Решение б/н Признать обоснованной жалобу ООО «Интекс Корп» на действия О... от 30 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление по Кировской области

 

 
   


Юридический адрес: 610020 г. Киров, ул. К. Либкнехта, 55.

 

 

 

«25» сентября 2020 г.                                                                   № 043/07/3.2 - 860/2020

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе:

Заместителя председателя комиссии:

«…»;

рассмотрев жалобу ООО «Интекс Корп»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

16.09.2020 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Интекс Корп» (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов – ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, зданий ВятГУ и прилегающих к ним территорий (номер извещения 32009462041). Жалоба рассматривается в порядке ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при формировании Закупочной документации.

Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика, запрошены необходимые документы по исследуемой закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрение жалобы назначено на 25.09.2020 года, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.

На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком установлены квалификационные требования, а также порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки, ограничивающие участников закупки, поскольку считает, что требование о предоставлении контрактов (договоров) по обслуживанию помещений и зданий только в образовательных учреждениях, заключенные в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Закона о закупках  не связано с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика. Заявитель считает также, что количество договоров, указанное в данном случае также является ограничивающим и предоставляющим преимущество ООО «Чистый Мир».  Кроме того, указание в порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и квалификационных требованиях о том, что Заказчик учитывает только контракты, заключенные в рамках определенного законодательства неправомерно, прямо ограничивает количество участников закупки, в том числе Заявителя. Система критериев оценки рассчитана таким образом, что участник, который может подтвердить соответствие подпункту «Опыт участника закупки по оказанию услуг …», оказывается в выигрышной позиции, относительно позиции участников, не имеющих такого опыта. Считает, что положения документации ограничивают количество участников закупки, ставят в неравные условия потенциальных участников закупки.

Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, считает, что квалификационные требования установлены исходя из особых потребностей Заказчика, так как услуги, являющиеся объектом закупки, оказываются в 14 учебных корпусах и 8 общежитиях, в указанных учебных корпусах пропускная способность составляет около 14000 обучающихся. Кроме того, данная потребность обусловлена методическими рекомендациями МР 3.1/2.10205-20 от 29.07.2020 «Рекомендации по профилактике новой короновирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования», утвержденными и разработанными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Заказчик установил квалификационные требования, которые позволяют судить о способности участника закупки качественно оказать услуги, являющиеся предметом закупки. Указание в порядке оценки и сопоставления заявок только о предоставлении контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе, обусловлено информационной открытостью контрактов, заключенных в рамках данного законодательства и позволит Заказчику проверить исполнение данных контрактов и достоверность представленной участником закупки информации об их исполнении без штрафных санкций. Считает доводы жалобы необоснованными.

Заслушав доводы Заявителя, Заказчика, исследовав представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

03.09.2020 года Заказчиком в ЕИС на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, зданий ВятГУ и прилегающих к ним территорий (номер извещения 32009462041). Начальная (максимальная) цена договора - 47 853 010,35 руб.

Согласно ч.1 ст.3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч.2 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Согласно ч. 4 ст. 3.4 Закона о закупках конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - конкурс в электронной форме), может включать этапы, в том числе:

3) рассмотрение и оценка заказчиком поданных участниками конкурса в электронной форме заявок на участие в таком конкурсе, содержащих окончательные предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора;

4) проведение квалификационного отбора участников конкурса в электронной форме.

В соответствии с ч.16 ст.3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с ч.17 ст.3.2 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 2, 9, 10, 13, 14 ч. 10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 13 Информационной карты Закупочной документации установлены квалификационные требования к участникам закупки, а именно:

13.1 Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий.

13.2 Заявка на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные конкурсной документацией, подтверждающие соответствие участников конкурса в электронной форме квалификационным требованиям, установленным конкурсной документацией.

13.3 Заявка участника конкурса в электронной форме, которая не соответствует квалификационным требованиям, отклоняется.

13.4 Документы, подтверждающие соответствие участников конкурса в электронной форме квалификационным требованиям, установленным конкурсной документацией: копии не менее 5 контрактов (договоров) (включая все дополнения, приложения, изменения к нему) заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ или №223-ФЗ с образовательными учреждениями на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, зданий и прилегающих к ним территорий, и исполненных в период за последние 4 (четыре) календарных года до даты объявления настоящего конкурса. При этом цена каждого такого контракта (договора) должна быть не менее 15 миллионов рублей.

Пунктом 17 Информационной карты Закупочной документации установлены, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе в электронной форме, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки, а именно:

17.6 Вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать сведения об участнике конкурса, информацию о его соответствии требованиям, в том числе квалификационным, об иных условиях исполнения договора.

17.6.3.5 копии контракта(ов) (договора(ов)) с приложениями в соответствии с требованиями пункта 23.4.1 настоящего Раздела.

17.7 При подаче заявки, в составе второй части заявки, участник закупки подаёт информацию и документы, предусмотренные конкурсной документацией, подтверждающие соответствие участника закупки квалификационным требованиям, установленным конкурсной документацией: копии не менее 5 контрактов (договоров) (включая все дополнения, приложения, изменения к нему) заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ или №223-ФЗ с образовательными учреждениями на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий, и исполненных в период за последние 4 (четыре) календарных года до даты объявления настоящего конкурса. При этом цена каждого такого контракта (договора) должна быть не менее 15 миллионов рублей.

Пунктом 22 Информационной карты Закупочной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме, в том числе:

2.1. Опыт участника закупки по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями.

Пунктом 23 Информационной карты Закупочной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме, а именно:

23.1 Для оценки заявок участников конкурса устанавливаются стоимостной критерий «Цена контракта» и нестоимостной критерий: «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)».

23.2 Значимость критериев оценки заявок:

1) Цена договора – 30%;

2) Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация) – 70 %.

23.4.1 «Опыт участника закупки по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями».

Шкала присвоения баллов по показателю:

Опыт участника закупки по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий без применения штрафных санкций по контрактам заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ  с образовательными учреждениями

Количество баллов

2 и более договоров

60

1 договор

35

0 договоров

0

  При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте Участника по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий, без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями, информация о наличии которых отображается участником во второй части заявки.

 Оказанной услугой считается выполненный участником настоящего конкурса контракт(ы) (договор(ы)), заключенный в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий, без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ  с образовательными учреждениями, исполненный в период за последние 4 (четыре) календарных года до даты объявления настоящего конкурса, без применения штрафных санкций (пеней, неустоек) по таким контрактам (договорам) в отношении участника настоящего конкурса. При этом цена каждого такого контракта (договора) должна быть не менее 15 миллионов рублей.

 Выполненный участником настоящего конкурса контракт учитывается в случае, если он подтвержден копией такого контракта (договора) (включая все дополнения, приложения, изменения к нему) с приложением итогового акта (ов) приемки услуг (при наличии) или всех отдельных актов о приемке услуг.

1. Относительно довода об установлении квалификационного требования о наличии опыта по успешному оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий, подтверждаемого  копиями не менее 5 контрактов (договоров) (включая все дополнения, приложения, изменения к нему) заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ или №223-ФЗ с образовательными учреждениями на оказание данных услуг, и исполненных в период за последние 4 (четыре) календарных года до даты объявления настоящего конкурса, установлено следующее.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Установленное Заказчиком квалификационное требование предъявляется одинаково ко всем участникам закупки, является измеримым по условиям закупочной документации: участник закупки должен обладать опытом работы на соответствующем товарном рынке не менее 4 лет и иметь не менее 5 исполненных контрактов (договоров) с образовательными учреждениями, в связи с чем соответствует требованиям Закона о закупках (Обзор  судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).

Кроме того, данное квалификационное требование основано на потребности Заказчика исполнять методические рекомендации МР 3.1/2.1.0205-20, утвержденные Роспотребнадзором, содержащие рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования, в том числе к порядку проведения уборки в образовательных учреждениях.  Предоставленное законом Заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными услугами.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Рассматриваемая закупка проводится в рамках Закона о закупках, соответственно потенциальный участник закупки, исходя из потребностей Заказчика в получении наиболее опытного Исполнителя, должен обладать опытом участия в государственных, муниципальных закупках и закупках, проводимых отдельными видами юридических лиц.

Довод Заявителя не обоснован.

2. Относительно довода об установлении в документации критерия оценки «Опыт участника закупки по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями», являющегося дискриминационным по отношению к другим участникам закупки, установлено следующее.

Заказчиком в п. 13.4 Информационной карты Закупочной документации установлено квалификационное требование о наличии опыта по успешному оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий, подтверждаемого  копиями не менее 5 контрактов (договоров) (включая все дополнения, приложения, изменения к нему) заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ или №223-ФЗ с образовательными учреждениями на оказание данных услуг, и исполненных в период за последние 4 (четыре) календарных года до даты объявления настоящего конкурса.

Вместе с тем, критерий оценки предусматривает опыт участника закупки по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями.

Данный критерий оценки лишает возможности получить баллы по критерию "опыт" участнику закупки, представившему договоры с образовательными учреждениями по 223-ФЗ, ставит в преимущественное положение участников, имеющих опыт оказания данных услуг для государственных или муниципальных нужд, перед участниками, которые имеют положительный (без предъявления штрафных санкций) опыт исполнения договоров в рамках Закона о закупках (223-ФЗ), что не отвечает целям проведения конкурса в электронной форме в части определения лучших условий исполнения договора, не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, наилучшим образом подходящего для целей исполнения договора, необоснованно ограничивает конкуренцию участников закупки и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

Таким образом, в действиях Заказчика, установившего критерий оценки заявок по опыту участника закупки, выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Довод Заявителя обоснован.

3. Относительно установленного Заказчиком порядка расчета критериев оценки заявок участников закупки установлено следующее.

Как указано в п.2 настоящего решения, указанный критерий оценки не соответствует требованиям законодательства, однако, Заказчик самостоятельно определяет порядок оценки и сопоставления заявок в целях выявления лучшего условия исполнения договора, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, содержит расчет количества баллов, соответствующий значимости по каждому критерию.

Стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.

Довод Заявителя не обоснован.

В соответствии с ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа, в том числе принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Указанное в п.2 решения нарушение может повлиять на результат закупки, в связи с чем его устранение возможно только посредством выдачи предписания, вместе с тем, Комиссия Кировского УФАС России до рассмотрения настоящей жалобы по существу выдала Заказчику предписание №043/07/3.2-844/2020 от 25.09.2020 года об устранении данного нарушения, в связи с чем основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Интекс Корп» на действия Организатора торгов – ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, зданий ВятГУ и прилегающих к ним территорий (номер извещения 32009462041).

2. Предписание об устранении нарушения не выдавать.

 

 В соответствии с ч.23 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Заместитель председателя комиссии                                                «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны