлен факт нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», выразившийся в определении содержания рекламы финансовых услуг: «Кредит и рассрочка. Вам понравилась эффектная шубка, но не рассчитывали на покупку сейчас? Не проблема! В наших магазинах можно оформить любое понравившееся изделие в беспроцентную рассрочку сроком до 12 месяцев от банков партнеров или в кредит для интернет – магазина. <…> Выгодный кредит в магазине от банков для покупателей, которые смогут подойти лично к нам в магазин для оформления. Условия: без первоначального взноса, сроком до 12 месяцев, изделие забираете сразу. <…>», размещенной на странице http://ko-kirov.ru/page/credit в сети Интернет, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу, а также которая умалчивает о существенных условиях предоставления кредита, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

            Нарушение заключается в следующем.

В Кировское УФАС России поступило заявление Кировской региональной общественной организации общества защиты прав потребителей «Потребительский контроль» (далее – КРОО ОЗПП «Потребительский контроль») по факту размещения  рекламы следующего содержания «Кредит и рассрочка. Вам понравилась эффектная шубка, но не рассчитывали на покупку сейчас? Не проблема! В наших магазинах можно оформить любое понравившееся изделие в беспроцентную рассрочку сроком до 12 месяцев от банков партнеров или в кредит для интернет – магазина. <…> Выгодный кредит в магазине от банков для покупателей, которые смогут подойти лично к нам в магазин для оформления. Условия: без первоначального взноса, сроком до 12 месяцев, изделие забираете сразу. <…>» на странице в сети Интернет http://ko-kirov.ru/page/credit.

По мнению заявителя, в рассматриваемом рекламном модуле указаны недостоверные сведения о форме финансовой услуги – рассрочке, в то время как фактически данную услугу предоставляют банки, чем водятся в заблуждение потребители рекламы, то есть содержатся признаки нарушения п.4 ч.3 ст.5, ч.7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

По результатам рассмотрения антимонопольным органом поступившего заявления, было установлено, что спорный рекламный модуль также содержит признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, части 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Определением от 11.01.2016 Кировским УФАС России возбуждено дело №2/04-16р по признакам нарушения ИП <…>., ИП <…>. части 7 статьи 5  и пункта 2 части 2 статьи 28, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), выразившегося в определении содержания и распространении рекламы финансовых услуг, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу, а также которая умалчивает об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов, при этом в рекламе сообщается одно из таких условий.

Согласно ст. 3 Федерального закон «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация следующего содержания: «Кредит и рассрочка. Вам понравилась эффектная шубка, но не рассчитывали на покупку сейчас? Не проблема! В наших магазинах можно оформить любое понравившееся изделие в беспроцентную рассрочку сроком до 12 месяцев от банков партнеров или в кредит для интернет – магазина. <…> Выгодный кредит в магазине от банков для покупателей, которые смогут подойти лично к нам в магазин для оформления. Условия: без первоначального взноса, сроком до 12 месяцев, изделие забираете сразу. <…>», размещенная на странице http://ko-kirov.ru/page/credit, адресована неопределенному кругу лиц, поскольку распространена в сети Интернет, доступ к которой имеет неопределенный круг лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – финансовым услугам (кредит), услугам предоставления рассрочки, товару – меховым изделиям и их продвижение на рынке услуг, то есть соответствует требованиям статьи 3  Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

Требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» распространяются на рекламу финансовых услуг и финансовой деятельности. Соответственно для квалификации нарушения по указанной статье Федерального закона необходимо установить, что объектом рекламирования являются услуги либо деятельность, относящиеся к финансовым.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

К финансовой организации, оказывающей финансовые услуги, относится кредитная организация. Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные действующим законодательством.

В силу части 1 статьи 819 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

При этом кредит является одной из форм размещения денежных средств, которая в силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», относится к банковским операциям.

Анализ указанных норм в совокупности с понятием финансовой услуги, установленной Федеральным законом «О защите конкуренции», позволяет сделать вывод о том, что оказываемые кредитными организациями (банками) услуги по привлечению денежных средств (кредиты)  являются финансовыми услугами.

В спорной рекламе, размещенной на странице в сети Интернет http://ko-kirov.ru/page/credit, одним из объектов рекламирования является услуга – выдача кредита.

Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативно определенных понятий, указанные в спорной рекламе услуги (кредит) связаны с привлечением либо размещением денежных средств физических лиц, что позволяет идентифицировать их в качестве финансовых, на рекламу которых распространяются требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Статья 432 Гражданского кодекса РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», при этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 указанного закона.

Учитывая изложенное, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита и влияющие на нее.

В материалы дела представлены следующие документы, содержащие, в том числе условия предоставления финансовой услуги: договор о сотрудничестве с торговой организацией от 14.11.2011 №<…>, заключенный ОАО «Альфа – Банк» с ИП <…>., договор №<…>, заключенный КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) с ИП <…>., договор от 01.10.201 №<…>, заключенный ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» с ИП <…>., договор о сотрудничестве от 29.05.2015 №<…>, заключенный ООО «Сетелем Банк» с ИП <…>, договор о сотрудничестве от 07.09.2015 №<…>, заключенный ПАО «ЛЕТО БАНК» с ИП <…>

Рассматриваемая рекламная информация содержала только часть условий по предоставлению кредита, а именно: срок предоставления кредита (до 12 месяцев), а также отсутствие первоначального взноса.

При этом иные существенные условия предоставления кредита, такие как максимальная и минимальная сумма потребительского кредита, срок возврата потребительского кредита, валюта, в которой предоставляется потребительский кредит, процентная ставка и порядок  ее определения, в данной рекламе не указаны.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления займа может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Указывая в рекламе срок предоставления кредита (до 12 месяцев) и ссылаясь на отсутствие первоначального взноса при выдаче кредита, рекламодатель привлекает внимание к финансовым услугам, вместе с тем информация о том, что срок выдачи кредита тесно взаимосвязан с иными критериями: величиной процентной ставки, минимальной суммой покупки, величиной процента первоначального взноса (условия, установленные дополнительным соглашением №9 к договору о сотрудничестве с торговой организацией от 14.11.2011 №<…>, заключенному ОАО «Альфа – Банк» с ИП <…>), является существенной, и ее отсутствие в любом случае вводит потребителей в заблуждение относительно возможности получения кредита на срок до 12 месяцев. Данные условия являются существенными и влияют как на стоимость кредита, так и на окончательную сумму расходов потребителя, воспользовавшегося предложением банка  по кредиту.

Таким образом, спорный рекламный модуль умалчивает об иных условиях оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, а также не содержит необходимых условий, определяющих полную стоимость кредита и влияющих на нее, и размещен с нарушением п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Между тем, спорная рекламная информация содержит информацию о возможности предоставления финансовой услуги  - кредит, однако без указания наименования лица – кредитной организации, оказывающей данную услугу, что является нарушением ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

 Поскольку ИП <…> не может быть отнесена к финансовой организации, а также, исходя из осуществляемых ею видов деятельности, не оказывает банковских, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, услуг по договору лизинга в силу положений пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», следовательно, предоставляемая продавцом товара услуга по рассрочке при его оплате, не является финансовой услугой.

Исходя из положений статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», части 1 статьи 819 Гражданского кодекса РФ банкам и иным кредитным организациям предоставляется исключительное право по размещению денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности. При этом банки и иные кредитные организации в рамках осуществляемой деятельности не предоставляют услуг беспроцентной рассрочки платежа.

В соответствии ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку распространенная реклама меховых изделий, в том числе реклама покупки товара с условием о рассрочке ее платежа, направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий о возможности оплаты товара в рассрочку, предоставляемую ИП <…>., или за счет денежных средств, предоставленных банками - партнерами (ОАО «Альфа – Банк», КБ «Ренессанс Капитал» (ООО), ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ООО «Сетелем Банк», ПАО «ЛЕТО БАНК») в качестве кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Учитывая изложенное, предоставляемая ИП <…>. в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности услуга по оплате процентов по кредитному договору, заключенному между банком и покупателем товара, реализуемого указанным индивидуальным предпринимателем, не является финансовой услугой, а указание в рекламе такой услуги как «В наших магазинах можно оформить любое понравившееся изделие в беспроцентную рассрочку сроком до 12 месяцев от банков партнеров или в кредит для интернет – магазина» искажает смысл информации, содержит подмену понятий и не дает потребителям рекламы верного представления о лицах, предоставляющих услугу рассрочки платежа, и может ввести потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами, в заблуждение относительно порядка оплаты товара, а именно возможности его оплаты в рассрочку, предоставляемую ИП <…>>., или за счет денежных средств, предоставленных банками - партнерами в качестве кредита. Следовательно, спорная реклама нарушает ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Факт введения потребителя в заблуждение подтверждается поступлением в антимонопольный орган жалобы конкретного потребителя.

С учетом названных обстоятельств и положений части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п.2 ч.2 ст.28,  ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель. За нарушение требований ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» - рекламодатель и рекламораспространитель. Рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что спорная реклама, следующего содержания: «Кредит и рассрочка. Вам понравилась эффектная шубка, но не рассчитывали на покупку сейчас? Не проблема! В наших магазинах можно оформить любое понравившееся изделие в беспроцентную рассрочку сроком до 12 месяцев от банков партнеров или в кредит для интернет – магазина. <…> Выгодный кредит в магазине от банков для покупателей, которые смогут подойти лично к нам в магазин для оформления. Условия: без первоначального взноса, сроком до 12 месяцев, изделие забираете сразу. <…>» была размещена на странице в сети Интернет http://ko-kirov.ru/page/credit по инициативе ИП <...> на основании договора от <…> об оказании услуг по техническому и контентному обслуживанию веб- сайта, заключенному ИП <…> (Исполнитель) с ИП <…>. (Заказчик).

В соответствии с п. 2.3.4, 2.3.5, 2.2.5 указанного договора ответственность за содержание размещаемого материала несет ИП <…> ИП <…>. оказываются только услуги размещения информации на сайт.

В качестве документов, подтверждающих размещение рекламы, представлены следующие документы: счета от 30.09.2015 №16, от 31.10.2015 №17, от 30.11.2015 №18, от 31.12.2015 №19, от 31.01.2016 №20, акты сдачи – приемки к договору оказания услуг по контентному обслуживанию веб-сайта от 30.09.2015, от 31.10.2015, от 30.11.2015, от 31.12.2015, от 31.01.2016, подписанные Сторонами договора и подтверждающие отсутствие со стороны Заказчика претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг.

Согласно имеющимся в материалах дела документам и пояснениям лиц, участвующих в деле, реклама была разработана, согласована и передана для размещения на сайт ko-kirov.ru ИП <…>.

В рассматриваемой ситуации ИП <…>., являясь лицом, определившем объект рекламирования и распространившем спорную рекламу, является рекламодателем и рекламораспространителем по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п.2 ч.2 ст. 28,  ч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Указанный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу № 2/04-16р.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется с 18.12.2015г.  (акт  фиксации рекламы).

Ответственность за вышеуказанное нарушение законодательства РФ о рекламе предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. В соответствии данной нормой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ является установленный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в действиях ИП <…>, выразившихся в определении содержания рекламы: «Кредит и рассрочка. Вам понравилась эффектная шубка, но не рассчитывали на покупку сейчас? Не проблема! В наших магазинах можно оформить любое понравившееся изделие в беспроцентную рассрочку сроком до 12 месяцев от банков партнеров или в кредит для интернет – магазина. <…> Выгодный кредит в магазине от банков для покупателей, которые смогут подойти лично к нам в магазин для оформления. Условия: без первоначального взноса, сроком до 12 месяцев, изделие забираете сразу. <…>», размещенной на странице http://ko-kirov.ru/page/credit в сети Интернет, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу, а также которая умалчивает о существенных условиях предоставления кредита, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной административного правонарушения являются действия по определению содержания рекламы: «Кредит и рассрочка. Вам понравилась эффектная шубка, но не рассчитывали на покупку сейчас? Не проблема! В наших магазинах можно оформить любое понравившееся изделие в беспроцентную рассрочку сроком до 12 месяцев от банков партнеров или в кредит для интернет – магазина. <…> Выгодный кредит в магазине от банков для покупателей, которые смогут подойти лично к нам в магазин для оформления. Условия: без первоначального взноса, сроком до 12 месяцев, изделие забираете сразу. <…>», которые получат воспользовавшиеся услугами лица, что является нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. ИП <…> в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ несет административную ответственность как должностное лицо и является субъектом административного правонарушения.

Согласно ч.2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Субъективная сторона при совершении административного правонарушения характеризуется виной субъекта в форме неосторожности, поскольку  ИП <…> не предвидела возможности наступления вредных последствий, хотя должна была и могла их предвидеть. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, Кировское УФАС России считает, что рассматриваемое правонарушение было совершено ИП <…> по неосторожности.

            Место совершения административного правонарушения: страница http://ko-kirov.ru/page/credit в сети Интернет, посредством которой размещена рекламы следующего содержания: «Кредит и рассрочка. Вам понравилась эффектная шубка, но не рассчитывали на покупку сейчас? Не проблема! В наших магазинах можно оформить любое понравившееся изделие в беспроцентную рассрочку сроком до 12 месяцев от банков партнеров или в кредит для интернет – магазина. <…> Выгодный кредит в магазине от банков для покупателей, которые смогут подойти лично к нам в магазин для оформления. Условия: без первоначального взноса, сроком до 12 месяцев, изделие забираете сразу. <…>» - г. Киров .

Время совершения административного правонарушения: дата распространения рекламы на странице http://ko-kirov.ru/page/credit в сети Интернет следующего содержания: «Кредит и рассрочка. Вам понравилась эффектная шубка, но не рассчитывали на покупку сейчас? Не проблема! В наших магазинах можно оформить любое понравившееся изделие в беспроцентную рассрочку сроком до 12 месяцев от банков партнеров или в кредит для интернет – магазина. <…>» -18.12.2015г. (акт фиксации рекламы).

В ходе рассмотрения дела были исследованы все обстоятельства совершенного нарушения законодательства РФ о рекламе. Факты, изложенные в протоколе №60р-16/2-04-16р от 21.04.2016 об административном правонарушении, подтверждаются в полном объеме материалами дела № 2/04-16р.

О дате, месте и времени рассмотрения протокола ИП <…> уведомлена надлежащим образом (протокол от 21.04.2016, определение от 20.05.2016 получены индивидуальным предпринимателем  согласно уведомлению о вручении – 30.05.2016), ходатайств об отложении не заявляла.

Протокол рассмотрен в присутствии представителя ИП <..> по доверенности от 01.03.2016 – <…>.

Пояснила, что вину в совершении административного правонарушения признает, правонарушение произошло вследствие технической ошибки. Просит применить малозначительность и  учесть следующие обстоятельства: устранение нарушения в кратчайшие сроки, признание вины лицом совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла, отсутствие жалоб со стороны покупателей, составление кредитных договоров надлежащим образом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, совершенные индивидуальным предпринимателем <…> действия по определению содержания рекламы «Кредит и рассрочка. Вам понравилась эффектная шубка, но не рассчитывали на покупку сейчас? Не проблема! В наших магазинах можно оформить любое понравившееся изделие в беспроцентную рассрочку сроком до 12 месяцев от банков партнеров или в кредит для интернет – магазина. <…> Выгодный кредит в магазине от банков для покупателей, которые смогут подойти лично к нам в магазин для оформления. Условия: без первоначального взноса, сроком до 12 месяцев, изделие забираете сразу. <…>», размещенной на странице http://ko-kirov.ru/page/credit в сети Интернет, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

Данное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы, выразившееся в безразличном отношении лица к принятой на себя публично-правовой обязанности относительно соблюдения требований рекламного законодательства.

Федеральный закон от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» особо регламентирует распространение рекламы финансовых услуг, что обусловлено повышенными рисками по исполнению обязательств организациями, размещающими недостоверную рекламу по привлечению денежных средств лиц, в том числе граждан.

На основании изложенного, с учетом существа правонарушения, общественной значимости государственного контроля в области распространения рекламы финансовых услуг правонарушение, совершенное ИП <…>. представляет общественную опасность.

ИП <…> имела реальную возможность для соблюдения требований рекламного законодательства, но всех необходимых мер не предприняла, в результате чего имел место факт размещения ненадлежащей рекламы, чем было нарушено право неопределенного круга лиц, потребителей рекламируемых услуг на получение добросовестной и  достоверной информации. Данное правонарушение посягает на охраняемые отношения в сфере общественных отношений в области рекламы.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер  и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которая выразилась в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения ИП <…>. от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Кроме того, основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих обстоятельств установлено добровольное прекращение противоправного поведения, оказание лицом содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, совершение административного правонарушения впервые.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ отягчающих вину обстоятельств не установлено.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, руководителем Кировского УФАС России учтен характер совершенного правонарушения, его длительность, форма вины лица, привлеченного к административной ответственности,  отягчающие и смягчающие административную ответственность обстоятельства.

С учетом изложенного, исходя из  характера совершенного ИП <…> правонарушения и соразмерености его тяжести, общественной опасности правонарушения, наложение административного штрафа на ИП <…> осуществляется в минимальном размере санкции, установленной ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 3, 25 ФЗ «О рекламе», статьями 1.5, 2.1, 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Признать должностное лицо – индивидуального предпринимателя <…> виновной в совершении  административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Применить к должностному лицу – индивидуальному предпринимателю <…> меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 4 000 (Четырех тысяч) рублей.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

40 процентов – в федеральный бюджет;

60 процентов – в бюджет субъекта Российской Федерации.

Получатель: ИНН 4347021540

КПП 434501001 УФК  по Кировской области

 (Кировское УФАС России)  л/с 04401233690 

Банк получателя

Отделение  Киров

Расчетный счет:

№ 40101810900000010001

БИК 043304001

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

Плательщик: индивидуальный предприниматель <…>

 

 

161 1 16 26000 01 6000 140  Штраф за нарушение законодательства о рекламе

ОКТМО  33701000

УИН  0319805920060900000467668

 

 

К оплате:    4 000 (Четыре тысячи) рублей

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ИП <…> надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области копии платежных документов. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано  в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Руководитель управления                                                                                        <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны