Предупреждение №19/05-22 Предупреждение № 19/05-22 Определение КОГБУ "Транспортный ко... от 17 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 19/05-22

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

«17» июня 2022 г.                                                                                                      г. Киров

 

В Кировское УФАС России поступило коллективное обращение ООО «ИСБиС-Сервис», ООО «Радар», перенаправленное уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кировской области (вх. № 3163 от 19.05.2022) и коллективное обращение ООО «Сем-группа», ООО «ЯТЦ «Реммарк», ООО «ПОСТ» (вх. 3222 от 23.05.2022) о защите нарушенных прав и интересов хозяйствующих субъектов вследствие принятия закона Кировской области от 11.04.2022 № 54-ЗО «Об установлении отдельных полномочий Кировского областного государственного бюджетного учреждения «Транспортный комитет Кировской области».  

Законодательным Собранием Кировской области принят закон Кировской области от 11.04.2022 № 54-ЗО «Об установлении отдельных полномочий Кировского областного государственного бюджетного учреждения «Транспортный комитет Кировской области» (далее – Закон области), который вступил в силу 25.04.2022.

Статьей 2 Закона области установлены отдельные полномочия КОГБУ «Транспортный комитет Кировской области» (далее – Учреждение), подведомственного министерству транспорта Кировской области, по оказанию услуг на территории Кировской области, закупка которых осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

1) по обеспечению работы и содержанию работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования на территории Кировской области (далее - специальные технические средства);

2) по обработке информации о нарушениях правил дорожного движения, полученной с работающих специальных технических средств.

Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), целью правового регулирования которого согласно статье 1 является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип обеспечения конкуренции, то есть создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, предоставление возможности любому заинтересованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать исполнителем (часть 1 статьи 8 данного федерального закона).

В части 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ закреплены два способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя): конкурентный и осуществление закупки у единственного поставщика.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Под термином «определение поставщика (подрядчика, исполнителя)» понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном поименованным Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (статья 3 Федерального закона № 44-ФЗ).

В статье 8 Федерального закона № 44-ФЗ закреплен один из основных принципов контрактной системы - принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в создании равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и устанавливающий, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Исходя из содержания приведенных норм закупка работы или услуги в сфере государственного управления может осуществляться у единственного исполнителя, если указанные работы могут осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им учреждениями, которые не могут быть выполнены иными субъектами.  

Как следует из статьи 2 Закона области, данным нормативным правовым актом установлены полномочия КОГБУ «Транспортный комитет Кировской области» в качестве единственного подрядчика (исполнителя) работ (услуг) на территории Кировской области:  по обеспечению работы и содержанию работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования и по обработке информации о нарушениях правил дорожного движения, полученной с работающих специальных технических средств.

Между тем, указанные полномочия в нормативных правовых актах прямо не указаны и не являются исключительными полномочиями органа исполнительной власти или его подведомственных учреждений и предприятий в сфере информационных технологий.

Кировским УФАС России проведен мониторинг закупок услуг по обеспечению работы и техническому обслуживанию комплексов фотовидеофиксации нарушения правил дорожного движения на территории Кировской области за период 2019-2021 годы, согласно которому на сайте zakupki.gov.ru размещены 12 извещений о проведении конкурентных закупок, в том числе о проведении электронных аукционов на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории муниципального образования «Город Киров» №№ 0340200003319008901 от 28.06.2019, 0340200003320000903 от 13.02.2020, 0340200003320014598 от 11.12.2020, 0340200003321003808 от 08.04.2021. Заказчик – МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова».

При этом, в 8 закупках (в том числе №№ 0340200003319008901, 0340200003320000903, 0340200003321003808) приняли участие от 2 до 3 участников. Контракты, заключенные по результатам закупок, исполнены.

Определение исполнителя на оказание услуг по обеспечению работы и содержанию работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения в других субъектах Российской Федерации также осуществляется конкурентным способом:

 

Реестровый номер закупки

 

Наименование закупки

 

 

Дата размещения

 

Кол-во участников

 

Статус контракта

0846500000322000023

 

 

 

 

Оказание услуг по обеспечению работы и техническому обслуживанию комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД на территории Липецкой области

05.04.2022

 

 

 

 

1

 

 

 

 

исполнение

0344200027322000009

 

 

 

Оказание услуг по содержанию комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения

06.04.2022

 

 

 

2

 

 

 

исполнение

0190200000322001651

 

 

 

 

 

Оказание услуг по обслуживанию комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа

24.02.2022

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

исполнение

0149200002322000107

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по обеспечению функционирования комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливаемых на улично-дорожной сети автомобильных дорог Мурманской области

15.02.2022

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

исполнение

0858200000421000005

 

 

 

 

 

Оказание услуг по технической поддержке и ремонту аппаратно-программных комплексов фоторадарной системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения

06.12.2021

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

исполнение

0172200002521000523

 

 

 

 

Оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения

02.12.2021

 

 

 

 

6

 

 

 

 

исполнение

0122200002521008254

 

 

 

 

 

Оказание услуг по техническому обслуживанию комплексов фотовидеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «Азимут-2»

01.12.2021

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

исполнение

0123200000321003015

 

 

 

 

 

Оказание услуг по обеспечению функционирования комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации

01.11.2021

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

исполнение

0815500000521000734

 

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по обслуживанию программного обеспечения для обработки данных, поступающих с комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ и вынесения постановлений об административных правонарушениях

24.11.2021

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

исполнение

0372200238821000055

 

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по техническому обслуживанию стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения «Форсаж» и «АвтоУраган-ВСМ»

 

 

22.11.2021

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

исполнение

0372200238821000054

 

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по техническому обслуживанию стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения «КОРДОН» и «КОРДОН-М»

 

 

22.11.2021

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

исполнение

 

Исходя из анализа размещенных закупок, Кировским УФАС России установлено, что рынок оказания услуг по обеспечению работы и содержанию работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, на территории Российской Федерации, в том числе в Кировской области, является конкурентным. 

Кроме того, Кировским УФАС России проведен мониторинг закупок на оказание услуг по обработке информации о нарушениях правил дорожного движения, полученной с работающих специальных технических средств.

Так, на сайте zakupki.gov.ru размещены извещения №№ 0340200003320011567 от 09.11.2020, 0340200003319014678 от 01.11.2019, 0340200003318008382 от 03.08.2018 о проведении электронных аукционов на оказание услуг по технической поддержке программного обеспечения для обработки материалов, полученных с комплексов фото-видеофиксации. Заказчик - КОГБУ «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления». 

Иные заказчики Российской Федерации также проводят конкурентные закупки на оказание аналогичных услуг:

 

Реестровый номер закупки

Наименование закупки

 

Дата размещения

Кол-во участников

Статус контракта

0142200001322006110

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных  средств и нарушениях транспортными средствами правил дорожного движения на территории Самарской области

25.03.2022

 

 

 

 

 

 

1

исполнение

0142200001322006112

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушениях транспортными средствами правил дорожного движения на территории Самарской области

25.03.2022

 

 

 

 

 

 

 

 

1

исполнение

0155200000922000036

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения на контролируемых участках автомобильных дорог Пензенской области

25.02.2022

 

 

 

 

 

 

 

1

исполнение

0142200001322002054

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушениях транспортными средствами правил дорожного движения на территории Самарской области

18.02.2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

исполнение

0142200001321028516

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушениях транспортными средствами правил дорожного движения на территории Самарской области

25.11.2021

 

 

 

 

 

 

2

исполнение

0177200000921004717

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по предоставлению информации о нарушениях правил дорожного движения Российской Федерации, выявленной посредством передвижных автоматических систем фото и видеофиксации на улично-дорожной сети Республики Алтай

01.12.2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

исполнение

0142200001321028554

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушениях транспортными средствами правил дорожного движения на территории Самарской области

25.11.2021

 

 

 

 

 

 

 

 

1

исполнение

0142200001321019146

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушениях транспортными средствами правил дорожного движения

25.08.2021

 

 

 

 

 

 

1

исполнение

0142200001321008473

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказание услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушениях транспортными средствами правил дорожного движения на территории Самарской области

22.04.2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

исполнение

0142200001320018937

Оказание услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушениях транспортными средствами правил дорожного движения на территории Самарской области

30.10.2020

2

исполнение

0142200001320017929

Оказание услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушениях транспортными средствами правил дорожного движения на территории Самарской области

20.10.2020

2

исполнение

0306200005120000001

Оказание услуг по обеспечению функционирования передвежных комплексов фото-видеофиксации нарушений ПДД, с целью фиксации и предоставления информации о нарушениях Правил дорожного движения.

10.02.2020

3

исполнен

 

Таким образом, рынок оказания услуг по обработке информации о нарушениях правил дорожного движения, полученной с работающих специальных технических средств, на территории Российской Федерации, в том числе в Кировской области, также является конкурентным.

Следовательно, довод министерства транспорта Кировской области о том, что рассматриваемые услуги не могут быть выполнены иными субъектами, является несостоятельным.

Таким образом, наделение Законом области КОГБУ «Транспортный комитет Кировской области»  полномочиями единственного исполнителя на оказание услуг по обеспечению работы и содержанию работающих в автоматическом режиме специальных технических средств и обработке информации о нарушениях правил дорожного движения, без проведения конкурентных способов закупок, лишает потенциальных участников закупок возможности принять участие в конкурентной борьбе и предложить наиболее выгодную цену, способствующую эффективности расходования бюджетных средств. 

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе путем введения ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

 Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

По смыслу вышеуказанных норм следует, что любые действия (бездействие) органов власти, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству РФ.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействия)органов власти нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности в случаях установления органами публичной власти и иными указанными в данной норме лицами запретов (введения ограничений) в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Из вышеизложенного следует, что действия органа государственной власти субъекта РФ – Законодательного Собрания Кировской области, выразившиеся в определении КОГБУ «Транспортный комитет Кировской области» в силу Закона Кировской области от 11.04.2022 № 54-ЗО в качестве единственного поставщика, ограничивает круг хозяйствующих субъектов, у которых такие услуги могут быть приобретены, что свидетельствует о признаках нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в случаях выявления в действиях органу государственной власти субъекта Российской Федерации признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

В связи с наличием в действиях Законодательного Собрания Кировской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Кировское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения в срок до 15 июля 2022 года указанных действий путем отмены закона Кировской области от 11.04.2022 № 54-ЗО «Об установлении отдельных полномочий Кировского областного государственного бюджетного учреждения «Транспортный комитет Кировской области».

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (ч. 6 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).

                             

И. о. руководителя управления                                                                                       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны