Решение б/н РЕШЕНИЕ от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 77/04-15р

                                                                           

г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 15 октября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 27 октября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <…>– и.о. руководителя управления и членов Комиссии – <…>– главного специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, <…>– специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы, 

в присутствии от лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

- ООО «Альфа-Ресурс» в лице директора <…>на основании Устава;

- СКПК «Альфа-ресурс» в лице исполнительного директора <…>на основании Устава;

протокол вела – <…>. – специалист 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы,

рассмотрев дело № 77/04-15р по признакам нарушения ООО «Альфа-Ресурс» (<…>), СКПК Альфа-Ресурс» (<…>) п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5,  ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») в отношении рекламы следующего содержания: «СКПК Альфа Ресурс. Сбережения до 18* % годовых. *Только для пайщиков», размещенная на фасаде здания по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, а также рекламы, размещенной на выносном штендере, расположенном у проезжей части  рядом со зданием по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, следующего содержания: «Альфа Ресурс. Выдача займов. Вклады под высокий %. Ипотека под материнский капитал»,

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе сотрудниками  Кировского УФАС России было установлено, что на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, размещена  следующая информация: «СКПК Альфа Ресурс. Сбережения до 18* % годовых. *Только для пайщиков».

Кроме того, на выносном штендере, расположенном у проезжей части  рядом со зданием по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, размещена информация: «Альфа Ресурс. Выдача займов. Вклады под высокий %. Ипотека под материнский капитал».

По результатам проверки составлен акт фиксации рекламы от 18.09.2015 г.

Определением от 01.10.2015 Кировским УФАС России возбуждено дело №77/04-15р по признакам нарушения ООО «Альфа-Ресурс», СКПК «Альфа-Ресурс»  п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 15.10.2015.

На заседании комиссии представитель ООО «Альфа-Ресурс» <…>. факт нарушения не признал, запрошенные документы представил не в полном объеме. Представитель ООО «Альфа-Ресурс» поддержал позицию, ранее представленную в материалы дела (вх.№ 6462 12.10.2015 г.), указал на то, что ООО «Альфа-Ресурс» не размещало наружную рекламу на фасаде здания и на выносном штендере по адресу: Кировская область, г. Слободской, ул. Советская, д. 93; ООО «Альфа-Ресурс» не принимает денежные средства (сбережения), но выдает займы.

На заседании комиссии представитель СКПК «Альфа-Ресурс» <…> факт нарушения признал, запрошенные документы представил не в полном объеме. Представитель СКПК «Альфа-Ресурс» поддержал позицию, ранее представленную в материалы дела (вх.№ 6463 12.10.2015 г.), пояснил, что СКПК «Альфа-Ресурс» размещал наружную информацию со стороны входа следующего содержания: «СКПК Альфа-Ресурс», что подтверждается распоряжением администрации г. Слободского Кировской области о разрешении на распространение наружной рекламы (вывески) на здании по ул. Советской, № 93.от 27.06.2011 г. № 1159. Относительно рекламной информации на фасаде здания и на выносном штендере по адресу: Кировская область, г. Слободской, ул. Советская, д. 93 пояснил, что вышеуказанная рекламная информация и выносной штендер принадлежат СКПК «Альфа-Ресурс». Штендер был заказан пустой, информация на него была нанесена позже СКПК «Альфа-Ресурс». Считает, что разрешение на распространение наружной рекламы относится и к рекламной информации «СКПК Альфа Ресурс. Сбережения до 18* % годовых. *Только для пайщиков», хотя она и была размещена после установки рекламы «СКПК Альфа-Ресурс». Содержание рекламной информации «СКПК Альфа Ресурс. Сбережения до 18* % годовых. *Только для пайщиков» определил СКПК «Альфа-Ресурс». Пояснил, что СКПК «Альфа-Ресурс» является закрытой организацией, режим работы СКПК «Альфа-Ресурс» размещен внутри помещения при входе в кабинет. Информация о режиме работы, расположенная у входа в здание и относящаяся к ООО «Альфа-Ресурс», размещена с целью облегчения ориентации членов кооператива.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на фасаде здания по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, следующего содержания: «Альфа-Ресурс. Сбережения до 18* % годовых. *Только для пайщиков», а также информация, размещенная на выносном штендере у проезжей части  рядом со зданием по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, следующего содержания: «Альфа Ресурс. Выдача займов. Вклады под высокий %. Ипотека под материнский капитал», адресована неопределенному кругу  лиц, в том числе пешеходам, пассажирам и водителям транспортных средств, поскольку размещена рядом с тротуаром, вблизи от автомобильной дороги, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовым услугам, предоставляемым СКПК «Альфа-Ресурс» - займ, ипотека, вклады), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке, соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») к финансовым организациям, оказывающим финансовые услуги, в том числе относится кредитный потребительский кооператив.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие наименования лица, предоставляющего финансовую услугу, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ наименование лица состоит из организационно - правовой формы и фирменного наименования. В вышеуказанной рекламе указано только фирменное наименование. С учетом того, что существуют два разных юридических лица с одним фирменным наименованием, у потребителя может возникнуть смешение данных лиц.

Таким образом, рекламная информация, размещенная на фасаде здания по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, следующего содержания: «Альфа-Ресурс. Сбережения до 18* % годовых. *Только для пайщиков», а также информация, размещенная на выносном штендере у проезжей части  рядом со зданием по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, следующего содержания: «Альфа Ресурс. Выдача займов. Вклады под высокий %. Ипотека под материнский капитал»  не содержит наименования лица, предоставляющего финансовую услугу - займы, ипотека, вклады,  что является нарушением ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемом случае из содержания рекламной информации следует, что СКПК «Альфа-Ресурс» принимает сбережения до 18% годовых, выдает займы, принимает вклады под высокий процент, выдает ипотеку под материнский капитал.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что СКПК «Альфа-Ресурс»  предоставляет следующие сберегательные программы:

- «До востребования» от 5000 до 1000000 руб. срок от 1 мес. процентная ставка 0,1%;

- «До востребования плюс» от 5000 до 500000 руб. срок от 1 мес. процентная ставка 10%;

- «Удобный» от 10000 до 1000000 руб. срок от 6 до 12 мес. процентная ставка 14%;

- «Добрые традиции» от 5000 до 99000 руб. срок 12 мес. процентная ставка 15%;

- «Дополнительная пенсия» от 5000 до 10000000 руб. срок 12 мес. процентная ставка 18%;

- « Двадцать ПЛЮС» от 10000 до 10000000 руб. срок 18 мес. процентная ставка 20%;

- «Зафиксируй доход» от 10000 до 10000000 руб. срок 36 мес. процентная ставка 20%.

Процентные ставки указаны в годовых.

Также в ходе рассмотрения дела было установлено, что СКПК «Альфа-Ресурс»  выдает займы от 1000 до 1000000 рублей сроком до 36 месяцев под 36% годовых. Все займы выдаются в рублях РФ. Платежи по договору займа аннуитетные (равными частями). Порядок расчета платежей: сумма займа умножается на процент годовых и делится на количество дней.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» реклама должна отвечать критериям достоверности, которые имеют объективное подтверждение в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе «Альфа-Ресурс. Сбережения до 18* % годовых. *Только для пайщиков» указано только одно из условий финансовой услуги – размер процентной ставки (18%), однако не указаны иные условия, влияющие на сумму доходов и расходов, что водит в заблуждение потребителей рекламы.

Указывая в рекламе 18% годовых по сбережениям, рекламодатель привлекает внимание к оказываемым финансовым услугам, вместе с тем информация о том, что данные условия тесно взаимосвязаны с иными критериями: суммой вклада, сроком вклада и иными критериями, является существенной, и ее отсутствие в любом случае вводит потребителей в заблуждение относительно возможности получения сбережений до 18% годовых.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным  «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353-ФЗ, для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», при этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 указанного закона.

Учитывая изложенное, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита и влияющие на нее.

Рассматриваемая рекламная информация содержала только часть условий по предоставлению вкладов, а именно: сбережения до 18% годовых, вклады под высокий процент.

При этом иные существенные условия предоставления займов, такие как минимальная и максимальная сумма потребительского кредита (займа), минимальный срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа), валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем), и порядок  их определения, в данной рекламе не указаны.

Таким образом, в рекламной информации, размещенной на фасаде здания по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, следующего содержания: «Альфа-Ресурс. Сбережения до 18* % годовых. *Только для пайщиков», а также в информации, размещенной на выносном штендере у проезжей части  рядом со зданием по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, следующего содержания: «Альфа Ресурс. Выдача займов. Вклады под высокий %. Ипотека под материнский капитал» отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, также спорная рекламная информация не содержит наименование лица, предоставляющего финансовую услугу. Кроме того, вышеуказанная рекламная информация  умалчивает об иных условиях оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

С учетом названных обстоятельств и положений ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.                                     

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных положений ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно письменным пояснениям СКПК «Альфа-Ресурс» (вх.№ 6463 от 12.10.2015 г.) и распоряжению администрации г. Слободского Кировской области о разрешении на распространение наружной рекламы (вывески) на здании по ул. Советской, № 93 от 24.06.2011 г. № 1159 рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламной информации является СКПК «Альфа-Ресурс».

Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине СКПК «Альфа-Ресурс».

Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. В ходе рассмотрения дела факт нарушения данной нормы статьи в действиях СКПК «Альфа-Ресурс» не нашел подтверждения.

В отношении ООО «Альфа-Ресурс» Комиссия решила производство по делу прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения рекламного законодательства.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения Комиссия Кировского УФАС России не располагает сведениями о прекращении размещения рекламной информации, Комиссия решила выдать СКПК «Альфа-Ресурс» предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кировского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Альфа-Ресурс. Сбережения до 18* % годовых. *Только для пайщиков», размещенную на фасаде здания по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, а также рекламу: «Альфа Ресурс. Выдача займов. Вклады под высокий %. Ипотека под материнский капитал», размещенную на выносном штендере у проезжей части  рядом со зданием по адресу: г. Слободской, ул. Советская, д. 93, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях СКПК «Альфа-Ресурс», выразившихся в определении содержания рекламы, указанной в пункте 1 настоящего решения, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, отсутствуют сведения о наименовании или имени лица, оказывающего данные услуги, а также умалчиваются иные условия оказания соответствующих услуг, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, при  сообщении в рекламе хотя бы одного из таких условий, а также не сообщение  всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), что является существенной информацией и может ввести в заблуждение потребителей рекламы, факт нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

3. Выдать СКПК «Альфа-Ресурс» предписание об устранении нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

4. В отношении ООО «Альфа-Ресурс» производство по делу прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения рекламного законодательства.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд - в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны