Решение б/н Решение по делу № 62 по признакам нарушения ООО «КИА-Центр К... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

от "18" июня 2012 г.                                                                                               г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 62

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – зам.руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

- <...> – представителя ООО «КИА-Центр Киров» по доверенности от 25.05.2012 № б/н;

- <...>  – представителя ООО «КИА-Центр Киров» по доверенности от 12.01.2012 г. № б/н;

в отсутствии надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела ИП <...>

протокол вела <...> – специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 62 по признакам нарушения ООО «КИА-Центр Киров» (<...>) и ООО «Карат» (<...>) ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

   Кировским УФАС России при осуществлении государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства было установлено, что в газете «Про Город Киров» № 14 (36) от 07.04.2012 г. на 10 стр. размещен рекламный модуль следующего содержания: «От 3,9% KIA FINANSE* Финансовые услуги. Дерзкий характер. Эффектная внешность. Подчеркнутая индивидуальность. Новый KIA Optima не признает авторитетов и не скрывает превосходства. Энергичный и амбициозный, новый бизнес-седан от KIA – настоящая сенсация в своем классе! KIA Optima – это вызов сильным! UEFA EURO 2012  POLAND-UKRAINA 150 000 км 5 лет гарантии *Специальное предложение. При покупке KIA Optima скидка на все комплектации 50 000 рублей или льготный кредит от 3,9% по программе KIA FINANSE. Предложение действительно до 30.04.2012 г. ** 5 лет. Гарантия 5 лет/150 000 км. Действительна на автомобили, реализуемые официальными дилерами ООО «Киа Моторс РУС» с 1 марта 2009 года на условиях, указанных на сайте www.kia.ru и в сервисной книжке производителя. ЗАО «ВТБ24» Новая Optima Вызов сильным! – 50 000  www.kia.kirov.ru «КИА-Центр Киров» (8332) 58-47-97 г. Киров, ул. Сев. Кольцо, д. 52». Указанная информация сопровождается изображением автомобиля KIA Optima.   

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользование им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита и влияющие на нее.

Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе указано только одной из условий, влияющее на стоимость кредита, а именно процентная ставка - 3,9%, а другие существенные условия не указаны, что содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе»

В соответствии с договором № 33/14 от 30.03.2012 г., заявкой № 1 от 30.03.2012 г., счетом № 00000082 от 30.03.2012 г., п/п №689 от 03.04.2012 г. рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «КИА-Центр Киров».

Учитывая тот факт, что вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которое в соответствии с ч. 6 ст. 38 несет рекламодатель, было возбуждено производство по делу в отношении ООО «КИА-Центр Киров». Рассмотрение дела было назначено на 29.05.2012 г., впоследствии продлевалось и откладывалось.

Кроме того, дополнительно был привлечен в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ИП <...> (рекламораспространитель спорного рекламного модуля).

На заседании Комиссии представители ООО «КИА-Центр Киров» пояснили следующее: «В соответствии с заключенным между Обществом и ИП <...> договором № 33/14 от 30.03.2012 г. на размещение рекламных материалов в еженедельнике «PRO-Город», проект рекламного модуля подлежит предварительному согласованию (п. 2.1.4 договора). Размещенный 07.04.2012 года рекламный материал не был предварительно согласован в окончательной редакции, содержит явное несоответствие и отсутствие последовательности в тексте. Например, после ссылки на сайт и сервисную книжку следует наименование банка, далее наименование автомобиля, что явно не логично. Окончательный и корректный порядок размещения ссылки на код кредита «от 3,9%» не был определен.  Рекламораспространителю было устно сообщено, чтобы он не размещал рекламу. Кроме того, текст «от 3,9%» это не процент кредитования, а своего рода код кредитной услуги (рекламная ставка), предлагаемая в рамках указанной программы. Следовательно, ООО «КИА-Центр Киров» как рекламодатель, не нарушало часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На заседание Комиссии ИП <...> надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (вручено адресату 08.06.2012г.), своего представителя не направил, каких-либо ходатайств не заявлял. Поэтому Комиссия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП <...>

Изучив имеющиеся материалы и выслушав всех лиц, участвующих в деле, Комиссия установила, что ООО «КИА-Центр Киров» нарушило ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе»; в отношении ИП <...> дело прекращено в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела в его действиях наличия фактов нарушения рекламного законодательства.

Выводы комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Спорная информация, размещенная в газете «Про Город Киров» № 14 (36) от 07.04.2012 г., является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

Из содержания рекламы следует, что при покупке автомобиля KIA Optima предосталяется скидка на все комплектации 50 000 рублей или льготный кредит от 3,9% по программе KIA FINANSE.

Статья 432 ГК РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Статьей 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года № 395 – 1 установлено, что в договоре указывают проценты, ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг, сроки их исполнения, в т. ч. сроки обработки платежных документов, имущественную ответственность сторон за нарушение договора, порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

Реклама финансовой услуги не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе).

Согласно информации о программе кредитования KIA FINANSE, размещенной в Интернете на сайте  КИА Моторс Рус, автомобиль KIA предоставляется в кредит под 3,9% годовых в рублях на 12 месяцев и при первоначальном взносе от 50%.

В рассматриваемой рекламе указано только одной из условий, влияющее на стоимость кредита, а именно процентная ставка - от 3,9%, а другие существенные условия (срок, сумма кредита, первоночальный взнос и др.) не указаны.

Поскольку распространенная реклама банковской услуги направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях предоставления льготного кредита KIA FINANSE «от 3,9 %» может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.

С учетом названных обстоятельств и положений части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе следует признать, что реклама, размещенная в газете «ПРОГород» не отвечает требованиям закона.

Пояснение представителя ООО «Киа-Центр Киров» о том, что «3,9%» это не процент кредитования, а своего рода код кредитной услуги (рекламная ставка) опровергается самим содержанием рекламы, в которой сообщается: «льготный кредит от 3,9%».

Довод представителей Общества о том, что рекламный модуль не был предварительно согласован также не принимается в виду следующего.

27.04.2011 г. между ООО «КИА-Центр Киров» с одной стороны и ИП <...> с другой стороны был заключен договор № 33/14 на размещение рекламы в газете «ПРОГород Киров». Согласно заявке № 1 к указанному договору рекламные и/или информационные материалы, подлежащие размещению Исполнителем (ИП <...>), предоставляются заказчиком (ООО «КИА-Центр Киров»).

Пунктом 2.2.3 договора № 33/14 установлено, что заказчик вправе снять «материал», подлежащий размещению, путем письменного извещения Исполнителя не позднее 12 часов понедельника текущей недели.

Согласно пояснений представителя ООО «КИА-Центр Киров» на заседании Комиссии, письменно Общество не извещало ИП <...> о недопустимости размещения рекламного модуля KIA FINANSE в газете «Про Город Киров» № 14 (36) от 07.04.2012 г.    

В материалах дела имеется электронная переписка между сотрудником ООО «КИА-Центр Киров» <...> и администратором газеты «ПРОГород» <...> по поводу размещения рекламного модуля KIA FINANSE. Из содержания данной электронной переписки следует, что сотрудник Общества выбирает из двух вариантов макет рекламы, предложенный рекламораспространителем, при этом свое несогласие по размещению рекламы KIA FINANSE не выражает.

Кроме того, в соответствии с п. 7.1 договора № 33/14 для подтверждения исполнения своих обязательств, Стороны подписывают уполномоченными на то лицами Акт выполненных работ и/или услуг. Исполнитель направляет заказчику подписанный со своей стороны Акт выполненных работ и/или услуг. Заказчик в течении семи рабочих дней с момента получения такого Акта обязан подписать его и направить исполнителю, либо направить Исполнителю мотивированный отказ в подписании с обоснованием недостатков выполненной работы, оказанной услуги.

ООО «КИА-Центр Киров» после выхода спорной рекламы подписало акт выполненных работ № 00000082 от 09.04.2012 г. Тем самым, Общество согласилось с тем, что услуги по размещению рекламы выполнены полностью и в срок, претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеется, что подтверждается актом выполненных работ № 00000082.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы (и Обществом они не заявлялись), подтверждающие тот факт, что ООО «КИА-Центр Киров» до возбуждения дела антимонопольным органом  направляло какие-либо письменные претензии в редакцию газеты по факту размещения рекламного модуля (данные претензии были направлены 25.05.2012 г., т.е. после возбуждения антимонопольным органом дела № 62).

Содержание спорного рекламного модуля, размещенного в газете «ПРОГород Киров», определило ООО «КИА-Центр Киров», которое в данном случае выступает в качестве рекламодателя.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе»,  несет рекламодатель, которым является        ООО «КИА-Центр Киров». Нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.

Комиссия решила, производство по делу в отношении ИП <...> прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела в его действиях  фактов нарушения рекламного законодательства.

Учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела спорная реклама не размещается, Комиссия решила не выдавать ООО «КИА-Центр Киров» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом ООО «КИА-Центр Киров» является директор -  <...> , который осуществляет текущее руководство деятельностью Общества и именно он заключил от имени ООО «КИА-Центр Киров» договор на размещение рекламы.

Комиссия считает необходимым привлечь директора ООО «КИА-Центр Киров» <...> к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «От 3,9% KIA FINANSE* Финансовые услуги. Дерзкий характер. Эффектная внешность. Подчеркнутая индивидуальность. Новый KIA Optima не признает авторитетов и не скрывает превосходства. Энергичный и амбициозный, новый бизнес-седан от KIA – настоящая сенсация в своем классе! KIA Optima – это вызов сильным! UEFA EURO 2012  POLAND-UKRAINA 150 000 км 5 лет гарантии *Специальное предложение. При покупке KIA Optima скидка на все комплектации 50 000 рублей или льготный кредит от 3,9% по программе KIA FINANSE. Предложение действительно до 30.04.2012 г. ** 5 лет. Гарантия 5 лет/150 000 км. Действительна на автомобили, реализуемые официальными дилерами ООО «Киа Моторс РУС» с 1 марта 2009 года на условиях, указанных на сайте www.kia.ru и в сервисной книжке производителя. ЗАО «ВТБ24» Новая Optima Вызов сильным! – 50 000  www.kia.kirov.ru «КИА-Центр Киров» (8332) 58-47-97 г. Киров, ул. Сев. Кольцо, д. 52», размещенную в газете «Про Город Киров» № 14 (36) от 07.04.2012 г., так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ООО «КИА-Центр Киров», нарушившим ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. ООО «КИА-Центр Киров» не выдавать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства в связи с тем, что спорная реклама в настоящее время не распоространяется.

4. Производство по делу в отношении ИП <...> прекратить,  в связи с не подтверждением в ходе рассмотрения дела, в действиях индивидуального предпринимателя, наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «КИА-Центр Киров» <...>

 

Решение изготовлено в полном объеме   02  июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны