Решение б/н Признать необоснованной жалобу ООО УК «Наш Дом» на действия ... от 18 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление по Кировской области

 

 
   


Юридический адрес: 610020 г. Киров, ул. К. Либкнехта, 55.

 

 

 

«18» декабря 2020 г.                                                                        № 043/10/18.1 – 1085/2020

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

Зам. председателя комиссии:

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

30.11.2020 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО УК «Наш дом» (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов – АО «Куприт» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для АО «Куприт» на территории муниципальных образований, входящих в Лот №5 (номер извещения 0440000001020000005). Специализированная организация – ООO «Экспертиза в сфере закупок».

Жалоба рассматривается в порядке ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования законодательства при формировании Аукционной документации. Заявителем в ходе рассмотрения жалобы представлены дополнения к жалобе.

Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика, запрошены необходимые документы по исследуемой закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрение жалобы назначалось на 09.12.2020 года, откладывалось на 18.12.2020 года. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.

Представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, а именно:

1. Проект договора предусматривает не только изменение мест накопления ТКО, но и мест нахождения полигонов, на которые вывозятся ТКО, что свидетельствует о неопределённости условий исполнения договора, не позволяет определить транспортные затраты участников закупки с учетом надлежащего исполнения всех заявленных заказчиком условий договора.

2. Проект договора содержит значительное количество оснований для одностороннего расторжения договора с Исполнителем, Заявитель считает данные условия нарушающими права Исполнителя, дают право Заказчику расторгнуть договор за любое единичное нарушение положений договора.

3. Положения проекта договора содержат избыточные требования к ведению отчетности Исполнителем, кроме того, положения документации дают Заказчику право вмешиваться в деятельность исполнителя проведением проверок с уведомлением об этом за 3 часа либо без уведомления, а также содержит положения о возможности изменения положений договора с уведомлением Исполнителя в удобные для Заказчика сроки начала их исполнения.

4. Проекта договора содержит дополнительные обязанности Исполнителя, не относящиеся к предмету данного контракта и относятся к деятельности Регионального оператора.

5. Заказчиком необоснованно установлены значительные сроки оплаты услуг Исполнителя, а именно: срок проверки документов, представленных в качестве подтверждения оказанных услуг составляет более 100 дней, однако, ни один из действующих перевозчиков ТКО в регионе не имеет финансовых запасов, позволяющих оказывать услугу по транспортированию ТКО в течение четырех календарных месяцев без оплаты.

Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.

Заказчик представил письменные возражения, которые поддержал на заседании комиссии. Установленная проектом договора возможность одностороннего изменения договора не нарушает законодательство о контрактной системе, в Приложении № 2 к проекту договора содержится информация о местах приема и передачи ТКО, в случае невозможности размещения и (или) прекращения приема ТКО отходы направляются на резервные полигоны, указанные в территориальной схеме, что позволяет оценить стоимость услуг с учетом возможных изменений потоков ТКО. Считает условия договора о праве на односторонний отказ от исполнения договора соответствующими гражданскому законодательству и законодательству о контрактной системе. Пункты 5.4.10 и 12.5 проекта договора содержат основания расторжения договора, которые не противоречат друг другу, а применяются при наступлении различных случаев. Сроки оплаты по договору считает соответствующими требованиям законодательства – 30 календарных дней с даты подписания актов приемки оказанных услуг, иные сроки касаются процедуры приемки оказанных услуг. Считает, что все условия договора соответствуют нормам Закона о контрактной системе и гражданскому законодательству. Просит признать жалобу необоснованной.

Заслушав доводы Заявителя, Заказчика, исследовав представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

17.11.2020 года Заказчиком в ЕИС на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для АО «Куприт» на территории муниципальных образований, входящих в Лот №5 (номер извещения 0440000001020000005). Начальная (максимальная) цена договора - 370 334 585,54 руб.

Согласно Техническому заданию требуется оказать услуги по транспортированию твердых коммунальных на территории муниципальных образований, входящих в - города областного подчинения: г. Кирово-Чепецк, г. Вятские Поляны; муниципальные районы: Кирово-Чепецкий район, Куменский район, Сунский район, Нолинский район, Зуевский район, Фаленский район, Унинский район, Немский район, Кильмезский район, Малмыжский район, Уржумский район, Вятскополянский район;  муниципальный округ: Богородский.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133 утверждены правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее – Правила).

В соответствии с п. 4 Правил торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

1. Относительно довода об одностороннем изменении мест накопления ТКО, а также мест приема и передачи ТКО установлено следующее.

В соответствии с п. 1.5 Проекта договора Аукционной документации перечень Мест приема и передачи ТКО установлен Приложением № 2 к настоящему договору в соответствии с Территориальной схемой. Перечень Мест приема и передачи ТКО может быть изменен Региональным оператором в границах Территориальной схемы обращения с отходами на основании уведомления (оформление отдельного дополнительного соглашения не требуется, но может быть оформлено по просьбе одной из сторон). Изменения, указанные в уведомлении, обязательны для Оператора с момента, указанного в уведомлении Регионального оператора. Оператор обязан соблюдать схему потоков ТКО, установленную Территориальной схемой.

Согласно п. 5.4. Проекта договора Аукционной документации Региональный оператор имеет право:

5.4.13 по предварительному письменному уведомлению Оператора вносить изменения (актуализировать) в перечень Мест накопления твердых коммунальных отходов в границах Зоны деятельности Оператора.

5.4.14. по предварительному письменному уведомлению Оператора в случаях, связанных с прекращением эксплуатации объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и (или) вводом в эксплуатацию новых объектов, до внесения изменений в Территориальную схему обращения с отходами, вносить изменения (актуализировать) перечень мест приема и передачи твердых коммунальных отходов, без необходимости внесения изменений в Договор.

Техническим заданием и Проектом договора Аукционной документацией также установлены направления транспортирования твердых коммунальных отходов (тыс. тонн) (места приема и передачи ТКО):

Год

Наименование муниципального образования

Наименование объекта инфраструктуры

Масса отходов, тыс. тонн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

Богородский район

Полигон твердых бытовых отходов (1 очередь) пгт. Богородское 43-00079-З-00398-021018*

0,809198

Зуевский район

Полигон ПО и ТБО г  Зуевка 43-00029-З-00592-250914*

3,87273

Кильмезский район

Полигон ООО «ТехноТрейд» (Свалка ТБО в пгт Суна)*

2,162427

Кирово-Чепецк

Полигон ПО и ТБО г  Зуевка 43-00029-З-00592-250914*

15,004114

Полигон ТБО в Просницком СП  урочище Шиляево Кирово-Чепецкого района 43-00071-З-00255-240517*

0,936

Кирово-Чепецкий район

Полигон ПО и ТБО г  Зуевка 43-00029-З-00592-250914*

4,794048

Полигон ТБО в Просницком СП  урочище Шиляево Кирово-Чепецкого района 43-00071-З-00255-240517*

4,16

Куменский район

Полигон твердых бытовых отходов (1 очередь) пгт. Богородское 43-00079-З-00398-021018*

3,103479

Малмыжский район – левый берег

Полигон ООО «ТехноТрейд» (Свалка ТБО в пгт Суна)*

0,44408

Малмыжский район – правый берег

Полигон ТБО г. Вятские Поляны 43-00023-З-00592-250914*

3,97657

Немский район

Полигон ООО «ТехноТрейд» (Свалка ТБО в пгт Суна)*

1,303343

Нолинский район

Полигон ООО «ТехноТрейд» (Свалка ТБО в пгт Суна)*

3,520011

Сунский район

Полигон ООО «ТехноТрейд» (Свалка ТБО в пгт Суна)*

1,127351

Унинский район

Полигон твердых бытовых отходов (1 очередь) пгт. Богородское 43-00079-З-00398-021018*

1,437269

Уржумский район

Уржумский полигон ТБО 43-00028-З-00592-250914*

4,413084

Фаленский район

Полигон ПО и ТБО г  Зуевка 43-00029-З-00592-250914*

1,833112

Вятские Поляны

Полигон ТБО г. Вятские Поляны 43-00023-З-00592-250914*

6,569127

Вятскополянский район

Полигон ТБО г. Вятские Поляны 43-00023-З-00592-250914*

4,891496

*в случае невозможности размещения и(или) прекращения приема ТКО на указанных объектах размещения, отходы направляются на резервные объекты, указанные в территориальной схеме. Решение о перенаправлении принимаются региональным оператором с уведомлением в адрес Оператора.

Распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 29.07.2020 N 15 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области согласно приложению (далее – Территориальная схема).

Территориальной схемой установлено, что:

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в зоне деятельности в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области. При возникновении обстоятельств, препятствующих размещению твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов, региональный оператор вправе перенаправить потоки твердых коммунальных отходов на доступные объекты размещения отходов, включенные в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области, до устранения указанных обстоятельств.

Под обстоятельствами, препятствующими размещению твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов, принимаются следующие обстоятельства:

1) приостановление или прекращение деятельности организации, эксплуатирующей объект размещения отходов;

2) отзыв или приостановление действия лицензии организации, эксплуатирующей объект размещения отходов;

3) смена юридического лица, являющегося организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов;

4) исключение объекта из Государственного реестра объектов размещения отходов;

5) вступление в законную силу решения суда о признании недействующим разрешения на ввод объекта размещения отходов в эксплуатацию либо иного решения, исключающего возможность эксплуатации объекта размещения отходов;

6) иные обстоятельства непреодолимой силы, определенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Кировской области.

Предлагаемые возможные варианты при изменении потоков ТКО на 2020 год представлены в таблице 16.

Таким образом, условиями Аукционной документации определены основные места размещения ТКО, а также отсылка на территориальную схему, содержащую, в том числе резервные полигоны, также территориальная схема содержит случаи, которые могут стать причиной изменения размещения ТКО.

Следовательно, проект договора содержит необходимую информацию, которая позволит определить потенциальному участнику возможные риски, связанные с изменением места размещения ТКО.

Относительно изменения мест накопления ТКО Комиссия Кировского УФАС России установила, что изменение мест накопления ТКО предусмотрено договором только в границах лота, а также в случае внесения изменений в Территориальную схему, то есть по независящим от Регионального оператора обстоятельствам.

В случае значительного изменения Территориальной схемы договором установлено условие о расторжении договора (п.5.4.10).

Довод Заявителя не обоснован.

2. Относительно довода о необоснованном включении в проект договора избыточного количества оснований для расторжения договора установлено следующее.

Согласно пп. ж) п. 5 Правил при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Закона о контрактной системе, регламентирующие изменение и расторжение контракта.

Проект договора (п. 5.4.10) содержит право Регионального оператора отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора в перечисленных случаях.

Вместе с тем, пунктом 12.5 Проекта договора предусмотрено право Регионального оператора отказаться в одностороннем порядке от договора (исполнения договора), помимо оснований, указанных в п. 5.4.10 настоящего договора, в случае нарушения Оператором существенных условий настоящего договора.

Согласно п. 12.2 Проекта договора настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Регионального оператора от исполнения договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и по основаниям, установленным настоящим договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 728 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Согласно ст. 729 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

 В соответствии с ч. 3 ст. 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Гражданский кодекс РФ не содержит прямого запрета на уточнение Заказчиком нарушений договора, которые являются для него существенными и неустранимыми, влекущими односторонний отказ от исполнения договора.

Исходя из вышеизложенного Заказчиком в п.12.5 Проекта договора установлены случаи, когда Заказчик вправе принять решение об одностороннем расторжении договора, вместе с тем, положения п. 5.4.10, исходя из буквального толкования, не содержат существенных условий, которые в соответствии с ч. 3 ст. 723 ГК РФ влекут односторонний отказ Заказчика от исполнения договора.

Учитывая, что предмет закупки является социально значимым, не допускающим халатного отношения к исполнению принятых Исполнителем на себя обязательств, в связи с чем Заказчиком в проекте договора установлены, в том числе иные основания для расторжения договора в одностороннем порядке.

Довод Заявителя не обоснован.

3. Относительно довода об избыточности требований к ведению и предоставлению отчетности об исполнении договора, а также о вмешательстве Регионального оператора в деятельность Исполнителя установлено следующее.

В соответствии с подп. «е» п. 12 Правил документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона, содержит порядок контроля качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществляемого региональным оператором.

Положениями договора, в том числе разделом 3 установлен перечень документов, который Исполнитель должен вести для возможности сверки расчетов по договору и проверки исполнения договора.

Данный перечень не регламентирован нормативно-правовыми актами, регламентируется Заказчиком самостоятельно исходя из своих потребностей в контроле за исполнением обязательств по договору.

Пунктами 6.1, 6.2 Проекта договора установлено следующее:

Региональный оператор осуществляет текущий контроль качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов Оператором путем проведения выездных проверок, мониторинга и анализа деятельности Оператора, информации о деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемой уполномоченными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими контрольно-надзорные функции в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также иными доступными ему способами «…».

Региональный оператор обязан предупредить Оператора о планируемой выездной проверке не позднее чем за 3 (три) часа до предполагаемого времени проверки.

Оператор обязуется обеспечить условия для проведения проверок Регионального оператора, обеспечить возможность осмотра представителями Регионального оператора Мусоровозов на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящим Договором, проверку заполняемости отчетов и журналов на местах накопления ТКО, ведение которых предусмотрено Договором.

Региональный оператор вправе осуществлять повторные проверки на предмет устранения ранее выявленных нарушений.

Региональный оператор вправе проводить проверки без предварительного уведомления. В случае обнаружения нарушения, представитель Регионального оператора информирует ответственное лицо Оператора о выявленных нарушениях. При необходимости составления/подписания документов в подтверждение факта выявленных нарушений Оператор обязан обеспечить явку уполномоченного представителя в течение 3 (трех) часов со времени уведомления.

Количество проводимых Региональным оператором проверочных мероприятий не ограничено.

Указанные выше положения о проведении Региональным оператором проверок соответствуют требованиям подп. «е» п.12 Правил, регламентируют порядок контроля качества оказываемых услуг.

Довод Заявителя не обоснован.

4. Относительно довода о включении избыточных обязанностей Исполнителя по Договору установлено следующее.

Положениями договора установлены обязанности Исполнителя по договору, по мнению Заявителя данные обязанности избыточны и подменяют обязанности Регионального оператора, вместе с тем, заключение договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется, в том числе для выполнения обязанностей Регионального оператора на территории Кировской области, на которой Региональный оператор сам не осуществляет транспортирование ТКО.

Участник закупки при подаче заявки на участие в аукционе самостоятельно рассчитывает возможные риски и возможность выполнения условий договора.

Обжалуемые обязанности Исполнителя не содержат противоречий либо нарушений действующего законодательства.

Довод Заявителя не обоснован.

 

5. Относительно довода об установлении значительных сроков оплаты оказанных услуг установлено следующее.

В соответствии с подп. «д» п.12 Порядка документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона, содержит сроки и порядок оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.

Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Раздел 3 проекта договора Аукционной документации содержит порядок и сроки приемки оказанных услуг в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Законом не регламентированы сроки для приемки оказанной услуги Заказчиком.

В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В соответствии с п. 3.4.7 проекта договора Аукционной документации Региональный оператор производит оплату по договору за фактически оказанные Оператором услуги, за соответствующий расчетный период, в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Оператора не более 30 (тридцати) дней с даты подписания актов приемки оказанных услуг (УПД) за соответствующий расчетный период без замечаний Регионального оператора.

Исходя из вышеизложенного Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу об установлении срока оплаты оказанных услуг в соответствии с требованиями ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Довод Заявителя не обоснован.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу ООО УК «Наш Дом» на действия АО «Куприт» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для АО «Куприт» на территории муниципальных образований, входящих в Лот №5 (номер извещения 0440000001020000005).

 

 В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны