Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 83/04-2017р от 11 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 83/04-2017р

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2018 года.                                                     г. Киров

В полном объеме решение изготовлено 29 марта 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии; Членов Комиссии: начальника отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России, специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России;

в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: -Индивидуального предпринимателя «…» в лице  представителя по доверенности «…»;

-Общества с ограниченной ответственностью «РК Промо Сервис» в лице представителя по доверенности «…»;

-Общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания Империал» в лице представителя по доверенности «…»

при ведении протокола – специалистом 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России;

рассмотрев дело № 83/04-2017р, возбужденное по признакам нарушения Индивидуальным предпринимателем «…» (юридический адрес: «…»; ИНН «…» ОГРН «…»), Обществом с ограниченной ответственностью «РК Промо Сервис» (юридический адрес: «…»; ИНН «…», ОГРН «…»), Обществом с ограниченной ответственностью «Торговая компания Империал» (юридический адрес: «…»; ИНН «…», ОГРН: «…») части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») при размещении на заднем стекле транспортного средства «Автобус ЛиАЗ» 70 маршрута рекламной информации следующего содержания «ИмпериаЛ ЛОМБАРД. ЗАЙМЫ под ПТС, под недвижимость 0,2 % в день. Car Money 387-000»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе», Кировским УФАС России было установлено, что на заднем стекле транспортного средства «Автобус ЛиАЗ» 70 маршрута размещается информация следующего содержания: «ИмпериаЛ ЛОМБАРД. ЗАЙМЫ под ПТС, под недвижимость 0,2 % в день. Car Money 387-000», которая содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» (акт фиксации от 20.10.2017 года).

Определением от 19.12.2018 г. Кировским УФАС России возбуждено дело № 83/04-2017р в отношении ИП «…»., ООО «РК Промо Сервис» по признакам нарушения ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 17.01.2018г.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП «…», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 83/04-2017р, обеспечило явку представителя по доверенности «…».

На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель ответчика по доверенности «…» представила в материалы дела документы, запрошенные Управлением, факт нарушения не признала. «…» пояснила, что ИП «…» указанного нарушения Федерального закона «О рекламе» не совершал, деятельность по распространению рекламы не осуществлял, доход от распространения рекламы не получал. Распространение рекламы осуществлялось ООО «РК Промо Сервис» на основании договора аренды, заключенного между ИП «…» и ООО «РК Промо Сервис», согласно которому ИП «…» является «Арендодателем», а ООО «РК Промо Сервис» – «Арендатором», который самостоятельно определяет содержание и объем рекламной информации, и несет ответственность за соблюдение требований законодательства РФ.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «РК Промо Сервис», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 83/04-2017р, обеспечило явку представителя по доверенности «…».

На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель ответчика по доверенности «…» представила в материалы дела документы, запрошенные Управлением, факт нарушения признала. Согласно пояснениям «…» между ООО «РК Промо Сервис» и ООО «ТК Империал» был заключен договор оказания рекламных услуг № 17-1-113 от 04.10.2017г., по условиям которого ООО «РК Промо Сервис» обязуется оказать услуги по изготовлению и монтажу рекламно-информационных материалов на задних бортах автобусов по заданию заказчика ООО «ТК Империал». В свою очередь ООО «РК Промо Сервис» имеет длительные деловые отношения с подрядной организацией Общество с ограниченной ответственностью «Рекламно-производственная компания «Торнадо», непосредственно занимающейся изготовлением рекламных конструкций. ООО «РК Промо Сервис» на основе договора о комплексной аренде рекламных полей транспортных средств арендует у ИП «…» рекламные поля транспортных средств для размещения рекламно-информационных материалов. Также «…» пояснила, что на сегодняшний день размещенная рекламная продукция на автобусах полностью демонтирована, как не соответствующая нормам, предъявляемым законом о рекламе.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России Определением о продлении срока рассмотрения дела № 83/04-2017р от 17.01.2018г. решила привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания Империал» в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, а также вменить дополнительную квалификацию по п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5, ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 15.02.2018г.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП «…», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 83/04-2017р, обеспечило явку представителя по доверенности «…». «…» поддержала позицию, заявленную ранее в материалы дела.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «РК Промо Сервис», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 83/04-2017р, обеспечило явку представителя по доверенности «…». Согласно пояснениям «…» в соответствии с условиями договора об оказании рекламных услуг № 17-1-113 от 04.10.2017г. официальной заявки на оказание рекламных услуг не имеется, согласование вышеуказанной рекламной информации (стоимость услуг, макет) было произведено посредством электронной переписки между ООО «РК Промо Сервис» и ООО «ТК Империал», после чего был заключен указанный договор об оказании рекламных услуг. Оплата за оказание рекламных услуг от ООО «ТК Империал» не поступила, вследствие оказания услуг не в полном объеме, а именно, вышеуказанная рекламная информация размещалась на двух автобусах вместо восьми.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «ТК Империал», документы не представило, явку на рассмотрение дела № 83/04-2017р не обеспечило, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее уведомление о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России Определением об отложении  рассмотрения дела № 83/04-2017р от 15.02.2018г. решила отложить рассмотрение дела № 83/04-2017р в связи с необходимостью надлежащего уведомления ответчика ООО «ТК Империал» о дате, месте и времени рассмотрения дела, а также необходимостью получения пояснений и документов от лиц, участвующих в деле, для рассмотрения дела по существу.  Рассмотрение дела назначено на 15.03.2018г.

Также в Кировское УФАС России поступило ходатайство ООО «ТК Империал» об отложении рассмотрения дела № 83/04-2017р (вх. № 1120 от 15.02.2018).

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП «…», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 83/04-2017р, обеспечило явку представителя по доверенности «…», которая поддержала позицию, заявленную ранее в материалы дела.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «РК Промо Сервис», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 83/04-2017р, обеспечило явку представителя по доверенности «…». «…» пояснила, что согласование рекламно-информационного материала происходило посредством электронной почты между директором ООО «РК Промо Сервис» и исполнительным директором ООО «ТК Империал». Также «…» поддержала заявленную ранее позицию, документы, запрошенные Управлением, представила в полном объеме.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «ТК Империал», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 83/04-217р, запрошенные Управлением документы представило в полном объеме, обеспечило явку представителя по доверенности «…».

На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель ответчика по доверенности «…» представила в материалы дела документы, запрошенные Управлением, факт нарушения не признала. Согласно пояснениям «…» 04.10.2018 между ООО «ТК Империал» и ООО «РК Промо Сервис» был заключен договор оказания рекламных услуг № 17-1-113. Согласно п. 1.2. Дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью Договора. Также 04.10.2017 заключено Дополнительное соглашение № 1, согласно которому ООО «РК Промо Сервис» обязалось изготовить, осуществить монтаж и размещение рекламной конструкции в период с 09.10.2017г. по 09.04.2018г. Согласно п. 1.1 Договора все дополнения и изменения оформляются путем составления дополнительных соглашений и оформляются в письменном виде (п. 7.5 Договора). Никаких дополнительных соглашений о согласовании рекламного макета ООО «ТК Империал» подписано не было. 04.10.2017г. ООО «РК Промо Сервис» выставлен счет № 194 за размещение рекламной информации, который не был оплачен ООО «ТК Империал» по причине отсутствия согласованных макетов рекламно-информационных материалов. 13.11.2017г. ООО «ТК Империал» в адрес ООО «РК Промо Сервис» было направлено письмо о расторжении Договора № 17-1-113 от 04.10.2017г. по причине неоказания услуги по независящим от Заказчика причинам. Кроме того, документы, подтверждающие факт оказания услуги ООО «ТК Империал» не подписаны, а именно Счет на оплату № 194 от 04.10.2017г., Акт № 194 от 09.11.2017г. В свою очередь ООО «ТК Империал» оказывает посреднические услуги по Агентскому договору № 197-ЮЛ от 08.02.2017г., заключенному между ООО «ТК Империал» и Обществом с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «Столичный залоговый дом», само Общество не выдает займы населению. В рамках вышеуказанного Агентского договора ООО «ТК Империал» имеет право выступать заказчиком изготовления рекламно-информационных материалов, в свою очередь при заключении Договора оказания рекламных услуг № 17-1-113 ООО «РК Промо Сервис» была передана необходимая информация, но ООО «РК Промо Сервис» приняло самостоятельное решение о размещении несогласованного макета рекламной информации. Согласование макета посредством электронной почты осуществлялось исполнительным директором ООО «ТК Империал» с личной почты, не имеющей отношения к официальной почте Общества.

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закон «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на заднем стекле транспортного средства «Автобус ЛиАЗ» 70 маршрута, следующего содержания: «ИмпериаЛ ЛОМБАРД. ЗАЙМЫ под ПТС, под недвижимость 0,2 % в день. Car Money 387-000»:

-адресована неопределенному кругу лиц, поскольку размещена на автобусе «ЛиАЗ», который является общественным транспортным средством, доступ к которому имеет любое лицо;

-направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – организации «ИмпериаЛ Ломбард» и предлагаемым ей услугам по предоставлению займов;

-направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке, поскольку, указывая название магазина «ИмпериаЛ Ломбард», телефона, конкретных услуг, а также привлекательных для потребителя характеристик товаров, услуг («займы под птс, под недвижимость 0,2% в день») рекламодатель акцентирует внимание потребителя и формирует его интерес к рекламируемому товару.

Таким образом, вышеуказанная информация об организации «ИмпериаЛ Ломбард» и реализуемых им товарах содержит все признаки рекламы, перечисленные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем признается рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Реклама, размещенная на заднем стекле транспортного средства «Автобус ЛиАЗ» 70 маршрута, не соответствует требованиям пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку, исходя из текста рекламы, объектом рекламирования являются услуги по предоставлению займов организации «ИмпериаЛ Ломбард», в действительности наименованием организации является ООО «Торговая компания Империал», что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе» распространяются на рекламу финансовых услуг и финансовой деятельности. Соответственно для квалификации нарушения по указанной статье Федерального закона необходимо установить, что объектом рекламирования являются услуги либо деятельность, относящиеся к финансовым.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии с положениями пункта 2.2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Анализ указанных норм в совокупности с понятием финансовой услуги, установленной Федеральным законом «О защите конкуренции», позволяет сделать вывод о том, что оказываемые ломбардными организациями услуги по привлечению денежных средств (займы)  являются финансовыми услугами.

В рекламной информации следующего содержания: «ИмпериаЛ ЛОМБАРД. ЗАЙМЫ под ПТС, под недвижимость 0,2 % в день. Car Money 387-000», размещенной на заднем стекле транспортного средства «Автобус ЛиАЗ» 70 маршрута, объектом рекламирования является услуга – выдача займов.

Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативно определенных понятий, указанные в спорной рекламе услуги (займы) связаны с привлечением либо размещением денежных средств физических лиц, что позволяет идентифицировать их в качестве финансовых, на рекламу которых распространяются требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Реклама об услугах организации с использованием слова «Ломбард», размещенная на заднем стекле транспортного средства «Автобус ЛиАЗ» 70 маршрута, не соответствует требованиям части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», поскольку, предлагая услуги компании, продавец (ООО «ТК Империал») одновременно позиционирует себя как ломбард, посредством использования в рекламе слова «Ломбард», при этом, непосредственно не осуществляя ломбардную деятельность. Названное обстоятельство подтверждается  выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). В видах деятельности ООО «ТК Империал» отсутствует соответствующая деятельность, как предоставление займов, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «ТК Империал» является розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах.

Таким образом, ООО «ТК Империал», непосредственно не оказывая услуги по предоставлению краткосрочных займов и хранению вещей, необоснованно позиционирует  себя как ломбард. Такая реклама дает основание потребителям полагать, что организация ООО «ТК Империал», осуществляющая деятельность под наименованием «ИмпериаЛ Ломбард», обладает статусом ломбарда, то есть имеет право осуществлять ломбардную деятельность, что не соответствует действительности и является нарушением требований части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из пояснений ООО «ТК Империал» следует, что Общество принимало на себя обязанности Заказчика по Договору оказания рекламных услуг на законных основаниях, поскольку между ООО «ТК Империал» (Агент) и ООО «Микрофинансовая компания «Столичный залоговый дом» (Принципал) заключен Агентский договор № 197-ЮЛ, в рамках которого Агент имеет право выступать Заказчиком изготовления рекламно-информационных материалов для привлечения клиентов. Однако Комиссией Кировского УФАС России установлено, что в соответствии с п. 2.1.19 Агентского договора Агент при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует от имени и по поручению Принципала. Соответственно, довод Общества о наличии у него правомочий по размещению рекламы финансовых услуг является необоснованным, поскольку в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует соответствующая информация о том, что рекламные услуги по предоставлению займов осуществляются ООО МФК «Столичный залоговый дом».

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Статья 432 Гражданского кодекса РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», при этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 указанного закона.

Учитывая изложенное, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита (займа), пользованием им и погашением кредита (займа), содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) и влияющие на нее.

Рассматриваемая рекламная информация содержала только часть условий по предоставлению займа, а именно: процентную ставку («займы под птс, под недвижимость 0,2% в день»).

При этом иные существенные условия предоставления займа, такие как максимальная и минимальная сумма займа, срок возврата займа, валюта, в которой предоставляется займ, годовая процентная ставка, в данной рекламе не указаны.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления займа может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Указывая в рекламе процентную ставку («0,2 % в день»), рекламодатель привлекает внимание к финансовым услугам, вместе с тем информация о том, что процентная ставка тесно взаимосвязана с иными критериями: годовой процентной ставкой, минимальной и максимальной суммой займа, сроком предоставления финансовой услуги, является существенной, и ее отсутствие в любом случае вводит потребителей в заблуждение относительно возможности получения займа с процентной ставкой 0,2 % в день. Данные условия являются существенными и влияют как на стоимость займа, так и на окончательную сумму расходов потребителя, воспользовавшегося предложением ломбарда по займу.

Таким образом, спорный рекламный модуль умалчивает об иных условиях оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, а также не содержит необходимых условий, определяющих полную стоимость займа и влияющих на нее, и размещен с нарушением п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Между тем, спорная рекламная информация содержит информацию о возможности предоставления финансовой услуги - займ, однако без указания наименования лица – ломбарда, оказывающего данную услугу, что является нарушением ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку распространенная реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий об условиях займа, а также наименования организации, предоставляющей займы, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Следовательно, спорная реклама нарушает ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

С учетом названных обстоятельств и положений части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушения части 1 статьи 28, части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее. Автобусный городской маршрут № 70 обслуживается ООО «…» в лице директора «…» на основании Договора субподряда об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории МО «Город Киров» от 24.12.2014г.

В соответствии с Договором № 002-2 от 01.07.2014г. о комплексной аренде рекламных полей транспортных средств, заключенным между ИП «…» (Арендодатель) и ООО «РК Промо Сервис» (Арендатор), а также служебной запиской ООО «РК Промо Сервис» от 12.10.2017г. в октябре 2017 года на заднем стекле автобусов «ЛиАЗ 525645» государственный регистрационный знак АК 805 43 и АК 806 43 была размещена рекламная информация следующего содержания: «ИмпериаЛ ЛОМБАРД. ЗАЙМЫ под ПТС, под недвижимость 0,2 % в день. Car Money 387-000». Согласно п. 2.2, п. 2.7 данного Договора Арендатор самостоятельно определяет содержание рекламно-информационных материалов, а также несет полную ответственность за содержание и достоверность рекламно-информационных материалов на транспортных средствах Арендодателя в соответствии с действующим законодательством.

Соответственно, рекламораспространителем вышеуказанной рекламной информации, исходя из условий Договора № 002-2 от 01.07.2014г. о комплексной аренде рекламных полей транспортных средств, является ООО «РК Промо Сервис».

Таким образом, действия ООО «РК Промо Сервис», выразившиеся в распространении рекламы следующего содержания: «ИмпериаЛ ЛОМБАРД. ЗАЙМЫ под ПТС, под недвижимость 0,2 % в день. Car Money 387-000», размещенной на заднем стекле транспортного средства «Автобус ЛиАЗ» 70 маршрута государственный регистрационный знак АК 805 43, АК 806 43, в которой отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу, содержат нарушение части 1, части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Установлено, что 07.09.2017г. исполнительный директор ООО «ТК Империал» посредством электронной почты направил в адрес ООО «РК Промо Сервис» заявку о размещении рекламных баннеров на стеклах и бортах автобусных маршрутов. 03.10.2017г. представитель ООО «ТК Империал» по доверенности направил в адрес ООО «РК Промо Сервис» все необходимые документы для оказания соответствующих рекламных услуг. 10.10.2017г. представленные макеты были утверждены исполнительным директором ООО «ТК Империал». Из представленной в материалы дела Доверенности № 1 от 09.01.2017г. следует, что исполнительный директор имеет право представлять интересы перед третьими лицами, соответственно согласование и утверждение рекламного макета происходило надлежащим образом уполномоченным лицом. 04.10.2017г.  ООО «ТК Империал» и ООО «РК Промо Сервис» заключили договор оказания рекламных услуг. 09.11.2017г. ООО «РК Промо Сервис» направило в адрес ООО «ТК Империал» акт выполненных работ, который Заказчиком не был подписан, кроме того, надлежащего отказа от подписания акта заказчиком также направлено не было.

Исследовав указанные документы, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы является ООО «ТК Империал», которое несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1, пунктом 2 части 2, частью 3, частью 13 статьи 28, пунктом 20 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, действия ООО «ТК Империал», выразившиеся в определении содержания рекламы финансовых услуг «ИмпериаЛ ЛОМБАРД. ЗАЙМЫ под ПТС, под недвижимость 0,2 % в день. Car Money 387-000», размещенной на заднем стекле транспортного средства «Автобус ЛиАЗ» 70 маршрута государственный регистрационный знак АК 805 43, АК 806 43, лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению займов, а также, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу, а также которая умалчивает об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов, при этом в рекламе сообщается одно из таких условий, содержат нарушение нарушения части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Соответственно, довод ООО «ТК Империал» о том, что рекламный макет не был согласован надлежащим образом и неуполномоченным на данное действие лицом является необоснованным по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс Российской Федерации) от 30.11.1994 № 51-ФЗ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По смыслу данной статьи следует, что именно условия об оплате и сроках исполнения услуги являются существенными для договоров данного вида.

Договор оказания рекламных услуг № 17-1-113 от 04.10.2017г., заключенный между ООО «РК Промо Сервис» и ООО «ТК Империал», и прилагаемое к нему Дополнительное соглашение № 1 от 04.10.2017г. содержат все существенные условия, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации для данного вида договоров. Вместе с тем Комиссией Кировского УФАС России установлено, что исходя из условий вышеуказанного Договора оказания рекламных услуг, следует, что в Дополнительном соглашении отображаются наименование услуг, которые должны быть оказаны исполнителем (п. 2.1 Договора), а также сроки и стоимость оказываемых услуг (п. 2.2 Договора). Указанные условия определены в п. 1 Дополнительного соглашения к Договору оказания рекламных услуг № 17-1-113 от 04.10.2017г. Кроме того, из условий данного Договора не следует, что согласование рекламного макета должно происходить путем заключения дополнительного соглашения. Согласно п. 4.2.1 Заказчик обязан предоставить информацию Исполнителю, необходимую для оказания услуг, указанных в Дополнительных соглашениях к Договору. Из пояснений и электронной переписки, представленной в материалы дела ООО «РК Промо Сервис» следует, что согласование рекламного макета происходило посредством переписки по электронной почте с исполнительным директором ООО «ТК Империал». В Доверенности № 1 от 09.01.2017г. ООО «ТК Империал» наделяет исполнительного директора Общества полномочием представлять интересы Доверителя, то есть, ООО «ТК Империал», перед третьими лицами. Учитывая вышеизложенное, исполнительный директор Общества уполномочен на согласование макетов рекламно-информационных материалов.

Также является необоснованным довод ООО «ТК Империал» о том, что услуга считается неоказанной, поскольку Акт и Счет не были оплачены Заказчиком, по следующим основаниям.

ООО «РК Промо Сервис» в адрес ООО «ТК Империал» был представлен Акт № 194 от 09.11.2017 о размещении рекламной информации на заднем борту автобуса. Согласно п. 3.1 Договора оказания рекламных услуг № 17-1-113 от 04.10.2017г. отчет Исполнителя о выполненных услугах оформляется в виде Акта выполненных работ (услуг). Согласно п. 3.2 Договора Заказчик обязан в течение пяти дней с момента получения, подписать Акт Исполнителя либо дать обоснованный отказ от его подписания. Отказ должен быть составлен в письменном виде, заверен печатью организации, подписан руководителем и передан Исполнителю. В случае невыполнения п. 3.2 Договора, а именно в случае отсутствия отказа от подписания Акта, задание считается выполненным в полном объеме и принятым Заказчиком. В ходе заседания комиссии представитель ООО «ТК Империал» пояснила, что Акт № 194 от 09.11.2017 был получен Обществом, но остался неподписанным. Письменный отказ от подписания акта не был оформлен и не отправлялся в адрес ООО «РК Промо Сервис». Соответственно, исходя из вышеуказанных условий договора, размещение спорной рекламных материалов считается принятым ООО «ТК Империал», а услуга считается оказанной, неоплата оказанных надлежащим образом услуг по данному Договору регулируется гражданским законодательством.

Принимая во внимание вышеизложенное, следует признать, что реклама, размещенная на заднем стекле транспортного средства «Автобус ЛиАЗ» 70 маршрута, следующего содержания: «ИмпериаЛ ЛОМБАРД. ЗАЙМЫ под ПТС, под недвижимость 0,2 % в день. Car Money 387-000» не соответствует части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», так как на рекламном модуле отсутствует наименование организации, осуществляющей деятельность по предоставлению займов; перечислены не все условия, оказания предоставления займов, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, поскольку в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий, а также не указаны все остальные условия, определяющие полную стоимость займа; содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара; может ввести потребителей в заблуждение относительно условий предоставления займов, а также лица, предоставляющего рекламируемую финансовую услугу.

В связи с неподтверждением в действиях ИП «…» факта нарушения рекламного законодательства, поскольку данное лицо не определяло содержание спорной рекламы и не распространяло ее, Комиссия решила производство по делу в отношении данного лица прекратить.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила).

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения Федерального закона «О рекламе», Комиссия решила выдать рекламодателю – ООО «ТК Империал» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства. Также комиссией Кировского УФАС России принято решение о выдаче предписания об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе рекламораспространителю – ООО «РК Промо Сервис».

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на заднем стекле транспортных средств «Автобус ЛиАЗ» 70 маршрута, государственный регистрационный знак АК 805 43, АК 806 43, следующего содержания: «ИмпериаЛ ЛОМБАРД. ЗАЙМЫ под ПТС, под недвижимость 0,2 % в день. Car Money 387-000», которая не соответствует требованиям части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе».

2.В отношении Индивидуального предпринимателя «…» (ИНН «…»; ОГРН «…») производство по делу прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения рекламного законодательства.

3.Обществу с ограниченной ответственностью «РК Промо Сервис» (ИНН «…»; ОГРН «…») выдать предписание об устранении нарушения части 1 статьи 28, части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

4.Обществу с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Империал» (ИНН «…»; ОГРН «…») выдать предписание об устранении нарушения части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28, пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

5.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РК Промо Сервис» (ИНН «…»; ОГРН «…»), должностного лица Общества с ограниченной ответственностью «РК Промо Сервис».

6.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Империал» (ИНН «…»; ОГРН «…»), должностного лица Общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Империал».

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд - в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                «…»

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                              «…»

 

                                                                                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны