Решение б/н Решение по делу № 81 по признакам нарушения ООО «Академия ка... от 4 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

от "26" января 2012 г.                                                                                             г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 81

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

- <...> – генерального директора ООО «Академия капитала», действовавшего на основании Устава;

протокол вела <...> – специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 81 по признакам нарушения ООО «Академия капитала» (610000, г. Киров, ул. Попова, 1) ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

               При осуществлении государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства был установлен факт размещения в еженедельной рекламно-информационной газете «Презентация» № 48 (1246) от 02.12.2011 г. на 2 стр. рекламного модуля следующего содержания: «Возьми деньги. Займы от 1000 до 15000 рублей, без справок, залогов и поручителей за 5 минут. ООО «Академия капитала тел.: 433-123».

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой услугой является услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Кроме того, финансовые услуги могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и иными организациями.

Учитывая изложенное, деятельность организаций по предоставлению денежных средств юридическим и физическим лицам рассматривается как реклама финансовых услуг.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, согласно ч. 7. ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона несет рекламодатель, которым является ООО «Академия капитала».

Учитывая то, что в действиях ООО «Академия капитала» содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» было возбуждено производство по делу. Рассмотрение дела было назначено на 11.12.2011 г.

До заседания Комиссии в Кировское УФАС России поступило письменное ходатайство от генерального директора ООО «Академия капитала» <...> об отложении рассмотрения дела. Комиссия решила ходатайство удовлетворить и отложить рассмотрение дела на 26.01.2012г., продлив срок его рассмотрения до 13.03.2011 г.

На заседании Комиссии и в своих письменных пояснениях генеральный директор ООО «Академия капитала» <...> пояснил следующее: «Мы признаем факт нарушения ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. сотрудником ООО «Академия капитала» Маныловым Артемом Николаевичем. При заключении договора № 1-Р от 12.10.2011 г. <...> выполнял функции должностного лица на основании доверенности № -05/11 от 27.09.2011 г.. которая не давала ему право на осуществление подобного рода операций. Однако такая доверенность вполне устроила Исполнителя по Договору. В связи с вышеизложенным просим Вас применить наименьшую меру наказания по данному нарушению для <...> Со своей стороны обязуемся впредь не нарушать действующего законодательства РФ».

Изучив имеющиеся материалы, Комиссия установила, что ООО «Академия капитала» нарушило ч. 7, ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Выводы комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Спорная информация, размещенная в еженедельной рекламно-информационной газете «Презентация» № 48 (1246) от 02.12.2011 г., является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой услугой является услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Кроме того, финансовые услуги могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и иными организациями.

Учитывая изложенное, деятельность организаций по предоставлению денежных средств юридическим и физическим лицам рассматривается как реклама финансовых услуг.

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно документам, представленным Обществом, а именно: правилам предоставления и обслуживания потребительских займов, договору займа, ООО «Академия капитала» предоставляет займы физическим лицам на следующих условиях:

- сумма займа – до 15000 рублей;

- срок займа – максимальный срок предоставления займа 15 дней;

- процентная ставка – 2% за каждый день пользования денежными средствами (732 % годовых);

- досрочное погашение займа допускается в случае, когда Заемщик внес денежные средства в кассу или путем перечисления на расчетный счет ООО «Академия капитала», в размере, достаточном для выполнения обязательств по договору займа;

-  в случае неисполнения Заемщиком обязательств по погашению займа и уплате процентов в предусмотренные сроки, Заемщик уплачивает Займодавцу пени из расчета 2 (Два) % от суммы задолженности по займу за каждый день просрочки, при просрочке уплаты процентов более, чем на 3 (три) дня, Заемщик уплачивает Займодавцу штраф в размере 1000 рублей;

- требования к заемщикам: гражданство РФ, возраст от 21 до 65 лет, стаж работы на текущем месте работы – не менее 2-х месяцев на дату обращения за получением займа, постоянное проживание на территории г. Кирова и в населенных пунктах Кировской области, удаленных от г. Кирова не более, чем на 150 км.

Реклама по предоставлению займов ООО «Академия капитала» содержала только часть условий по заключению договора займа, а именно: сумма займа (до 15000 руб.), а иные условия оказания соответствующей финансовой услуги (срок займа, процентная ставка и другие условия, влияющие на фактическую стоимость займа и расходы заемщика) в рекламе не указаны.

Кроме того, согласно ч. 7. ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – «займ», которая направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой, в том числе срок займа, процентная ставка, размер, порядок уплаты взносов и другие условия. Отсутствие каких-либо сведений об условиях предоставления займа может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Следовательно, указание всех условий оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Таким образом, рекламная информация, размещенная в газете «Презентация», не содержала сведений, которые являются обязательными в силу закона, а именно: указания всех существенных условий оказания финансовой услуги (займа), и соответственно была размещена с нарушением требований ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона несет рекламодатель.

В соответствии с договором № 1-Р от 12.10.2011 г., дополнительным соглашением к договору № 1-Р, счетом оплаты № 18/346 от 29.11.2011 г.,  рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Академия капитала».

Комиссия, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине рекламодателя – ООО «Академия капитала».

Учитывая то, что на момент рассмотрения дела отсутствует документальное подтверждение того, что нарушение устранено, Комиссия решила выдать ООО «Академия капитала» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Договор № 1-Р от 12.10.2011 г. на размещение рекламы в газете «Презентация» от имени рекламодателя - ООО «Академия «капитала» был заключен специалистом отдела развития Общества – <...>. Поэтому именно он должен нести ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.

Комиссия считает необходимым привлечь <...> к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

   1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Возьми деньги. Займы от 1000 до 15000 рублей, без справок, залогов и поручителей за 5 минут. ООО «Академия капитала тел.: 433-123», размещенную в еженедельной рекламно-информационной газете «Презентация» № 48 (1246) от 02.12.2011 г., так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ООО «Академия капитала» нарушившим ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. ООО «Академия капитала» выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства в связи с тем, что на момент рассмотрения дела отсутствует документальное подтверждение, что нарушение устранено.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении <...>

 

Решение изготовлено в полном объеме  09 февраля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                          <...>

 

Члены Комиссии                                                                          <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны