Решение б/н Признать необоснованной ПАО «САК «Энергогарант» на действия ... от 26 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление по Кировской области

 

 

610020 г. Киров, ул.К.Либкнехта, 55, тел: 64-73-31

 

 

«26» декабря 2019 г.                                                                                № 043/06/67-884/2019

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе:

Зам.председателя комиссии:

«…»;

рассмотрев жалобу ПАО «САК «Энергогарант»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

18.12.2019 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ПАО «САК «Энергогарант» (далее - Заявитель) на действия КОГКУ «Кировский центр лесного хозяйства» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер извещения 0340200003319016310).

Уполномоченное учреждение – КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок».

          Заявитель считает, что Заказчиком допущено нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при формировании конкурсной документации.

В соответствии с ч. 3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)  Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначалось на 25.12.2019 г., откладывалось на 26.12.2019 года.

Представитель Уполномоченного учреждения явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом.

Согласно жалобе, Заказчик определил такие критерии оценки заявок на участие в конкурсе, которые предоставляют преимущественное положение САО «ВСК». Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки», поскольку сведения по показателю «убыточность за 2018 г.», «рентабельность собственного капитала за 2018 г.» и «Объем сборов по ОСАГО за 2018 г.» являются публичными и общедоступными. Все сведения необходимые для оценки заявок по всем трем показателям критерия «Квалификация участников закупки» опубликованы в разрезе каждого страховщика на официальном сайте Банка России и на официальных сайтах страховых компаний, при этом, с учетом установленного порядка оценки, максимальное количество баллов по критерию квалификация наберет САО «ВСК». Законом о контрактной системе установлен запрет на ограничение числа участников закупки.

Заказчиком предоставлены письменные пояснения, подтвержденные в ходе проведения заседания. Согласно пояснениям Заказчик сформировал критерии оценки заявок участников закупки исходя из своей потребности получить в конечном итоге лучшего Исполнителя, который будет оказывать услуги наиболее качественно. Обращает внимание, что Заказчику требуется осуществить страхование более 200 транспортных средств. Использование транспортных средств является значимым для заказчика в осуществлении его деятельности. При формировании критериев для участников закупки Заказчик руководствовался аналогичными закупками, не оценивал круг потенциальных участников, не проводил расчеты и не мог предсказать кто именно подаст заявку на участие в данной закупке. Нестоимостные критерии разработаны таким образом, чтобы не нарушалась конкуренция, выбор победителя не носит предсказуемый характер, что в свою очередь доказывает соблюдение ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.  Жалобу считает необоснованной.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения Уполномоченного учреждения, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

25.11.2019 года на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер извещения 0340200003319016310). Начальная (максимальная) цена контракта – 524 201,73 руб. Дата окончания подачи заявок – 18.12.2019 года в 10:00 час.

В соответствии с п.9 ч. 1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе  критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Исходя из совокупности положений п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.

В соответствии с п. 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Согласно п. 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по критерию квалификация участников закупки, следовательно, в случае использования такого критерия, конкурсная документация должна содержать:

- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);

- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;

- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.

Согласно п.7 Информационной карты Конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев установлены в Приложении к Информационной карте конкурсной документации (далее – Приложение).

Согласно Приложению оценка заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется по следующим критериям оценки:

Критерии оценки

Величина значимости критерия оценки

Коэффициент значимости критерия оценки

  1. Стоимостные критерии

1.Цена контракта (ЦБi)

60 процентов

0,6 (Ка)

  1. Нестоимостные критерии

Квалификация участников закупки

40 процентов

0,4 (Кб)

Для оценки заявок участника конкурса по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» предусмотрены следующие показатели критерия оценки:

№ п/п

Показатель оценки критерия

Порядок определения значимости показателя

  1.  

Показатель убыточности

 

Значимость показателя – 30 %

Показатель убыточности оценивается по данным Отчета о финансовых результатах страховой организации (код формы по ОКУД: 0420126) за 2018 год. Расчет показателя производится по формуле:

(стр.2 + стр.9) ×(-1) (стр.1 + стр.8)*100

Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:

Значение показателя

Балл

≤ 10% или ≥ 60%

25 баллов

≥ 50% и < 60%

50 баллов

> 10% и < 50%

100 баллов

Сведения подтверждаются копией Отчета о финансовых результатах страховой организации (код формы по ОКУД: 0420126) за 2018 год.

  1.  

Рентабельность собственного капитала

 

Значимость показателя – 30 %

Рентабельность собственного капитала оценивается по данным Бухгалтерского баланса страховой организации (код формы по ОКУД 0420125) и Отчета о финансовых результатах страховой организации (код формы по ОКУД: 0420126) за 2018 год. Расчет показателя производится по формуле:

ОКУД 0420126 стр. 30ОКУД 0420125 (стр.51- стр.43)*100

Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:

Значение показателя

Балл

< 15%

25 баллов

≥ 15% и <30%

50 баллов

≥ 30%

100 баллов

Сведения подтверждаются копией Бухгалтерского баланса страховой организации (код формы по ОКУД 0420125) и Отчета о финансовых результатах страховой организации (код формы по ОКУД: 0420126) за 2018 год.

  1.  

Опыт оказания аналогичных услуг. Объем сборов по ОСАГО

 

Значимость показателя – 40 %

Оценивается объем сборов участника закупки за период январь-декабрь 2018 года в соответствии с данными формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» (раздел 1 стр. 191 гр. 3)

Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:

Значение показателя

Балл

≤ 7 500 000 тыс. руб.

25 баллов

˃ 7 500 000 тыс. руб.

и

≤ 15 000 000 тыс. руб.

50 баллов

˃ 15 000 000 тыс. руб.

100 баллов

Сведения подтверждаются копией раздела 1 формы по ОКУД 0420162 «Сведения о деятельности страховщика» за январь-декабрь 2018 г. Представление формы в полном объеме в составе заявки не требуется.

В целях оценки заявок по показателям критерия используется шкала оценки, в которой установлено количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя критерия оценки, предложенное участником закупки. Значение, определенное в соответствие со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя. Сумма величин значимости показателей критерия оценки равна 100%.

Для расчета рейтинга заявки участника открытого конкурса по критерию   «Квалификация участников закупки» (Рбi) суммируется количество набранных баллов, присуждаемых этой заявке по каждому показателю критерия и умножается на соответствующий коэффициент значимости критерия оценки, указанный в таблице 1, формула:

Рбi = (НЦБi1+ НЦБi2+ НЦБi3  )×Кб, где

НЦБi1- Количество баллов, присуждаемых по показателю «Показатель убыточности»

НЦБi2- Количество баллов, присуждаемых по показателю «Рентабельность собственного капитала»

НЦБi3 - Количество баллов, присуждаемых по показателю «Опыт оказания аналогичных услуг. Объем сборов по ОСАГО.»

Кб - коэффициент значимости критерия, равный 0,4.

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки по формуле:

Ритогi = Раi + Рбi, где:

Раi - рейтинг заявки по критерию «Цена контракта»;

Рбi - рейтинг заявки по критерию «Квалификация участников закупки».

Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер <...>

В соответствии с ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заявителем представлена сводная таблица по 7 страховым организациям с расчетом баллов, а также таблицы «Страховые премии и выплаты по договорам страхования, страховая сумма по заключенным и действовавшим договорам страхования, количество заключенных и действовавших договоров страхования, заявленных и урегулированных страховых случаев» и «Отчет о финансовых результатах страховой организации» за 2018 год по семи страховым организациям.

Указанные выше документы не свидетельствует о том, что Заказчик при формировании Конкурсной документации обладал полной информацией о квалификации всех страховых организаций на рынке оказания услуг ОСАГО.

Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, что установленный Заказчиком порядок оценки является непреодолимым для участников закупки, препятствует подаче заявки на участие в конкурсе или каким-либо иным способом влечет ограничение количества участников закупки.

Обжалуемые нестоимостные критерии оценки "Опыт оказания аналогичных услуг, «Объем сборов по ОСАГО», «Показатель убыточности» и «Рентабельность уставного капитала» непосредственным образом характеризуют финансовое состояние страховщиков.

Стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.

Также следует отметить, что Заказчик не мог до окончания подачи заявок предвидеть круг лиц, которые будут участниками оспариваемого конкурса.  Установленные критерии направлены на выявление лучшего участника, что отвечает целям проведения конкурса.

Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Кировского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной ПАО «САК «Энергогарант» на действия КОГКУ «Кировский центр лесного хозяйства» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер извещения 0340200003319016310).

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

 

Зам.председателя комиссии                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны