Решение б/н РЕШЕНИЕ от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 82/04-15р 

 

                                                                                                                                           г. Киров

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 ноября  2015 года

В полном объеме решение изготовлено 19 ноября  2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – <…> –  и.о. руководителя управления, Членов Комиссии – <…>– начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <…>– специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы, секретарь – <…>. – специалист 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

<…>– представителя ООО «Финансовая компания» по доверенности № б/н от 14.04.2015 г.,

рассмотрев дело № 82/04-15р по признакам нарушения ООО «Финансовая компания» (юридический адрес: <…>) ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») в отношении рекламы следующего содержания: «Кредитка деньги всегда под рукой. ВНИМАНИЕ. ЗДЕСЬ ВЫДАЮТ ЗАЙМЫ. Оформите заявку on-line <…>. Регистрационный номер записи в государственном реестре МФО указан на сайте http://kreditkadengi.com/», размещенной на фасаде здания по адресу: г. Кирово-Чепецк, пр. <...>, д.<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе сотрудниками  Кировского УФАС России было установлено, что информация, размещенная на фасаде здания по адресу: г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 16, следующего содержания: «Кредитка деньги всегда под рукой. ВНИМАНИЕ. ЗДЕСЬ ВЫДАЮТ ЗАЙМЫ. Оформите заявку on-line <…>. Регистрационный номер записи в государственном реестре МФО указан на сайте http://kreditkadengi.com/» содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

По результатам проверки составлен акт фиксации рекламы от 15.09.2015 г.

Определением от 08.10.2015 г. Кировским УФАС России возбуждено дело № 82/04-15р по признакам нарушения ООО «Финансовая компания» ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в определении содержания и распространении рекламы финансовых услуг, в которой отсутствуют сведения о  наименовании или имени лица, оказывающего эти услуги. Рассмотрение дела назначено на 05.11.2015 г.

Ответчик ООО «Финансовая компания», надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела №82/04-15р, на рассмотрение дела не явился, запрошенные документы представил в полном объеме.

Согласно письменным пояснениям ООО «Финансовая компания» (вх. № 6695 23.10.2015 г.) функциональные обязанности в области рекламы услуг ООО «Финансовая компания» были возложены на исполнительного директора <…>. Данный сотрудник занимался определением содержания наружной рекламы и изготовлением макета. ООО «Финансовая компания» считает, что размещенная на входе информация по своему содержания является вывеской и рекламой не является.

Определением от 05.11.2015 г. в заседании комиссии был объявлен перерыв в связи с неявкой лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.

На заседании комиссии, состоявшемся 06.11.2015 г., представитель ответчика ООО «Финансовая компания» - <…>. по доверенности № б/н от 14.04.2015 г. поддержал позицию, представленную ранее в материалы дела, указал на то, что информация, указанная на вывеске, содержит обобщенные сведения о группе товаров (займах) без выделения конкретного продукта среди ряда однородных с целью привлечения к нему внимания, что само по себе рекламой не является.  

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закон «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на фасаде здания по адресу: г. <…>, пр. <…>, д. <…>, следующего содержания: «Кредитка деньги всегда под рукой. ВНИМАНИЕ. ЗДЕСЬ ВЫДАЮТ ЗАЙМЫ. Оформите заявку on-line <…>. Регистрационный номер записи в государственном реестре МФО указан на сайте http://kreditkadengi.com/», адресована неопределенному кругу  лиц, в том числе пешеходам, пассажирам и водителям транспортных средств, поскольку размещена рядом с тротуаром, вблизи от автомобильной дороги, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовым услугам, предоставляемым ООО «Финансовая компания» - займ), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке, соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

Довод ООО «Финансовая компания» о том, что информация: «Кредитка деньги всегда под рукой. ВНИМАНИЕ. ЗДЕСЬ ВЫДАЮТ ЗАЙМЫ. Оформите заявку on-line <…>. Регистрационный номер записи в государственном реестре МФО указан на сайте http://kreditkadengi.com/» является вывеской, Комиссия Кировского УФАС России считает необоснованным ввиду того, что вышеуказанная информация содержит фразу, напечатанную крупным шрифтом: «ВНИМАНИЕ. ЗДЕСЬ ВЫДАЮТ ЗАЙМЫ», которая своим размером обращает внимание пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств на рекламируемую финансовую услугу – займ.

Согласно Толковому словарю русского языка (под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой – М., 1999г.), значение слова:

ВНИМАНИЕ -я, ср. 1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чём-нибудь. Обратить внимание на что-нибудь. Привлечь чьё-нибудь внимание.

Соответственно фраза «ВНИМАНИЕ. ЗДЕСЬ ВЫДАЮТ ЗАЙМЫ» своим целевым назначением имеет сосредоточение мыслей или зрения, слуха на объекте рекламирования (финансовой услуге - займе), обращение внимания на предоставляемую ООО «Финансовая компания» финансовую услугу – займ, а также привлечение внимания  пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств, следовательно направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. Указанная фраза в совокупности с контактной информацией (адрес сайта, номер телефона), а также слоганом «Кредитка – деньги всегда под рукой» позволяет сделать вывод о том, что спорный баннер соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и не может рассматриваться в качестве вывески.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Комиссия делает вывод о том, что спорная реклама может быть расценена как реклама финансовой услуги, поскольку в ней предлагаются услуги по выдаче займа, что связано с привлечением денежных средств физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ наименование лица состоит из организационно - правовой формы и фирменного наименования. Указание фирменного наименования организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. В вышеуказанной рекламе отсутствует фирменное наименование.

Таким образом, рекламная информация, размещенная на фасаде здания по адресу: г. <…>, пр. <…>, д. <…>, следующего содержания: «Кредитка деньги всегда под рукой. ВНИМАНИЕ. ЗДЕСЬ ВЫДАЮТ ЗАЙМЫ. Оформите заявку on-line <…>. Регистрационный номер записи в государственном реестре МФО указан на сайте http://kreditkadengi.com/» не содержит наименования лица, предоставляющего финансовую услугу - займ,  что является нарушением ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

С учетом названных обстоятельств и положений ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных  ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 1 договора № 13081601 от 07.09.2015 г. на изготовление и монтаж баннера, счету № 8250 от 07.09.2015 г., акту № ST23277 от 11.09.2015 г., рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламной информации является ООО «Финансовая компания».

Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «Финансовая компания».

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела  представлено документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Руководствуясь ст. 3, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кировского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Кредитка деньги всегда под рукой. ВНИМАНИЕ. ЗДЕСЬ ВЫДАЮТ ЗАЙМЫ. Оформите заявку on-line 8 800 333 7<…>. Регистрационный номер записи в государственном реестре МФО указан на сайте http://kreditkadengi.com/», размещенную на фасаде здания по адресу: г. <…>, пр. <…>, д. <…>, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях ООО «Финансовая компания», выразившихся в определении содержания, а также распространении рекламы финансовых услуг, указанной в пункте 1 настоящего решения, в которой отсутствуют сведения о наименовании или имени лица, оказывающего данные финансовые услуги (займ), факт нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

3. Предписание ООО «Финансовая компания» не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны