Решение б/н РЕШЕНИЕ от 12 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

            РЕШЕНИЕ

по делу № 81/04-2016р 

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2016 года.                                       г. Киров

В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии <…>–  заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок; Членов Комиссии: <…>– начальника отдела ФРиР Кировского УФАС России, <…>– специалиста 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Индивидуального предпринимателя <…>;

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Кировоблбытсервис» в лице представителя по доверенности от 09.12.2016 года <…>;

При ведении протокола <…>– специалистом 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

рассмотрев дело № 81/04-16р, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард Кировоблбыисервис» (далее – ООО «Ломбард Кировоблбытсервис») (<…>) и Индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП <…>.) (610000, г. Киров, <…>) ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») при размещении в рекламно-информационном издании газете «<…>» № 35 (156) от 26 августа 2016 года рекламы следующего содержания: «Займы под залог золота станут на 10 процентов выгоднее! «Ломбард «<…>» поднял оценочную стоимость ювелирных украшений <…> Обращайтесь в «Ломбард <…>с»! Теперь сумма займов под залог золота станет на 10 процентов больше. Условия просты. Вы должны быть старше 18 лет, иметь паспорт и ценную вещь для залога. Оформляете залоговый билет и получаете деньги – дело 10 минут! Выкупить вещь, заплатив лишь проценты, можно в любое удобное для вас время. Никаких штрафов и пеней в случае неуплаты – обеспечивает кредит залог. Срок предоставления займа – от 1 до 30 дней. Фото предоставлено рекламодателем ООО «Ломбард <…>» <…> Адреса: <…>»

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» сотрудниками Кировского УФАС России было установлено, что в рекламно-информационном издании газете «<…>» № 35 (156) от 26 августа 2016 года размещена рекламная статья следующего содержания: «Займы под залог золота станут на 10 процентов выгоднее! «Ломбард «<…>» поднял оценочную стоимость ювелирных украшений <…> Обращайтесь в «Ломбард <…>»! Теперь сумма займов под залог золота станет на 10 процентов больше. Условия просты. Вы должны быть старше 18 лет, иметь паспорт и ценную вещь для залога. Оформляете залоговый билет и получаете деньги – дело 10 минут! Выкупить вещь, заплатив лишь проценты, можно в любое удобное для вас время. Никаких штрафов и пеней в случае неуплаты – обеспечивает кредит залог. Срок предоставления займа – от 1 до 30 дней. Фото предоставлено рекламодателем ООО «Ломбард <…>с» <…> Адреса: <…>которая содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Определением от 25.11.2016 Кировским УФАС России возбуждено дело № 81/04-16р в отношении ООО «Ломбард <…>» и ИП <…>., по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», рассмотрение назначено на 15.12.2016 года.

Ответчик – ООО «Ломбард <…>» обеспечил явку на рассмотрение дела № 81/04-16р представителя по доверенности от 09.12.2016 года <…>, запрошенные Управлением документы представил в полном объеме.

Ответчик – ИП <…> явку на рассмотрение дела № 81/04-16р не обеспечил, представителя не направил, ходатайств не заявлял, запрошенные Управлением документы представил.

На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель по доверенности  от ООО «Ломбард <…>» - <…>поддержала представленные в материалы дела письменные пояснения, а также пояснила, что рекламодателем, определившем содержание спорной рекламы, размещенной в рекламно-информационном издании газете «<…>» № 35 (156) от 26 августа 2016 года является ИП <…>., так как между ними был заключен Договор о сотрудничестве от 25.04.2016 года, согласно которому ИП <…>. должен был консультировать клиентов Ломбарда и привлекать новых клиентов, факт нарушения не признала.

Согласно письменным пояснениям ИП <…>. от 14.12.2016 года именно он определил содержание рекламы на основании тех сведений, которые знал о Ломбарде для привлечения новых клиентов, данный модуль с ООО «Ломбард <…>» не согласовывался.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в рекламно-информационном издании газете «<…>» № 35 (156) от 26 августа 2016 года следующего содержания: «Займы под залог золота станут на 10 процентов выгоднее! «Ломбард «<…>с» поднял оценочную стоимость ювелирных украшений <…> Обращайтесь в «Ломбард К<…>»! Теперь сумма займов под залог золота станет на 10 процентов больше. Условия просты. Вы должны быть старше 18 лет, иметь паспорт и ценную вещь для залога. Оформляете залоговый билет и получаете деньги – дело 10 минут! Выкупить вещь, заплатив лишь проценты, можно в любое удобное для вас время. Никаких штрафов и пеней в случае неуплаты – обеспечивает кредит залог. Срок предоставления займа – от 1 до 30 дней. Фото предоставлено рекламодателем ООО «Ломбард <…>» <…> Адреса: <…><…>», адресована неопределенному кругу лиц, так как данная городская газета распространяется по почтовым ящикам жителей города Кирова и ближайшего пригорода, т.е. доступна для всех без исключения категорий населения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (Ломбарду Кировоблбытсервис, и оказываемым им финансовым услугам), способствует формированию интереса к рекламируемым услугам (предоставление займов) и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

При рассмотрении дела установлено, что финансовую услугу - «займ» под залог имущества предоставляет ООО «Ломбард <…>», что подтверждается копиями залоговых билетов, представленными в материалы дела.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Комиссия делает вывод о том, что спорная реклама может быть расценена как реклама финансовой услуги, поскольку в ней предлагаются услуги по выдаче займа, что связано с привлечением денежных средств физических лиц.

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе указано: «Обращайтесь в «Ломбард Кировоблбытсервис»! Теперь сумма займов под залог золота станет на 10 процентов больше», однако в рекламе информация о процентной ставке отсутствует, то есть отсутствует существенная информация, которая может ввести потребители в заблуждение относительно условий предоставления займов. 

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – «займ», которая направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (увеличение суммы займов на 10 % больше), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой, в том числе: процентная ставка по займу, срок, сумма и другие.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» для заемщика и влияющие на нее.

Между тем распространенная реклама по предоставлению займов содержит только часть условий, а именно: срок предоставления займа – от 1 до 30 дней,  в то же время, отсутствует информация о процентной ставке. Данные условия влияют на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

С учетом вышеизложенного, реклама, размещенная в рекламно-информационном издании газете «<…>» № 35 (156) от 26 августа 2016 года следующего содержания: «Займы под залог золота станут на 10 процентов выгоднее! «Ломбард «<…>» поднял оценочную стоимость ювелирных украшений <…> Обращайтесь в «Ломбард Кировоблбытсервис»! Теперь сумма займов под залог золота станет на 10 процентов больше. Условия просты. Вы должны быть старше 18 лет, иметь паспорт и ценную вещь для залога. Оформляете залоговый билет и получаете деньги – дело 10 минут! Выкупить вещь, заплатив лишь проценты, можно в любое удобное для вас время. Никаких штрафов и пеней в случае неуплаты – обеспечивает кредит залог. Срок предоставления займа – от 1 до 30 дней. Фото предоставлено рекламодателем ООО «Ломбард <…>с» <…> Адреса: <…>»не соответствует требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Из документов, представленных в материалы дела, а именно: договора № 188 от 01.05.2016 года на выполнение работ по производству и размещению рекламы, заключенного между ИП <…> (заказчик) и ИП <…>. (газета <…>) (исполнитель, изготовитель), акта выполненных работ на изготовление и распространение рекламного материала № 2106 от 26.08.2016 года, счета на оплату, выставленного ИП <…>., согласованного макета, который подписан ИП <…>., а также письменных объяснений от директора ООО «Ломбард <…>с» от 14.12.2016 года и письменных объяснений ИП <…>. от 14.12.2016 года, следует, что заказчиком и рекламодателем данной рекламы является ИП <…>., определивший объект рекламирования и осуществивший заказ рекламы.

В связи с неподтверждением в действиях ООО «Ломбард <…>с»  факта нарушения рекламного законодательства, поскольку Общество фактически не является рекламодателем спорной рекламы, Комиссия решила производство по делу в отношении данного лица прекратить.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать предписание ИП <…>. об устранении нарушения рекламного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>.

Руководствуясь ст. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28, ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,  Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Займы под залог золота станут на 10 процентов выгоднее! «Ломбард «<…>» поднял оценочную стоимость ювелирных украшений <…> Обращайтесь в «Ломбард <…>»! Теперь сумма займов под залог золота станет на 10 процентов больше. Условия просты. Вы должны быть старше 18 лет, иметь паспорт и ценную вещь для залога. Оформляете залоговый билет и получаете деньги – дело 10 минут! Выкупить вещь, заплатив лишь проценты, можно в любое удобное для вас время. Никаких штрафов и пеней в случае неуплаты – обеспечивает кредит залог. Срок предоставления займа – от 1 до 30 дней. Фото предоставлено рекламодателем ООО «Ломбард <…> <…> Адреса: <…><…>», размещенную в рекламно-информационном издании газете «<…>» № 35 (156) от 26 августа 2016 года, которая не  соответствует требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.  Производство по делу в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард <…>с» (ИНН <…>) прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения рекламного законодательства. 

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе Индивидуальному предпринимателю <…> (ИНН <…>).

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении Индивидуального предпринимателя ...    

 

Решение может быть обжаловано в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны