Решение б/н РЕШЕНИЕ от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 84/04-15р 

 

                                                                                                                                           г. Киров

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря  2015 года

В полном объеме решение изготовлено 28 декабря  2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – <…> –  зам. руководителя управления, Членов Комиссии – <…>.– начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <…>– специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы, секретарь – <…> – специалист 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала»,

рассмотрев дело № 84/04-15р по признакам нарушения ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» (юридический адрес: <…>) ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») в отношении рекламы следующего содержания: «ЛОМБАРДНАЯ КОМПАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ УРАЛА. ЛОМБАРД. БЫСТРЫЙ ЗАЙМ ПОД ЗАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ И СТОЛОВОГО СЕРЕБРА. ДЕНЬГИ ЗА 5 МИНУТ.  НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ. ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА. сall-центр: 8-800-200-20-41. КРУГЛОСУТОЧНО (звонок по России бесплатный). www.lkdu.ru», размещенной на фасаде здания по адресу: г. <…>, пр. <…>, д.<…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе сотрудниками  Кировского УФАС России было установлено, что информация, размещенная на фасаде здания по адресу: г. <…>, пр. <…>, д. <…>, следующего содержания: «ЛОМБАРДНАЯ КОМПАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ УРАЛА. ЛОМБАРД. БЫСТРЫЙ ЗАЙМ ПОД ЗАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ И СТОЛОВОГО СЕРЕБРА. ДЕНЬГИ ЗА 5 МИНУТ.  НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ. ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА. сall-центр: 8-800-200-20-41. КРУГЛОСУТОЧНО (звонок по России бесплатный). www.lkdu.ru» содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Определением от 08.10.2015 г. Кировским УФАС России возбуждено дело № 84/04-15р по признакам нарушения ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в определении содержания и распространении рекламы финансовых услуг, в которой отсутствуют сведения о  наименовании или имени лица, оказывающего эти услуги. Рассмотрение дела назначено на 09.11.2015 г.

Ответчик ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала», надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела №82/04-15р, на рассмотрение дела не явился, запрошенные документы представил не в полном объеме.

Согласно письменным пояснениям ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» (вх. № 7134 13.11.2015 г.) Общество считает определение о возбуждении дела № 84/04-15р от 08.10.2015 г. не основанным на нормах права, поскольку: в определении отсутствует дата проведения проверки; не представлен акт с подписью должностного лица, уполномоченного проводить проверку, а также отсутствуют доказательства вручения акта проверки в ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала». Также  ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» сообщает, что в настоящее время по адресу: г. Кирово-Чепецк, пр. Мира, д. 16 наружная реклама отсутствует. Данный факт подтверждается фотографией.

Определением от 09.11.2015 г. рассмотрение дела было отложено в связи с необходимостью получения у ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» документов, подтверждающих заключение договоров займа с физическими лицами.

На заседание комиссии, состоявшееся 10.12.2015 г., ответчик, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 84/04-15р не явился, запрошенные документы представил в полном объеме.

Определением от 10.12.2015 г. в рассмотрении дела № 84/04-15р был объявлен перерыв.

На заседание комиссии, состоявшееся 15.12.2015 г., ответчик, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 84/04-15р не явился.

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закон «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на фасаде здания по адресу: г. <…>, пр. <…>, д. <…>, следующего содержания: «ЛОМБАРДНАЯ КОМПАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ УРАЛА. ЛОМБАРД. БЫСТРЫЙ ЗАЙМ ПОД ЗАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ И СТОЛОВОГО СЕРЕБРА. ДЕНЬГИ ЗА 5 МИНУТ.  НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ. ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА. сall-центр: 8-800-200-2<…>. КРУГЛОСУТОЧНО (звонок по России бесплатный). www.lkdu.ru», адресована неопределенному кругу  лиц, в том числе пешеходам, пассажирам и водителям транспортных средств, поскольку размещена рядом с тротуаром, вблизи от автомобильной дороги, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовым услугам, предоставляемым ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» - займам), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке, соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Комиссия делает вывод о том, что спорная реклама может быть расценена как реклама финансовой услуги, поскольку в ней предлагаются услуги по выдаче займа, что связано с привлечением денежных средств физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ наименование лица состоит из организационно - правовой формы и фирменного наименования. Указание фирменного наименования организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. В вышеуказанной рекламе отсутствует фирменное наименование.

Таким образом, рекламная информация, размещенная на фасаде здания по адресу: г. <…>, пр. <…>, д. <…>, следующего содержания: «ЛОМБАРДНАЯ КОМПАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ УРАЛА. ЛОМБАРД. БЫСТРЫЙ ЗАЙМ ПОД ЗАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ И СТОЛОВОГО СЕРЕБРА. ДЕНЬГИ ЗА 5 МИНУТ.  НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ. ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА. сall-центр: <…>. КРУГЛОСУТОЧНО (звонок по России бесплатный). www.lkdu.ru» не содержит наименования лица, предоставляющего финансовую услугу - займ,  что является нарушением ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

С учетом названных обстоятельств и положений ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных  ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что спорная реклама следующего содержания: «ЛОМБАРДНАЯ КОМПАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ УРАЛА. ЛОМБАРД. БЫСТРЫЙ ЗАЙМ ПОД ЗАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ И СТОЛОВОГО СЕРЕБРА. ДЕНЬГИ ЗА 5 МИНУТ.  НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ. ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА. сall-центр: 8-800-200-20-41. КРУГЛОСУТОЧНО (звонок по России бесплатный). www.lkdu.ru», распространяемая посредством баннера увхода в ломбард «Драгоценности Урала», расположенного по адресу: г. <…>, проспект <…>, д. <…>, размещена по инициативе ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала». Данный факт подтверждается договором субаренды нежилого помещения № Суб – 02 от 01.02.2013 г., свидетельствующим об осуществлении Обществом деятельности по адресу размещения рекламы: г. <…>, проспект <…>, д. <…>, актом фиксации рекламы от 15.09.2015 г. подтверждающим фактическое осуществление деятельности ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» по указанному адресу. Также в своих письменных пояснениях (вх. № 7134 от 13.11.2015 г.) ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» не отрицает тот факт, что именно ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» заказало и разместило рекламу на фасаде здания по адресу: Кировская область, г. <…>, проспект <…>, д.<…> следующего содержания: «ЛОМБАРДНАЯ КОМПАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ УРАЛА. ЛОМБАРД. БЫСТРЫЙ ЗАЙМ ПОД ЗАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ И СТОЛОВОГО СЕРЕБРА. ДЕНЬГИ ЗА 5 МИНУТ.  НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ. ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА. сall-центр: 8-800-200-2<…>. КРУГЛОСУТОЧНО (звонок по России бесплатный). www.lkdu.ru».

Исследовав указанные документы, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы является ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала»», как фактический пользователь рекламного баннера. В данном случае Общество обладало возможностью для размещения рекламного модуля у входа в ломбард «Драгоценности Урала» и, кроме того, осуществляя деятельность по выдаче займов по адресу: г. <…>, проспект <…>, д. <…>, было заинтересовано в привлечении внимания потребителей к выдаваемым ломбардом займам, а также заинтересовано в продвижении объекта рекламирования.

В связи с изложенным Комиссия Кировского УФАС России считает, что размещение спорной рекламы было осуществлено в интересах ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала», поэтому, исходя из понятия рекламодателя и рекламораспространителя по смыслу Федерального закона «О рекламе», делает вывод о том, что надлежащим рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала», которое несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе».

Довод ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» об отсутствии в определении даты проведения проверки, непредоставлении акта с подписью должностного лица, уполномоченного проводить проверку, а также об отсутствии доказательств вручения акта проверки в ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» Комиссия Кировского УФАС России считает несостоятельным ввиду следующего.

Акт фиксации рекламы от 15.09.2015 г. имеется в материалах дела № 84/04-15р.

В соответствии с п. 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе: знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, давать устные и письменные объяснения, представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, делать заявления, возражать против заявлений и доводов других лиц, пользоваться  другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Определением от 08.10.2015 о возбуждении дела № 84/04-15р ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» было уведомлено, что оно вправе знакомиться с материалами дела, однако каких-либо ходатайств об ознакомлении с материалами дела от участника рассматриваемого дела не поступало.

Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы установлены ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Виды государственного надзора в области рекламы, осуществляемые антимонопольным органом, установлены постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 №1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы».

В соответствии с п. 2 указанного Положения выявление, предупреждение и пресечение нарушения требований, установленных законодательством о рекламе, осуществляется как посредством организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В силу п. 10 названного постановления сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора, в том числе при проведении проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устанавливаются административными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке.

В рамках рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе Кировское УФАС России руководствуется Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее – Административный регламент), а также Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».

Согласно п. 1.5 Административного регламента при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе управление вправе получать от коммерческих организаций, их должностных лиц, документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, в том числе связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах; проводить проверки с целью получения доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе. В силу пункта 3.25 Административного регламента основанием для возбуждения дела является выявление антимонопольным органом самостоятельно или при рассмотрении заявления, поступившего в антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, в данном случае нарушение законодательства о рекламе выявлено не в ходе проведения проверки, а в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 № 1346 и Административного регламента, поэтому основания для проведения Управлением процедуры, предусмотренной приказом ФАС России от 04.06.2012 № 360 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе", регламентирующим порядок проведения проверок требований рекламного законодательства, отсутствовали.

 

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалы дела  представлено документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Руководствуясь ст. 3, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кировского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «ЛОМБАРДНАЯ КОМПАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ УРАЛА. ЛОМБАРД. БЫСТРЫЙ ЗАЙМ ПОД ЗАЛОГ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ И СТОЛОВОГО СЕРЕБРА. ДЕНЬГИ ЗА 5 МИНУТ.  НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ. ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА. сall-центр: 8-800-200-2<…>. КРУГЛОСУТОЧНО (звонок по России бесплатный). www.lkdu.ru», размещенную на фасаде здания по адресу: г. <…>, пр. <…>, д. <…>, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала», выразившихся в определении содержания, а также распространении рекламы финансовых услуг, указанной в пункте 1 настоящего решения, в которой отсутствуют сведения о наименовании лица, оказывающего данные финансовые услуги (займ), факт нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

3. Предписание ООО «Ломбардная Компания «Драгоценности Урала» не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны