Постановление б/н 1. Признать должностное лицо – индивидуального предпринимате... от 24 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 о наложении штрафа по делу № 043/04/14.3-1027/2021

об административном правонарушении

«24» января 2022 г.

г. Киров

                                                            

                                       

Заместитель руководителя Управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области "...", рассмотрев протокол от 29.11.2021 № 043/04/14.3-1027/2021 об административном правонарушении, составленный ведущим специалистом-экспертом отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области "...", и материалы административного дела в отношении должностного лица – индивидуального предпринимателя "...", в связи с нарушением ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

 У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу № 043/05/28-720/2021 (резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2021 года; в полном объеме решение изготовлено 06 октября 2021 года) признана ненадлежащей реклама следующего содержания: «Кредитный клуб Дело и деньги. Сбережения до 9% (10%, 11%, 13%) годовых. г. Киров, ул. Красина, 45, ул. Ленина, 85. тел.: +7(8332) 711-001», распространявшаяся на рекламных конструкциях, размещенных на задних бортах общественного транспорта, в том числе на автобусе с государственным регистрационным знаком В187ХО 159 (маршрут автобуса 90), поскольку она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение заключается в следующем.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило обращение физического лица от 07.07.2021, перенаправленное письмом Приемной Президента Российской Федерации в Кировской области от 09.07.2021 № А53-7-1421 (вх. № 4400 от 12.07.2021), по вопросу распространения рекламной конструкции на задней части общественного транспорта с государственным регистрационным знаком В187ХО 159 (маршрут автобуса 90) с рекламой следующего содержания: «Кредитный клуб Дело и деньги. Сбережения до 10% годовых. г. Киров, ул. Красина, 45, ул. Ленина, 85. тел.: +7(8332) 711-001», которая, по мнению заявителя, нарушает законодательство Российской Федерации о рекламе.

Установлено, что на рекламных конструкциях, размещенных на задних бортах общественного транспорта, в том числе на автобусе с государственным регистрационным знаком В187ХО 159 (маршрут автобуса 90), размещена информация следующего содержания: «Кредитный клуб Дело и деньги. Сбережения до 10% годовых. г. Киров, ул. Красина, 45, ул. Ленина, 85. тел.: +7(8332) 711-001».

Установлено, что спорная реклама размещалась на задних бортах общественного транспорта на основании договора оказания рекламных услуг 20-10-2020 от 20.10.2020 г., заключенного между ИП "..." (Исполнитель) и КПК «Кредитный клуб» (Заказчик) (далее – Договор).

Согласно п. 1.1. Договора Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, указанные в дополнительных соглашениях к Договору, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги согласно условиям Договора. Виды услуг, наименование и их количество определяются дополнительным соглашением, подписанным сторонами и являющимся неотъемлемой частью Договора в течение всего срока его действия (п. 1.2. Договора).

Согласно п. 3.1. Договора Заказчик обязуется подготовить или принять подготовленный Исполнителем макет, который должен быть согласован к моменту заключения Договора и будет являться его приложением.

В соответствии с подписанными сторонами дополнительными соглашениями № 1 от 15.07.2020 и № 2 от 06.04.2021 ИП "..." оказывались следующие услуги: аренда РИМ на заднем борту автобуса, изготовление и монтаж РИМ на задний борт автобуса.

Согласно Приложению № 3 к Договору сторонами согласован рекламный макет со следующей информацией, указанной крупным читаемым шрифтом: «Кредитный клуб Дело и деньги. Сбережения до 9% годовых. г. Киров, ул. Красина, 45, ул. Ленина, 85. тел.: +7(8332) 711-001».

Приложениями № 4, 5, 6 к Договору сторонами были согласованы макеты, содержащие следующую информацию: «10%» (заплатка), «11%» (заплатка), «13%» (заплатка).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация «Кредитный клуб Дело и деньги. Сбережения до 9% (10%, 11%, 13%) годовых. г. Киров, ул. Красина, 45, ул. Ленина, 85. тел.: +7(8332) 711-001» обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы:

- распространена на рекламной конструкции;

- адресована неопределенному кругу лиц – всем лицам, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (неперсонифицированный характер);

- направлена на привлечение внимания к Кооперативу и оказываемой им финансовой услуге (привлечению личных сбережений граждан до 9%, 10%, 11%, 13% годовых).

Таким образом, вышеуказанная информация содержит все признаки рекламы, перечисленные в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является рекламой и на такую информацию, а также на порядок ее размещения распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

1. Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о рекламируемом и предлагаемом товаре.

Вся необходимая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

Поскольку реклама должна быть распознаваема как реклама непосредственно в момент ее представления независимо о формы и используемых средств, без специальных знаний и без применения технических средств, реклама должна быть четко, ясно доведена до потребителей и восприниматься им однозначно.

В рассматриваемой рекламе крупным читаемым шрифтом до потребителя доводится привлекательная информация о передаче личных сбережений КПК «Кредитный клуб» под привлекательную процентную ставку до 9% (10%, 11%, 13%) годовых.

Исходя из содержания рекламного макета иные существенные условия рекламируемой услуги, а именно: условие о необходимости стать членом (пайщиком) КПК «Кредитный клуб»; суммы вступительного и обязательного паевого взносов; минимальная процентная ставка, применяемая Клубом при передаче потребителем личных сбережений; минимальная и максимальная суммы сбережений; срок передачи личных сбережений, не указаны. Не указание части существенной информации не способствует правильному восприятию рекламного предложения.

Согласно представленным пояснениям ИП "..." от 17.09.2021 исх. № 80 (вх. № 5999 от 20.09.2021) иные существенные условия рекламируемой услуги Кооператива указаны мелким шрифтом внизу рекламного макета. Исчерпывающее содержание информации, указанной мелким шрифтом приведено в Приложении № 3 к Договору. Соответственно, КПК «Кредитный клуб» и ИП "..." считают, что рассматриваемая реклама соответствует положениям Федерального закона «О рекламе».

Указанные доводы противоречат материалам дела, поскольку из представленного рекламного макета установить содержание информации, указанной непосредственно мелким шрифтом внизу читаемого текста рекламы о передаче личных сбережений КПК «Кредитный клуб» под привлекательную процентную ставку до 9% (10%, 11%, 13%) годовых, не представляется возможным.

Данное обстоятельство подтверждается, в том числе позицией членов Экспертного совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России (далее – члены Экспертного совета), в состав которого входят представители научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистики, психологии, журналистики. Согласно мнению членов Экспертного совета, высказанному на заседании от 09.06.2021, шрифт с существенными условиями в рекламе по привлечению личных сбережений «невозможно прочитать» (протокол Экспертного совета от 09.06.2021).

Кроме того, указание содержания информации, выполненной мелким шрифтом на макете, отдельно в Приложении № 3, за рамками самого рекламного макета, не подтверждает возможность потенциальных потребителей ознакомиться с иными существенными условиями рекламируемой услуги КПК «Кредитный клуб» непосредственно в момент ее представления на рекламной конструкции, размещенной на заднем борту общественного транспорта.

Таким образом, исходя из месторасположения рекламной конструкции и размера площади, отведенного для указания на иные существенные условия, ознакомиться с такими условиями рекламируемой финансовой услуги Клуба, указанными мелким неразборчивым шрифтом, не представляется возможным, что не позволяет потребителям оценить и сформировать верное представление о рекламируемой услуге по привлечению личных сбережений до 9% (10%, 11%, 13%) годовых.

С учетом оформления вышеуказанной рекламной информации, способа и особенностей ее размещения, а также свойств человеческого зрения, все необходимые существенные характеристики финансовой услуги по привлечению сбережений до 9% (10%, 11%, 13%) годовых не воспринимаются в должной мере, что приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению потребителей в заблуждение относительно исчерпывающих характеристик предоставляемой КПК «Кредитный клуб» услуги.

Таким образом, вышеуказанная реклама нарушает ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. В соответствии с главой 3 Федерального закона «О рекламе» к рекламе финансовых услуг применяются положения об особенностях рекламы отдельных видов товаров.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Федеральный закон «О кредитной кооперации») кредитный потребительский кооператив – основанное на членстве добровольное объединение физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О кредитной кооперации» для осуществления предусмотренной ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона деятельности кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договоров передачи личных сбережений.

По договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О кредитной кооперации»).

Таким образом, привлечение КПК «Кредитный клуб» сбережений граждан до 9 % (10%, 11%, 13%) годовых является финансовой услугой,

Соответственно объектом рекламирования является финансовая услуга – привлечение Клубом личных сбережений граждан до 9% (10%, 11%, 13%) годовых.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Из представленных документов и сведений АО «ЭР-Телеком Холдинг» письмом от 27.07.2021 исх. № КРВ-02-05/255 (вх. № 4922 от 30.07.2021), ИП "..." письмом от 17.08.2021 (вх. № 5308 от 18.08.2021), КПК «Кредитный клуб» письмом от 20.09.2021 (вх. № 5994 от 20.09.2021) следует, что лицом, оказывающим рекламируемую финансовую услугу, является КПК «Кредитный клуб» (ИНН: 4345375135, ОГРН: 1134345029906).

Однако в рекламной информации «Кредитный клуб Дело и деньги. Сбережения до 9% (10%, 11%, 13%) годовых. г. Киров, ул. Красина, 45, ул. Ленина, 85. тел.: +7(8332) 711-001» наименование лица, оказывающего финансовую услугу, не указано.

Заявленный в ходе рассмотрения дела довод представителя КПК «Кредитный клуб» "..." о наличии в рекламе обозначения «Кредитный клуб Дело и деньги» с графическим изображением слона, позволяющего индивидуализировать лицо, оказывающее рекламирую финансовую услугу, не имеет правового значения, поскольку норма ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» устанавливает обязательное требование к наличию в рекламе финансовой услуги наименования лица, оказывающего рекламируемую финансовую услугу. Использование в рекламе обозначения «Кредитный клуб Дело и деньги» с графическим изображением слона не является тождественным указанию в рекламе наименования лица – КПК «Кредитный клуб».

Таким образом, исходя из непосредственного восприятия рекламной информации у потребителей рекламы отсутствует возможность ознакомиться с информацией о лице, оказывающем услуги по привлечению личных сбережений граждан до 9% (10%, 11%, 13%) годовых, что нарушает ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Рассматриваемая реклама финансовой услуги КПК «Кредитный клуб» содержит сведения о привлекательной процентной ставке – 9% (10%, 11%, 13%).

Согласно представленному КПК «Кредитный клуб» письмом от 20.09.2021 (вх. № 5994 от 20.09.2021) положению о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов КПК «Кредитный клуб» от 2020 года, утвержденного решением общего собрания членов Клуба (далее – Положение), КПК «Кредитный клуб» оказывает услуги исключительно членам Клуба (пайщикам).

Параграфом 3 Положения устанавливаются условия привлечения денежных средств членов, в том числе:

- минимальная сумма личных сбережений – 1000 руб. (для физических лиц), 10 000 руб. (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

- минимальный срок привлечения – 20 дней (для физических лиц), 30 дней (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

- максимальный срок привлечения – 365 дней;

- минимальный размер компенсации – 2 % годовых, а в случае если срок размещения сбережений составил менее одного месяца, размер компенсации составляет 0,1% годовых (для физических лиц);

- минимальный размер компенсации – 6,5 % годовых (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

- максимальный размер компенсации – предельное значение, действующее в соответствующем периоде и установленное Базовым стандартом совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке.

Поскольку вышеуказанные условия рекламируемой финансовой услуги Клуба, влияющие на сумму доходов, не представлены в рекламе и установить их содержание в момент восприятия потребителем рекламы не представляется возможным, то данная реклама способна обмануть ожидания потребителей, сформированных привлекательным условием указанным крупным шрифтом о максимальной процентной ставке, применяемой КПК «Кредитный клуб», при привлечении личных сбережений граждан.

Таким образом, спорная реклама «Кредитный клуб Дело и деньги. Сбережения до 9% (10%, 11%, 13%) годовых. г. Киров, ул. Красина, 45, ул. Ленина, 85. тел.: +7(8332) 711-001» умалчивает об иных существенных условиях оказания финансовой услуги, что влияет на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами КПК «Кредитный клуб» лица, и является нарушением п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований законодательства РФ о рекламе по ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов и сведений, с учетом содержания рекламы, способа ее распространения, рекламораспространителем является ИП "...", который несет ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Указанный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу № 043/05/28-720/2021.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Таким образом, индивидуальный предприниматель "..." несет административную ответственность как должностное лицо.

Уведомлением о составлении протокола (от 07.10.2021 исх. № 4144/04) ИП "..." уведомлялся о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении – «28» октября 2021 г. в 10 часов 00 минут.

В назначенную дату "..." не явился, в материалах дела отсутствовали документы, подтверждающие надлежащее уведомление "..." о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Уведомлением о составлении протокола (от 28.10.2021 исх. № 4469/04) ИП "..." повторно уведомлялся о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении – «29» ноября 2021 г. в 11 часов 00 минут.

О дате, времени и месте составления протокола ИП "..." извещен надлежащим образом (письмо с уведомлением о составлении протокола, направленное по почтовому адресу ИП "...", получено 01.11.2021; письмо с уведомлением о составлении протокола, направленное по адресу регистрации "...", вернулось в антимонопольный орган 09.11.2021).

На составление протокола ИП "..." не явился, представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями не направил, письмом исх. № 135 от 08.11.2021 (вх. № 7056 от 10.11.2021) представил письменные пояснения, приложения (документы), перечисленные в указанном письме, не представил.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-1027/2021 об административном правонарушении от 29.11.2021 ИП "..." уведомлялся о дате, времени и месте рассмотрения протокола – «24» января 2022 г. в 11 часов 00 минут.

О дате, месте и времени рассмотрения протокола ИП "..."считается извещенным надлежащим образом (письмо с определением о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-1027/2021 об административном правонарушении, а также копией протокола от 29.11.2021 г., направленное по адресу регистрации "...", вернулось в Управление 15.12.2021).

На рассмотрение протокола № 043/04/14.3-1027/2021 от 29.11.2021 ИП "..." явился, вину не признал.

Заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России "...", изучив материалы административного дела, находит вину индивидуального предпринимателя "..." в совершении административного правонарушения установленной и доказанной.

Факт совершения правонарушения ИП "..." подтверждается:

- решением Комиссии Кировского УФАС России от 06.10.2021 г. по делу № 043/05/28-720/2021;

- материалами административного дела № 043/04/14.3-1027/2021;

- протоколом об административном правонарушении № 043/04/14.3-1027/2021 от 29.11.2021 г.

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Кировского УФАС России находит, что действия ИП "..." правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Событием является установленный факт нарушения рекламного законодательства, выразившийся в распространении на рекламных конструкциях, размещенных на задних бортах общественного транспорта, рекламы «Кредитный клуб Дело и деньги. Сбережения до 9% (10%, 11%, 13%) годовых. г. Киров, ул. Красина, 45, ул. Ленина, 85. тел.: +7(8332) 711-001» в отсутствие наименования лица, оказывающего такие услуги, что является нарушением ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: территория распространения на рекламных конструкциях, размещенных на задних бортах общественного транспорта, в том числе на автобусе с государственным регистрационным знаком В187ХО 159 (маршрут автобуса 90), рекламной информации «Кредитный клуб Дело и деньги. Сбережения до 9% (10%, 11%, 13%) годовых. г. Киров, ул. Красина, 45, ул. Ленина, 85. тел.: +7(8332) 711-001» – город Киров (Кировская область).

Время совершения административного правонарушения: дата выявления на рекламных конструкциях, размещенных на задних бортах общественного транспорта, в том числе на автобусе с государственным регистрационным знаком В187ХО 159 (маршрут автобуса 90), ненадлежащей рекламы финансовой услуги – 07.07.2021 г.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется с 07.07.2021 года.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной административного правонарушения являются действия по распространению на рекламных конструкциях, размещенных на задних бортах общественного транспорта, рекламы финансовых услуг в отсутствие наименования лица, оказывающего такие услуги, в нарушение требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», что является нарушением ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель Уткин М.В. несет административную ответственность, как должностное лицо.

Установлено, что на основании договора оказания рекламных услуг 20-10-2020 от 20.10.2020 г., заключенного между ИП "..." (Исполнитель) и КПК «Кредитный клуб» (Заказчик), ненадлежащая реклама финансовой услуги была распространена ИП "..." на рекламных конструкциях, размещенных на задних бортах общественного транспорта, в том числе на автобусе с государственным регистрационным знаком В187ХО 159 (маршрут автобуса 90), в отсутствие наименования лица, оказывающего соответствующие услуги.

Следовательно, субъектом административного правонарушения является индивидуальный предприниматель "..."

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В данном случае установлено, что у ИП "..." имелась возможность для соблюдения требований рекламного законодательства (действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон «О рекламе», является общедоступной информацией), но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе произошло по вине "..."

Согласно ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Соответственно субъективная сторона при совершении административного правонарушения характеризуется виной субъекта в форме неосторожности, поскольку "..." не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, совершенные ИП "..." действия по распространению на рекламных конструкциях, размещенных на задних бортах общественного транспорта, рекламы «Кредитный клуб Дело и деньги. Сбережения до 9% (10%, 11%, 13%) годовых. г. Киров, ул. Красина, 45, ул. Ленина, 85. тел.: +7(8332) 711-001» в отсутствие наименования лица, оказывающего такие услуги, в нарушение требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих вину обстоятельств установлено: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное прекращение ИП "..."противоправного поведения путем демонтажа рекламных конструкцией с ненадлежащей рекламой.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ в качестве отягчающих вину обстоятельств установлено повторное совершение ИП "..." однородного административного правонарушения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Постановлением Кировского УФАС России о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 043/04/14.3-37/2021 от 18.03.2021 ИП "..." привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (фактическая дата исполнения – 21.05.2021).

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которая выразилась в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения ИП "..." от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно информации, представленной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://rmsp.nalog.ru/, индивидуальный предприниматель "..." на момент вынесения настоящего постановления включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ, совершено ИП "..." повторно, следовательно, основания применения к данному лицу меры ответственности в виде предупреждения отсутствуют.

Таким образом, с учетом характера совершенного административного правонарушения, принято решение о наложении административного штрафа в размере санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 3, 28, 33, 38 Федерального закона «О рекламе», статьями 2.1, 2.4, 4.2, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать должностное лицо – индивидуального предпринимателя "..." виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 2. Применить к должностному лицу – индивидуальному предпринимателю "..." меру ответственности в виде административного штрафа в размере 8 000 (восьми тысяч) рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны